Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Прибытие Великого посольства



2015-12-13 1000 Обсуждений (0)
Прибытие Великого посольства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На пути реализации планов Алмыша встало среднеазиатское исламское Саманидское государство. Используя тот факт, что булгарский флот разгромил в 910 г. прикаспийские области исламского Саманидского государства, саманидская пропаганда представила Булгар враждебным исламу государством, и посылка халифом писем и Великого посольства в Болгар несколько раз по этой причине срывалась.

 

Но в 921 г. выдающийся булгарский дипломат, сын Микаиля Башту Абдаллах ибн Башту, смог, наконец, добиться от багдадского халифа одобрения плана разгрома Хазарской орды в обмен на твердое обещание Алмыша объявить ислам государственной религией Булгарии. Намаловажную роль в этом деле сыграло то, что Абдаллах показал важность посылки Великого посольства для повышения авторитета самого Багдада и смог представить Хазарскую орду враждебным исламу 'иудейским бейликом' (хотя в действительности подавляющее большинство хазарских каганов были тенгрианцами и после гибели Обадии со всей его семьей иудаизм никогда больше не играл в Хазарской орде сколько-нибудь заметной роли). Вдохновило халифа и сообщение Абдаллаха о том, что Алмыш наметил на 922 г. решающий поход на Итиль и что булгарские войска выступят сразу же после получения письма халифа с одобрением этого джихада (священной войны). Халиф тяготился некоторой зависимостью от Саманидов и не прочь был умерить - при помощи Булгара - мощь этих правителей.

 

В том же 921 г. из Багдада в Болгар отправилось долгожданное халифское посольство Сусана ар-Раси для помощи в деле введения исламских законодательных норм во все государственные структуры Булгара и для передачи Алмышу пшсьма халифа с одобрением джихада против Хазарской орды. В огромном посольском караване насчитывалось 3 тыс. человек и 3 тыс. лошадей (не считая верблюдов). Секретарем этого посольства, которое булгарские источники по праву называют Великим, был крупный багдадский аристократ Ахмед ибн Фадлам. Вел посольство через владения Саманидов (неоднократно пытавшихся помешать проезду посольства, но в конце концов решивших расправиться с послами руками огузов) сам Абдаллах ибн Башту. Посулы и взятки Абдаллаха позволили ему заручиться поддержкой наиболее влиятельных огузских биев и благополучно провести посольский караван к булгарекой границе.

 

Часть булгарекнх биев-язычников, возглавлявших удельные бейлики, прослышала о переговорах в Багдаде и решила не допустить утверждения ислама в качестве государственной религии ради спасения своей власти и бейликов. Для этого бии составили заговор с целью свержения Алмыша и предложили среднему сыну Алмыша Микаилю-Ялкау занять отцовский трон. Ялкау согласился участвовать в перевороте. Тогда заговорщики съехались в Буляр, будто бы для празднования сабантуя, и подняли здесь восстание против Алмыша. Простой люд поддержал своих биев, так как Алмыш усилил феодальную эксплуатацию народа: увеличил налоги (под предлогом необходимости платить повышенную дань огузам и хазарам. хотя дань эта не превышала прежней дани хазарам и баджанакам), ввел законы, унижающие язычников (в частности, закон, по которому язычники должны были снимать шапки перед мусульманами, хотя у булгар публичное снятие шапки мужчиной считалось невероятным позором) и др.

 

Мятежные бии надеялись, что Ялкау немедленно прибудет к ним и они смогут под его знаменем развернуть наступление на Болгар. Но Ялкау испугался и не приехал в Буляр. Срыв первоначального плана вызвал растерянность в рядах повстанцев. Не зная, что делать дальше без Ялкау, они укрепились в Буляре и ограничили свои действия лишь отдельными вылазками. В этот момент - 12 мая 922 г. - Великое посольство, чудом избежавшее встречи с разъездами повстанцев, въехала в Болгар.16 мая 922 г. состоялась торжественная церемония провозглашения ислама государсвенной религией Булгара, что предусматривало назначение на государственные посты только мусульман. Это было выдающейся победой булгарской дипломатии, возглавляемой Абдаллахом ибн Башту.

 

Затем было подавлено и восстание биев, получившее в народе название Сабанской войны или Войны биев. Произошло это так. Вначале Алмыш предложил одному из вождей повстанцев Кермеку Аскалу жениться на царской дочери и таким образом породниться с ним. Кермек, польщенный этим, покинул Буляр и вместе с частью своих повстанцев перешел на сторону царя. Ахмед ибн Фадлан, вскоре по прибытии в Болгар перешедший на булгарскую службу, предложил Алмышу жестоко покарать мятежников. Сын Алмыша Газан (Казан) Хасан поддержал Ибн Фадлана. Царское войско окружило Буляр. Вот-вот могла пролиться кровь. В этот момент гуманный и дальновидный политик Абдаллах ибн Башту, используя силу своего авторитета, убедил царя даровать повстанцам амнистию, а вождя мятежников Бырака - сдаться. Получив заверение царя, Бырак и его повстанцы прекратили сопротивление.

 

Реформы Алмыша

 

Бескровное завершение конфликта способствовало дальнейшему росту влияния ислама и превращению его в основу идеологии булгарского народа. В благодарность за поддержку Алмыш назначил Ахмеда ибн Фадлана сеидом (сеид - религиозный глава мусульман города, области, страны) Булгара.

 

Однако жесткий и решительный, но при этом и очень расчетливый Алмыш пощадил повстанцев не столько из гуманных побуждений, сколько за военной необходимостью: вести войну с хазарами без ополчений мятежных биев, составлявших основу булгарского войска, было невозможно. С джихадом против хазар Алмыш медлить не собирался. Уже в мае в Болгар прибыл из Яна Галиджа (Новгорода) - для участия в войне против хазар - флот Салахби.

 

Зимой 922 г. Салахби был изгнан сыном Лачына Угыром из Киева. Алмыш дал Салахби пост булгарского наместника Яна Галиджа, а Угыр (русские летописцы звали его Игорем Рюриковичем) провозгласил Киевский бейлик независимым от Булгарии Русским княжеством (так как династия Урус-Айдара, к которой относился и Угыр, называлась 'урусской' - 'русской' по-славянски, и потому, что большинство киевских булгар называло себя с гуннских времен 'урус-булгарами') с центром в Киеве. Так в западной части булгарских земель возникло третье (после Болгарского и Венгерского) государство, условно называемое в науке Древнерусским или Киевской Русью.

 

В Болгаре, за несколько дней до похода на Итиль, Салахби умирает при загадочных обстоятельствах. Смерть его, выгодная для Угыра и хазаро-саманидского лагеря, расстроила готовившийся поход. Флот Салахби отплыл обратно в Яна Галидж (так как пришла весть о движении Угыра к Новгороду), а без него атаковать хазар только силами конницы было рискованно. Угыр действительно двинулся к Яна Галиджу и овладел этим городом. В этих условиях Алмыш решил отложить войну с хазарами.

 

При Алмыше в Булгаре началось активное строительство крепостей и городов. Их число достигло к 13 в. около 200. Основным строительным материалом при этом были дерево, белый камень (известняк) и кирпич (русское слово 'кирпич' происходит от булгарского 'курпэщ', так как булгары первыми стали использовать его).

 

Также при Алмыше началась чеканка булгарской металлической монеты. Она заменила кожаные деньги, бывшие в обращении с эпохи Идельского царства. Серебряные монеты булгары называли 'данга'. 0т этого термина произошло русское слово 'деньга' ('деньги'), так как булгарские монеты ходили в качестве денег на территории Киевской Руси, а также в Швеции, Норвегии, Дании, Германии. Польше, Прибалтике, Финляндии, Молдове, Средней Азии и в др. странах.

 

Но самым главным достижением в правление Алмыша - после объявления ислама государственной религией Булгара - была ликвидация наиболее опасных для единства государства удельных бейликов Бершуд (Берсула) и Эсегель (Аскал), благодаря чему Булгарское государство предохранилось от распада. Ликвидация эта произошла вскоре после подавления Войны биев, так как бии этих бейликов были замешаны в восстании. Конечно, внутри Булгарии остались еще несколько удельных бейликов, но автономия их была урезана и они не угрожали единству страны.

 

Государство с этого времени стало делиться на или (губернии, провинции) во главе которых становились улугбеки (губернаторы) назначаемые царем. Только в нескольких илях, получивших названия тарханств, улугбеки избирались местной знатью (тарханами), но и они утверждались правителем.

 

Исламизация многих языческих племен (маджар-мишар, барынджар-берендеев, берсульцев, эсегельцев, баджанаков, тертеров-тептяр и др.) привела к слиянию их в булгарскую народность, основой идеологии которой стал ислам. Ислам настолько глубоко вошел в жизнь и сознание булгарского народа, что в Булгаре слово 'мусульманин' стало синонимом этнонима 'булгар'.

