Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные источники административного права России в ХУШ-Х1Х веках



2015-12-13 2747 Обсуждений (0)
Основные источники административного права России в ХУШ-Х1Х веках 0.00 из 5.00 0 оценок




Правовое регулирование административно-управленческой деятельности русского государства во второй половине ХVII - XVIII веков отражало его внутриполитическую деятельность, направленную к становлению и развитию абсолютной монархии. Первоначально административное право в абсолютистском государстве формировалось как полицейское право.

Надо отметить, что правовая отрасль в конкретном обусловленном виде не существовала, в том числе и отрасль административного права. Особенностью правовой системы стало «проникновение» административного права в сферу регулирования общей системы управления России. Усматривалось наличие управленческих по своему характеру отношений в сферах, относящихся в соответствии с предметом административного права к его регулирующему воздействию. И, естественно, возникали определенные административно-правовые отношения. Таким образом, начинала действовать определенная система управления, что в какой-то степени способствовало завершению процесса централизации и бюрократизации государственного аппарата. Распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении - все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

С перемещением центрального аппарата в Санкт-Петербург (1713), Сенат и коллегии создавались уже там. В Санкт-Петербурге создается Главный магистрат (1720), который является основным координатором всех магистратов и городской полиции.

В общую систему петровских преобразований стали вносится изменения. В 1702 году введен институт воеводческих товарищей, выборных от местного дворянства. Данный порядок стал обязательным и повсеместным, что способствовало усилению контроля. Появляется институт местного управления, отменен институт губных старост (1702), их функции переданы воеводам, управляющим делами совместно с выборными дворянскими советами. Осуществляется новое территориальное деление государства. Назначались губернаторы или генерал-губернаторы, объединявшие в своих руках всю административную, судебную и военную власть.

Образование губерний строилось в следующем порядке: Московская, Петербургская, Киевская, Смоленская, Архангельская, Казанская, Азовская, Сибирская (1708); Рижская (1713); Новгородская (1714); Астраханская (1717). В губерниях в качестве общей системы управления (административной, финансовой и судебной) выступала канцелярия. При губернаторе были учреждены ландраты (советники) из местных дворян (1713). Провинцию возглавлял обер-комендант (1715), который стоял во главе административной единицы - «доли» - ландрат.

Провинции делились на округа - дискрикты, администрация провинций подчинялась непосредственно коллегиям. На местах располагали собственным разветвленным аппаратом из камериров, комендантов, казначеев. Определенная роль отводилась местным конторам, таким как камерских дел (раскладка и сбор податей) и рентерен - казначейства (прием и расходование денежных сумм по указам воеводы и камериров). С образованием Ратушей (1700) происходило перераспределение функциональных обязанностей субъектов управления. Например, посадское население было изъято из ведомства воевод и приказов и передано в ведение Бурмистрской палаты. В городах создавались бурмистрские (земские) избы. В целом была осуществлена реорганизация органов городского самоуправления. Создавались новые органы - магистраты, подчиненные губернаторам.

Таким образом, исторический подход к анализу и оценке важнейших категорий государственного управления позволяет проследить сам процесс становления административного законодательства.

Источниками изучения административного законодательства являются акты комплексного общего характера (Соборное Уложение (1649); Новоуказные статьи (1669); Воинский Устав (1716)), так и специальные, административно-правовые акты (Генеральный Регламент (1720); Табель о рангах (1722); Учреждения о губерниях (1708 - 1775) и другие), а также регламентации различных направлений деятельности полиции (Наказ о городском благочинии (1649); Пункты, данные в С-Пб. генерал-полицмей-стеру (1718); Регламент Главного Магистрата (1721); Устав благочиния (1782) и другие).

