Эксплуатационные и аварийные повреждения корпуса
Можно выделить следующие основные виды повреждений: - водотечность сварных и заклепочных соединений возникает вследствие значительных местных деформаций наружной обшивки при плавании в штормовых условиях, во льдах, при столкновении и посадке на мель; вероятность водотечности швов возрастает при ослаблении их коррозионным разрушением; - трещины в большинстве случаев имеют усталостный характер вследствие знакопеременных деформаций корпуса (прогиб и перегиб), создающих в металле напряжения, превышающие предел прочности; наиболее вероятно образование трещин в местах концентрации опасных напряжений — по углам грузовых люков и других вырезов, на участках дефектных сварных швов, в местах резкого обрыва связей набора корпуса; - гофрировка наружной обшивки и настила палуб происходит под действием переменных деформаций растяжения и сжатия — стальные листы теряют устойчивость и изгибаются между опорами набора; гофрировка придает листам обшивки ребристый вид; - вмятины образуются при деформации листов обшивки вместе с элементами набора, прочность которых нарушается при действии чрезмерных нагрузок (например, ударе при столкновении); - пробоины в большинстве случаев являются результатом аварии (столкновение, посадка на мель, навал на причал и т.п.) и относятся к самым опасным повреждениям, грозящим затоплением одного или нескольких отсеков, креном судна и потерей остойчивости; количество забортной воды, поступающей в корпус судна, зависит от размера пробоины и ее углубления (табл. 5.1).
Таблица 1.1. Количество забортной воды, поступающей через пробоину
1.4. Классификация повреждений корпуса: - малые пробоины,включая нарушение водонепроницаемости иллюминаторов, шпигатов, горловин – площадью 0,05 м.2; - средние пробоины, включая нарушение водонепроницаемости кингстонов и других закрытий забортных отверстий – до 0,2 м.2; - большие пробоины, включая нарушение водонепроницаемости шахт лагов, малых люков, дверей горловин и других закрытий до 2 м.2; - очень большие пробоины, включая нарушение водонепроницаемости люков, грузовых портов и других закрытий – свыше 2 м.2. Наибольшую опасность для судна представляют подводные пробоины, через которые поступает большое количество воды. Опасными являются и надводные пробоины если они расположены вблизи ватерлинии судна. Менее опасны пробоины, расположенные значительно выше ватерлинии, но и они могут быть опасными при больших наклонениях судна. 1.5.Методы дефекации повреждений. Выбор метода дефекации зависит от характера и района повреждений. Пробоины, трещины, гофрировку определяют визуально, с проведением необходимых измерений: длины и ширины пробоины, протяженности трещины, стрелки прогиба вмятины. Степень коррозионного разрушения определяют измерением остаточной толщины металла двумя способами: путем контрольных сверлений (диаметром 8—10 мм) с измерениями толщины механическим толщиномером; ультрадефектоскопом, обеспечивающим высокую точность при толщине листа не менее 5 мм. Толщину каждого листа определяют не менее чем в трех точках. Качество сварных швов проверяют методом неразрушающего контроля: рентгеноскопией, магнитной или ультразвуковой дефектоскопией, гамма-графированием. Непроницаемость соединений проверяют несколькими способами: - наливом воды до определенного уровня в воздушных трубах (в коффердамах, отсеках двойного дна и т.п.); - струей воды при давлении 1 МПа, направленной перпендикулярно к поверхности соединения с расстояния не более 2 м; - воздушным испытанием под давлением не более 30 кПа с нанесением на соединения мыльного раствора (в газонепроницаемых отсеках); - воздушной струей под давлением 0,4 МПа с нанесением на шов мыльного раствора (в соединениях открытых конструкций); - керосино-меловой пробой с нанесением на одну сторону водного раствора мела и с обильным смачиванием керосином другой стороны в сварных швах и трещинах. - с помощью направленного света (одна сторона освещается, другая затемнена).
