Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные требования к наблюдению



2015-12-15 10947 Обсуждений (0)
Основные требования к наблюдению 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основные требования к научному наблю­дению — требования, обеспечивающие однозначность замысла, объектив­ность, т.е. возможность контроля путем ли­бо повторения наблюдения, либо применения иных, более адекватных методов исследова­ния, прежде всего эксперимента. В то же время наблюдение обычно включено в качестве составной части в процедуру экспери­мента. На первый план все больше выступает интерпретация резуль­татов наблюдения, так как в современной науке обобщения редко дела­ются на уровне наблюдаемых фактов, в качестве которых могут выс­тупать лишь знаки изучаемых явлений (например, кривая на осциллографе, электроэнцефалограмма и т.д.).

Требования к подготовке наблюдения — требования, обеспечивающие четкое выделение исследовательской пози­ции, ее самостоятельность, ограничение форм сближения, идентификации с объектом наблюдения; планомерность процесса наблю­дения; однозначность толкования регистри­руемых признаков всеми наблюдателями; точ­ность и своевременность регистрации приз­наков.

Ограничения в применении наблюдения — ограничения, которые обусловлены тем, что наблюдаемыми являются только те события, которые происходят в период прове­дения исследования. Прошлые события могут быть наблюдаемы, если они зафиксированы средствами видео- и звукозаписи. Локальность наблюдаемых явлений ограничивает исследователя в возможностях ши­роких обобщающих выводов на весь класс исследуемых объектов.

Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина и И.Я. Каплунович в книге «Изучение личнос­ти учащегося и ученических коллективов» (М.: Просвещение, 1988) характеризуют наблюдение как один из основных методов, используемых в педагогической практике.

Наблюдение представляет собой метод длительного, планомерного, целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведе­нии учащихся, на основе их непосредственного восприя­тия в учебно-воспитательном процессе с обязательной систематизацией получаемых данных и формулировани­ем возможных выводов.

Наблюдение как универсальный метод использует­ся в самых разнообразных ситуациях. Научное наблю­дение существенно отличается от ненауч­ного (житейского), которое проводится в обыденной жизни неорга­низованно, беспланово, вслепую и зависит от многих случайностей. Для того чтобы наблюдение было науч­ным должны быть соблюдены следующие требования:

1. Целенаправленность. Это требование означает, что наблюдение проводится, например, не за испытуемым вообще, а за проявлением его конкретных личностных особенностей, качеств в различных ситуациях и разных видах деятель­ности (игре, учебе, труде, общении).

2. Планирование. До начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), про­думать план (сроки и средства), показатели (что фик­сировать), возможные просчеты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты. При этом надо точно определить особенности, за которыми ведет­ся наблюдение (их не должно быть много). Конечной целью наблюдения должна быть разработ­ка путей исправления выявленных недостатков пове­дения.

3. Самостоятельность. Наблюдение должно являться самостоятельной, а не второстепенной задачей. Например, учи­тель решил узнать о проявлениях чувства товарищества у некоторых учащихся. Он решил организовать наблю­дение во время учебной экскурсии в лес для знакомства детей с флорой и фауной. Если во время экскурсии учи­тель ставит перед собой одновременно и ряд других задач (воспитательных, организационных и т. д.), то его выводы могут оказаться хотя и объективными, но лишь случайно замеченными, попутными, так как основные усилия внимания, восприятия будут направлены на ре­шение целого ряда задач. Это может помешать заметить сам поступок, а фиксация отдельных действий (ученик отдал, принес, вспылил, помог и т. д.) может мало что дать.

4. Естественность. Наблю­дение должно проводиться в естественных для учащихся условиях. Оно должно проходить без вмешательства и корректировки учителем происходящих событий, так, чтобы ученик ничего не подозревал.

5. Систематичность. Наблюдение должно вестись не от случая к случаю, не по желанию исследователя, а постоянно, в соответствии с планом, систематически или через запланированные промежутки времени.

6. Объективность. В процессе наблюдения исследователь должен фиксировать не свои предположения, не искать то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего пред­положения, а записывать объективные факты, действия, особенности поведения учащихся и на этом основании делать выводы в строгом соответствии с правилами ло­гического вывода и основных психологических законов.

7. Фиксация. Все данные наблюдения должны систе­матически фиксироваться по определенной системе. По­лученные результаты, материалы должны обязательно записываться в ходе наблюдения или сразу после него. Записи обычно ведут в хронологическом порядке, через определенные промежутки времени. Для сокращения необходимых записей их удобно оформлять в виде различ­ных схем, таблиц и т. п.

Метод наблюдения довольно трудоемкий. При нем практически невозможно исключить влияние случайных факторов. Кроме того, это пассивный метод: ведь учитель «пожинает» результаты тех явлений и ситуаций, ко­торые появляются независимо от его планов, он не мо­жет при необходимости повлиять на ход событий, по­вторить их. Так как фиксировать все невозможно, то при наблюдении можно упустить существенное и отме­тить несущественное. Данный метод не всегда позволяет установить точную причину поступка, действия. При на­блюдении, как правило, анализируются только внешние проявления поступков. Наблюдению не поддаются ин­тимные ситуации, а доступны только внешние конкретные факты, которые дают, в основном, информацию качест­венного характера и их сложно подвергнуть количествен­ному анализу.

Отрицательные стороны наблюдения — характеристика наблюдения, ко­торое приводит к ошибкам фактора субъек­тивности, первого впечатления, ситуатив­ности поведения испытуемых. Недостатки наблюдения связаны с невозможностью гарантировать репрезентативность данных из-за трудностей практического охвата большого количества явлений и в значительной вероятности ошибок в интерпретации событий с точки зрения мотивов и побуждений действующих лиц. Поэтому наблюдение применяют в сочетании с другими методами сбора информации.

Недостатки метода наблюдения сводят в две группы: объективные (независимые от наблюдателя) и субъектив­ные (связанные с личностными, профессиональными осо­бенностями наблюдателя). К объективным недостаткам прежде всего относят ограниченность, принципиально ча­стный характер каждой наблюдаемой ситуации. Поэтому каким бы всесторонним и глубоким ни был проведенный анализ, получаемые выводы могут быть обобщены и рас­пространены на более широкие ситуации только с вели­чайшей осторожностью и при соблюдении многих требо­ваний.

Еще одна особенность метода — сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений. Соци­альные процессы необратимы, их нельзя заново «проиг­рать», чтобы исследователь смог зафиксировать необходи­мые ему черты, элементы уже состоявшегося события. На­конец, отметим высокую трудоемкость метода. Осуществ­ление наблюдения зачастую предполагает участие в сбо­ре первичной информации большого числа людей доста­точно высокой квалификации.

Многообразны и трудности субъективного плана. На качество первичной информации может оказывать влияние различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть их интересов, ценностных ори­ентаций, стереотипов поведения и т. д. К примеру, обра­щение друг к другу на «ты» в бригаде рабочих часто ста­новится нормой для всех ее членов. Но психолог-наблюда­тель, для ближайшего окружения которого характерна иная форма общения, может оценить это как пример неу­важительного, фамильярного отношения молодых рабочих к старшим. Исключить подобные ошибки позволяет бли­зость социального положения наблюдателя и наблюдаемых. Она способствует более полному и быстрому охвату наб­людаемой ситуации, правильной ее оценке.

Несмотря на указанные недостатки, которые, конечно же, надо учитывать, наблюдение имеет и некоторые преимущества по сравнению с другими методами пси­хологического исследования.

Положительные стороны наблюдения — характеристика наблюдения, которое не требует каких-либо приборов, уединения с испытуемым, может проводиться в естествен­ных условиях. Преимущества наблюдения – непосредственность впечатлений исследователя, активное продуцирование гипотез в ходе наблюдения. Оно позволяет изучать проб­лемы, не допускающие экспериментального решения, анализировать деятельность, поведение ученика в естест­венных для него условиях, «поймать» сам момент про­явления поступка.



2015-12-15 10947 Обсуждений (0)
Основные требования к наблюдению 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные требования к наблюдению

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (10947)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)