Функциональные различия в употреблении форм залогов в русском и английском языках
Наличие в обоих языках сходных грамматических категорий, хотя и имеющих несколько различное морфологическое выражение, не всегда свидетельствует об их типологическом подобии. Необходимо также учитывать их дистрибуцию и функциональное использование 1. Сопоставление случаев употребления форм страдательного залога в обоих языках показывает, что их функционирование в речи совершенно различно. Если английский' язык предпочитает использовать формы, пассива в предложениях, где лицо или предмет в функции подлежащего испытывает на себе чье-либо воздействие, то русский язык в подобной ситуации чаще использует форму действительного залога с прямым объектом, оформленным винительным падежом в позиции перед сказуемым; ср.: this long bridge was built by the workers of our factory last year — этот длинный мост построили рабочие нашего завода. Предложения этой структуры встречаются часто и тем самым определяют удельный вес формы пассива в обоих языках. Кроме этого характерного случая, связанного с расхождениями в системе грамматических категорий и их морфологическом выражении ,в обоих языках — наличием формы винительного падежа в русском языке для выражения прямого объекта и отсутствием категории падежа в системе существительных в английском языке,, существует ряд случаев, когда русским предложениям со сказуемым в форме действительного залога соответствуют в английском языке 'предложения со сказуемым в форме страдательного залога. 1 Ярцева В. Н. Принципы типологического исследования родственных и неродственных языков. — В сб.: Проблемы языкознания. М., 1967, с, 207, Это следующие случаи: 1) Сказуемое неопределенно-личных предложений в 2) Сказуемое главного предложения, выраженное гла Категория модальности.Категория модальности представляет собой лексико-грамматическую категорию, выражающую отношение действия к действительности, устанавливаемое говорящим лицом. Категория модальности может в разных языках быть выражена различными средствами. В английском и русском языках модальность выражается как грамматическими средствами — формами наклонений, так и лексическими —-модальными словами возможно, вероятно, наверное, кажется, по-видимому и т. д. — certainly, maybe, perhaps, probably, possibly, surely и т.д.; модальными глаголами — мочь, уметь, хотеть, желать, долженствовать и т. д. — сап, may, must и т. д.; модальными частицами — авось* едва ли, пожалуй и т. д., а также интонацией. Для типологической характеристики языка важное значение имеют грамматические средства выражения модальности, элементы структуры языка. Поэтому сопоставление категории модальности в обоих языках будет в дальнейшем проводиться в плане сопоставления грамматических средств ее выражения. Отношение действия к действительности может быть различным: если действие мыслится как реальное, то мы имеем модальность действительности; если же действие мыслится как нереальное, возможное или невозможное, как желательное или вероятное, то мы имеем модальность недействительности. Основным грамматическим средством выражения модальности действительности служит изъявительное наклонение, или индикатив. Он обозначает действие, которое мыслится говорящим как соответствующее реальной действительности. Отсюда наличие во всех формах модальности действительности семы «реальность» г. Изъявительное наклонение Как в одном, так и в другом языке обозначает реальное действие, происходящее в плане настоящего времени, происходившее в прошлом или имеющее произойти в будущем, вследствие чего это наклонение получает свое выражение в соответствующих формах времени и лица. Поэтому, хотя модальность действительности по своему содержанию сходна в обоих языках, тем не менее способы ее выражения зависят от системы видовременных форм, которые, как известно, имеют значительные расхождения в этих языках. Так, например, в русском языке модальность действительности, относящаяся к настоящему времени, выражается формой настоящего времени, в английском языке она может быть выражена не только формой Present Indefinite, но также формой Present Perfect Continuous; ср.: It was a wonderful opportunity, and when he had finished his explanations, Isabel was once more all smiles. "You foolish boy, why have you been trying to make me miserable." -His face lit up at her words and his eyes flashed. (W. S. Maugham. The Fall of Edward Barnard) Значительно большие различия наблюдаются в системе грамматических средств, существующих в обоих языках для выражения модальности недействительности. В русском языке существует лишь одно наклонение — сослагательное, которое иногда называют условным или предположительным. Оно обозначает действие, которое мыслится' говорящим как нереальное и лишь только как возможное или желательное. Сослагательное наклонение образуется аналитическим путем — сочетанием глагола в форме прошедшего времени с частицей бы, которая может находиться как перед, так и после формы глагола непосредственно или же на расстоянии; ср.: «Итак, пошли тихонько внука . С запиской этой к О... к тому... К соседу... да велеть ему, 1 Гулыга Е. В., Шендельс Е. И. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке. М., 1969, с, 78, 140 . * • . Чтоб он не говорил ни слова, Чтоб он не называл меня...» (А. С. Пушкин. Евгений Онегин) Сослагательное наклонение сочетает в себе ряд сем: сему «нереальность», сему «желание»; ср.: И что отныне ему следует только об одном мечтать: чроб старую проржавевшую цепь (он ее уже однажды порвал) сняли и купили бы новую, крепкую. (М. Е. Салтыков-Щедрин. Верный Трезор); сему «условие»; ср.: ...а ежели бы направо шестерка, а налево король бубен, тогда совсем бы отыгрался, поставил бы еще все на пе и выиграл бы тысяч пятнадцать чистых, купил бы себе тогда иноходца у полкового командира, е1це пару лошадей, фаэтон купил бы. (Л. Н. Толстой. Два гусара), сему «гипотетичность», сему «намерение», сему «пожелание» и т. д. Особенностью русского сослагательного наклонения является его вневременной характер, то есть оно может выражать действие как в настоящем, так и в прошлом и в будущем; ср.: Желал бы я знать, как ты с своею любовью к щуке подъедешь/ — расхолаживал его ерш. (М. Е. Салтыков-Щедрин. Карась-идеалист) Ограниченный характер сослагательного цаклонения Сема «условие» может, помимо формы сослагательного наклонения, еще быть выражена формой 2-го лица единственного числа повелительного наклонения; ср.: Да! — опять рассердился Иван Дмитрич. — Страдание презираете, а небось прищгми вам дверью палец, так заорете во все горло! (А. П. Чехов. Палата № 6) Такое использование формы повелительного наклонения в английском языке совершенно невозможно. В противоположность русскому языку, модальность недействительности в английском языке выражается четырьмя так называемыми косвенными наклонениями: сослагательным I, сослагательным II, предположительным и условным *. 1 Смирницкий А, И. Морфология английского языка, М„ 1969, с. 346—352. Сослагательное наклонение I, как и русское сослагательное наклонение, имеет вневременной характер. Оно не выражает ни категории лица, ни категории числа. В качестве основной семы сослагательное I имеет сему «гипотетичность», «неуверенность в реальности данного явления»; но в то же время оно не выражает никакой противоположности тому, что имеет место в реальной действительности; ср.: Mrs Erlynne... As for me, if suffering be an expiation, then at his moment I have expiated all my faults, whatever they have been; for to-night you have made a heart in one who had it not, made it and broken it. (O. Wilde. Lady Windermere's Fan) Сослагательное наклонение II имеет в качестве основной сему «нереальность», в, чем оно занимает полярное положение с формами индикатива, в котором наличествует сема «реальность». В отличие от сослагательного I, к основной семе «нереальность» прибавляется сема «настоящее», или «будущее», или же сема «прошедшее», вследствие чего в сослагательном II различаются формы настоящего времени (ср.: If I came, If I were) и формы прошедшего времени (ср.: If I had come, If I had been); ср.: And so it would have been strange and unaccountable, if it had been a stuffed trout, but it was not. That trout was plaster-of-Paris. (J. K- Jerome. Three Men in a Boat) Предположительное наклонение, как показывает само название, имеет в качестве основной сему «предположение». Его морфологическая структура складывается из глагола should 4- Vinf. Таким образом, это наклонение не имеет никаких грамматических категорий; ср.: Не was a South Sea merchant, and he had agencies in many of the islands of the Pacific. He had suggested that Edward should go to Tahiti for a year or two... (W. S. Maugham. The Fall of Edward Barnard) Этому наклонению в русском языке соответствует форма сослагательного наклонения. Категория модальности находит свое выражение также в формах повелительного наклонения. Это наклонение в обоих языках может выражать волю, просьбу, приказание говорящего или побуждение собеседника к действию. В связи с этим основной семой форм этого наклонения является сема «побудительность». Если же формы этого наклонения соединены с отрицанием не, то сема «побуди- тельность» погашается и вместо нее возникает сема «запрещение». Повелительное наклонение в обоих языках имеет категории лица и числа. 2-е лицо единственного и множественного числа в русском языке выражается синтетическими формами: читай — читайте, пиши — nutuume', в английском языке, в отличие от русского, существует только одна форма для 2-го лица обоих чисел: read, write, take, go и т. д. Форма 1-го лица множественного числа, обращенная как к одному, так и к нескольким собеседникам, может быть выражена двояким способом; если .