Время зарождения и развития науки полицейского права в России - первая половина XIX века. Несколько факторов более всего способствовали ее возникновению именно в этот период русской истории. Во-первых, в России в течение первой половины XVII-XVIII веков появились нормативные акты, содержащие нормы полицейского (административного) права. В 1649 г. при царе Алексее Михайловиче издается первый полицейский устав «Наказ о градском благочинии», который в основном состоял из правовых норм, охранявших общественный порядок в Москве. Полицейские учреждения по модели западноевропейских создаются в России Петром I и в продолжение всего XVIII века постепенно охватывают все города страны. Главную функцию полиции Петр I определял как фикцию по поддержанию «благочиния», которое состояло в надзоре за «гражданским порядком». Другая функция полиции - установление «благоустройства», которая заключалась в положительных действиях: в наблюдении за чистотой улиц, в оказании помощи больным и бедным и т.д. Петр I закрепляет эти функции в Регламенте Главного магистрата от 16 января 1721 года, где говорилось: «Полиция особливое свое состояние имеет, а именно: она способствует в правах и правосудии, рождает добрые порядки и нравоучение, всем безопасность подает, преследует разбойников, насильников и обманщиков и им подобных, непорядочное и непотребное питие отгоняет и принуждает каждого к трудам и к честному промыслу, чинит добрых домостроителей, тщательных добрых служителей, города и в них улицы регулярно починяет, препятствует дороговизне и приносит довольство во всем потребном к жизни человеческой, предостерегает все приключившиеся болезни, производит чистоту по улицам и в домах, запрещает излишество в домовых расходах и все явные погрешения, презирает нищих, бедных, больных, увечных и прочих неимущих, защищает вдовиц, сирот и чужестранных, по заповедям Божиим воспитывает юных в целомудренной чистоте и честных науках; вкратце же, над всеми сими полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков, и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности». Важными вехами на пути развития полицейского законодательства в императорской России явились Устав благочиния - полицейский кодекс, изданный при Екатерине II в 1782 г. и принятый в период царствования Николая I в 1632 г. Устав о предупреждении и пресечении преступлений.

Изучение законодательных актов второй половины ХVII - ХVIII веков дает основания для выделения основных направлений (функций) административного права во внутриполитической деятельности самодержавия - это обеспечение «безопасности» и обеспечение «благочиния». По этим двум направлениям и проходило институциональное оформление административно-политического законодательства. Правовые акты, обеспечивающие «безопасность», включали нормы, регламентирующие систему и организацию политического и общеугловного сыска, систему контроля за передвижением подданных в стране, цензуру печати, создание и деятельность общественных корпоративно-сословных объединений, вопросы организации полицейских объединений, вопросы организации полицейской службы. Административно-правовые нормы регламентировали и вопросы обеспечения «благосостояния» - надзор за врачебным и строительным делом, охрану природных ресурсов, попечение о престарелых, вопросы обучения и другое. Второе направление деятельности государства в законодательстве отразилось значительно меньше.

Развитие шло по направлению к формированию органов политического сыска (с 1718 года Тайная канцелярия), происходило становление общих полицейских учреждений. Функции полиции выполнялись государственными органами в центре и на местах. В условиях, когда регулярная полиция отсутствовала, обеспечение благочиния возлагалось на отдельные приказы - Разбойный, Земский и другие. На местах полицейские функции выполняли воеводы.

Итак, во второй половине ХVII - ХVIII веках административное право постепенно выделилось в самостоятельную сферу правового регулирования правовой системы России, сложились основные его институты. Развитие административно-полицейского законодательства явилось составным звеном в становлении бюрократического аппарата и способствовало обеспечению феодально-абсолютистского курса российского самодержавия.

Преобразование системы государственных органов изменило характер государственной службы и бюрократии. С упразднением Разрядного приказа в 1712 г. последний раз были составлены списки думных чинов, стольников, стряпчих и других чинов. В ходе создания новых управленческих органов появились новые титулы администраторов: канцлер, действительный тайный и тайный советники, советники, асессоры и др. Все должности (штатские и военные) были приравнены к офицерским рангам. Служба становилась профессиональной, а чиновничество привилегированным сословием.