1.6. Основные причины нарушения водонепроницаемости корпуса. Можно выделить следующие наиболее вероятные причины водотечности судна: - повреждения наружной обшивки при посадке на мель, навалах на причал, плавании во льдах и т.п.; - нарушение плотности сварных соединений при сильной стремительной качке, повышенной вибрации корпуса, значительном коррозионном износе; - нарушение плотности соединений донной и забортной арматуры; - утечки в элементах судовых систем, связанных с донной и забортной арматурой (трещины и свищи трубопроводов, повреждение прокладок, неплотность сальников насосов и арматуры); - нарушение плотности водонепроницаемых закрытий (дверей, горловин, люковых закрытий, капов, иллюминаторов); - разрушение конструктивных элементов корпуса при заливании палубы водой в штормовых условиях. Нарушение водонепроницаемости корпуса может привести к затоплению отсека, если своевременно не будут приняты меры по устранению водотечности. Возможность устранения водотечности зависит как от размеров повреждений и их расположения относительно поверхности воды, так и от действий экипажа. Чем выше напор поступающей в отсек воды, тем больше физических усилий потребуется экипажу для устранения водотечности. Один человек может преодолеть напор воды 70 – 80 кг. Для своевременного обнаружения поступления воды в корпус судна необходимо измерять уровень жидкости во всех льялах (сточных колодцах), как указано ниже: - на стоянке – два раза в сутки; - на ходу – каждую вахту; - при плавании во льдах – каждый час и при каждом сильном ударе о лед; - при плавании в штормовых условиях необходимо производить контрольное откачивание воды води из льял; - при аварийных повреждениях корпуса – непрерывно. 1.7. Обеспечение водонепроницаемости корпуса. Для этого необходимо выполнение следующих требований. - Своевременный и тщательный уход за всеми водонепроницаемыми закрытиями (дверями, горловинами, крышками и пр.). Ролики, шарниры, болты и задрайки должны быть хорошо расхожены и смазаны. Уплотняющая резина должна быть эластичной и не иметь повреждений, следов краски и нефтепродуктов (при необходимости резиновые прокладки следует заменить). - Все бортовые иллюминаторы в штормовую погоду должны быть задраены, а на иллюминаторах, расположенных близко к ватерлинии, задраивают и штормовые броняшки (при необходимости вместо барашков устанавливают гайки, ключ для которых хранится у судовой администрации). - Перепускные клинкеты и клапаны, установленные на водонепроницаемых конструкциях и трубопроводах балластной системы, должны быть постоянно закрыты. Все льяла судовых отсеков и помещений должны быть всегда чистыми и иметь качественное покрытие (цементировку, окраску). Приемные сетки трубопроводов должны быть исправными и чистыми. - Мерительные, воздушные трубы и шпигаты необходимо содержать в исправности, своевременно удалять грязь, а в зимнее время — снег и лед.
На всех водонепроницаемых закрытиях должны быть нанесены знаки маркировки, определяющие порядок их задраивания и открытия. В штормовых условиях необходимо регулярно контролировать состояние водонепроницаемых закрытий и креплений палубного груза. При осмотрах водонепроницаемых переборок палуб и платформ обращать внимание на состояние швов, сальников, наличие трещин и вмятин. Мерительные, воздушные трубы и шпигаты необходимо содержать в исправности, своевременно удалять грязь, а в зимнее время — снег и лед. Маркировка. Применение сигнальных цветов и знаков безопасности расширяет круг мероприятий, способствующих предотвращению травматизма среди плавсостава и пассажиров морских судов. Эти цвета и знаки предназначены для привлечения внимания работающих и пассажиров к имеющимся или могущим возникнуть опасным и вредным факторам, для предписания или разрешения определенных действий с целью обеспечения безопасности, а также для необходимой информации. Цвета сигнальные и знаки безопасности служат дополнением к техническим и организационным средствам обеспечения безопасности, предусмотренным следующими руководящими документами: «Требования техники безопасности к морским судам»; «Правила техники безопасности на судах морского флота»; «Наставление по борьбе за живучесть судов Министерства морского флота (НБЖС)». Выбор места установки знаков безопасности и нанесение цветов сигнальных определяется по согласованию с технической инспекцией труда: на строящихся судах - проектантом судна, а на эксплуатируемых - судовладельцем. Технический инспектор труда ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота при обследовании и приемке судна имеет право потребовать установки дополнительных знаков и нанесения сигнальных цветов в пределах требований настоящего Стандарта. Установка (нанесение) знаков безопасности и окраска цветами сигнальными осуществляются на строящихся судах заводом-строителем, а на эксплуатируемых — судовладельцем. Знаки безопасности устанавливают на местах, где требуется напоминание работающим или пассажирам о возможной опасности, запрещении определенных действий, необходимости применения средств защиты и направлении движения. Размещаемые на судне знаки безопасности не должны препятствовать передвижению людей, перемещению грузов и производству судовых работ. Плоскость знака должна располагаться, по возможности, вертикально и перпендикулярно оси наблюдения или движения работающих (пассажиров), для которых он предназначен. Плоскость указательных знаков может располагаться параллельно пути движения. В одном месте (дверь, трап, корпус механизма, щит и т. п.) располагается не более двух знаков; это требование не распространяется на знаки, устанавливаемые на переборках. На переборке следует укреплять минимально необходимое количество знаков. Примеры размещения знаков безопасности показаны в справочном приложении 1. Временные (переносные) знаки вывешивают на ограждения, механизмы, переборки или на стойку с треногой, которая окрашивается в серый или серебристо-серый цвет. Места установки временных знаков указаны в табл. 4—8. Освещение знаков безопасности должно обеспечиваться системой общего освещения. Информационные и предписывающие знаки путей эвакуации дополнительно должны оборудоваться местным аварийным освещением или выполняться светящейся краской. Администрация судна обязана в процессе эксплуатации своевременно принимать меры по замене неисправных знаков безопасности и восстановлению нарушенной окраски цветов сигнальных.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5208)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |