Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика видов наблюдения



2015-12-15 2576 Обсуждений (0)
Характеристика видов наблюдения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Любое наблюдение в психологии предполагает наличие:

- исследователя (человека, который использует метод наблюдения в своей исследовательской деятельности);

- наблюдателя (человека непосредственно ведущего наблюдение и фиксирующего его результаты);

- объекта наблюдения (того человека или той группы людей, за которыми ведется наблюдение);

В зависимости от того, как соотносится между собой выделенные группы лиц, участвующих в наблюдении, выделяется два основных вида наблюдения:

1. внутреннее наблюдение (самонаблюдение);

2. внешнее наблюдение.

В зависи­мости от положения наблюдателя различают:

1. простое (или невключенное) наблюдение;

2. соучаству­ющее (или включенное) наблюдение.

Простое (обычное) наблюдение — вид наблюдения, когда события регистрируются исследователем со стороны.

Соучаствующее (включенное) наблюдение — вид наблюдения, когда исследователь включается в определенную социальную ситу­ацию и анализирует события как бы “изнут­ри”.

Самонаблюдение (внутреннее наблюдение) – наблюдение, при котором исследователь является и наблюдателем, и объектом наблюдения. В этом случае исследователь изучает особенности психических явлений путем наблюдения за особенностями своего собственного поведения, своими мыслями, переживаниями и за всем тем, что происходит в его внутреннем мире.

Используя знак равенства «=», схематично это можно представить следующим образом:

исследователь = наблюдатель = объект исследования

Для того чтобы наблюдать и затем описывать проявления собственной психики, человеку нужно как бы раздвоиться: одно его «Я» («Я-деятель») активно действует, мыслит, радуется, страдает, а другое «Я» («Я-наблюдатель») в это же время оценивает, анализирует, контролирует, иными словами подсматривает за первым.

В определенной степени так раздваивается каждый человек, начиная где-то с 3-летнего возраста, когда происходит осознание себя, выделение себя из окружающей действительности. Но далеко не все собственные психические процессы мы способны наблюдать. Наше внимание обычно направлено на то, что мы делаем, а не на то, как это происходит. Многие проявления психики, например, механизмы памяти, мышления, воображения осознается лишь частично и поэтому не доступны самонаблюдению.

Кроме того, в психике человека есть довольно обширная область познавательных неосознаваемых процессов. Человек может и не подозревать о некоторых своих чувствах, стремлениях, мотивах поведения. Ярким примером этого могут служить эффекты постгипнотического внушения. Например, загипнотизированному человеку внушают, что через определенное время после выхода из состояния гипноза, он должен надеть плащ (хотя на улице тепло), сходить в киоск за сигаретами (хотя он не курит) и вернуться обратно. После сеанса гипноза он действительно все это проделывает. Если спросить его почему он так поступил, то он, конечно, как-то попытается обосновать свои действия, но его объяснения не будут соответствовать действительной причине его поступков.

Не осознаваться могут и другие элементы нашей психической жизни. Трудности нашего самонаблюдения, кроме того, связаны с бедностью нашего психологического словаря. Человеку порой не хватает слов для описания собственного внутреннего мира, не хватает психологических знаний, чтобы квалифицированно выразить свои чувства, ощущения, переживания.

Е.М. Иванова в учебном пособии «Основы психологического изучения профессиональной деятельности» (М.: Изд-во Московского ун-та, 1987) описывает наблюдение как один из основных методов исследования деятельности.

Наблюдение — метод изучения трудового поведения работника и организации его деятельности, который позволяет выявить характер протекания профессиональной деятельности. В результате наблюдения трудовой процесс разбивается на отдельные операции для осуществления пооперационного анализа деятельности, который является основанием для психологической “расшифровки” операций.

В зависимости от задачи исследования наблюдение проводится непрерывно или выборочно. Непрерывное наблюдение проводится в тех случаях, когда необходимо составить полную картину протекания конкретного процесса труда с целью выявить специфические и неспецифические особенности его протекания. Выборочное наблюдение проводится в тех случаях, когда требуется изучить какой-либо элемент или этап процесса труда, чтобы определить его напряженность, сложность, длительность и характер исполнения, а также причины и частоту возникновения ошибочных действий и т. п.

Метод наблюдения включает непосредственное и опосредствованное наблюдения. Любому опосредствованному наблюдению предшествует непосредственное, которое позволяет выделить то, что следует регистрировать.

Непосредственное наблюдение — вид наблюдения, которое проводит сам исследовате­ль. Непосредственное наблюдение проводится по заранее подготовленным схемам (таблицам), составленным на основе данных технологической и технической документации для наблюдения за исполнением технологических операций. Графы данных таблиц включают технологическое название операций, сгруппированных по назначению в подготовительные, исполнительные и контрольные, способы их исполнения, приемы работы и помехи, возникающие в процессе труда.

На основании документации по оборудованию составляются схемы-таблицы для наблюдения за использованием индикаторов, органов управления и описания индивидуальной организации рабочих мест. Каждая таблица дополняется графой “примечание”, в которую вносятся данные, не предусмотренные в таблице, но существенные для анализа процесса труда.

Наряду с табличными способами фиксации собираемых данных существует символическая фиксация внешних действий, предложенная В.Н. Пушкиным, и так называемый алгоритмический или операционно-структурный метод описания трудового процесса, заимствованный из кибернетики.

Алгоритмический способ фиксации трудового процесса применяется после пооперационного описания деятельности и только в том случае, когда порядок выполнения операций точно определен и регламентирован. Выделенные при пооперационном описании последовательно исполняемые операции (называемые операторами) и условия их выполнения (логические условия) изображаются в той последовательности, в которой они протекают, отражая в компактной форме типичный алгоритм исследуемой профессиональной деятельности.

Применение алгоритмического способа фиксации трудового процесса позволяет: установить частоту повторения операторов и логических условий; выделить логические условия, затрудняющие нормальное течение трудовой деятельности человека; выделить возможные варианты решения профессиональных задач, осуществить сравнительный анализ индивидуальных способов работы; прогнозировать наиболее оптимальный алгоритм работы и автоматизацию некоторых трудовых процессов, а также строить учебно-тренировочный материал и др.

Таким образом, непосредственное наблюдение позволяет описывать: как протекает деятельность профессионала на основе пооперационного анализа процесса труда, способов и приемов исполнения операций; индивидуальной и общей организации рабочих мест; оперативных сенсорных и моторных зон деятельности; помех и сбоев, возникающих в процессе работы, и их причин; ошибок, допускаемых во время работы; сложных, критичных моментов работы; поведения работников в процессе деятельности в типичных и усложненных условиях; взаимоотношений с другими работниками при выполнении работы.

Опосредствованное наблюдение — вид наблюдения, осуществляемого с помощью различной аппаратуры: секундомера, фотоаппарата, кинокамеры или видеокамеры, различных регистрирующих устройств (самописцев, магнитофонов, видеомагнитофонов), на которые поступают сигналы с датчиков, установленных на органах управления, фотодатчиков, установленных над регистрируемым объектом, и др.

Опосредствованное наблюдение проводится по схемам-таблицам, составленным по данным, зафиксированным путем непосредственного наблюдения. Регистрируются те элементы трудового процесса, которые должны характеризоваться качественно и количественно. К ним относятся следующие элементы:

– операции, длительность выполнения которых определяется посредством пооперационного хронометража;

– планирование работы, определяемое путем “фотографии рабочего дня”, в которой фиксируется время, распределяемое самим работником, и время, затрачиваемое на устранение технологических и технических помех;

– оперативная сенсорная и моторная нагрузка, определяемая регистрацией зрительных и кинестетических фиксаций и движений, которые выполняются в определенный, выделенный для регистрации отрезок времени;

– помехи и ошибки, периодичность их возникновения и длительность устранения;

– критичные и наиболее сложные моменты работы, периодичность и длительность их протекания.

При опосредствованном наблюдении, в зависимости от целей наблюдения и условий его осуществления, можно использовать различные регистрационные методики. Достаточно много методик разработано для регистрации различных характеристик трудовых действий и операций. Так, хронометраж времени выполнения действия позволяет определить длительность, скорость и ритмичность их исполнения. Циклография и киносъемка с последующим анализом кадров позволяют зафиксировать траекторию, амплитуду и скорость трудовых действий, их ритм и силу. Методы регистрации кинематических трудовых действий (механические и электромеханические) позволяют определить их пространственные координаты, скорость, ускорения, усилия, прикладываемые к инструментам при исполнении действий и их отклонении от заданной траектории.

В.М. Девишвили и Е.М. Ивановой был разработан и применен к изучению деятельности намотчиц катушек трансформаторов метод непрерывной регистрации координированных трудовых движений, позволяющий регистрировать сенсомоторные действия станочников, совершаемые в процессе деятельности. Данный метод позволил провести достаточно совершенную в условиях производства запись движений станочников и выделить в них отдельные действия и операции по преобразованию предмета труда, а также движения по подготовке к исполнению действия и операции, их реализации и контролю за ними.

Словацкий психолог Т. Колларик считает, что наблюдение является важным методом психологии труда. Оно дает много ценных сведений и в теоретической, и в практической областях психологии. Этот метод можно рассматри­вать как самостоятельный, но чаще всего его используют в соче­тании с каким-либо другим методом. Например, наблюдение может быть дополнением эксперимента. Наблюдение как метод является неотъемлемой частью любого вида деятельности психолога. Он находит применение при анализе организации рабочего места, при решении вопросов, связанных с обучением, в социально-психологических исследованиях, психодиагностике и т. д. Сущность данного метода состоит в том, чтобы наблюдать, замечать все мело­чи, следить за осуществлением определенной деятельности, за явле­ниями или ситуацией, систематизировать и группировать их. Про­следив историю развития и освоения метода наблюдения в научных целях, можно выделить две его формы — наблюдение за другими объектами и самонаблюдение.

Самонаблюдение как научный метод обычно связывают с на­чальной стадией развития психологии, когда большое значение придается переживаниям людей, оценке и объяснению этих пережи­ваний. В настоящее время нельзя полностью отрицать данный метод. Следует реально оценить его достоинства и понять его роль в научном познании. Правильно применяя этот метод, анализируя его результаты, можно получить много ценной информации. Однако следует помнить, что при пользовании методом самонаблюдения нельзя оставлять без контроля такой важный фактор, как индиви­дуальность личности.

Наиболее распространенным и объективным методом явля­ется наблюдение за другими объектами, особенно, если этот метод применяет психолог, имеющий богатый теоретический и практиче­ский опыт. Эта форма наблюдения может быть двух видов: спонтанное и систематическое. Сущность этих видов отражена в их названиях.

Спонтанное наблюдение проводится без плана, без определенной цели. Как правило, такое наблюдение осуществляется в ситуаци­ях, когда наблюдатели являются и участниками событий. В таких условиях важность наблюдения заключается в том, что оно помогает психологу разобраться в различных ситуациях его многосторонней деятельности.

Систематическое наблюдение – научно обоснованный вид наблюдения, для которого наряду с систематичностью характерны плановость и точность.

Систематичность предполагает работу без авральных и отры­вочных наблюдений, которые могут дать искаженное представление об объекте, привести к слишком высокой оценке несущественных факторов и недооценке важных показателей. Такая опасность появ­ляется преимущественно при наблюдении явлений, подверженных постоянным изменениям. Несистематическое наблюдение не позво­лит получить объективную оценку этих явлений.

Плановость проявляется в подготовке к эксперименту, предвари­тельном изучении материалов и анализе явлений, а также в том, что заранее намечаются все этапы процесса наблюдения, согласу­ются и утверждаются формы записей и т. п. В практической деятельности нельзя недооценивать эти моменты. Если их игнориро­вать, то снизится ценность и изменится целенаправленность наблюдения, оно будет носить случайный и поверхностный характер.

Точность, аккуратность, внимательность требуются не только при самом наблюдении, но и, что особенно важно, при регистрации показателей, оформлении результатов наблюдения. Необходимо уметь классифицировать факты, определять соответствующие кри­терии, правильно вести записи.

Даже осуществляя самое тщательное наблюдение в точном со­ответствии с планом, можно столкнуться с большими трудностями, например, с появлением случайных факторов, которые могут повлиять на весь процесс наблюдения и его результаты. Непредви­денные осложнения могут быть вызваны самой природой исследуе­мого явления (сложность, недоступность для наблюдения) и осо­бенностями самого исследователя (субъективизм, различные кри­терии оценки, классификации явлений и т. п.).

Стремясь устранить эти негативные моменты и разобраться в сложных ситуациях, психологи иногда отказываются от проведения прямого наблюдения и используют различные технические приспособления и приборы.

Наблюдение в большинстве случаев проводится в естественных условиях, причем оно может вестись в скрытой или открытой фор­ме. В первом случае наблюдение осуществляется без ведома ис­следуемых лиц. Об открытом наблюдении исследуемые знают зара­нее. Это может оказывать влияние на процесс наблюдения в том смысле, что исследуемые будут стремиться предстать в выгодном для них свете. Наблюдатель зачастую принимает непосредственное участие в процессе деятельности группы испытуемых. В этом случае речь может идти о наблюдении участвующего лица.

Психолог использует метод наблюдения в своей практической деятельности при решении любых вопросов. Иногда этот метод выступает в качестве основного, порой он считается только вспомогательным, а в некоторых случаях расценивается как равноценный другим методам. Наблюдение везде находит при­менение, начиная с основного вида деятельности психолога — со­ставления профессиограмм, анализа работы и заканчивая диагностикой индивидуальных особенностей личности. Конкретные виды деятель­ности, задачи и условия определяют, какая форма наблюдения применяется, как оно проходит, каким образом осуществляются записи и каково значение полученных результатов.

К.К. Платоновым разработан метод обобщения независимых характеристик, позволяющий повысить достоверность оценки свойств лич­ности. Метод обобщения независимых характеристик — вид наблюдения, который состоит в сопоставлении и обобщении характеристик, составленных независимо друг от друга различными людь­ми, хорошо знающими исследуемого человека. По объективности и надежности результатов наблюдения метод обобщения независимых ха­рактеристик можно сравнить с методом экспертной оценки.

 



2015-12-15 2576 Обсуждений (0)
Характеристика видов наблюдения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика видов наблюдения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2576)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)