Местное управление в начале ХVIII века осуществлялось на основе старой модели: воеводское управление и система областных приказов. В 1702 году вводится институт воеводских товарищей, выборных лиц от местного дворянства. В 1705 году этот порядок становится обязательным и повсеместным, что усиливало контроль за старой администрацией.

Преобразование местных органов затронуло и города, где создавались Бурмистрские палаты, которым подчинялись все выборные органы местного управления (губы). В состав Бурмистрских губ входили: бурмистры (выборные от купцов, слобод и сотни), во главе губ стояли президенты. В 1702 году отменяется институт губных старост, и их функции передаются воеводам. В 1708 году вводится новое территориально-административное деление государства: учреждаются 8 губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В 1713 - 1714 годах число губерний возрастает до 11, а к началу XX века только европейская часть России насчитывала уже 50 губерний.

В ходе реформы (1715) в России сложилась трехзвенная система местного управления и администрации: уезд - провинция - губерния. Провинцию возглавлял оберкомендант, которому подчинялись коменданты уездов. Контроль за нижестоящими административными звеньями осуществляли ландтагские комиссии, избранные из местного дворянства.

В 1718 - 1720 годах прошла реорганизация органов городского самоуправления, созданных в 1699 году. Вместо земских изб и земских бурмистров, были созданы новые органы - магистраты, подчиненные губернаторам. Общее руководство осуществлял Главный магистрат. В 1727 году магистраты были преобразованы в ратуши. Крупным шагом вперед были реформы Александра I, в ходе которых дальнейшая централизация государственного управления потребовала пересмотра системы отраслевых органов государственного управления.

В 1802 году был принят манифест «Об учреждении министерств», положивший начало новой форме отраслевых управленческих органов. В отличие от петровских коллегий министерства обладали большей оперативностью в делах управления, усилилась персональная ответственность руководителей и исполнителей, расширилось значение и влияние канцелярий и делопроизводства. В 1802 году было образовано 8 министерств, число которых к началу XX века (в 1906 года создан Совет Министров) увеличилось до 12.

Новыми, по существу, были министерство внутренних дел (МВД) и министерство просвещения. На МВД, кроме задач по организации и поддержанию общественного порядка, возлагались задачи по управлению государственной промышленностью и строительством. Министерство просвещения занималось также организацией подготовки кадров для госаппарата, ему подчинялись Академии наук, университеты, все учебные заведения, библиотеки, типографии и музеи, цензура на издававшуюся литературу.

С 1801 - 1826 годы формируется «Собственная его императорского величества канцелярия», задачей которой сначала было осуществление технической связи между императором и правительством, но значение этого органа возросло в войну 1812 - 1815 годов, особенно после восстания 14 декабря 1825 года. Канцелярия превратилась в орган прямой связи и управления.

Каждое отделение было замкнутым учреждением, возглавлявшимся начальником, лично ответственным перед императором. В ее состав вошли: См.: Бунякин Н.Е. Концепция становления и развития административного права в России: Монография. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. С. 149

Первое отделение (создано 31.01.1826) - готовило отчеты министров, составляло высочайшие указы, осуществляло инспекторскую службу учета личного состава чиновников, их назначение и управление, ведало наградами и пенсиями;

Второе отделение (создано тогда же) - главой которого был М. М. Сперанский, проводило кодификационные работы, подготовило ХV томов Свода законов Российской империи. Полное Собрание Законов российской империи. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных;

Третье отделение (создано 3.07.1826) -занималось вопросами внутренней безопасности (политическая полиция), внутри которого было 5 отдельных экспедиций (сыск и следствие по государственным преступлениям; уголовные и должностные преступления; контрразведка; крестьянская; цензура);

Четвертое отделение - (создано 26.10.1828) ведало благотворительными женскими учреждениями и учебными заведениями;

Пятое отделение - (29.04.1836) и Шестое отделение (30.08.1842) занимались разработкой реформ о государственных крестьянах и «водвореньем в Закавказье прочного устройства».

