Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Новые явления экономической и политической жизни страны




В XVII в. в экономической жизни страны возникают два новых явления: появляются мануфактуры и идет процесс становления всероссийского рынка.

Натурального характера хозяйства в чистом виде не было никогда. К рынку и крестьянин, и помещик обращались для приобретения изделий, которые могли производиться только в определенных областях (например, соль, железо). То есть рыночные отношения раньше строились на основе естественной сырьевой специализации регионов. Некоторые промыслы были распространены повсеместно – производство тканей, кожаных изделий, строительство домов и т.д. Особенность развитию мелкой промышленности придавали не домашние промыслы, а распространение ремесла, то есть изготовление изделий на заказ и особенно мелкого товарного производства, т.е. изготовление изделий на рынок.

Самое важное новшество в промышленности состояло в появлении мануфактуры: это более крупное производство, здесь существовало разделение труда, использовался ручной труд. Значительные по размерам предприятия, использовавшие ручной труд, но где разделение труда находилось в зачаточном состоянии, назывались простой кооперацией. Если в кооперации использовался наемный труд, то она называется простой капиталистической кооперацией. К такому типу относились артели бурлаков, артели, строившие каменные здания, солеварение. Отличительным признаком капиталистической кооперации от простой кооперации был наемный труд. Первые мануфактуры возникли в металлургии в Тульско-Каширском районе – голландский купец А. Винниус в 1636 г. пустил вододействующий завод.

Особенности возникновения мануфактур в России было то, что они возникали не на основе перерастания мелкого товарного производства в мануфактуру, а путем перенесения готовых форм из стран Западной Европы. Вторая особенность – большая роль государства в инициировании строительства мануфактур. Чтобы привлечь иностранных предпринимателей, государство предоставило им ряд льгот: основатель в течение 10 лет получал денежную ссуду, к заводам были приписаны дворцовые крестьяне, заготовлявшие руду и древесный уголь. В свою очередь, заводовладелец обязывался отливать для государства пушки и ядра. Изделия на внутренний рынок (сковороды, гвозди) поступали только после выполнения госзаказа. Для удовлетворения нужды в железе своих вотчин землевладельцы также основывали заводы (И. Милославский, Б. Морозов). В конце века к мануфактурному производству приобщаются купцы (Демидов, Астров).

В XVII веке Россия вступила в новый этап своего развития. В социально-экономическом плане это сопровождалось началом формирования всероссийского рынка. Особенностью было то, что основой его было не мануфактурное, а мелкое товарное производство. Возникновение рынка происходит на основе углубления областной специализации. Так, например, ткачество было повсеместным занятием, но теперь на юге стали специализироваться на производстве шерстяных тканей, в Москве развивается изготовление полотна и шелкоткачество, на севере – льняное производство.

Связи между областями формировали ярмарки – Макарьевская, Свенская, Ирбитская. Крупнейшим торговым центром была Москва. Верхний слой купечества составляли гости (самая богатая и привилегированная часть купечества) и торговые люди. Гостям предоставлялось право свободного выезда за границу по торговым делам, право владеть вотчинами, они освобождались от постоя, податей и некоторых посадских служб. Торговые люди гостиной и суконной сотен располагали теми же привилегиями, что и гости, за исключением выезда за границу. За привилегии купечество расплачивалось с государством, выполняя ряд обременительных поручений. Казенная монополия на ряд товаров (поташ, меха, икра) сдерживала накопление капиталов. Морская торговля осуществлялась с Западной Европой через Архангельск. Главными потребителями импортных товаров была казна (оружие, сукно), царский двор. Со странами Азии торговля осуществлялась через Астрахань.

Структура внешнеторгового оборота соответствовала уровню развития страны. В импорте преобладали промышленные товары, в экспорте – сельскохозяйственное сырье и полуфабрикаты. Внешняя торговля почти полностью находилась в руках иностранных купцов. Правительство в 1649 г. лишило права вести торговлю внутри страны только англичан. Торговый устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г. носили протекционистский характер.

После окончания смуты перед новым правительством стояли крайне сложные задачи преодоления розни и восстановления государства. Михаил Романов (1613-1645) как личность мало подходил к их решению. Он был малоинициативен, но именно эти качества обернулись на пользу. Для уставшего общества умеренность и традиционализм первого Романова были основанием к консолидации.

Болезненным оказался процесс обуздания вольного казачества, действия которого угрожали самой идее стабильности. При этом приходилось считаться с силой казачества и тем, что именно они поддержали его кандидатуру. В конечном итоге Михаил Романов встал на путь утверждения феодального правопорядка: в 1615 г. было разгромлено движение атамана Баловня, угрожавшее стабилизации, часть казаков была переведена в разряд служилых людей. Большую опасность представляли отряды Заруцкого, который, как и Марина Мнишек, был схвачен в 1614 г.

Серьезной проблемой стало освобождение страны от интервентов, которые не спешили признать новую династию. В 1615 г. шведы осадили Псков, но потерпели неудачу. Королю Швеции Густаву II Адольфу удалось оттеснить Россию от Балтийского моря и принудить к заключению Столбовского мира 1617 г., по которому побережье Финского залива и Корела отошли к Швеции.

В 1618 г. Владислав отправился отвоевывать свой «законный престол». В октябре 1618 г. поляки дошли до Белого города, с большим трудом Михаилу удалось отбить приступ поляков. В 1618 г. в Деулино было заключено перемирие: к Польше отходили Смоленск, Северская и Черниговская земли, Владислав не отказался от притязаний на престол. Деялинский договор предусматривал обмен пленными, в результате которого в Москву вернулся Филарет, который был избран патриархом. Человек властный и решительный, он оттеснил сына на второй план и с новым титулом «великого государя» сосредоточил в своих руках управление страной.

Первые годы после смуты возросло значение православных ценностей, усилились настроения изоляционизма и особой ответственности за судьбы православного мира. Важной стала проблема восстановления страны, которое проходило в рамках расшатанного, но сохранившегося крепостничества. С целью упорядочения налогообложения в 20-е годы составлялись новые дозорные и писцовые книги, прикрепляющие население к месту жительства. Преодоление «великого московского разорения» затянулось до конца 20-х годов XVII в.

Возрождалась практика «урочных лет». Провинциальное дворянство было недовольно существующим крепостническим законодательством и неоднократно в 1637, 1641, 1645 гг. подавало коллективные челобитья с требованием отмены урочных лет. Правительство лишь частично удовлетворяло эти требования, увеличивая сроки сыска беглых крестьян, что вело к обострению противоречий среди землевладельцев.

Смута упрочила идею самодержавия. После пережитого династия Романовых воспринималась как символ национального суверенитета, условие внутреннего мира и стабильности. Это вело к укреплению самодержавной власти, которая постепенно сводит на нет огромную роль земщины в годы смуты. Однако первоначально, когда перед правительством Романова стояли задачи восстановления государственной системы, правящие круги опирались на земские соборы.

Земские соборы занимались преимущественно изысканием средств для пополнения казны и внешними сношениями. Помимо увеличения прямых поземельных налогов правительство с согласия соборов несколько раз собирало чрезвычайные сборы, так называемые пятинные деньги. За период с 1613 по 1619 гг. они собирались семь раз, а в годы Смоленской войны еще дважды.

С 20-х годов, по мере укрепления власти Романовых, правительство все реже прибегало к земским соборам, они постепенно приобретают совещательный характер.

Государственный строй России второй половины XVII в. эволюционировал к абсолютизму, то есть к неограниченной и бесконтрольной власти монарха. В классическом виде абсолютная монархия возникает в переходный период, когда феодальные условия приходят в упадок, а из средневекового сословия горожан формируется класс буржуазии и когда ни одна из сторон не взяла еще верх над другой. В отличие от Западной Европы абсолютизм в России вырос в условиях, когда феодальные отношения только оформились (соборное уложение 1649 г.), а класса буржуазии еще не было.

Специфика истории России состояла в том, что уровень ее экономического развития отставал от политической эволюции. Напомним, что решающее значение в создании единого государства оказала внешняя опасность. Эта же опасность, угроза потерять независимость форсировала утверждение абсолютизма. Угроза со стороны более развитых стран и систематические набеги с юга вынуждали государство держать в постоянной готовности значительные вооруженные силы, содержание которых превышало материальные ресурсы населения. Только неограниченная власть монарха могли принудить население приносить жертвы государству. Имели значение и другие факторы: огромные размеры территории, непрекращающееся движение на новые земли, соперничество боярства с основной массой дворян, позволявшее монарху лавировать между ними, городские восстания XVII века и др.

Переход России к абсолютизму прослеживается в изменении царского титула, отмирании земских соборов, эволюции приказной системы, изменении состава боярской думы, в повышении значимости «непородных» людей в государственном управлении, в победном исходе борьбы светской власти над церковной.

Укрепление самодержавия нашло отражение в титуле. Вместо «государь, царь и великий князь всея Руси» после воссоединения Украины с Россией титул стал звучать так: «Божией милостью великий государь, царь и великий князь всея Великие и Малые и Белые Русии самодержавец». В новом титуле подчеркивались божественное происхождение царской власти и ее самодержавный характер.

Это было подкреплено Соборным Уложением 1649 г., две главы которого были посвящены соблюдению престижа царской власти и определению мер наказания за все помыслы и действия, наносимые как «государевой чести», так и царскому двору. Строго наказывалось всякое бесчестье, даже словом, если оно наносилось кому-либо в резиденции царя. В обычной жизни величие царской власти подчеркивалось торжественными церемониями появления царя перед народом, в регламентации всего обычного уклада жизни царя.

Другим свидетельством усиления самодержавия было падение значения земских соборов. Особое их значение мы видим в 20-е годы, когда власть нуждалась в поддержке активных общественных сил (дворянства и купечества). На них рассматривались как вопросы внутренней политики, так и внешнеполитические. Были периоды, когда Земские соборы заседали непрерывно: в 1613-1615 гг., 1616-1619, 1619-1622 гг. На них шла речь о мобилизации ресурсов на польско-шведскую войну, увеличении налогов в пользу служилых людей, подавлении движения казачества. Затем последовал почти десятилетний перерыв, и возобновление соборов было связано с внешнеполитическими событиями: Смоленская война (1632-1634), обострение отношений с Крымским ханством (1636-1639) и взятие Азова донскими казаками (1642). Два земских собора 1648 и 1650 гг. правительство созвало в связи с городскими восстаниями в Москве и Пскове. Земский собор 1653 г., посвященный воссоединению России и Украины, считается последним собором полного состава. В земских соборах принимали участие Освященный собор, Боярская Дума и представители Земли.

Угасание соборов выразилось в том, что правительство перешло к практике приглашения на совещания лишь представителей сословий, в мнении которых оно было заинтересовано. Так, при отмене местничества присутствовали члены Освященного собора и Боярской думы. Указ о соборе 1683 г., связанный с заключением Вечного мира с Польшей, так и не был реализован. Окрепшее самодержавие не нуждалось больше в поддержке сословно-представительного органа. Он был оттеснен правительственными учреждениями – приказами, а также Боярской Думой, в которых набирали силу дворяне и приказные дьяки.

В боярской думе прослеживаются следующие изменения: повышается удельный вес думных дворян и думных дьяков, то есть людей, проникавших в учреждения благодаря личным способностям. Второе – в думе увеличивается число членов, что парализовало ее деятельность. При Алексее Михайловиче создается государева комната, а при Федоре Алексеевиче Расправная палата, учреждения, в которых предварительно обсуждались все вопросы.

Приказы во второй половине XVII века превращаются в громоздкие учреждения: были приказы постоянные и временные, для решения конкретных вопросов. В частности, для написания жизнедеятельности Алексея Михайловича был создан приказ боярина Н. И. Одоевского. Постоянные приказы делились на три группы – государственные, дворцовые, патриаршие. Государственные приказы, в свою очередь, делились на общегосударственные, которые действовали по всей стране, и областные (Сибирский, Казанский и т.д.). Число общегосударственных приказов практически не менялось. Дворцовые приказы ведали делами хозяйства царя: Приказ Большого дворца, Казенный приказ. На протяжении века действовали примерно 80 приказов, из которых к концу века остались 40. Количество приказов увеличивалось в связи появлением новых отраслей хозяйствования: создание полков нового строя вызвало появление Рейтарного приказа, воссоединение Украины с Россией – Малороссийский приказ, возвращение Смоленских земель – Смоленский приказ.