глагол совершенного вида, то это форма, выраженная синтетически (пойдем, поедем, возьмем, скажем); если глагол несовершенного вида, то эта форма получает аналитическое выражение (будем читать, будем писать, будем говорить). Этим двум русским формам в английском языке соответствует только одна аналитическая форма — let us (let's) read, let us (let's) go, let us (let's) take и т. д. Форма 3-го лица обоих чисел выражается аналитически в обоих языках; ср.: пусть он придет — let him come; пусть они придут — let them come. Наряду с основной семой «побудительность», представленной в значениях повелительного наклонения обоих языков и составляющей их сходство, в смысловой структуре русского повелительного наклонения имеется ряд сем, отсутствующих в структуре английской формы ц составляющих их большое различие. Так, в русской форме мы находим сему «условие»; ср.: работай он на заводе, он освоил бы несколько профессий, что может быть заменено равнозначным предложением если бы он работал на заводе, он освоил бы несколько профессий. В предложении хоть убей, не помню выступает сема «предположение». Таким образом, изложенное выше показывает, что смысловая структура русского повелительного наклонения характеризуется большей сложностью по сравнению с английской при тождестве основной семы «побудительность». Категория лица. В ряде языков — индоевропейских, тюркских, финно-угорских — существуют особые морфемы для обозначения лица, то есть субъекта речи, так называемые личные окончания. Они используются для того, чтобы выразить отношение действия и его субъекта к говорящему лицу. Личные окончания глагола, таким образом, служат ИЗ морфологическим средством выражения грамматической категории лица. Однако существуют языки, такие, как японский, китайский, индонезийский и некоторые другие, у которых морфологические средства выражения лица отсутствуют; ср.: япон. ватакуси ва юкимас — я иду, аната ва юкимас — вы идете (юкимас — иду, идешь, идет и т.д.) и т.д.; индонез. saja menulis — я пишу, engkau menulis — ты пишешь, вы пишите (menulis — пишу, пишешь, пишет и т. д.) и т. д. В таком случае категория лица выражается только лексическим путем с помощью личных местоимений или же существительных, которые должны обязательно быть употреблены в предложении, чтобы избежать двусмысленности. Как свидетельствуют отдельные языки,' личные оконча Личные*формы глагола содержат следующие семы: сему «субъект речи», выявляющуюся в морфеме 1-го лица, сему «адресат речи» — в морфеме 2-го лица, сему «неучастник речи» — в морфеме 3-го лица. Кроме этого, имеется некоторый дополнительный набор сем, включающихся в те или иные морфемы лица. Так, сема «безличность» выявляется во всех трех личных формах глагола; ср.: тише едешь, дальше будешь (пословица); что имеем — не храним, ло-терявши — плачем (пословица); по одежке встречают, по уму провожают (пословица); сема «повторность действия»; ср.: я перечитываю письмо. • В русском языке категория лица выражается личными формами глагола — особой формой для каждого лица в настоящем времени несовершенного вида, в настоящем-будущем времени изъявительного наклонения и в форме повелительного наклонения: -и (-и/ мягкий согласный), - те. Ед. ч, Мн. ч, 1-е л. -ю (-у) 1-е л. -ем (-ем, -им) 2-е л. -ешь (-ешь, -ишь) 2-е л. -ете (-ёте, -ите) В прошедшем времени несовершенного и совершенного вида и в сослагательном наклонении категория лица личными формами не выражается. В английском языке существуют два способа морфологического выражения категории лица: 1) с помощью морфемы -es(-s) в 3-м лице единственного числа утвердительной формы настоящего общего времени (he goes to school in the morning; she comes home late; John takes English lessons); 2) с помощью вспомогательных глаголов have (has) для разряда Perfect; am (is, are) для разряда Continuous; do (does) для вопросительной и отрицательной форм разряда Indefinite. Сопоставляя способы выражения категории лица в обоих языках, мы видим, что типологической характеристикой выражения этой категории в русском языке служат личные окончания глагола; в английском же языке, в противоположность русскому, типологической характеристикой категории лица служит выражение ее с помощью вспомогательных глаголов и отсутствие личных окончаний. Эти расхождения в типологии средств выражения категории лица в обоих языках служат причиной того, что изучающие английский язык с большим трудом овладевают формой 3-го лица единственного числа настоящего общего времени; они, как правило, забывают про морфему 3"-го лица -es (-s), единственную морфему лица во всей системе глагола, что и служит причиной их многочисленных ошибок как в устной, так и в письменной речи на английском языке, особенно на первом этапе обучения. Эти ошибки не могут быть объяснены влиянием и интерференцией родного языка; они непосредственно отражают влияние типологии языка на процесс обучения и овладения этим языком.
Глава 6 Типология СИНТАКСИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1832)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |