Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возникновение и устойчивость диссонанса



2015-12-15 643 Обсуждений (0)
Возникновение и устойчивость диссонанса 0.00 из 5.00 0 оценок




Почему и как возникает диссонанс? Как это случается, что лю­ди иногда обнаруживают, что они делают нечто, не соответствующее тому, что они знают, или же имеют мнение, которое не согласуется с другими мнениями, которых они придерживаются. Ответ на этот во­прос может быть найден при анализе двух более общих ситуаций, в которых может возникнуть диссонанс.

1. Могут произойти новые события или человеку может стать известной новая информация, что создает, по крайней мере, времен­ный диссонанс с существующим знанием, мнением или когницией отно­сительного поведения. Так как у человека нет полного и совершен­ного контроля за поступающей к нему информацией и событиями, ко­торые могут произойти в окружающей его среде, подобный диссонанс может легко возникнуть. Так, например, человек может планировать пойти на пикник в полной уверенности в том, что погода будет теплой и солнечной. Однако, как раз перед тем, как он должен выходить мо­жет пойти дождь. Знание того, что сейчас идет дождь, диссонирует с уверенностью человека в солнечном дне и его намерением пойти на пикник. Или другой пример: человек, который убежден, что автоматическая трансмиссия в автомобиле является неэффективной, может случайно обнаружить статью, восхваляющую ав­томатическую трансмиссию. И в этом случае создается по крайней мере временный диссонанс. Аналогично, в процессе наблюдения пси­холог может увидеть явления, противоречащие его предыдущим знани­ям или исследовательской установке. И это будет способствовать появлению диссонанса.

2. Даже в отсутствии новых, непредвиденных событий или ин­формации существование диссонанса, несомненно, есть повседневное явление. Немногие вещи являются полностью черными или пол­ностью белыми, очень немногие ситуации настолько ясны, чтобы мне­ния и модели поведения людей в различных ситуациях не являлись бы в некоторой степени «смесью» противоречий.

Так, например, фермер из Среднего Запада, принадлежащий к определенной партии, может быть не согласен с позицией своей партии по вопросу субсидирова­ния цен на сельскохозяйственную продукцию; человеку, покупающему автомобиль, может нравиться экономичность одной модели и внешний вид другой модели; человек, решающий вопрос, куда вложить свои деньги, может знать, что доход от его вклада определяется эконо­мическими условиями, которые от него не зависят. Там, где должно быть сформулировано мнение или принято решение, почти неизбежно возникает диссонанс между когницией предпринятого действия и мне­ниями и знаниями, которые имеют тенденцию рекомендовать другие действия.

Итак, существует весьма широкий диапазон ситуаций, в которых диссонанс почти неизбежен. Но есть обстоятельства, при которых диссонанс, возникнув однажды, продолжает существовать. Если выше­изложенные гипотезы соответствуют действительности, то вместе с возникновением диссонанса будет появляться стремление уменьшить его. Для ответа на этот вопрос необходимо вначале кратко рассмот­реть возможные способы уменьшения диссонанса.

Так как более формальное обсуждение этой темы будет дано не­сколько позднее, сейчас проанализируем, как может быть уменьшен диссонанс, используя в качестве иллюстрации пример заядлого ку­рильщика, который узнал, что курение вредно для его здоровья. Он может получить эту информацию из газеты или журнала, от друзей или даже от какого-нибудь врача. Это знание, несомненно, диссони­рует с когницией, что он продолжает курить. Если верна гипотеза о том, что при этом должно возникнуть стремление уменьшить диссо­нанс, то чего можно ожидать от данного человека?

1. Он может просто изменить свою когницию о своем поведении, изменив свои действия, а именно – он может бросить курить. Если он больше не курит, то его когниция по поводу того, что он делает, будет консонантна с его знанием того, что курение вредно для его здоровья.

2. Он может изменить свое “знание” о последствиях курения. Это плохо звучит, но зато хорошо выражает то, что должно произой­ти. Он может просто прийти к мнению, что курение не имеет каких­-либо пагубных последствий, или он может приобрести так много “знаний” о благоприятных последствиях курения, что вредные аспек­ты станут незаметными. Если ему удастся изменить свое знание ка­ким-либо из этих способов, то он уменьшит или даже совсем устра­нит диссонанс между тем, что он делает и тем, что он знает. Но “знание” бессознательно может изменить и психолог, столкнувшийся в процессе наблюдения с тем, что противоречит ранее выдвинутому предположению.

Нет никакой гарантии, что человек сможет уменьшить или уст­ранить диссонанс. Гипотетический курильщик может обнаружить, что бросить курение для него слишком трудно. Он может попытаться об­наружить факты или мнения других для подкрепления того мнения, что курение невредно, но эти попытки могут закончиться неудачей. В этом случае человек окажется в таком состоянии, что он и про­должает курить, и продолжает думать, что курение вредно. Однако, если так случится, то его попытки уменьшить диссонанс не прекра­тятся.