Главные изменения касались структуры и роста численности «беспородных» людей. Растет общее число чиновников, что отражало усложнение системы управления страной. Важным было создание Приказа Тайных дел и Счетного приказа. Первый осуществлял контроль за деятельностью остальных приказов, рассматривал челобитные на имя царя и ведал хозяйством царя. Счетный приказ выполнял контролирующие функции в финансовой сфере. Организация контроля посредством чиновников – признак абсолютизма.

Изменения в местном управлении отражали тенденцию к централизации и падение выборного начала. Власть в уезде сосредоточивалась в руках воевод, постепенно заменявших земские выборные органы – городовых приказчиков, судных голов, губных старост. Земское управление сохранилось только в Приморье.

Воеводами назначались как правило, отставные военные, которые не получали жалованье, а «кормились». В воеводских канцеляриях сидели дьяки и подъячие. В XVII веке получают дальнейшее развитие разряды – военно-административные округа, возникавшие в пограничных областях. Воеводами разрядов назначались бояре, им подчинялись воеводы уездов. Разряды стали отдаленными предшественниками губерний петровского времени.

Восстание 1648 г. в Москве имело следствием Соборное Уложение Алексея Михайловича (1645-1676). Это был кодекс феодального права. Церковные правила были направлены на подчинение церкви государству. Уложение сохранило автономию управления лишь патриаршим владениям, а население всех остальных вотчин передавало в юрисдикцию специально созданного Монастырского приказа, являвшегося светским учреждением. Запрещалось передавать вотчины в монастыри при пострижении в монахи и на помин души. Таким образом, Уложение перекрывало источники роста церковного и монастырского землевладения.

Глава XIX Уложения распространяла крепостнические отношения на посадское население: она навечно прикрепляла человека к посаду. Ликвидировались белые слободы, принадлежавшие крупным светским и духовным феодалам. Сословной привилегией посадского населения стала монополия на занятия торгами и промыслами. Крестьянам, привозившим продукцию на рынок, разрешалось торговать ими только с возов и стругов. Определялся порядок комплектования посада по старине, то есть из тех, кто жил здесь ранее, по родству и по роду занятий.

Права и обязанности дворян приближались к вотчинным – дворяне получило право владеть землею пожизненно. Размер определялся по принадлежности к прослойке: боярину отводилось 200 четвертей, провинциальному дворянину – 70. Фактически было зафиксировано стирание граней между условным и вотчинным владением. Определялась доля поместной земли вдовам, малолетним детям, дочерям, что также можно отнести к стиранию граней.

Таким образом, определялись права и обязанности духовенства, дворян, посадских и крестьян. Правда, сохранялись белые слободы духовенства.

Уложение не сняло противоречий. Восстания охватили другие города. В 1650 г. они произошли в Пскове и Новгороде и были вызваны повышением цен на хлеб. В обоих городах власть взяли земские старосты. Восстание в Москве 1662 г. («медный бунт») было связано с затянувшейся русско-польской войной, вызвавшей финансовые затруднения. Чтобы выпутаться их них, правительство встало на путь строго взыскания недоимок и выпуска медных денег. Это вызвало падение курса медного рубля с 4 до 15 руб. за серебряный рубль. Восстание было подавлено стрельцами.

Наконец, кризисное состояние страны проявилось в восстании под руководством донского казака С. Разина. Донская вольница с давних пор привлекала сюда беглых. Правительство, нуждаясь в казачестве как защитнике рубежей страны, смотрело на это сквозь пальцы, мирилось и с походами казаков «за зипунами». Во второй половине XVII века возможностей похода «за зипунами» стало меньше. После ухода казаков из Азова («азовское сидение», 1637-1642), турки укрепили крепость так, что фактически закрыли выход в Азовское и Черное моря.

В мае 1667 г. Разин отправился на Волгу, где сначала нападал на караваны судов, затем вышел в море, поднялся по реке Чик и захватил Яицкий городок. Перезимовав там, разинцы отправились на стругах к западным берегам Каспийского моря, где совершили успешные набеги на владения иранского шаха. Зиму 1668/1669 г. они провели на Свином острове близ Гиляна, а в августе высадились в Астрахани.

Появление разинцев в Астрахани произвело неизгладимое впечатление на жителей, сам Разин предстал удачливым атаманом, прибывшим с богатой добычей. Триумф ожидал его и на Дону. Здесь он занялся подготовкой нового похода, на этот раз не за «зипунами», а против «изменников-бояр». Путь его должен был проходить по Волге, но уже не на юг, а на север. В апреле 1670 г. вместе с крестьянами, народами Поволжья казаки подошли к Царицыну и без труда овладели городом. Следующим городом стала Астрахань, которая также была взята почти без боя. Добровольно перешли на сторону Разина Самара и Саратов. Разин обратился к населению с «прелестными письмами», в которых призывал примкнуть к восстанию и «выводить» изменников, то есть бояр, дворян, дьяков, приказных. В начале сентября разинцы осадили Симбирск и почти месяц стояли под городом.

Походы Разина «за зипунами», ограбление им населения побережья Каспийского моря, бесспорно, носили разбойный характер и к социальному протесту отношения не имели. На следующем этапе, с 1670 г., социальный аспект в движении уже присутствовал, хотя и не исчез и его разбойный характер: разинцы грабили дворян, воевод, монастыри, купеческие и казенные караваны, убивали невинных жителей городов и сел. Жестокостью отличались и правительственные войска, сражавшиеся с восставшими.

Правительство объявило мобилизацию столичного и провинциального дворянства. Войска подошли к Симбирску в начале октября 1670 г. и нанесли поражение разинцам. Разин ушел на Дон, был схвачен домовитыми казаками и выдан власти.

Судя по практическим действиям восставших, Разинцы считали идеальным порядком установление казачьего уклада жизни, что, безусловно, было утопией. В лучшем случае движение Разина могло завершиться не сменой общественных отношений, а сменой лиц в привилегированном слое общества, его составе.

Причиной поражения стала неорганизованность и стихийность движения, отсутствие четких целей, плохое вооружение и слабая военная подготовка многих участников. Движение носило царистский характер.

4 июня 1671 г. Разин был доставлен в Москву и казнен на Красной площади. Церковь предала его анафеме. В то же время народная молва имя Разина превратила в легенду.

Кризис социальный сопровождался кризисом идеологическим, охватившем сферу религиозных воззрений. Истоки религиозного кризиса относятся к 40-м годам XVII в., когда в Москве сложился кружок ревнителей древнего благочестия. В него входили С. Вонифатьев, Никон, Аввакум, настоятель Казанского собора в Москве Иоанн, костромской протопоп Даниил, царский постельничий Федор Ртищев и др.

Ревнители выступали против произвольного сокращения церковной службы, беспорядков во время богослужения; обличали пороки духовенства (пьянство, разврат, стяжательство); пытались противодействовать проникновению светских начал в духовную жизнь населения. Единство взглядов было нарушено при выборе образцов, по которым предстояло провести исправления. Одни считали, что за основу должны быть взяты древнерусские книги, однако оказалось, что там нет единства поэтому другие считали, что за образец нужно взять греческие оригиналы. Первой точки зрения придерживался Аввакум, второй – Никон.

В 1652 г. Никон стал патриархом и сразу стал проводить реформу. Наиболее существенные изменения коснулись церковных обрядов (двоеперстие сменилось троеперстием, вокруг аналоя стали ходить не по солнцу, а против него и т.д.).

Поначалу споры между никонианами и сторонниками Аввакума носили келейный характер и не выходили за рамки узкого круга лиц. Но, став патриархом, Никон порвал с кружком ревнителей и выслал их из Москвы. Был сослан в Сибирь Аввакум. Церковный собор 1666-1667 г. объявил проклятие всем противникам реформы, предал их суду «градских властей», которые должны были руководствоваться Соборным уложением 1649 г., где предусматривалось сожжение на костре каждого, «кто возложит хулу на господа Бога».

После собора споры перешли в низшие слои общества, и чисто религиозное движение приобрело социальную окраску. Старообрядчество – сложное движение, как по составу участников, так и по существу. Общим лозунгом было возвращение к старине, протест против новшеств. Однако различные социальные группы вкладывали в понятие старины разное содержание. Трудовые массы протестовали против Уложения 1649 г. и установления крепостного права: стрельцы ратовали за прежнюю вольную службу в столице; бояре вкладывали в понятие прежние свои привилегии, протест против формирующегося абсолютизма.

Попытка Никона поставить церковную власть выше светской привела к его падению и пострижению в монахи. Высокое положение церкви при патриархе Филарете было обусловлено слабостью государства после смуты: государство и церковь нуждались друг в друге, собирание земель государством подкреплялось религиозной идеологией. Теперь положение изменилось, самодержавие шло к абсолютной монархии, и делить власть ни с кем не собиралось.

Важнейшим внешнеполитическим шагом правительства Алексея Михайловича была борьба за воссоединение с Украиной, большая часть которой входила в состав Речи Посполитой. Местное православное население испытывало не только социальный, но и национальный и религиозный гнет. Особую прослойку населения Украины составляло казачество, которое имело самоуправление и выбирало своего атамана. Казаки охраняли границы государства и получали за это провиант и оружие от правительства. Запорожская сечь постоянно пополнялась новыми пришельцами, а реестр казаков оставался неизменным. Это создавало почву для социальных конфликтов между верхушкой казачества и остальной массой, особенно теми, кто не был включен в реестр и не получал вознаграждение.

Казачество неоднократно поднималось на борьбу с поляками, но силы были неравны. Перелом наступил в 40-е годы и был связан с именем Б. Хмельницкого. Начало движения сопровождалось рядом побед (у Желтых Вод, у Корсуни). Летом 1648 г. восстание переросло в национально-освободительную борьбу. Одновременно с украинцами антипольскую борьбу начали белорусы, но собственных национальных ресурсов было недостаточно, помощь крымских татар оказалась ненадежной. Земский собор в Москве 1 октября 1653 г. принял решение о воссоединении Украины с Россией, в январе 1654 г. в Переяславле украинская рада единодушно высказалась за вхождение Украины в состав России. Это означало открытую войну России с Речью Посполитой. Русские войска одержали ряд побед. Этим решили воспользоваться шведы, чтобы оттеснить Польшу от Балтийского моря. Речь Посполитая предложила России начать мирные переговоры. В октябре 1656 г. было заключено перемирие. Россия к этому времени была уже в состоянии войны с Швецией. Первые успехи сменились неудачей под Ригой. Речь Посполитая тем временем, получив передышку, возобновила военные действия против России. Россия была вынуждена заключить перемирие со шведами на три года. Швеция в 1660 г. заключила мир с Речью Посполитой, и Россия вынуждена была по Кардисскому миру (1661) возвратить Швеции все приобретения в Ливонии.

Возобновленная война с Речью Посполитой шла с переменным успехом. Только в 1667 г. было заключено Андрусовское перемирие на 13, 5 лет, по которому Россия получила Смоленск, Киев и земли к востоку от Днепра. В 1686 г. был заключен Вечный мир с Речью Посполитой, по которому Киев навсегда вошел в состав России.

Современники с полным основанием считали XVII век «бунташным»: начало века – смута, середина века – городские восстания и восстание С. Разина; конец века ознаменовался восстаниями стрельцов. Эти события показывали, что страна вступала в новый период своего развития.

Тема 7: Становление российского абсолютизма. Реформы Петра I. Российская империя в XVIII в.
§ 2. Преобразовательная деятельность Петра Великого

XVIII век, вошедший в мировую историю как век Просвещения, принес в Россию ценности модернизации, спецификой которой стало сочетание модернизации и наследия допетровской эпохи. Резкий поворот к модернизации связан с деятельностью Петра I, преобразования которого были столь значительны, что все последующие монархи вынуждены были продолжать их.

Реформы Петра получили в историографии неоднозначную оценку. И. И. Голиков (1735-1801) рыльский купец, опубликовавший 12-томное сочинение «Деяния Петра Великого» и 18 томов «Дополнений» к ним, давал высокую оценку деятельности Петра. Более осторожно относился к реформам Петра Н. М. Карамзин. Отдавая должное государю – преобразователю, он в то же время критиковал чрезмерное увлечение Петра иностранным, стремление «сделать Россию Голландией». С. М. Соловьев характеризовал преобразования как «нашу первую революцию начала 18 века», замечая, что «один человек, одаренный небывалой силой, взял в свои руки направление революционного движения, и этот человек был прирожденный глава государства». Позднее он акцентировал внимание на исторической подготовленности петровских преобразований.

Ключевский обратил внимание на несоответствие замысла и результатов преобразований. Критично относился к реформам Петра П. Н. Милюков, который говорил об отсутствии какой-либо логики и плана при проведении реформ, что реформы проходили без реформатора.

Евразийцы, выступая за отказ от европоцентризма и признавая взаимовлияние культур, связывали реформы Петра с процессом европеизации России, которая разрушала духовные основы национальной культуры. Н. С. Трубецкой, в частности, отмечал, что «заимствуя западную технику для укрепления внешней мощи России, Петр I, в то же время, наносил русскому национальному чувству самые тяжелые оскорбления и разрушал все те устои, на которых покоилась внутренняя мощь России».

При характеристике петровских преобразований важно учитывать существование накануне реформ структурного кризиса русского общества, проявившегося в политической, социальной и военной сферах. «Наследство», которое получил Петр из XVII века:

1) завершение процессов централизации, объединения русского народа, едва ли не половина которого находилась за пределами Русского государства;

2) укрепление границ, которые с южных и западных сторон были открыты для нападения (Ключевский).

Особый фактор в российской истории представляла естественная незащищенность ее протяженных границ от вторжения извне, обуславливая перманентный характер внешней угрозы. В отличие от западноевропейской цивилизации российская носила континентальный характер, и борьба за выход к морю превращалась в одну из ключевых проблем российской политики.

Вместе с тем, нужно иметь в виду, что были предпосылки, сложившиеся в XVII веке в экономике, политической и духовной сферах, опираясь на которые, Петр I смог придать России ускорение.

Приходу к власти Петра предшествовала острая борьба придворных группировок, в которых активное участие приняли стрельцы. После смерти Алексея Михайловича правил Федор Алексеевич (1676-1682), еще при его правлении началась борьба. Одну группировку возглавляла Софья Алексеевна, другую царица Наталья Кирилловна. После смерти бездетного Федора встал вопрос о власти. Юридические права были на стороне Ивана, но он был неспособным к управлению. Поэтому выбор пал на Петра, что вызвало негодование Милославских, поднявших стрельцов. 15 мая 1682 г. стрельцы убили несколько видных сторонников Нарышкиных и потребовали правления обоих братьев при регентстве Софьи.

Софья правила до 1689 г. Она понимала задачи, которые стояли перед ней по укреплению государства. Дважды при ней предпринимались походы на Азов (В.В. Голицин), но неудачно из-за отсутствия флота. Это привело к падению ее авторитета среди стрельцов, и в 1689 г. она была свергнута.

Реформы начались после неудачного первого похода Петра на Азов в 1795 г. Петр из этой неудачи извлек урок: началось строительство флота в Воронеже. В 1696 г. Азов взят. В 1697 г. Россия, Австрия и Венеция заключили союз против Османской империи сроком на три года. Чтобы вовлечь в него европейские государства, в этом же году было предпринято великое посольство во главе с Ф. Я. Лефортом, Ф. А. Головиным и П. Б. Возницыным. Предложение о союзе против Турции не встретило понимания, Венеция и Австрия намеревались заключить союз с османской империей. Восстание стрельцов в Москве прервало поездку посольства, Петр вернулся в Москву. На обратном пути произошло формирование Северного союза (Россия, Польша, Саксония и Дания). По возвращению царя стрелецкие полки были расформированы и соединены с полками нового строя. С 1699 г. правительство переходит к новой системе комплектования вооруженных сил – набору рекрутов на постоянную службу в регулярные войска, по одному человеку с определенного количества крестьянских и посадских дворов.

В плане подготовки к войне нужно рассматривать проведение первой городской реформы 1699-1700 гг. Указ об организации в Москве Бурмистерской палаты (переименованной вскоре в Ратушу), а в остальных городах – земских изб стал началом введения самоуправления для городского населения. Эти структуры не подчинялись воеводам на местах и приказным учреждениям в центре. Главная задача Ратуши и земских изб состояла в сборе прямых налогов, таможенных и кабацких денег. Ратуша стала центральным казначейством.

