Задание №1прочитайте текст, выделяя на полях, знаю «+», новое «-», думал иначе «!», возник вопрос «?».
Семья для ребенка – это первоначальный и наиболее активный источник формирования личности.
Семья является хранителем традиций, установок, мировоззрения, образов поведения.
семья выполняет ряд функций:
· Репродуктивную ( продолжение рода)
· Хозяйственно-экономическую ( материальное обеспечение)
· Воспитательную (формирование гражданской позиции)
· Коммуникативную ( взаимодействие с другими социальными институтами)
· Рекреативную ( сохранение здоровья, организация досуга)
Семьи классифицируются по разным признакам:
· По количеству членов семьи ( однодетные, многодетные, двухдетные, бездетные, полные, не полные, искаженные)
· По условиям жизни (благополучные и неблагополучные)
· По стилю воспитания ( гиперопекой, гиполпекой, авторитарные, либеральные, демократические)
Существуют правила эффективного воспитания в семье:
· Люби ребенка таким, какой он есть
· Знай, особенности возрастных периодов и подбирай соответствующие методы воспитания
· Умей выслушать
· Быть примером во всем
· Наказывать нужно не личность, а поступок ( не ребенок плохой, а то что он сделал плохо), объясняй как исправить ситуацию.
· Не используй тотальный контроль
· Будь заботлив в меру
· Не унижай
· Помни, от ошибок не застрахован никто
· Больше разговаривай о жизни
· Помогай решать трудности
· Верь, что все получиться
· На нарушай территориальных свобод
· Оставляй право самому принимать решения.
По мнению ученых, развитие и формирование личности может быть реализовано только в системе коллективного воспитания.
В современной литературе под коллективом понимают:
1. любая организованная группа людей
2. только высокоорганизованная группа.
В педагогике под коллективом понимают, объединение воспитанников, для которого характерны следующие признаки:
· общая социально значимая цель
· общая совместная деятельность
· отношения ответственной зависимости
· общий выборный руководящий орган.
т.о. школьный коллектив это – группа воспитанников, объединенная общей социально значимой целью, отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, при выполнении социально значимой деятельности и управляющая выбранным органом, при безусловном равенстве всех членов коллектива.
Воспитанник может быть членом учебного, трудового, общественного, спортивного, художественно-творческого, клубного и др. объединений.
Проблеме воспитания личности в коллективе посвящены исследования И.П.Иванова, В.М. Короткова, Л.И. Новиковой и др.
Одним из разработчиков развития коллектива является А.С. Макаренко. Учение А.С.Макаренко содержит технологию поэтапного формирования коллектива.
Он сформулировал закон жизни коллектива: движение это форма жизни коллектива, остановка – смерть.
А.С.Макаренко определил принципы развития коллектива:
· гласность
· перспектива
· ответственность
· параллельность действия
Стадии развития коллектива ( А.С. Макаренко)
· формирование актива
· влияние актива
· высокий уровень организованности всех членов коллектива
Между стадиями развития коллектива нет четких границ. На всех стадиях развития коллектива большую роль играют традиции коллектива,которые направлены на развитие общих норм и правил поведения, развивают общие переживания, развивают эмоционально- нравственные стороны, формирует мотивацию.
А.С.Макаренко выделял, необходимость четко выбора практической цели, он назвал ее перспективой( близка, средняя и далекая перспектива):
· близкая перспектива ( « завтрашняя радость» - выдвигается перед коллективом на любой стадии, и должна быть интересной для всех членов)
· средняя перспектива ( перспектива события)
· далекая перспектива ( дальняя цель развития)
по мере достижения цели надо выдвигать новые перспективы.
Признаки сформированности коллектива (А.С.Макаренко)
· мажор
· дружеское единение
· защищенность
· ощущение собственного достоинства
· такт
· социально- психологическая зрелость членов коллектива.
На основе теории А.С.Макаренко, в современной педагогике, сложился другой подход к стадиям развития коллектива, его основателями считают Л.И. Новикову, А.Т.Куракина и др.
· низкий уровень развития – группа – конгломерат ( например дети едущие в лагерь) это номинальная группа, объединенная условиями среды. Необходимо принять меры для сплочения например игры на знакомство. Как только произошло объединение, группа переходит на новую ступень.
· Группа – ассоциация. Закладываются основы формирования актива. Для этого необходимы игры на выявление лидера. Организация совместной деятельность например составления коллажа. Следующая ступень
· Группа – кооперация ( высокий уровень сотрудничества) межличностные отношения носят деловой характер направленный на достижения высокого результата. Возможна организация КТД.
· Группа – автономия ( внутренне единство) на этом уровне происходит сплоченность группы, которые становятся основой для появления коллектива. Однако следует отметить, что часто на этой стадии происходит расслоение группы на группировки, микрогруппы, по интересам. И появляется группа – корпорация. Это приводит к изолированности. Замкнутости, борьбе внутри группы. Необходима сложная работа по сплочению коллектива.
· Коллектив
пути сплочения коллектива:
· Совместная деятельность
· Традиции
· Соревнования
· Самоуправление ( совет класса, староста, учком, советы дела, штаб, трудовые советы и т.п.)
· Осведомленность
· Выработка общего стиля
· Тон и такт
· Игра
· Викторины
· КВН
· Туризм
Детские и юношеские объединения.
данные организации направлены на социализацию ребенка.
значимость данных организаций в формировании новых устремлений, удовлетворении потребностей, формирование нового мировоззрения, осуществление воспитательной и коррекционной работы.
принято различать объединения:
· По содержанию ( трудовые, досуговые, общественно-политические, религиозные, патриотические, познавательные и др.)
· По времени существования ( постоянные и временные ( лагеря, инструктивные сборы))
· По форме управления ( неформальные, клубные)
Выбор объединения дело добровольное и носит вариативный характер.
Существуют различные детские объединения « Союз друзей» ( г.Обнинск), « Юные патриоты», « Юная Россия», « Родники» , « Алые паруса» и др.
Современными исследователями разработана модель детского объединения:
· Мотивация
· Адаптация
· Освоение новых видов деятельности
· Самореализация
· Готовность к применению знаний и умений в жизненных ситуациях
Принципы деятельности:
· Гармонизация общечеловеческих ценностей
· Включение воспитанников в социально- значимые отношения
· Взаимосвязь детского самоуправления и педагогического руководства.
образцы социального поведения, которые раскрываются перед воспитанниками в деятельности детского объединения благодаря взрослым и сверстникам, дают ему возможность поставить себя на их место и реализовать усвоенные нормы, раскрыв самобытность личности.
Задание №2заполни таблицу ( кратко)
знал
новое
думал иначе
вопрос
Задание №3запиши тему в тетради, составь план изучения темы и сделай опорный конспект.
Задание №4составь вопросы по теме
Вопрос уточнение_____
Вопрос обобщение__________
Вопрос рассуждение________
Вопрос размышление_____________
Задание №5 составте логическую схему ответа на вопрос.
Персоналии
А.С.Макаренко
Основная идея:
Основные труды:
Высказывание:
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Тема: Индивидуально-дифференцированный подход в образовании.
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...