Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебное пособие для студентов образовательного учреждения . – М.: ВЛАДОС, 2003. – 352с.
Педагогика: учебное пособие \под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Юрайт, Высшее образование, 2009. – 430 с.
Смирнов В.Н. Общая педагогика: учебное пособие – М.: Логос, 2003. – 304с.
Задание№1 запишите рассуждения по теме: « Я выбираю профессию педагог потому что…»
____________________
Задание №2прочитайте текс, маркируя его следующим образом, знаю»+», новое «-», думала иначе «!», возник вопрос «?»
Компетентность \ от лат. \ -добиваюсь, соответствую, подхожу \.-знания, опыт в той или иной деятельности.
Компетентность определяет качество деятельности педагога. Выражается в устойчивом и эффективном характере труда, способности в условиях различных трудностей находить рациональное решение возникающей педагогической проблемы.
Компетентность определяет уровень педагогической готовности к деятельности.
В структуру компетентности входят:
- содержательный компонент \теоретические знания \
- практический компонент \ профессиональные умения \
- профессионально-личностный \ личностные качества \
Профессиональная деятельность педагога ДОУ была предметом изучения многих педагогов и психологов Логиновой В.И. Буре Р.С. Панько Е.А. Леонтьева А.Н. и др.они выделили:
профессиональные функции педагога:- обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья детей.
(Соблюдение режима дня Полноценный сон и питание. Своевременный уход.
Создание безопасной обстановки в группе и на участке. Осуществление профилактических мероприятий. Соблюдение санитарных норм. Выполнение предписаний врача и т. П.)
- создание педагогических условий для успешного воспитания детей
(создание развивающей среды )
-осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми
(планирование педагогической работы с детьми на основе программно-методической документации, проведение этой работы.)
- участи в педагогическом просвещении родителей
(в интересах воспитанников педагог должен содействовать повышению педагогической культуры родителей.
Создание стендов информации для родителей. Беседы, консультации, родительские собрания.)
- регулирование и согласование воспитательного воздействия семьи и ДОУ
(изучение семей и на основе полученных данных согласование воспитательного воздействия на ребенка. Изучение потребностей школ и на основе этого осуществление преемственности ДОУ и школы…)
К.Д. Ушинский был убежден, что « в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности».
Содержание педагогической деятельности предъявляет к педагогу ряд специфических требований. Эти требования заставляют развивать определенные личностные качества – профессионально значимые и обязательные качества личности.
К профессионально значимым качествам относят:
· Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. У педагога Эмпатия выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям, тактичности.
· Педагогический такт – означает чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия. Оптимальное сочетание ласки и твердости, доброты и приличия, доверия и контроля. Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей и родителей, коллег по работе. Не снижая требовательности к участникам воспитательного процесса, тактичный педагог проявляет по отношению к ним доброжелательность.
· Педагогическая зоркость – проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы развития, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом. Показателями педагогической зоркости считают умения чувствовать детей, смотреть и видеть, слушать и слышать, читать эмоции, предупреждать негативные формы поведения.
· Педагогический оптимизм – основывается на глубокой вере педагога в силы и возможности каждого ребенка, в результат образовательной работы. Выражается в настроенности педагога на восприятие положительных качеств воспитанников. Проявляется во внутренней энергии педагога, в умении повести за собой, увлечь.
· Педагогическая рефлексия – это самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью. При этом следует придерживаться правила: причины неудач искать в себе, не торопиться оправдывать их внешними факторами.
Педагогические умения:
· гностические умения – это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив, педагогического опыта других воспитателей.
· Конструктивные умения – необходимы для проектирования педагогического процесса. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы с детьми, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т. П.
· Коммуникативные умения - проявляются при установлении взаимоотношений с детьми, коллегами, родителями, администрацией. Эти умения помогают воспитателю расположить к себе, вызвать сопереживание.
· Организационные умения – выполнить все, что запланировано, распределить обязанности.
· Организаторские умения не дадут результата, если педагог не умеет увлечь детей и взрослых, заразить своей энергией.
· Специальные умения педагога – это умения петь, танцевать, выразительно читать, мастерить, вязать, показывать кукольный театр, чем больше таких умений у педагога, тем интереснее и содержательнее жизнь детей.
Задание№3 сделайте самоанализ, «Какой я педагог»
Я знаю ____
Я умею ____________
Я могу ________
Я хочу ____________
Для достижения моих целей мне необходимо ____________
Задание №4используя интернет ресурс, составьте перечень ОК ( общих компетенций) и ПК ( профессиональных компетенций) для вашей специальности.