Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Среда функционирования предприятия. Влияние экономической среды на стратегию и тактику предприятия



2015-12-15 3686 Обсуждений (0)
Среда функционирования предприятия. Влияние экономической среды на стратегию и тактику предприятия 3.06 из 5.00 168 оценок




Предприятие функционирует в окружающей среде, объекты которой постоянно воздействуют на саму хозяйственную деятельность предприятия и на результаты этой деятельности, в первую очередь экономические.

Экономическая среда –совокупность экономических условий, хозяйствующих субъектов и факторов, определяющих экономическую эффективность деятельности предприятия и его развитие.

Выделяют внешнюю и внутреннюю среду предприятия.

Внешняя среда предприятия – это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешние факторы обычно делятся на две группы: факторы прямого воздействия (микросреда) и факторы косвенного воздействия (макросреда).

Факторы косвенного воздействия (макросреда)не оказывают прямого воздействия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии.

К наиболее значимым факторам косвенного воздействия относятся:

● политические факторы – основные направления государственной политики и методы ее реализации, возможные изменения в законодательной и нормативно-технической базе, заключаемые правительством международные соглашения в области тарифов и торговли и т.д.;

● экономические факторы – темпы инфляции или дефляции, уровень занятости трудовых ресурсов, международный платежный баланс, процентные и налоговые ставки, величина и динамика внутреннего валового продукта, производительность труда и т.д. Эти параметры оказывают на различные предприятия неодинаковое влияние: что одной организации представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность. Например, стабилизация закупочных цен на продукцию сельского хозяйства для ее производителей рассматривается как угроза, а для перерабатывающих предприятий – как выгода;

● социальные факторы внешней среды – отношение населения к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и традиции; разделяемые людьми ценности; менталитет общества; уровень образования и т.п.;

● технологические факторы, анализ, которого позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.

Микросреда – это часть внешней среды предприятия, которая формируется потребителями, поставщиками и конкурентами.

Потребители оказывают наибольшее влияние на экономику пред-приятия. В зависимости от экономического назначения потребляемой продукции потребители разделяются на предприятия-посредники и конечные потребители.

Предприятия-посредники приобретают оборудование, сырье, полу-фабрикаты и другие товары и услуги для использования в дальнейшем производстве, операциях или для перепродажи другим потребителям. Конечные потребители обычно покупают готовые изделия для личного, семейного или домашнего непосредственного использования.

Потребители как субъекты внешней микросреды определяют номен-клатуру, ассортимент и качество производимой продукции, а также фор-мируют уровень цен.

Подпоставщиками в широком смысле этого слова следует понимать поставщиков не только сырья, материалов, комплектующих деталей и уз-лов, но и научно-технической продукции (проекты, технологии, техника), учреждения и организации, оказывающие различного рода услуги (транспортные, складские, консалтинговые и другие), банки, которые осу-ществляют кредитование, и т. п.

Поставщики прежде всего оказывают влияние на уровень издержек предприятия через цены на сырье, материалы и оказываемые услуги. Кроме того, они во многом определяют качество производимой продукции, которое зависит от уровня прогрессивности предлагаемых проектов, совершенства технологии и техники, качества поставляемых сырья и материалов. В меньшей мере влияют поставщики на номенклатуру и ассортимент про-изводимой продукции. Однако из-за отсутствия или недопоставки необ-ходимых сырья и материалов возможны изменения в производственной про-грамме предприятия.

Взаимоотношения между поставщиками и потребителями пред-ставляют собой горизонтальные хозяйственные связи и строятся на договорной основе.

Конкуренты играют не менее важную роль во внешней среде. Кон-куренция как экономическое соревнование между хозяйственно само-стоятельными производителями за достижение своих интересов путем продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг одним и тем же потребителям, по сути, представляет собой соревнование за потребителя. В условиях конкуренции производитель вынужден выпускать продукцию, удовлетворяющую требованиям потребителя, иначе она не будет реализована. Когда есть выбор, покупатель отдает предпочтение наиболее качественному товару, а при одинаковом качестве – более дешевому. Это вынуждает производителя создавать обладающий рыночным преимуществом товар.

Внутренняя средапредприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений.

Внутренняя среда организации включает следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную структуру.

Значение анализа внутренней среды объясняется следующими обстоятельствами:

- информация о внутренней среде необходима для того, что определить внутренние возможности, потенциал, на который предприятие может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей;

- анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить цели и задачи организации.

Основными элементами внутренней среды предприятия являются:

● производство (в зарубежной экономической литературе – управление операциями): объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования; резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т.д.;

● персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;

● организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия;

● маркетинг, охватывающий все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, в том числе: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;

● финансы – своего рода зеркало, в котором отражается вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне;

● культура и имидж предприятия – факторы, которые создают образ предприятия; высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т.п.

Таким образом, деятельность предприятия зависит от внешних и внутренних факторов, и внешняя среда может как содействовать, так и противодействовать его развитию.



2015-12-15 3686 Обсуждений (0)
Среда функционирования предприятия. Влияние экономической среды на стратегию и тактику предприятия 3.06 из 5.00 168 оценок









Обсуждение в статье: Среда функционирования предприятия. Влияние экономической среды на стратегию и тактику предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3686)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)