Особое внимание уделили второму отделению, так как в его недрах шла кропотливая работа по кодификации законодательства, изменившего административное право России.

Кодификационная работа первой половины XIX века приводит к утверждению в 1832 году и вводу в действие с 1 января 1835 года Свода Законов Российской империи. Согласно схеме, начертанной М. М. Сперанским, Свод Законов распадался на восемь главных отделов (отраслей):

1 Законы основные (государственные), учреждения установление центральных, местных, общественных органов и законы о порядке гражданской службы (т. I - III);

Уставы о повинностях (т. IV);

Уставы казенного управления (т. V - VIII);

Законы о состояниях (т. IX);

Законы гражданские (т. X);

Уставы государственного благоустройства (т. XI - XII);

Уставы благочиния (т. XIII - XIV);

Законы уголовные (т. ХV).

Свод Законов, таким образом, составил ХV томов, заключавших в себе свыше 40 тыс. статей. Позднее М. М. Сперанским были написаны и изданы «Предисловие» к Своду и «Обозрение исторических сведений о своде законов», привлекшие к себе внимание европейских юристов. Впервые в истории административного законодательства России была закреплена самостоятельная отрасль правовой системы в томах XIII - XIV Свода Законов.

В результате реформ первой половины XIX века, связанных с именем М. М. Сперанского, была создана система высших и центральных государственных органов, просуществовавшая с незначительными изменениями до 1905 года.

К началу XIX века русское образованное общество было знакомо по переводам, сделанным еще в 60-80х годах прошлого столетия, с сочинениями Юсти, Зонненфельса и других немецких полицеистов. Труд И. Зонненфельса «Основные начала полицейской, торговой и финансовой науки» был признан на юридических факультетах русских университетов классическим и играл роль учебника вплоть до 40-х годов XIX века.

В-третьих, развитие государственного управления в России в продолжение XVIII столетия подготовило к началу XIX в. почву для постановки проблем управления и полицейского права в научной области. На исходе XVIII столетия внутренние результаты правления четырех императриц - Екатерины I, Анны Иоановны, Елизаветы Петровны и Екатерины II - были плачевными. Голландский посланник де Сварт пишет в 1757 году: «Распущенность, беспорядок и произвол в России достигли страшных размеров... Никогда еще Россия не была в столь запутанном, опасном, жалком положении. Не оставалось и тени от честности, чести, доверия, стыда, справедливости, замечается только неописываемое тщеславие и расточительность, грозящие гибелью».

И центральное, и особенно местное управление в период 1725-1775-х годов находились в заброшенном состоянии и представляли полный хаос, так что, когда началась пугачевская война, то государство зашаталось, а население тех районов, по которым шло войско самозванца, превратилось в массу беззащитных людей.

После подавления мятежа Екатерина II приняла два закона, с практической стороны глубоко продуманные и наводящие порядок в местном управлении: Учреждение о губерниях 1775 года, которое устанавливало новые органы управления (губернатор и вице-губернатор с губернским правлением, губернский прокурор, городничий или полицмейстер в городах), Устав благочиния 1782 года, который определял компетенцию нового полицейского органа - Управы, обязанной заботиться о городском благоустройстве, принуждать к выполнению законов, пресекать преступления и проступки.

Внук Екатерины II Александр I проводит реформу верхних этажей государственного управления, которая выразилась в образовании в 1802 году министерств и Комитета министров, а в 1810 году - Государственного совета. Манифестом 8 сентября 1802 г. были учреждены восемь первых министерств: иностранных дел, внутренних дел, военно-сухопутных сил, военно-морских сил, финансов, коммерции, народного просвещения, юстиции, а также действовавшее на особых основаниях Государственное казначейство. В 1811 г. было образовано Главное управление ревизии государственных счетов, реорганизованное в 1836 г. в Государственный контроль.

По плану творца этой реформы М.М. Сперанского министерства должны были стать исполнительной властью, которая могла бы наряду с точным и скорым исполнением законов осуществлять руководство обществом. 25 июня 1811 г. было опубликовано «Общее учреждение министерств», разработанное М.М. Сперанским с учетом опыта первых лет деятельности министерств и задуманное как часть большого проекта государственных преобразований, не получившего, однако, осуществления. Закрепляя сложившуюся систему министерств и приравненных к ним центральных учреждений, «Общее учреждение министерств» вместе с тем определило внутреннюю организацию, порядок деятельности и права министерств. В данном акте говорилось: «Во всех министерствах, особенно в тех из них, коих предметом есть государственное хозяйство и общая промышленность, должно наблюдать, чтобы мерами излишнего надзора и многосложностью правил не стеснить частной предприимчивости. Истинные способы сего управления должны состоять более в отвращении препятствий, нежели в точном и понудительном предписании путей, коими должна шествовать промышленность. Здесь скорее найти и указать их может частная польза, нежели закон».

Министерства возглавлялись министрами, назначаемыми и увольняемыми императором. Министр имел одного или нескольких товарищей (заместителей), осуществлявших управление определенными частями министерства. В состав каждого министерства входили департаменты (управления, отделы), ведавшие определенным комплексом вопросов. По «Общему учреждению министерств», вся полнота власти в министерстве принадлежала министру, и даже директора департаментов пользовались правом самостоятельного решения лишь сравнительно незначительного круга вопросов. На практике, однако, вследствие бюрократической организации министерств начальники отделений и столоначальники играли важную роль при решении даже крупных вопросов. Короче говоря, при Александре I сложился тот аппарат государственного управления в центре, который не только сохранился до 1917 года, но и был в известной степени воспринят (со своими наименованиями) большевиками, более того, сохраняется по настоящее время.

Тридцатилетнее царствование Николая I не имело каких-либо изменений в государственном управлении России, но по его распоряжению М.М. Сперанским к 1833 г. было закончено составление Полного собрания законов и Свода законов Российской империи, что представляло собой беспримерное явление, которого не было в других государствах Западной Европы и которое могло быть сравнимо с Дигестами и Кодексом Юстиниана.

Своеобразие Свода законов заключалось в том, что в нем наряду с гражданским, уголовным и государственным правом впервые в истории было кодифицировано административное право. Нигде, кроме Швеции, по словам русского административиста Э.Н. Берендтса, ни одно из западноевропейских государств не имело ни кодекса, ни свода административных постановлений. Административно-правовые нормы составляли вторую часть 1-го тома, полностью занимали 2, 3, 14 тома. Так 3-й том включал Устав о службе гражданской, 14-ый том законы о паспортах, о цензуре, предупреждении преступлений и проступков. При составлении Свода действующих законов Сперанский нередко выходил за рамки обычного систематизатора и переработчика действующего законодательства и являлся творцом многих правовых норм, в том числе в области административного права. Так, им были составлены два Устава по государственной службе, помещенные в 3-й том Свода законов Российской империи.

Несмотря на суровый и строгий характер царствования Николая I, вся духовная атмосфера этого времени была насыщена идеями законности, рационального управления и благоустройства. Сам император подчеркивал, что проблемы управления были для него первостепенными при составлении Свода законов Российской империи. В речи, произнесенной в Государственном совете в 1833 г. при обсуждении Свода законов, Николай I сказал: «При самом вступлении моем на престол я счел долгом обратить внимание на разные предметы управления, о которых не имел почти никакого сведения». См.: Оболенский А. В., Рудашевский В. Д. Методология системного исследования государственного управления. М., 2001. С. 46-49


32. Особенности и итоги кодификации российского права в ХУШ веке.

