Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Устройство и функционирование



2015-12-13 753 Обсуждений (0)
Устройство и функционирование 0.00 из 5.00 0 оценок




Губернские и уездные земские управы состояли из 6 человек, назначаемых земскими собраниями. Собрания созывались один раз в год, но в чрезвычайных ситуациях могли собираться и чаще. Управы работали на постоянной основе. Собрания давали распоряжения и контролировали их выполнение, а управы собственно занимались выполнением решений. Земские собрания можно сравнить с местными парламентами, а управы — с правительствами

Председателями губернских и уездных съездов были предводители дворянства.

Земские собрания и управы были лишены права как учреждения общаться между собой, они не имели принудительной власти, так как полиция им не подчинялась; их деятельность контролировалась губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания

Земские собрания и управы ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения и устройством санитарной части в городах и деревнях; «попечением» о развитии местной торговли и промышленности, обеспечением народного продовольствия (устройством хлебных складов, семенных депо); заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.

Земская реформа проводилась не повсеместно и не одновременно. К концу 1870-х годовземства были введены в 34 губерниях Европейской России, в Бессарабии и в области Войска Донского (где в 1882 году ликвидированы). Позже земские органы появились на окраинах: в Ставропольской, Астраханской, Оренбургской губерниях. Многие национальные и другие районы Российской империи земств не имели. Закон о земстве в западных губерниях был принят лишь в 1911 году.

Земская реформа содействовала развитию местной инициативы, хозяйства и культуры.


42. Особенности российского наследственного права в первой трети ХУШ века.

Российское законодательство знало два вида наследования имущества: наследование по закону и завещанию.

При наследовании по закону вступал законный порядок наследования или майоратный принцип: недвижимость наследовалась только одним из сыновей. При отсутствии сыновей главной наследницей по закону становилась старшая дочь, если она выходила замуж, то наследницей становилась следующая по старшинству дочь. В случае отсутствия и сыновей, и дочерей, главным наследником становился старший в ближайшей степени родства. Движимое имущество делилось поровну между остальными наследниками.

При наследовании по завещанию воля завещателя была ограничена: недвижимое имущество наследовалось только одному из сыновей, остальные дети получали часть движимого имущества в рамках завещательного распоряжения. Дочери наследовали недвижимость по завещанию только при отсутствии сыновей. При отсутствии детей недвижимое имущество могло быть завещано родственникам, к примеру, зятем, который в этом случае должен был взять фамилию наследодателя, в противном случае недвижимость переходила государству. Движимое имущество могло быть поделено между претендентами в любых долях, завещатель мог дать его «кому захочет».

Петр I объяснял такой порядок наследования 3-мя целями:

· податная цель. Он считал, что если помещика разделит, к примеру, тысячу дворов, между сыновьями, то каждому из них достанется лишь по двести дворов. Это приведет к росту повинности с крестьянского двора и к затруднению сбора податей;

· «необходимость сохранения у дворян крупных имений, чтобы они не нищали и не превращались в однодворцев» Чистяков О. И. История отечественного государства и права: учебник. - М.: БЕК, 1998. - С. 233.;

· заставить дворянство служить государству, так как дворянские дети, оставшиеся без поместий, должны будут искать себе доход от государственной службы.

В 1716 была установлена доля, которую получала жена при смерти мужа. Если до этого бездетная вдова получала пожизненное право на имущество, а после е смерти к наследованию призывались наследники по закону, то теперь вдова стала получать в собственность только ј часть имущества мужа.

Сохранялось право родового выкупа, которое принадлежало «главному наследнику и не распространялось далее племянников продавца имущества» Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Юристъ, 2006. - С.304.. Лишь в 1737 г. срок его действия был сокращен с сорока до трех лет.

