Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственные и муниципальные предприятия (понятие, порядок создания и управления, ответственность по обязательствам, права в отношении закреплённого за ними имущества)



2015-12-13 1294 Обсуждений (0)
Государственные и муниципальные предприятия (понятие, порядок создания и управления, ответственность по обязательствам, права в отношении закреплённого за ними имущества) 0.00 из 5.00 0 оценок




Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

 

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенное предприятие), оно неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

 

Учредительный документ -устав, утверждаемый уполномоченным ОГВ или ОМС.

Унитарность характеризуется:

§ созданием юридического лица путем выделения собственником определенной имущественной массы, а не объединения собственности нескольких лиц;

§ сохранением права собственности на имущество за учредителем;

§ закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления);

§ неделимостью имущества;

§ отсутствием членства;

§ единоличными органами управления.

 

К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести:

§ необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена;

§ осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости;

§ обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.

Цель деятельности унитарных предприятий — решение государственных задач на коммерческой основе.

 

Управление осуществляет собственник имущества унитарного предприятия, он:

1) принимает решение о создании;

2) определяет цели, предмет, виды деятельности;

4) утверждает устав;

5) принимает решение о реорганизации или ликвидации;

6) формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;

7) назначает на должность руководителя унитарного предприятия;

8) согласовывает прием на работу главного;

9) утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

10) дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом; и т.д.

Органом (исполнительным?)унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Виды:

1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения:

- федеральное государственное предприятие;

- государственное предприятие субъекта РФ (государственное предприятие);

- муниципальное предприятие;

2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления:

- федеральное казенное предприятие;

- казенное предприятие субъекта РФ;

- муниципальное казенное предприятие.

 

Казенные предприятия отличаются от других предприятий тем, что:

- наделяются вещным ограниченным правом оперативного управления, тогда как другие государственные предприятия имеют право хозяйственного ведения;

- право оперативного управления значительно уже права хозяйственного ведения;

- не вправе самостоятельно распоряжаться не только недвижимым, но даже и движимым имуществом;

- в отличие от других государственных предприятий, не могут объявляться банкротами;

- государство несет дополнительную ответственность по их обязательствам при недостаточности их имущества;

- в них не формируется уставный фонд, как в предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения (размер фонда государственного предприятия не может быть ниже 5000 МРОТ, муниципального - 1000 МРОТ).

 

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случая, когда несостоятельность предприятия вызвана им, и имущества предприятия недостаточно для удовлетворения требований всех кредиторов, на собственника может быть возложена субсидиарная ответственность.

Собственник имущества казенного предприятия (на праве оперативного управления) несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

 

 

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования как субъекты гражданского права. Их гражданская правоспособность, формы участия в гражданском обороте, особенности ответственности по обязательствам.

Наряду с ФЛ и ЮЛ участниками ГП отношений являются государственные и иные публично-правовые образования. Для решения стоящих перед ними задач они во многих случаях участвуют в имущественных отношениях.Особенностью всякого государства является наличие у него политической власти и государственного суверенитета, в силу которого оно само регулирует различные, в том числе и имущественные, и устанавливает общеобязательные правила поведения. ОМСУ также обладают известными властными полномочиями, т.е. функциями публичной власти, которыми их наделяет закон.

Точки зрения на правоспособность публично-правовых образований:

1 государство обладает общей (универсальной) правоспособностью, т. е. может иметь любые права и вправе заключать любые гражданско-правовые договоры, кроме случаев, когда иное предусмотрено законом.

2 носит специальный характер, в силу чего публично-правовые образования, могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам.

3 носит целевой характер, она вытекает из функции носителя публичной власти, которую в интересах всего общества выполняет государство.

 

Участие государства и иных ППО в вещных отношениях:

РФ, ее субъекты и МО являются собственниками своего имущества и в этом качестве участвуют в вещных ПО. Как собственники своего имущества ППО независимы друг от друга и выступают в ГПО как самостоятельные, равноправные и имущественно обособленные субъекты (например, государство может устанавливать порядок приватизации, но не может определять объекты).

РФ не отвечает своей казной по обязательствам иных ППО, а последние по обязательствам государства. ППО обладают некоторыми особыми возможностями приобретения имущества в собственность:

клад, содержащий вещи-памятники истории и культуры, в ГС;

бесхозная недвижимость и находки, на условиях закона, переходят в МС;

отчуждение у частного собственника вещей, изъятых из обороты или ограниченных в обороте;

изъятие недвижимости для Г или М нужд;

Гос собственность – выкуп, реквизиция, конфискация, национализация частного имущества.

Они могут быть наследниками по завещанию и собственниками выморочного имущества, а также обладателями некоторых ограниченных вещных прав (сервитутного типа). Только ППО могут отчуждать свое имущество в порядке приватизации. В качестве собственника могут создавать ЮЛ, наделяя их имуществом.

 

Участие ППО в корпоративных отношениях:

Г и М образования могут создавать новых собственников – хозяйственные общества и товарищества – за счет своего имущества или совместно с другими субъектами ГП. Но учредителями таких обществ от имени ППО могут выступать только соответствующие комитеты или фонды имущества.

Как акционеры и участники других хозяйственных О и Т ППО через своих уполномоченных лиц становятся участниками корпоративных ГПО. Более того Г и М образования вправе создавать хозяйственные общества со своим преобладающим или даже единоличным участием («компании 1 лица», «госкорпорации»).

 

Участие ППО в обязательственных отношениях:

Г и М образования могут быть субъектами различных обязательств, возникающих как из договорных, так и внедоговорных отношений:

ППО могут выступать в качестве заказчика в договорах поставки или подряда для госнужд;

в роли заемщиков и заимодавцев в договорах займа и кредита;

заключать с коммерческими организациями договоры поручения, комиссии, агентирования, доверительного управления.

Могут выступать участниками обязательств из причинения вреда (деликтных).

 

Участие государства в исключительных ПО:

В сфере исключительных (изобретательских, авторских, «смежных» и иных) прав субъектом ПО в определенных законом случаях может выступать федеральное государство – может приобретать права патентообладателя, выполнять функции наследника авторского права.


Ответственность:

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме закрепленного за созданными ими ЮЛ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.

 

Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

Кроме случаев, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.


Участие государства в международных гражданских отношениях:

РФ является собственником имущества, находящегося за рубежом, в том числе и недвижимого. От имени РФ выступает Мингосимущество РФ. РФ осуществляет государственные внешние займы и предоставляет кредиты. РФ может выступать стороной во внешнеэкономических сделках, заключенных российскими торговыми представительствами за рубежом и несет по ним имущественную ответственность. Субъектом ГПО может выступать и иностранное гос, имеющее имущество на российской территории. Абсолютный судебный иммунитет иностранного государства и его имущества на территории РФ.

 

За нарушения ГП или неисполнение ГО к ПП образованиям в судебном порядке могут быть применены обычные меры имущественной ответственности, т.к. во внутренних ГПО ПП образования лишены судебного иммунитета.

 

 



2015-12-13 1294 Обсуждений (0)
Государственные и муниципальные предприятия (понятие, порядок создания и управления, ответственность по обязательствам, права в отношении закреплённого за ними имущества) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственные и муниципальные предприятия (понятие, порядок создания и управления, ответственность по обязательствам, права в отношении закреплённого за ними имущества)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1294)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)