Кодификационная работа началась позже. В 1714 г. готовиться пересмотр Соборного Уложения, судьям предписывается решать дела только на основе норм Уложения и не противоречащим ему указам. Специальной комиссии поручалось свести все последующие (после 1649 г.) указы и приговоры в сводные сборники. Работу должна была проводить канцелярия Сената. В 1718 г. в докладе Юстиц-коллегии было предложено принять в качестве источника новых правовых норм шведские законы, включив в единый свод Соборное Уложение, новые указы и шведский кодекс.
В области поземельных отношений предлагалось использовать лифляндские законы. Сенату было указано окончить кодификационную работу (с учетом, иностранного законодательства) к концу 1720 г.
В период с 1720 по 1725 гг. Уложенной комиссией было проведено более двухсот заседаний. Первоначально происходило параллельное слушание и разбор текстов Соборного Уложения 1649 г. и шведского уложения. В 1721 г. было составлено более двухсот новых статей: работа шла над статьями о государственных и частных (партикулярных) преступлениях, о судебном процессе по гражданским делам, об уголовных преступлениях, о наследовании, о благочинии и городском управлении.
В 1725 г. проект нового Уложения был закончен. Он включал четыре книги: Памятники русского права / Под ред. Л.В. Черепнина. Т. 2. - М., 1956. С. 128.
1) “О процессе, то есть о суде, месте и о лицах, к суду принадлежащих“;
2) “О процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах“;
3) “О злодействах, какие штрафы и наказания следуют“;
4) “О цивильных или гражданских делах и о состоянии всякой экономии“ (о земле, торговле, опеке, брачном праве, наследовании).
Большинство новых статей оказалось в разделах о земельном и вещном праве, в области уголовного права и судопроизводства осталось много старых норм. Главным направлением кодификационной работы в это время было выделение норм, направленных на укрепление и защиту государственного интереса. Этой задаче были посвящены и подбор новых норм и изменение принципов толкования и применения закона.
Результатами кодификационной работы первой четверти XVIII в. стали:
а) утвержденные в 1714 г. и изданные в 1715 г. Воинские Артикулы, свод военно-уголовного законодательства, относящегося преимущественно к области материального, а не процессуального права.
б) утвержденный в 1720 г. Генеральный регламент или Устав коллегиям, охватывавший всю сферу нового административного законодательства.
в) кодификация норм частного права, почерпнутых из Указа о единонаследии и последующих актов о наследовании. Сводный документ получил название Пункты о вотчинных делах (1725 г.).
Опыт кодификационной работы первой половины XVIII в. показал, что развитие права стремилось к созданию отраслевого деления, для чего и создавались отдельные своды норм. Своды строились на систематизации, рецепции и обобщении практики правоприменения.

Для законотворческой деятельности абсолютизма характерна весьма подробная, тщательная регламентация всех сторон общественной и частной жизни. Поэтому особое внимание уделялось формам правовых актов и правового регулирования. Наиболее распространенными формами в первой четверти XVIII в. были:
1) Регламенты - акты, определяющие общую структуру, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений.
2) Манифесты: издавались только монархом и за его подписью и были обращены ко всему населению и всем учреждениям.
3) Именные указы. В них формулировались решения, относящиеся и адресованные к конкретным государственным учреждениям или должностным лицам: Сенату, коллегиям, губернаторам. Именные указы дополнялись уставами, учреждениями или регламентами.
4) Указы. В них содержались правовые нормы и административные предписания. Адресовались они определенному органу или лицу и были обязательны только для них. В форме указа выносились судебные решения Сената.
5) Уставы-сборники, содержавшие нормы, относящиеся к определенной сфере государственной деятельности (1716 г. - Воинский устав, 1720 г. - Морской устав).
Для системы правовых источников в целом в данный период было характерным очевидное преобладание законодательной формы над судебной практикой и, особенно, обычаем. Реформы, произведенные в системе центральных органов власти и управления сопровождались развернутой кодификацией права. Основные направления работы были намечены в деятельности Уложенной комиссии Екатерины II. Исаев И.А. История государства и права России. — М.: 2006. С. 121.