С началом войны за Балтику государственная машина оказалась неспособной выдерживать все увеличивающийся груз проблем. При определении губернских бюджетов учитывались важнейшие статьи общегосударственных расходов на дипломатию, армию, артиллерию, флот. Соответствующие расходы пропорционально возлагались на ту или иную губернию. Кроме того, в 1711 г. было решено распределить по губерниям полки. В каждом полку был свой губернский комиссар, отвечавший за обмундирование, припасы, штатное наличие людей, лошадей. В его ведении находилась губернская полковая касса, куда стекались налоги с губернии. Губернские комиссары подчинялись кригс-комиссариатской конторе, существовавшей при Сенате. С образованием Сената в 1711 г. губернии были поставлены в подчинение Сенату. Возникшая военно-административная система сыграла большую роль в победе в Северной войне.

В 1708-1710 гг. была проведена областная реформа. Ее сущность состояла в том, что между уездами, ранее непосредственно подчинявшемуся центру, и приказами появились промежуточные административные единицы – губернии и провинции. Страна была разделена на восемь губерний (Московская, Смоленская, Ингерманландская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогородская и Сибирская) во главе с губернаторами, которые обладали всей полнотой административной и судебной власти. В подчинении губернатора находились 4 помощника: обер-комендант ведал военным ведомством, обер-комиссар и обер-провиантмейстер отвечали за денежные и хлебные сборы, ландрихтер управлял судебными делами. Губернии делились на провинции, последние – на уезды. Проведение областной реформы значительно увеличило штат чиновников. Эта реформа внесла существенные изменения в организацию центрального управления. Ратуша утратила значение казначейства, так как ее функции перешли в областные органы. Исчезли областные приказы.

Вслед за областной реформой был учрежден Сенат. В 1711 г. он заменил Боярскую думу. Еще в 1699 г. возникла Ближняя канцелярия, осуществлявшая административно-финансовый контроль в государстве. Она была переименована в Консилию министров. Отправляясь в Прутский поход Петр учредил Сенат в качестве временного учреждения, но он превратился в постоянное с широкими правами: контроль за правосудием, руководство расходами и сбором налогов, торговлей, к нему перешли функции разрядного приказа.

Одновременно с Сенатом был создан институт фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном контроле за деятельностью учреждений. С созданием Сената и губерний процесс замены старых местных и центральных учреждений был далек от завершения: отсутствовали инстанции между Сенатом и губерниями, многие приказы продолжали функционировать, хотя в целом губернская реформа ослабила значение приказной системы. Сами губернии были слишком большими по территории.

Замена старых приказов новыми центральными учреждениями – коллегиями была проведена в 1717-1721 гг. 44 приказа были заменены 11 коллегиями. Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел ведали внешней политикой и вооруженными силами; они именовались «первейшими». Финансами распоряжались также три коллегии – Камер-коллегия руководила сбором налогов, расходами распоряжалась Штатс-контор-коллегия; контроль за расходами вела Ревизион-коллегия. Управление легкой промышленностью осуществляла Мануфактур-коллегия; горным делом заведовала Берг-коллегия, внешней торговлей – Коммерц-коллегия, вместо поместного приказа была создана Вотчинная коллегия (земельные споры, дела о наследовании). Местными судебными учреждениями управляла Юстиц-коллегия. На правах коллегии были еще два учреждения – Главный магистрат (1720) и Синод (1721). Сохранился Преображенский приказ.

Коллегиальная система отличалась от приказной более четким распределением обязанностей между центральными органами власти. Решения принимались большинством голосов (президент, вице-президент, четыре советника и 4 асессора). Коллегии располагали не только административными функциями, но и судебными, за исключением политических преступлений. Коллегиям подчинялась губернская, провинциальная и уездная администрации. Порядок рассмотрения дел в коллегиях определялся Генеральным регламентом. При этом каждая из коллегий имела свой регламент.

С образованием коллегий была уточнена структура Сената. Первоначально все президенты коллегий являлись членами Сената, но в 1722 г. при Сенате учреждается должность генерал-прокурора, а в коллегиях – прокуроров. Их обязанностью стал гласный надзор за деятельностью Сената и коллегий. Первым обер-прокурором Сената был Павел Ягужинский.




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (675)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)