 

Алмыш многое сделал для развйтйя булгарского купечества и не стеснялся лично вникать в торговые проблемы. При нем булгарским купцам в Булгарии были созданы гораздо более льготные условия дли торговли, чем иноземным, благодаря чему булгарские торговцы удержали господство на рынке собственной страны и активно проникали на рынки других стран.

 

Но при всем при этом время Алмыша - это время усиления феодальной эксплуатации народа. На плечи государственных игенчеев - чирмышей легли дополнительные налоги и повинности. Их заставляли платить вдвое-втрое большие налоги и посылали на тяжелые работы по строительству городов, крепостей, защитных пограничных укреплений, дорог, мостов и т. д. Богатые ремесленники и торговцы притесняли своих менее богатых собратьев. А все немусульмане должны были кроме обычных налогов платить еще и дополнительный налог - харадж, взимавшийся с немусульман. При этом в Булгарском государстве всегда господствовала веротерпимость и человек мог свободно исповедовать любую веру. В Булгаре, наряду с мусульманским большинством, проживали десятки тысяч граждан, исповедовавших различные христианские, иудейские, буддистские и языческие верования.

 

Было в Булгарии и рабство, однако после б лет отработки раб (рабов покупали в других странах, либо захватывали во время войн) становился свободным гражданином Булгарии. А если он принимал ислам - то освобождался немедленно, так как по исламским законам мусульманам запрещалось держать в рабстве мусульман.

 

Усиление феодальной эксплуатации в правление 'слабых царей'

 

В период между царствованиями Алмыша и Талиба правили цари, которых Кул Гали называл 'слабыми царями'. Сразу после Алмыша правил его сын Газан (92 5 - 930), который всегда был другом и почитателем Саманидов. Он тут же заключил союз с Саманидским эмиратом, дав среднеазиатским купцам большие привилегии в Булгаре, и похоронил отцовские планы об уничтожении Хазарской орды. Внутри страны Газан еще более усилил налоговый гнет игенчеев и, кроме этого, передал часть игенчеевских земель в наследственное владение своим дружинникам (джурам). Так в Булгаре появилась аристократическая каста крупных феодалов - вотчинников (то есть владельцев земель, передающихся по наследству), которых стали называть казанчиями (то есть людьми Газана - Казана, очевидно). Игенчей мог уйти от казанчия, но в таком случае терял свою землю, которая доставалась феодалу.

 

Сеид Ахмед ибн Фадлан, ставший при Газане еще и везиром, всецело поддерживал своего любимца - Хасана. В это время сыновья Мардана, лишенные власти в отцовском бейлике, отрывают от Марданского иля Булгара земли по Верхней и Средней Оке и основывают здесь при поддержке хазар собственный булгаро-анчийский бейлик Батыш 'Западный' (на Руси булгарское название этого бейлика произносили в форме 'Вятичи').

 

Народ ответил на грабеж режима Хасана большим восстанием зимой 930 - 931 гг. Зима эта была особенно суровой и голодной, но царь не дал игенчеям никакого послабления и лично отправился собирать налоги с населения Горной стороны Булгарии (Предволжье или Горная Булгария), Разгневанные чирмыши, у которых царь отобрал последнее продовольствие и корм, напали на Газана и убили его в городе Атряч. Голова правителя была воткнута на копье в центре Атряча.

 

Новый царь Булгара - Ялкау Микаиль (931 - 944) сумел различными посулами оторвать от повстанцев чирмышей-мусульман и жестоко разгромил ослабленную армию повстанцев. Атряч был переименован в Шонгыт. Но вскоре после этого Ахмед ибн Фадлан - личный враг Микаиля - был схвачен и брошен в зиндан (подземную тюрьму), где и скончался. В народных сказаниях Ибн Фадлан сохранился в образе муллы Бакира, враждовавшего с крылатым змеем Бараджем - символом благополучия страны и народа.

 

Везиром стал учитель и наставник Ялкау - Абдаллах ибн Башту, написавший в честь победы царя над повстанцами-язычниками дастан (героическую поэму) 'Кисекбаш китабы' (931 г.). По настоянию Абдаллаха Ялкау выделил чирмышей-мусульман в привилегированную категорию государственных игенчеев, которая получила название 'субаш'. Субаши платили государству сравнительно сносные и строго определенные налоги и поэтому были заинтересованы в развитии своих зерновых и животноводческих хозяйств (булгар-скотоводов называли хишдеками). Часть налогов была снята с субашей и возложена на чирмышей-язычников. Однако царь не решился отобрать вотчины у аристократов, так как казанчии составляли главную ударную силу булгарского войска - конницу тяжеловооруженных рыцарей - уланов.