44. Основные тенденции развития российского права в начале ХХ века Совершенствовалась сфера гражданского права. Подробно разрабатывается понятие юридического лица. Последние подразделялись на публичные (казна, ведомства, учреждения, органы местного самоуправления) и частные. В качестве таковых могли быть соединения (общества, товарищества) и учреждения. Юридические лица образовывались путем соглашения нескольких лиц, концессионным (специальным разрешением власти), явочным (путем регистрации) порядком. Товарищества подразделялись на полные, на вере и акционерные. Впервые в юридической терминологии и в качестве субъекта хозяйственной деятельности и торгового оборота появляется «торгово-промышленное предприятие». Оно могло иметь различные конкретные виды - тресты, синдикаты, концерны, акционерные общества. Ряд нововведений был сделан в области административного и уголовного законодательства. Система источников права в начале XX в. пополняется новыми элементами - постановлениями Совета министров и Высочайше утвержденными мнениями Государственного совета. Эти акты хотя и носили подзаконный характер, однако имели обязательную силу для всех исполнительных органов. Появляется большое число актов, именуемых «временные правила» (эти правила фактически действовали вплоть до февральской революции 1917 г.). Указанные документы регламентировали порядок проведения собраний, процедуру образования ассоциаций, деятельность в области печати. Так, в ноябре 1905 г. принимается указ «О временных правилах о повременных изданиях», в которых отменялись предварительная цензура и административные взыскания, устанавливался судебный порядок решения дел о печати. Регистрацию открывающихся изданий осуществлял губернатор. Арест на отдельные номера изданий мог налагаться только при условии, что имеются признаки уголовного деяния, и только в судебном порядке. Указ содержал перечень оснований для наложения ареста и штрафов. В 1906 г. было принято два указа, распространявших эти положения на периодические издания, а также положение Совета Министров «Об установлении уголовной ответственности за восхваление преступных деяний в речи или печати». Эти постановления противоречили принципам Манифеста 17 октября 1905 г. Ту же направленность имели временные правила о собраниях (от 12 октября 1905 г. и 4 марта 1906 г.). Непубличные (т.е. частные) собрания можно было проводить без разрешения правительственных властей в учебных заведениях - только учебные собрания. Собрания под открытым небом разрешалось проводить с разрешения полиции и губернатора, причем место их проведения должно быть удалено от места пребывания императора, Государственного совета и Государственной думы на полверсты (в закрытых помещениях), на две версты (если собрания проходят под открытым небом). Нельзя устраивать общественные собрания в местах общественного питания. Об открытии собрания необходимо предупредить полицию за трое суток (о месте, времени и теме собрания). 4 марта 1906 г. императором был подписан указ «О временных правилах об обществах и союзах». Министерству внутренних дел предоставлялось право закрывать общества, если «их деятельность представляется ему угрожающей общественному спокойствию и безопасности». Запрещалась деятельность обществ, «управляемых из-за границы, если они носят политический характер». Государственные служащие могли образовывать только благотворительные и культурные, но не политические общества. Начальство могло запретить чиновникам участие в других обществах. Тем не менее, данный правовой акт впервые в России дал легальную основу для создания политических партий и профессиональных обществ рабочих и предпринимателей. В 1903 г. вступило в силу новое Уголовное Уложение, которое состояло из 37 глав и 687 статей. Число составов преступлений было сокращено в нем до шестисот пятнадцати. Уложение давало формальное определение преступления: «Деяние, воспрещенное законом во время его учинения, под страхом его наказания». Принцип аналогии отвергался: «нет преступления, нет наказания без указания на то в законе». Уложение принимало трехчленное деление: тяжкое преступление, преступление и проступок. Субъектом преступления было лицо, достигшее десятилетнего возраста (вменяемое и физическое). Законодатель предусматривал ситуацию «уменьшенной» вменяемости, относящейся к лицам в возрасте от десяти до семнадцати лет. Впервые давалось определение пространства действия закона: он распространялся на всю территорию России, одинаково на всех лиц, на ней пребывающих. Система наказаний была упрощена, все наказания делились на главные, дополнительные и заменяющие. В Уложении предусматривались восемь родов главных наказаний и восемь родов дополнительных. Сословная принадлежность преступника и жертвы учитывалась судом при определении наказания (предложение об отмене сословного критерия было отвергнуто Государственным советом). Смертная казнь совершалась через повешение, публично и не применялась к лицам, моложе семнадцати и старше семидесяти лет. Приговоренные к смертной казни лишались всех прав состояния и иных прав. Каторга назначалась без срока или на срок от четырех до пятнадцати лет, ссылка назначалась без срока, но с правом досрочного освобождения за хорошее поведение. Заключение в крепость назначалось на срок до шести лет, в тюрьму - до двух лет, арест - на срок до шести месяцев, помещение в исправительный дом - до восьми лет. 45. Реформы государственного управления России в начале Х1Х века Изменение государственного аппарата. В 1810 г. был создан Государственный совет, через который должны были проходить все законопроекты. Совет состоял из общего собрания и четырех департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии. Председателем Государственного совета формально считался сам император. В 1802 г. введены новые органы отраслевого управления – министерства, закрепленные в 1811 г. «Общим учреждением министерств». Главным отличием министерств от коллегий являлось утверждение принципа единоначалия: министр полностью отвечал за руководство вверенной ему отраслью и имел для этого все полномочия. При министре предусматривался коллегиальный орган – совет министра, куда стекались все материалы из департаментов министерства, идущие на подпись министру. Одновременно с министерствами был создан Комитет министров – совещательный орган при царе, решавший вопросы, касающиеся сразу нескольких министерств или превышающие компетенцию министра. Кроме того, Комитет наблюдал за губернаторами и губернскими правлениями. В состав Комитета министров входили председатели департаментов Государственного совета, министры, управляющие ведомствами, государственный секретарь. Учреждена Собственная его императорского величества канцелярия. При Николае I в ней было создано шесть отделений, права которых почти не отличались от прав министерств. Особо известно III отделение, которому был придан статус жандармов. Вся страна была разбита на жандармские округа. Кодификация законодательства. Для приведения в порядок существующих норм права была создана комиссия II отделения Собственной его императорского величества канцелярии, во главе которой фактически стоял видный юрист М. М. Сперанский. Он решил организовать работу поэтапно: собрать воедино все законы, изданные с момента принятия Соборного Уложения, привести их в определенную систему и на базе всего этого издать новое Уложение. Сначала приступили к созданию Полного собрания законов, которое включило в себя все нормативные акты с Соборного Уложения до начала царствования Николая I, собранные в хронологическом порядке. После издания Полного собрания законов М. М. Сперанский приступил к созданию Свода законов Российской империи. При его составлении исключались недействующие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста. В Своде законов весь материал был расположен по отраслевому принципу, в основу структуры было положено деление права на публичное и частное. Свод был издан в XV томах, объединенных в 8 книгах. Далее М. М. Сперанский планировал приступить к созданию Уложения, которое должно было быть кодифицированным актом. Однако эти идеи не нашли поддержки, работа по систематизации остановилась. Можно лишь отметить как элемент третьего этапа издание в 1845 г. Уложения о наказаниях уголовных и исправительных – первого российского уголовного кодекса. 46. Организация, юрисдикция и структура судебных органов по Судебнику 1550г. Судебник 1497 г. и Судебник 1550 г. стали основными источниками законодательства периода становления единого централизованного Русского государства. Они были посвящены гражданскому, наследственному правам, содержали нормы уголовного права, положения, касающиеся нововведений в судопроизводстве и структуры судебных органов. С усилением всего государственного аппарата значительно расширился и аппарат судебных органов, расширились их полномочия, даже произвол, все более проявляются черты сословного суда (особенности этого периода в развитии судебной системы). Высшей для всех судебных инстанций являлся Великий князь, который рассматривал дела особой важности и мог рассматривать дела в порядке обжалования приговора боярского суда либо местного суда. Основная судебная инстанция – боярский суд. В этих судах имелись дьяки, которые были призваны обеспечивать организационную работу Боярской думы по разрешению дел (составлять протокол, приводить неявившихся лиц и т. п.). Решения боярского суда могли быть обжалованы путем подачи жалобы самому Великому князю. Судебники 1497 г., 1550 г. выделяли местные суды: суд наместника; суд волостеля. Названные суды различались по степени своей власти. Наместники «держали кормление с боярским судом», т. е. они могли решать все дела и применять все виды наказаний. Компетенция волостелей была без боярского суда, следовательно, они не были вправе применять смертную казнь без доклада центральной власти и предварительного ее согласия. В местных судах (наместников и волостелей) назначались специальные вспомогательные должностные лица: агенты-доводчики, которые осуществляли вызов сторон и иных лиц в суд; праветчики (в полномочия этих вспомогательных лиц входило исполнение по судебным приговорам). В целях обеспечения розыскного судопроизводства в местных судах принимали участие одновременно с наместниками и волостелями дети боярские и «добрые люди» (представители имущих слоев населения: в городах – купцы, а в черных землях – зажиточные крестьяне). Они принимали свои полномочия по розыску «ведомо лихих людей» «по крестному целованию» (по присяге), их слова не подвергались сомнению и считались доказательством. В случае, если лицо, обвиненное детьми боярскими или «добрыми людьми», отрицало свою вину, оно безоговорочно признавалось виновным. Решения местных судов могли быть обжалованы в вышестоящие инстанции: приказы; Боярскую думу; Великому князю (в исключительных случаях). В целях обеспечения нового формализованного судопроизводства (составления протоколов судебного заседания, подготовки дел к рассмотрению, отбора исковых заявлений и заявлений о совершении преступления, взимания судебных и исполнительных пошлин, обеспечения явки сторон в суд и т. д.) судебники 1497 г., 1550 г. вводили в органы судановых лиц в суды: дворских; старост; «лучших» людей (это был прообраз суда присяжных, но в него выбирались люди, имеющие определенный имущественный достаток). Основной инстанцией, которая разрешала дела по преступлениям против семьи и религии являлся церковный суд. Он широко применял все формы инквизиционного процесса. Решения церковного суда не пересматривались.
   
47. Реорганизация системы высших органов государственного управления по «Своду основных государственных законов» от 23 апреля 1906 года. Для детального понимания современных конституционных норм огромное значение имеет изучение Основных государственных законов Российской империи 23 апреля 1906 г. как первой российской конституции, которые определяли, помимо всего прочего, соотношение законодательной и исполнительной власти. Особую роль в процессе реализации и практического воплощения прав и свобод российских подданных, которые были закреплены в Основных государственных законах 23 апреля 1906 г., играло Министерство внутренних дел, которое в силу специфики своего правового статуса обеспечивало соблюдение этих конституционных положений. Уроки российского парламентаризма свидетельствуют о необходимости, для достижения эффективного функционирования государственного механизма, идти на диалог и компромисс. Кудинов С.А. считает, что назвать Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г. конституцией в полной мере нельзя, ибо такие основополагающие принципы конституционализма, как народный суверенитет и разделение властей в указанном нормативном акте отсутствовали. Однако же другие ученые не соглашаются с ним на основании, во-первых, исследования конституционных актов в Европе и Японии, которые показывают, что Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. можно поставить в один ряд с тогдашними западноевропейскими конституциями, и, во-вторых, речь идет о формировании именно дуалистической монархии. Идея конституции, получившая в России практическую потребность в период политического кризиса 1905 года, была воплощена в образе Основных законов, вобравших в себя требования Высочайших конституционных манифестов. Пересмотр Основных законов состоялся в соответствии с государственным мнением, выработанным апрельским (1906 г) Царскосельским Совещанием под председательством императора. Мнение это основывалось на признании необратимости конституционных преобразований, ограничивавших права монарха в пользу народного представительства. На Совещании граф Пален, высказал замечание, поддержанное большинством его участников: "Весь вопрос заключается в том, оставить ли в статье первое слово "неограниченный". Я не сочувствую Манифесту 17 октября, но он существует до того существовало Ваше неограниченное право издавать законы, но после 17 октября помимо законодательных учреждений, Ваше Величество не можете уже издавать законы сами. По-моему, Вам, Государь, было угодно ограничить свою власть. В основных законах надо издать то, что ново, а старое оставить, но слово "неограниченный" в нем не может оставаться". Самодержавной монархии в России предстояло стать монархией конституционной. Для нас не оставляет сомнения тот факт, что первой конституцией России стали Основные Государственные Законы издания 23 апреля 1906 года, хотя конституцией они официально не именовались. Дело, однако, не в названии, а в назначении законодательного акта. Французская Декларация прав человека и гражданина тоже не именовалась конституцией, хотя именно она знаменовала наступление конституционной эры[2]. Редактированные Основные Законы по сравнению с прежними включали в себя новые главы, посвященные отдельным конституционным институтам – о правах и обязанностях российских подданных, о Государственном Совете и Государственной Думе, о Совете Министров. Одновременно сохраняли силу те положения старых Основных Законов, которых не коснулось время, - о порядке наследия престола, о вере, о правительстве и опеке и т.д. Основные Государственные Законы 1906 г. представляли собой внушительное нормативно-правовое образование, состоящее из 11 глав и 124 статей (в редакции Свода Законов), охватывающее своим действием основополагающие государственно-правовые институты. Основные Законы занимали самостоятельное место в системе Свода Законов, образуя раздел 1 первой части начального тома Свода. Обновленные Основные Законы, как и подобает конституции, наделялись особой юридической силой. Они изменялись лишь в особом законодательном порядке. Инициатива их пересмотра принадлежала исключительно императору. Последний, обладая правом издания указов с временной силой закона (во время прекращения занятий Думы), не мог, тем не менее, обратить это право на Основные Государственные Законы. Основные Государственные Законы 23 апреля 1906 г. являются фундаментальным законодательным актом, регулирующим разделение полномочий между императорской властью и организованным по Манифесту 17 октября Парламентом, состоящим из Государственного Совета и Государственной Думы. При этом порядок собрания и работы обеих палат Парламента был определен особыми законами. Основные государственные законы 23 апреля 1906 года стали первой действующей российской конституцией, оформив изменения, происшедшие в ходе реформ и создания Государственной думы. В этом видят результат революции, которая, в свою очередь, явилась итогом русско-японской войны - трагического поражения русских армии и флота, завершившегося в августе 1905 года подписанием графом С.