Возрастной период
| Ведущая деятельность
| Объект познавательной деятельности
| Какая сфере психики преимущественно развивается
| Новообразования возраста
|
Младенческий( от рожд до 1г)
|
| Отношения
| Личностная ( потребностно-мотивационная)
|
|
Раннее детство
( 1-3лет)
|
| Предметы
| Познавательные процессы
|
|
Дошкольный возраст
( 3-7 лет)
|
| Отношения
| Личностная ( потребностно-мотивационная)
|
|
Задание №4 запишите Ваши рассуждения по теме: « Интеллигентность это интегративное качество или внешняя культура»
Персоналии
К.Д Ушинский
Основная идея:
Основные труды:
Высказывание:
«… Если нельзя требовать от воспитателя. Чтобы он был специалистом во всех тех науках, из которых могут быть почерпаны основания педагогических правил, то можно и должно требовать, чтобы ни одна из этих наук не была ему совершенно чуждой, чтобы он стремился приобрести всесторонние сведения о человеческой природе.»
К.Д.Ушинский
|
Воспитание образно можно определить как искусство предвидеть неизбежное и уменьшать эффект случившегося.
А.В.Мудрик
|
Модуль 3 Теория воспитания
Рейтинговый балл
За выполнение заданий 25
Тема: Воспитание – специфический предмет педагогики.
Педагогический словарь.
Воспитание как социокультурный процесс – (в широком социальном смысле) система воздействий общественных институтов, обеспечивающих передачу молодому поколению накопленного обществом жизненного опыта.
Воспитание как педагогический процесс (в широком педагогическом смысле) – процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, в ходе которого создаются условия для саморазвития и самоактуализации личности.
Воспитание как педагогический процесс(в узком педагогическом смысле) – целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная на создание условий для саморазвития и самоактуализации личности.
Движущие силы процесса воспитания– совокупность объективных и субъективных противоречий, присущих процессу воспитания.
Цели воспитания– в широком смысле: идеал совершенного человека; в узком смысле: желаемый результат воспитания.
Закономерности воспитания – объективно существующие, повторяющиеся и существенные связи явлений в области воспитания.
Принципы воспитания – основные положения и правила, основанные на закономерностях воспитания.
Перевоспитание– перестройка сложившихся у личности взглядов, суждений, оценок, не соответствующих в той или иной степени существующим в обществе нормам и правилам.
Самовоспитание – сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность личности по саморазвитию и самосовершенствованию.
Блок самоконтроля
По итогам изучения данной темы вы должны знать:
· Сущность понятий «воспитание как социокультурный процесс», «воспитание как педагогический процесс»
· Сущность и специфику движущих сил воспитания
· Соотношение содержания понятий «формирование», «социализация» и «воспитание»
· Сущность и структуру перевоспитания и самовоспитания
По итогам изучения данной темы вы должны уметь:
· Анализировать и оценивать условия, в которых протекает воспитательный процесс
· Выбирать пути и способы разрешения и устранения противоречий в воспитательном процессе
· Устанавливать взаимосвязь закономерностей, принципов и факторов воспитания.
Список рекомендуемой литературы:
Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебное пособие для студентов образовательного учреждения . – М.: ВЛАДОС, 2003. – 352с.
Педагогика: учебное пособие \под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Юрайт, Высшее образование, 2009. – 430 с.
Смирнов В.Н. Общая педагогика: учебное пособие – М.: Логос, 2003. – 304с.
& Задания для самостоятельной работы.
Задание №1 докажите, что цель воспитания носит исторический характер и является социальным заказом общества______
Задание №2 реализация принципа личностного подхода требуется, что бы воспитатель:
· Постоянно изучал и знал индивидуальные особенности, привычки, черты характера, особенности темперамента, взгляды воспитанника
·
·
·
· Максимально опирался на собственную активность личности.
·
Задание №3 критерии воспитанности это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.
Сделайте подборку диагностик направленных на выявление уровня воспитанности.
Задание №4 раскройте понятия:
· Толерантность
· Творчество
· Самостоятельность
· Самоопределение личности
· Самообразование
· Нравственность
· Духовность
· Воспитанность
· Карьера
Задание № 5 создайте слайд шоу по теме: « Ответственность»
Персоналии
В.А.Сухомлинский
Основная идея:
Основные труды:
Высказывание:
Тема: Средства и формы воспитания.
Задание №1составьте ассоциативный рядпо теме урока, из слов – ассоциаций попробуйте составить план урока.
Задание №2прочитайте текст, маркируя его на полях, следующим образом. Если содержание вам знакомо ставите «+», если нет «-», если думали иначе « !», если возник вопрос «?».
| Средство воспитания – это педагогически независимый источник социального опыта.
Средством воспитания является все то, что оказывает воспитательное воздействие. (Природа, книги, звук, вещь, события, явления, искусство и др.)
Средства воспитания воздействуют на воспитуемых как сами по себе, так и возможно использование их для решения поставленных задач.
Выбор средств воспитания обусловлен методом воспитания.
Средства должны отвечать определенным требованиям:
· Гигиеническим
· Эстетическим
· Экономическим
· Правовым
· Этическим
Совокупность методов и средств воспитания определяют форму воспитательной деятельности.
Понятие форма имеет множество значений:
1. внешнее выражение процесса воспитания
2. совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы.
3. система целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников.
таким образом форма воспитания это образ взаимодействия воспитанников с воспитателем в процессе воспитательной деятельности.
Формы воспитательной работы выполняю ряд функций:
· организационную (способ организации)
· регулирующую (способ взаимодействия)
· информативную (способы познания)
Существует большое количество классификаций форм воспитательной деятельности.
одну форму от другой отличают:
· продолжительность по времени (кратковременные и длительные)
· вид деятельности ( трудовая, игровая, учебная и т.д.)
· способ влияния педагога (непосредственно и опосредованно)
· субъект организации (педагоги, родители, дети…)
· результат (информационный обмет, принятие решения, совместное творчество, путешествие и т.д.)
· количество участников (индивидуальная, групповая, массовая, коллективная)
Наиболее часто используемые формы воспитательной деятельности:
· индивидуальные формы (беседа, консультация, задушевный разговор, поиск решения, обмен мнениями…). Данные формы работы способствуют раскрытию талантов ученика, помогают найти решения, раскрыть индивидуальность.
· Групповые формы ( советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки.) основная задача воспитателя создать условия для раскрытия способности каждым учеником.
· Коллективные формы ( конкурсы, походы, агитбригады, тур слеты, спортивные соревнования, спектакли, концерты) воспитателю важно расположить к себе воспитанников, быть авторитетом, консультантом, помощником…
Для успеха дела воспитатель должен знать своих воспитанников и на основе этого строить воспитательную деятельность.
Особой формой воспитания является коллективное творческое дело.
Основой методики КТД является сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, общее планирование работы, проведение и оценка работы, поиск способов решения поставленных задач.
формы КТД:чередование традиционных поручений, коллективный анализ, коллективное планирование, сюжетно-ролевые игры, соревнования.
этапы подготовки и проведения КТД( по И.П. Иванову)
Первый этап
Создается временная инициативная группа ( ВИГ), которой поручается разработка плана предстоящего коллективного дела. Возможными вариантами выборов членов группы может быть: добровольцы, попеременное участие воспитанников, считалка, назначение. Основная задача воспитателя: создать условия для мотивации к делу.
Мотивация происходит вслух, для формирования опыта создания органов самоуправления, и приучения к оценке деятельности.
Второй этап
ВИГ разрабатывает концепцию предстоящего мероприятия:
- внесение предложений
-обсуждение
- запись программы дела
Основная задача воспитателя: создать условия для формирования опыта группового планирования.
Третий этап
ВИГ составляет список подготовленных дел, средств, материалов, которые потребуются для задуманного дела.
Основная задача воспитателя: создать условия для формирования деловитости, практичности, развития умения самопродвижения.
Четвертый этап
ВИГ распределяет задания, так чтобы были охвачены все воспитанники.
Основная задача воспитателя: создание условий для формирования социального опыта, развитие организаторских способностей.
Пятый этап
Группа, получившая задание включается в деятельность по его выполнению
Шестой этап
Проведение дела.
Седьмой этап
Заключительная встреча ВИН, для обсуждения и анализа проведенного дела.
Основная задача воспитателя: создать условия для развития самоанализа.
После обсуждения ВИГ распадается, происходит смена ролей.
Наиболее эффективными приемами на всех стация КТД являются:
· « мозговой штурм»
· Создание « банка идей»
· Круглый стол
· Открытый микрофон
· Интеллектуальный аукцион
· « сократовская беседа»
Организатору КТД необходимо помнить:
-число участников ВИГ 7-9 чел
- творческие задачи определяются самими участниками
- каждому участнику необходимо предоставить возможность выбрать то, что его интересует.
КТД может использоваться при проведении классных часов, праздников, конкурсов, слетов, турпоходов и т.п.
Новые формы организации воспитательной работы:
· Публичная лекция ( 20 мин. Для большой аудитории яркая, в соответствующей обстановке, выступление по теме.
· Философский стол ( беседы о смысле…)
· Разговор при свечах ( откровенная беседа этического содержания)
· День гения ( проводится в течении всего дня, состоит из отдельных актов, носящих ценностно- ориентировочный характер)
· Круглый стол с острыми углами ( дискуссия)
· Качели ( беседа 2 групп поочередно, высказывая суждения по теме)
· « Сократовская беседа» ( рассмотрение множества вариантов решения проблемы)
· Открытый микрофон ( обсуждение общественной жизни в форме вопросов и ответов)
· Интеллектуальный аукцион ( игровая форма состязательной интеллектуальной деятельности. Чтобы купить предлагаемый « товар» - книгу. Отметку, репродукцию и т.п. необходимо предъявить « плату» - порция знаний и умений.
важно: при выборе формы воспитательного воздействия учитывать цели поставленные воспитателем.
|
|
Задание№3кратко, набросками заполните таблицу.
знал(а)
| новое
| думал иначе
| возник вопрос
|
|
|
|
|
Задание №4 составьте опорную схему, для изучения темы (кластеры)
Персоналии
Фридрих Фребель
Основная идея:
Основные труды:
Высказывание:
Воспитание есть не что иное, как упражнение в правильном поступке.
А.С.Макаренко
|