Термины “диссонанс” и “консонанс” отсылают к отношениям, ко­торые существуют между парами “элементов”. Поэтому прежде чем приступить к определению этих элементов, необходимо определить сами элементы как можно лучше. Эти элементы относятся к тому, что названо когницией, т.е. к тому, что индивид знает о самом себе, о своем поведении, о своем окружении. Таким образом, эти элементы являются “знаниями”. Некоторые из этих элементов представляют знание о себе: что я делаю, что чувствую, чего хочу или же­лаю, кто я и тому подобное. Другие элементы знания имеют от­ношение к миру, в котором человек живет: что где находится, что к чему ведет, каковы причины наблюдаемого поведения человека.

Очевидно, что термин “знания” используется таким образом, что включает в себя то, к чему это слово обычно не относится, на­пример, мнения. Человек не разделяет мнения до тех пор, пока он не поверит, что оно верно, и потому с психологической точки зрения мнение не отличается от “знания”. То же самое верно по отношению к убеждениям, ценностям или социальным установкам, которые функ­ционируют для наших целей как “знания”. Это не означает, что нельзя установить никаких важных различий между этими разными терминами. Действительно, некоторые такие различия будут названы позднее. Но в соответствии с определением все они являются когни­циями, и между парами этих элементов могут устанавливаться отно­шения диссонанса и консонанса.

Есть и другие вопросы по поводу определения, на которые хо­телось бы получить ответ. К примеру, когда “когнитивный элемент” является одним элементом или группой элементов? Является ли зна­ние о том, что “зима в Миннеаполисе очень холодная”, элементом или его нужно рассматривать как комплекс элементов, составленный из более конкретных знаний? В настоящее время нет ответа на такой вопрос.

Другим важным вопросом, касающимся этих элементов, является следующий: как они образуются и что определяет их содержание? По этому поводу выделяется одна из наиболее важных детерминант со­держания этих элементов, а именно – действительность. Элементы ког­нициии чувствительны к действительности. В целом они отражают или отображают действительность. Эта действительность может быть фи­зической, социальной или психологической, но в любом случае ког­ниция в большей или меньшей мере отображает ее. Это, конечно, не удивительно. Непохоже, чтобы организм мог жить и выживать, если бы элементы когниции не были бы в большей степени правильным ото­бражением реальности. В самом деле, когда кто-либо “теряет чувст­во реальности”, это становится очень заметным.

Другими словами, элементы когниции в большей мере соответст­вуют тому, что человек фактически делает или чувствует или тому, что реально существует в окружении. В случае мнений, убеждений и ценностей действительностью может быть то, с чем человек сталки­вается на опыте или то, что другие ему говорят.

Но часто у человека есть когнитивные элементы, которые заме­тно отклоняются от действительности, по крайней мере как мы ее видим. Другими словами, действительность, которая воздействует на человека, оказывает давление в направлении приведения соответст­вующих когнитивных элементов в согласование с этой действительно­стью. Это не означает, что существующие когнитивные элементы все­гда будут согласованы. В самом деле, одним из основных следствий теории диссонанса является то, что она помогает нам понять неко­торые обстоятельства, при которых когнитивные элементы не согла­суются с действительностью. Но это означает, что, если когнитив­ные элементы не согласуются с определенной действительностью, ко­торая оказывает воздействие на человека, то должно возникать оп­ределенное давление. Следовательно, мы сможем наблюдать некоторые проявления такого давления. Эти предполагаемые отношения между когнитивными элементами и реальностью важны, так как дают возмож­ность измерения диссонанса.

Теперь можно перейти к обсуждению отношений, которые могут существовать между парами элементов. Существуют три вида таких отношений, а именно: нерелевантность (несоотносимость), диссонанс (несоответствие) и консонанс (соответствие). Два элемента могут просто никак не соотноситься друг с другом. То есть в таких слу­чаях, когда один когнитивный элемент не включает в себя ничего из того, что имеет отношение к другому элементу, эти два элемента нерелевантны друг другу.

Рассмотрим два элемента, которые присутствуют в голове чело­века и которые релевантны друг другу. Определение диссонанса не принимает во внимание существование всех других элементов, кото­рые релевантны одному или обоим рассматриваемым элементам, и имеет дело лишь с этими двумя изолированными элементами. Два элемента, рассматриваемые изолированно, находятся в отношении диссонанса, если отрицание одного элемента вытекает из другого. То же самое можно выразить несколько более формально: Х и У диссонантны, ес­ли не-Х следует из У.

Так, например, если человек знает, что поб­лизости находятся лишь его друзья и в то же время он испытывает страх, то между двумя этими когнитивными элементами было бы дис­сонантное отношение. Или другой пример: если человек уже “увяз” в долгах и в то же время покупает новый автомобиль, соответствующие когнитивные элементы будут диссонантны друг с другом. Диссонанс может быть вызван тем, что человек что-то узнал в процессе наблюдения и тем, что ожидал увидеть, составляя программу наблюдения, тем, что что-то считается ненормальным и необычным или любой другой причиной.

Может быть полезно дать ряд примеров, где диссонанс между двумя когнитивными элементами возникает по разным причинам, т.е. где два элемента являются диссонантными вследствие разных значе­ний словосочетания “следует из” в вышеприведенном определении диссонанса.

1. Диссонанс может возникнуть из-за логической непоследова­тельности. Если кто-то верит, что человек в ближайшем будущем со­вершит путешествие в другие галактики и в то же время считает, что человек не в состоянии покинуть Солнечную систему, то эти две когниции диссонантны друг с другом. Отрицание одной когниции сле­дует из другой на основе логической непоследовательности в про­цессах собственного мышления индивида.

2. Диссонанс может возникнуть на основе норм культуры. Если человек на официальном обеде берет руками выскальзывающую косточ­ку курицы, знание того, что он делает, диссонантно со знанием этикета официального обеда. Диссонанс существует просто потому, что в нашей культуре установлено, что консонантно, а что – нет. В какой-либо другой культуре эти две когниции могут вовсе не быть в диссонансе.

3. Диссонанс может возникнуть вследствие того, что какое-ли­бо частное мнение иногда включается, по определению, в более об­щее мнение. Так, например, если человек является членом демокра­тической партии, но на данных выборах предпочел кандидата респуб­ликанской партии, когнитивные элементы, соответствующие этим двум мнениям, диссонантны друг с другом, так как понятие “быть членом демократической партии” включает в себя, как часть этого понятия, голосование за кандидата демократической партии.

4. Диссонанс может возникнуть на основе прошлого опыта. Если бы человек стоял под дождем и тем не менее не обнаруживал никаких признаков того, что он мокнет, эти две когниции были бы диссонан­тными потому, что он по опыту должен знать, что человек, стоящий под дождем, мокнет. Если вообразить человека, который никогда не видел дождя, эти две когниции, по-видимому, не были бы диссонант­ными.

Безусловно, не все диссонантные отношения равны по величине. Необходимо выделить степени диссонанса и установить, чем опреде­ляется сила данного диссонантного отношения.

Одна очевидная детерминанта величины диссонанса заключается в характеристиках тех элементов, между которыми существует отно­шение диссонанса. Если два элемента находятся в диссонансе друг с другом, величина диссонанса является функцией значимости этих элементов. Чем более эти элементы значимы для человека или чем более высоко они им оцениваются, тем большей будет величина дис­сонантного отношения между ними.

Так, например, если некто дает десять центов нищему, прекрасно зная, что этот нищий в действи­тельности не испытывает нужды, диссонанс, который существует меж­ду этими двумя элементами, является довольно слабым. Ни один из этих двух элементов не является особо значимым или особо важным для этого человека. Значительно больший диссонанс возникает, ес­ли, к примеру, студент не готовится к очень важному экзамену, зная, что имеющийся у него запас знаний, по-видимому, недостато­чен для этого экзамена. В этом случае элементы, которые являются диссонантными друг с другом, являются более значимыми для челове­ка и величина диссонанса соответственно будет большей. Психолог­-исследователь, потративший много сил и времени на доказательство определенной истины, может столкнуться с наблюдением противополо­жной зависимости, разрушающей все построенные на протяжении мно­гих лет доказательства и выводы.

Теперь рассмотрим общий контекст диссонансов и консонансов в отношении к одному конкретному элементу. Для того чтобы дать оп­ределение, предположим, что все элементы, релевантные рассматриваемому, одинаково важны и сформулируем следующее опре­деление: общая величина диссонанса между данным элементом и оста­льными когнитивными элементами человека зависит от доли релевант­ных элементов, которые диссонантны данному.

Так, если подавляющее большинство релевантных элементов консонантны, скажем, элементу поведения, то диссонанс с этим поведенческим элементом является слабым. Если по отношению к числу элементов, консонантных пове­денческому элементу, число диссонантных элементов велико, общий диссонанс будет иметь ощутимую величину. Конечно, величина общего диссонанса будет также зависеть от значимости или ценности тех релевантных элементов, которые находятся в консонантных и диссо­нантных отношениях с рассматриваемым элементом.

Уменьшение диссонанса

Существование диссонанса приводит к возникновению стремления уменьшить или устранить диссонанс. Сила стремления уменьшить дис­сонанс является функцией величины диссонанса. Другими словами, диссонанс действует таким же образом, как и состояние возбуждения, потребности или напряжения. Существование диссонанса ведет к дей­ствию, направленному на уменьшение диссонанса, также, как, напри­мер, чувство голода ведет к действию, направленному на утоление голода. Кроме того, так же, как и при действии возбуждения, чем больше диссонанс, тем более выраженным будет избегание ситуаций, которые могли бы увеличить этот диссонанс.

Для того чтобы уточнить, как проявляется стремление умень­шить диссонанс, необходимо рассмотреть различные способы, посред­ством которых он может быть уменьшен или устранен. В общем, если между двумя элементами существует диссонанс, этот диссонанс может быть устранен изменением одного из этих элементов. Важным являет­ся то, как могут осуществляться эти изменения. Существуют различ­ные возможные способы, с помощью которых это может быть выполне­но, в зависимости от типа наличных когнитивных элементов и от об­щего когнитивного контекста.



2015-12-15 643 Обсуждений (0)
Возникновение и устойчивость диссонанса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возникновение и устойчивость диссонанса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (643)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)