Ю. Витте Портсмутского мирного договора. Можно сказать, что Япония косвенно способствовала превращению России в конституционную монархию[3]. Менее известно то, что существовало и прямое японское влияние на судьбы российского конституционализма. Это доказывается самой историей создания Основных законов. Автором проекта, ставшего фундаментом их окончательной редакции, был Петр Алексеевич Харитонов, начальник Государственной канцелярии, которая занималась кодификацией и обеспечивала делопроизводство Государственного совета - высшего законосовещательного учреждения, а после 1906 года - верхней палаты народного представительства. Получив от императора Николая II в начале ноября 1905 года поручение составить проект новых Основных законов, П.А. Харитонов обратился к разработкам, исходившим из лагеря оппозиции. Это были: "Проект русской конституции", выработанный членами "Союза Освобождения" под руководством П.Б. Струве, проект конституции, подготовленный С.А. Муромцевым и напечатанный в "Русских ведомостях" 6 июля 1905 года, и программа Конституционно-демократической партии, выработанная ее учредительным съездом 12-18 октября 1905 года. Эти документы проводили идею парламентарной монархии, в которой власть монарха ограничена как в законодательстве, так и в управлении, а потому он только царствует, но не правит, и правительство ответственно не перед ним, а перед народным представительством, как это до сих пор наблюдается в Англии. Бюрократическая конституция вышла столь же либеральной, как и ее источники, воплощая идею парламентарной монархии вполне недвусмысленно. В то же время при составлении российской конституции, помимо проектов, исходивших от оппозиции, Харитонов, как и авторы этих проектов, использовал и иностранные конституции. "Проект Основных государственных законов Российской империи, - признавался сам он, - составлен применительно к таковым же законам других государств, в соответствии с манифестом 17 октября 1905 года". 48. Влияние крестьянской реформы 1861 года на развитие российской государственности. Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель- привести государственный строй и административное управление в соответствии с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали продуктом стремления «либеральной бюрократии» продолжить политическую модернизацию страны. Для этого требовалось приспособить самодержавие к развитию капиталистических отношений и использовать буржуазию в интересах господствующего класса. Инициируемые отменой крепостного права реформы имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращению России в буржуазную монархию. 49. Основные источники древнерусского права Источниками права являются официальный документ или документ иной формы, содержащие нормы права на том или ином историческом этапе либо вообще документально не зафиксированные нормы права. Источники права Древнерусского государства – источники права, существовавшие в период становления и развития Древнерусского государства. Виды таких источников права. 1. Обычай. Он существовал и использовался до 1917 г. на территории Российского государства, но только для крестьянства. 2. Письменные памятники права. Они опирались в своих положениях на обычное право, которое лишь через них получило официальное признание: Первая Русская Правда (принадлежит к типу варварских правд, т. е. таких законов, которые принимались на начальном этапе существования народов, покоривших Римскую империю; такие сборники норм права были однотипны, так как все они содержали обычное право, не были структурированы и систематизированы; в них содержались нормы процессуального (формального) права, формы установления права и санкции за правонарушения); Русская Правда 1016–1019 гг. и Правда Ярославичей (относятся к сборникам канонического права и представляют собой уже более структурированные и систематизированные источники древнерусского права, главным образом посвященные уголовному и уголовно-процессуальному праву в России того периода); Стоглав 1551 г. (характеризуется уже более полным объемом правовых норм не только уголовного и уголовно-процессуального характера, но и всех иных сфер общественной жизни: семейных отношений, гражданских и т. п.); Псковская и Новгородская судные грамоты XIV–XV вв. (приняты на основе Русской Правды, но представлены уже значительно более широким спектром норм, эти нормы отражали переход к единому Московскому государству). 3. Межгосударственные договоры: договоры северорусских племен – характеризуются архаичностью, т. е. их нормы не отнесены к какой-либо отдельной отрасли права, однако при этом они более систематизированы, чем варварские правды; договоры русских с греками – являются самым древним источником, они основывались на византийском праве, которое во многом имело черты римского, следовательно, структура этих договоров была схожа с современной: преамбула, основная часть и заключение; эти договоры устанавливали равное право субъектности Руси и Византии, регулировали порядок выдачи преступников друг другу, порядок торговли друг с другом, официально оформляли отношения между Византией и Русью; договоры русских с немцами XII–XIII вв. (ими устанавливался торговый союз с немецкими городами, который предполагал, что представителем Руси и немцам судиться каждому по своему праву); 4. Церковные уставы. Церковь в период древнерусского государства имела значительное влияние на всю систему государственного устройства и права, эти уставы закрепляли десятину (налог церкви), компетенцию церковных судов, которые в те годы были единственными по семейным и наследственным отношениям. 5. Акты юридического быта, т. е. договоры, письма и т. п., плохо до нас дошли. Междукняжие ряды (договоры) – о браке, купле-продаже, дарственные акты. 6. Юридические пословицы и поговорки. Их историческое значение для исследователей заключается в том, что они свидетельствуют о том, как население воспринимало право и государственную систему. 50. Социальная структура древнерусского общества Численность населения древнерусского государства, по разным оценкам, составляла от 5 до 9 млн. человек.Во главе Руси стояли Рюриковичи – великий киевский князь и его родственники. Князь пользовался большой властью. Он руководил войском, организовывал оборону страны и направлял все завоевательные походы. В бывших племенных княжениях от имени великого киевского князя управляли его братья и сыновья. Старшая дружинаБывшие племенные князья и лучшие мужи периода «военной демократии» составляли старшую дружину, верхушку дружинного слоя. Они назывались боярами и составляли постоянный совет («думу») князя. Младшая дружинаМладшая дружина – это рядовые воины («гриди», «отроки», «детские»). Из младшей дружины набиралась личная дружина князя, которая состояла у него в услужении. Люди – лично свободные жители Киевской Руси. По занятиям люди могли быть и городскими ремесленниками, и крестьянами-общинниками. «Русская Правда»: о социальной структуре древнерусского общества: Существовало свободное население.Было представлено свободными общинниками, которых РП называет «людьми». Древнерусская община (вервь) обладала своей территорией, за которую отвечала перед государством. Так, если на ее земле обнаружится труп, вервь была обязана найти убийцу или заплатить т. н. дикую виру. Если убийцей оказывался член общины, то община помогала ему заплатить виру (штраф), если он, конечно, не жил грабежом и разбоем. Разбойника вервь могла выдать на «поток и разграбление» (см. далее). Так же общинник не мог рассчитывать на помощь общины в случае, если он когда-нибудь не вложился в «дикую виру». Зависимое население. А) Челядь – историки спорят о их положении. В период русско-византийских войн – рабы. В ПВЛ их упоминают на уровне рабов. Б) Смерд - три точки зрения: - все сельское население, постепенно превращающееся из свободного крестьянства в зависимое; - только крестьяне, сидевшие на государственной земле и обложенные данью; - особая группа полузависимого сословного населения. Положение смерда было двойственным. В отличии от раба смерд имел семью и имущество, платил штраф за проступки. Но юридически не был полноправным. В) закуп – брали ссуду у господина и отрабатывали ее в его хозяйстве, могли иметь собственное хозяйство и имущество. Г) Холоп – фактически рабы, т. к. виры в нем нет. За его смерть платили хозяину 5 гривен, или отдавали другого холопа. Так же был штраф за укрывательство чужого холопа. Князь, его хозяйство: Это – вотчина, дом (хорома, дворец), и др. объекты находящиеся на территории вотчины. Были высокие штрафы за нарушение границ вотчины, за переметку столбов, деревьев, определяющих границу вотчины, или кражу княжеского имущества. Административный аппарат княжеской вотчины (довольно привилегированные люди): 1. бояре – огнищане; 2. подъездные княжи – сборщики налогов; 3. тиуны – управители отдельных хозяйств; 4. Старосты (ратайный следил за работами на пашне); Не привилегированные: 5. Сокольничьи – люди для охоты; 6. Кормилицы (няньки); 7. Обслуживающий персонал (челядь). 51. Основные тенденции развития российского права во второй половине Х1Х века. Значительные изменения произошли в гражданском праве, что вызывалось развитием капитализма. Утверждался буржуазные принцип свободы и неограниченности права собственности как власти исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно. Однако, в целях сохранения крупной недвижимости и капитала за определенными дворянскими фамилиями ограничивалось право распоряжаться родовыми, заповедными и майоратными имениями. Закон вводил ограничения и для крестьянских земель, но не в интересах крестьян. В области обязательственного права характерно распространение принципа договорной свободы, позволяющего фабрикантам и помещикам навязывать эксплуатируемым кабальные сделки. Так, условия найма, труда и заработной платы определялись не законом, а в договоре между предпринимателем и рабочими как будто бы равными сторонами, но рабочий всегда оставался в тяжелом положении, крестьяне вынуждены были заключать договоры об аренде земли на условиях передачи арендодателям половины урожая (исполу). Еще более кабальным для арендаторов был поднаем (субаренда), при котором основной арендатор сдавал землю другим арендаторам на еще более тяжелых условиях. Рост пролетарского движения, особенно Морозовская стачка 1885 года вынудили правительство издать фабричные законы о труде рабочих. 1 фабричный закон в России от 1 июня 1882 года запрещал применение на заводах и фабриках труда детей до 12 лет, а для детей в возрасте 12-15 лет устанавливал продолжительность рабочего дня 8 часов в сутки. Запрещалась работа детей ночью и в праздники. Закон от 3 июня 1885 года запретил ночную работу женщин и подростков не достигших 17 лет, на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабрик. Для надзора за исполнением закона 1882 года учреждалась фабричная инспекция. В фабричном законодательстве наиболее важным из всех был закон от 31 июня 1886 года "О штрафах и условиях найма и увольнения рабочих". Он устанавливал некоторую регламентацию штрафов, вводил расчетные книжки, определял сроки выдачи заработной платы, запрещал расплачиваться с рабочими товарами и купонами, создал губернские присутствия по фабричным делам. В состав этих присутствий входили губернатор, жандармский начальник, губернские чиновники и два фабриканта. Закон от 2 июня 1897 года ограничивал рабочий день при дневной работе одиннадцатью часами и при ночной десятью часами в сутки. Законы не устанавливали никаких наказаний для фабрикантов за их неисполнение. В наследственном праве расширяется передача имущества по завещанию, особенно движимого. При наследовании родители и внебрачные дети (незаконнорожденные) дети исключались из числа наследников; супруг получал 1/7 часть имущества; сестры (при наличии братьев) - 1/14 часть недвижимости и 1/8 часть движимости; усыновленные наследовали только благоприятное имущество усыновителя; нисходящие дети устраняли боковых родственников и последующих нисходящих. Наследование у крестьян регулировалось, главным образом, обычаями, при которых к наследованию допускались и посторонние члены двора - приемные и незаконнорожденные дети, а замужняя дочь, если ее муж (примак), наследовала наравне с братьями. Развитие буржуазных отношений сказалось и на семейном праве в большинстве случаев стала учитываться воля брачующихся; обручение утратило свой прежний смысл; утверждался принцип раздельности имущества супругов, утверждается правоспособность супруги. Однако, по-прежнему сохраняются крепостнические пережитки, освещаемые церковью (светские браки не допускались, запрещались браки между христианами и не христианами, осуждались браки без согласия родителей, сохранялось подчинение жены мужу, неравноправное отношение внебрачных детей, ограничение наследственных прав дочерей. Главной целью наказания являлось возмездие, преследовались также цели предотвращения преступлений, под страхом жестоких наказаний извлечение выгод от труда заключенных. Специальной цели исправления преступлений закон не ставил. Развитие капитализма требовало замены положений Уложения 1845 года, отражавшего крепостнические отношения. В 1903 году издан проект Уголовного уложения, в большей мере учитывавший принципы в праве, упростивший виды преступлений и систему наказаний, но не был утвержден. Но в связи с нарастанием революционной борьбы в 1904 году были введены в действие главы Уложения 1903 года "О бунте против власти верховной и о преступных деяниях против священной особы императора и членов императорского дома", "О государственной измене", "О бунте". Различались судебный процесс в местных судах и процесс в общих судах. В мировом суде стадий процесса не было, мировой судья выступал как следователь. Одним из доказательств была церковная присяга; после слушания дела объявлялась резолюция по делу; окончательное решение суд сообщал сторонам через две недели; а в течение 4 месяцев разрешалось подать

2015-12-13 753 Обсуждений (0)
Устройство и функционирование 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Устройство и функционирование

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (753)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)