33. Реформа местного управления России во второй половине Х1Х века

Проведение Александром II либерально-демократических реформ местного самоуправления во второй половине XIX века было обусловлено прежде всего крестьянской реформой 1861 года. Именно эти реформы — земская и городская — привлекают сегодня особое внимание специалистов в области муниципального права, поскольку их не без основания считают первой попыткой создать в России гражданское общество, основанное на частной собственности.

Наиболее значимым правовым актом того времени считается принятое 1 января 1864 года Положение о губернских и уездных земских учреждениях. В нем впервые в отечественной истории по инициативе большинства дворянских депутатов создавались земские органы (выборные земские собрания (губернские, уездные) и избираемые ими соответствующие земские управы, подчеркивался негосударственный характер деятельности населения по осуществлению местного самоуправления, закреплялись качественно новые принципы управления на местах и основы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной и муниципальной властей, а органы местного самоуправления наделялись обширными полномочиями в области управления местным хозяйством.

В соответствии с указанным Положением в 1865 году земские учреждения были введены в 19 губерниях, в 1866-м — еще в 9. В Вятской и Олонецкой губерниях земские учреждения стали функционировать с 1867 года, в Бессарабской — с 1869-го, в Вологодской, Пермской — с 1870-го и в Уфимской губернии — с 1875 года.

В систему земств для организации их работы и контроля над ними было введено губернское по земским делам присутствие. В его состав от губернии входили: губернатор, вице-губернатор, управляющий казенной палатой, прокурор окружного суда. Земство представляли в нем: председатель губернской земской управы, он же предводитель дворянства губернии, и один гласный от губернии.

Однако не только сельское, но и городское самоуправление претерпевало изменения. Так, в соответствии с Городовым положением, введенным в 1846 году в Петербурге, а затем повсеместно на территории Российского государства, органами общественного самоуправления становились: городской голова, общая городская Дума (как распорядительный орган), распорядительная городская Дума (как исполнительный орган).

Важно отметить, что в Москве реформы местного самоуправления проводились в соответствии с Положением об общественном самоуправлении города Москвы 1862 г. (введено в 1863 г. и действовало 9 лет); Городовым положением 1870 г. (вступило в силу в 1872 г. и просуществовало 20 лет); Городовым положением 1892 г. (введено в 1893 г. и действовало 19 лет).

Положение об общественном самоуправлении города Москвы, законодательно закрепленное и высочайше утвержденное 20 марта 1862 года, вводило всесословный принцип организации городской Думы и способствовало ее приспособлению к новым экономическим условиям. В соответствии с этим документом городское общество делилось на пять групп: дворяне, почетные граждане, купцы, мещане, ремесленники, неопределенная группа «других званых лиц».

Названное Положение впервые в России разрешало привлекать к общему городскому делу представителей всех сословий, изъяв его из рук купеческого и мещанского обществ, которые до этого считались привилегированными представителями городского общества. Результатом такого нововведения стало избрание в городские головы не купца или мещанина, а представителя знатного московского дворянства.

По Положению 1862 г. городской голова избирался всеми 500 сословными представителями, по 100 уполномоченных от каждого сословия и только с 1870 года — гласными Думы из среды собрания.

Вместе с тем самостоятельность местного самоуправления по этому Положению была значительно ограничена властью военного генерал-губернатора, который мог председательствовать на заседаниях городской Думы и утверждал ее решения. Кроме этого, в Положении не были определены предметы ведения органов местного самоуправления в Москве.

В соответствии с Городовым положением 1870 г. к органам городского самоуправления относились городское избирательное собрание, городская Дума, городская управа. Городские избирательные собрания формировались для избрания гласных городской Думы через каждые четыре года.

Следует отметить, что земское и городское избирательное право традиционно основывалось на имущественном и сословном цензах. В результате этого городская Дума являлась представительным органом, избранным определенным кругом лиц, обладающих недвижимым имуществом, что приводило к тому, что депутатами могли стать только крупные землевладельцы и состоятельные граждане.

Права голоса лишались неимущие, а также граждане, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности, находящиеся подследствием или судом, душевно больные, лишенные духовного сана, исключенные из среды обществ и дворянских собраний. Не имели права голоса также губернатор, члены губернского по городским делам присутствия, за исключением городского головы, члены губернского правления и чины местной полиции.

Кроме этого, устанавливался ценз оседлости — 2 года и возрастной ценз — 25 лет. Главным требованием к избирателю являлось наличие российского подданства.

В соответствии с Городовым положением 1870 г. городское самоуправление было введено в 46 губерниях и областных городах: Архангельске, Астрахани, Кишиневе, Владимире, Киеве, Саратове, Тамбове; Красноярске, Томске, Семипалатинске и др.

Следует отметить, что выборные лица, занимающие должности в коллегиальных органах земского и городского самоуправления, в соответствии с Положением о земских учреждениях 1890 г. и Городовым положением 1892 г. считались состоящими на государственной службе. Они имели право на чинопроизводство, на получение орденов и на ношение мундира.

Председатели и члены земских управ, городские головы и члены городских управ могли подвергаться дисциплинарным взысканиям, налагаемым постановлениями губернского по земским и городским делам присутствия. Некоторые взыскания (например, удаление от должности) налагались по представлению указанных присутствий постановлениями Совета министра внутренних дел, утверждаемых министром. Губернатор имел право возбуждать вопрос об ответственности выборных должностных лиц земского и городского самоуправления, представлять их к награде.


34. Процессуальное право по «Краткому изображению процессов или судебных тяжб 1715г.»

Процессуальное право

Вследствие усиления бюрократического централизма и полицейского характера государства устанавливается господство розыскной («инквизиционной») формы процесса. Регламентация розыскного процесса осуществлялась на основании Указа от 21 февраля 1697 г. и «Краткого изображения процессов или судебных тяжб» (1715 г.).

В порядке розыска рассматривались не только уголовные дела, но и гражданские споры. Процесс четко делился на три стадии. На первой стадии суд официально в письменном виде оповещал всех заинтересованных лиц о начале процесса. На второй стадии суд рассматривал дело по существу и анализировал доказательства, виды которых устанавливались в законодательстве. Собственного признания, которое считалось главным доказательством, добивались при помощи пыток. Свидетельские показания оценивались судьей не на основании своего внутреннего усмотрения, а в строгом соответствии с предписаниями закона.

К свидетелям по усмотрению судьи могли применяться пытки. Проанализировав доказательства, судьи коллегиально выносили приговор. На третьей стадии осужденному предоставлялось право добиваться пересмотра дела в апелляционном порядке в вышестоящем суде. Затем приговор приводился в исполнение.

В ноябре 1723 г. вышел указ «О форме суда», который отменил розыск и восстановил состязательную форму судебного процесса для гражданских споров и уголовных дел (за исключением дел о государственной измене и некоторых других тяжких преступлениях). Однако данный указ действовал недолго. Уже в 1725 г. снова был значительно расширен круг дел, разбираемых в порядке, предусмотренном «Кратким изображением процессов». В дальнейшем и законодательство, и судебная практика обеспечили устойчивое господство розыскного процесса, более соответствующего интересам абсолютистского государства. Правда, в ходе судебной реформы 1775 г. наметилось отделение гражданского судопроизводства от уголовного, но при этом порядок рассмотрения гражданских дел принципиально не отличался от рассмотрения уголовных дел.



2015-12-13 2747 Обсуждений (0)
Основные источники административного права России в ХУШ-Х1Х веках 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные источники административного права России в ХУШ-Х1Х веках

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2747)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)