 

Во внешней политике Ялкау занимался главным образом конфликтами с Угыром Лачыни из-за Кара-Булгарского бейлика и некоторых других территорий. В общем, эти земли Ялкау - при помощи младшего сына Алмыша, кара-булгарского бия Мала - удалось отстоять.

 

В, 943 г. Ялкау упал с лошади во время ритуальной скачки и разбился насмерть. Царем Булгарии стал его сын Мохаммед (Ахмед) - ставленник казанчиев, который окружил себя аристократами и преданными дружинниками и заполнил свою жизнь одними любимыми развлечениями (охотой, пирами, увеселительными поездками и др.). Тяготясь делами государственного управления, он передал их в руки везира - сына Ахмеда ибн Фадлана сеида Насыра и установил в стране диктатуру казанчиев. Насыр старался максимально удовлетворять прихоти царя и его друзей. Но содержание роскошного царского двора, его огромного гарема и царской свиты, на забавы и капризы царя тратились колоссальные средства. Всех своих приближенных Мохаммед одаривал вотчинами, сотни своих жен и наложниц - дворцами и усадьбами. Государственная казна была быстро опустошена и разворована, Новые налоги, возложенные на игенчеев для содержания царского двора и непомерно раздутого чиновного аппарата Насыра, разоряли народ.

 

Внешней политике не уделялось должного внимания, чем воспользовалось Киевско-Русское княжество. В 945 г. киевский князь Угыр напал на Кара-Булгарский бейлик, подчинявшийся Булгару. Правда, при осаде центра бейлика - города Хорысдана ('Коростель', 'Путивль') Угыр был разбит и убит, но через несколько лет его жена - датчанка Ольга смогла при помощи византийцев и хазар (а также части кара-булгар - ковуев) подчинить Кара-Булгарский бейлик Киевской Руси. Мал попал в плен, но перешел на киевскую службу. Ольга дала ему и части последовавших за ним кара-булгар, получивших название 'берендеев', земли в Правобережной Украине, где Мал основал новый город Хорысдан - 'Коростень' (а прежний Хорысдан стали называть Иске Хорысдан или Батавыл - 'Путивль'). Оставшиеся на территории упраздненного бейлика кара-булгары из соперничавшей с берендеями группировки каубуйцев (ковуев) сохранили свои земли и автономию. Позднее, после распада Киевской Руси, они стали подчиняться черниговским князьям, а берендеи - киевским. Когда в 13 в, на Украине стали формироваться казаческие части, то масса ковуев и берендеев вошла в них - в состав украинского народа.

 

Саманиды, узнав о слабости правления, потребовали предоставить среднеазиатским купцам большие права, чем имели булгарские купцы. Это грозило Булгару полным разорением. Даже Насыр - поклонник Саманидрв - отказался пойти на это. Тогда Саманиды велели подвластным им огузам-тюркменам и хазарам совместно сокрушить Булгар и подчинить его саманидским эмирам.

 

Улугбек булгарской тарханной провинции Мардан (Мардан-Беллак) отбил хазарские набеги и попросил Болгар снизить царскую дань с его иля для направления высвободившихся от этого снижения средств на борьбу с тюркменами. Однако Насыр отказал, и тогда марданцы перестали охранять дороги, шедшие из огузских степей в центр Булгарии и стали защищать от тюркмен лишь собственную губернию. В результате тюркменские набеги захлестнули половину территории Центральной Булгарии и получили название 'Тюркменского потопа'. Народные ополчения, составленные из разоренных поборами и плохо вооруженных игенчеев, сражались с неохотой и терпели поражения, а казанчии вообще устранились от участия в деле защиты страны.

 

Только когда один отряд тюркмен едва не захватил в плен самого царя, Мохаммед уразумел размеры надвигающейся на страну катастрофы и велел сыну царя Хасана Талибу Мумину возглавить оборону территорий Байтюбинской (область города Буляра) и Тамтайской (Башкирия) губерний.

 



2015-12-13 1000 Обсуждений (0)
Прибытие Великого посольства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Прибытие Великого посольства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1000)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)