Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Государственный бюджет, его дефицит и профицит. Сеньораж




Бюджет – это центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов.

Бюджет– это система денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд.

Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения объективных потребностей в денежном фонде, служащим выполнению экономической, социальной и политической функцией.

Бюджет играет важную роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве рабочей силы. Кроме того, через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями (субъектами Федерации), отдельные хозяйствующие субъекты могут получить бюджетное финансирование.

Консолидированный бюджет РФ состоит из федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ.

Бюджетная система РФ– это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов


государственных внебюджетных фондов.

Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующий перечень принципов построения и функционирования бюджетной системы:

• единства;

• разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

• самостоятельности бюджетов;

• полноты обращения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных вне-бюджетных фондов;

• сбалансированности бюджета;

• эффективности и экономичности использования бюджетных средств;

• общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;

• гласности;

• достоверности бюджета;

• адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней.

Принцип полноты требует отражения в бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования дополнительного привлечения средств.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип гласности предлагает прозрачность бюджета, что означает соблюдение следующих требований:

• предварительного обсуждения проектов бюджета на открытых заседаниях палат Федерального собрания РФ;

• обязательного опубликования утвержденных бюджетов после принятия закона о них, а также отчетов об исполнении бюджетов;

• сообщения о ходе исполнения бюджетов в течение года.


Принцип самостоятельности регламентируется ст. 31 Бюджетного кодекса.

Принцип достоверности означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и ценового характера бюджетных средств означает, что они выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти.

Дефицит бюджета- это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в национальной экономике, фиксирует результат этих изменений.

Причины бюджетного дефицита:

• спад общественного производства;

• рост предельных издержек общественного производства;

• массовый выпуск «пустых» денег;

• неоправданно «раздутые» социальные программы;

• возросшие затраты на финансирование ВПК;

• крупномасштабный оборот «теневого» капитала;

огромные непроизводительные расходы, приписки,
хищения, потери производ-ственной продукции и многое
другое, пока не поддающееся общественному учету.

В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета:

• государственные займы и

• ужесточение налогообложения.


увеличение денежной массы в обращении, - это собственное производство денег, или «сеньораж» (печатанье денег).

«Сеньораж» сегодня не принимает форму простого печатанья денег (это слишком явно связано с усилением инфляции). В настоящее время «сеньораж» реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.

Следует заметить, что если операции «сеньораж» имеют незначительный размер, то особо пагубных последствий они не несут. Однако если правительство чрезмерно полагается на механизм «сеньоража» как средство оплаты своих расходов, то количество денег, находящихся в обращении, будет расти слишком быстро (в соответствии с мультипликатором денежного предложения), порождая тем самым рост инфляции.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы.

Государственный долг- это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны, так как, во-первых, государственный займ - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

Профицит бюджета- это противоположность дефициту, т.е. превышение доходов над расходами.

Концепция бюджетной политики базируется на том, что, в первую очередь, бюджет должен быть ежегодно сбалансирован; несомненно, что необходимо стремиться к тому, чтобы профицит бюджета имел место.




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (671)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)