Н и НН в суффиксах наречий
13. В наречиях, образованных от прилагательных и причастий, пишется столько н, сколько в том слове, от которого образовано наречие (деланно улыбаться, нежданно-негаданно явиться, путано объяснять, странно выглядеть, медленно идти). ¨ Приведите примеры правил из данного параграфа, которые основываются на различных принципах орфографии. Задание 97. Образуйте от выделенных существительных имена прилагательные.Объясните орфограммы.
Огни станции, пальто из кожи, шкаф для платья, пространства равнины, забор из камня, песни соловья, кольцо из серебра, игра на барабане, крыша из соломы, дождь весной, свет луны, мотивы песен, яд змеи, ваза из стекла, щёки с румянцем, погода без ветра, каша с маслом, хлеб из ржи, температура осенью, шкатулка из дерева.
Задание 98. Вставьте Н или НН, объясните орфограммы.
Запута(н,нн)ые нитки, писа(н,нн)ая красавица, топлё(н,нн)ое молоко, взбешё(н,нн)ый пес, пута(н,нн)ый ответ, негашё(н,нн)ая известь, подержа(н,нн)ые учебники, нехоже(н,нн)ые тропы, поноше(н,нн)ое пальто, невида(н,нн)ое геройство, стира(н,нн)ое платье, невыдержа(н,нн)ый человек, некоше(н,нн)ый луг, ускоре(н,нн)ый выпуск, несея(н,нн)ая мука, беше(н,нн)ые аплодисменты, засея(н,нн)ый участок, нестира(н,нн)ый костюм, скоше(н,нн)ая трава, ране(н,нн)ый боец, домотка(н,нн)ое сукно, цельнокрое(н,нн)ое платье, малоезже(н,нн)ая дорога, позолоче(н,нн)ое серебро, немощё(н,нн)ая улица, мороже(н,нн)ое мясо, свежезамороже(н,нн)ые ягоды, малонаселё(н,нн)ый район, гранё(н,нн)ый стакан, кова(н,нн)ый сундук, плавле(н,нн)ый сыр, расплавле(н,нн)ый чугун, замеша(н,нн)ый в проделке, подстреле(н,нн)ый заяц.
Задание 99. Вставьте Н или НН, объясните орфограммы. Сгруппируйте слова по видам орфограмм. С данными словами составьте словосочетания, добавив существительные.
Ветре(н,нн)ый, вяза(н,нн)ый, сгущё(н,нн)ое, исписа(н,нн)ый, газирова(н,нн)ая, утре(н,нн)ий, клюкве(н,нн)ый, родстве(н,нн)ый, стари(н,нн)ый, нечая(н,нн)ый, броше(н,нн)ый, езже(н,нн)ый, да(н,нн)ый, кваше(н,нн)ый, холё(н,нн)ый, очарова(н,нн)ый, купле(н,нн)ый, гружё(н,нн)ый, балова(н,нн)ый, тушё(н,нн)ый, премирова(н,нн)ый, лома(н,нн)ый, оловя(н,нн)ый.
Задание 100. Прочитайте текст. Какова функция прилагательных и причастий? Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы. Я стукнул тихо взялся за ручку сдела(н,нн)ую в виде головы посеребрё(н,нн)ого орла засипела пневм…тическая пружина и дверь впустила меня. (Н…)один луч (н…)один звук (н…)прон…кал в к…б…нет (с)наружи через окно (на)глухо завеш...(н,нн)ое в три слоя п…ртьерами. На стене затянутой тиснё(н,нн)ым золотом с…фьяном висел большой фотографический портрет человека с арт…стической ш…велюрой пр…щуре(н,нн)ыми глазами подкруче(н,нн)ыми усами и с л...рнетом в руках. Тут в дверь стукнули и человек в зелёных петлицах внёс поднос покрытый белой с…лфеткой. На подносе пом…щался серебр...(н,нн)ый кофейник молочник две ф...рфоровые чашки апельси(н,нн)ого цвета (с)наружи и золочё(н,нн)ые внутри. (М. Булгаков) Задание 101. Прочитайте текст. Определите его стиль, жанр. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Обозначьте орфограммы и объясните пунктограммы.
Разгляд…вая сложе(н,нн)ые у художн…ка на столе и на полках …льбомы картины развеш...(н,нн)ые на стенах дивиш(?)ся как много может сделать человек. Шест(?)десят лет подряд (много)числе(н,нн)ые книги учебники и журналы выходят с р…сунками художн…ка более ста масл...(н,нн)ых п…лотен в...сит в одном только (М,м)осковском (Д,д)арвиновском музе… много картин в час(?)ных с…браниях. В этом домашн…м музе… стоит тонкий ар...мат степей и лесов волшебная музыка охотн...ч(?)его рога перезвон облед…невших3 веток. Вот ворона боч(?)ком прыга…т к задра(н,нн)ому и броше(н,нн)ому каким(то) хищником зайцу вот тет…рева на тума(н,нн)ой поляне зате...ли весе(н,нн)...ю драку. Рысь с зелёными глазами гл...дит из сумр…чного леса и кажется вот(вот) выпрыгн...т из золочё(н,нн)ой рамы в окно туда где пр…зывно шумит весна. (В. Песков) Задание 102. Спишите, раскрывая скобки и объясняя орфограммы.
1. В колхозе образова(н,нн)ы сквозные бригады. 2. Эти люди умны и образова(н,нн)ы. 3. Набежавшие облака рассея(н,нн)ы сильным ветром. 4. На неинтересном уроке ученики невнимательны и рассея(н,нн)ы. 5. Нигде это не вида(н,нн)о и не слыха(н,нн)о. 6. Наши научные достижения неслыха(н,нн)ы и невида(н,нн)ы. 7. Он отвечал обдума(н,нн)о. 8. Дело обдума(н,нн)о со всех сторон. 9. Он настороже(н,нн)о вглядывался в темноту. 10. С первых дней оккупации население было настороже(н,нн)о появлением большого количества приказов. Задание 103. Фрагмент текста какого стиля и жанра представлен? В каких частях речи пропущены буквы? Спишите. Составьте по аналогии текст (5-6 предложений) подобного стиля и жанра. Ирина Михайловна ответстве(н,нн)а, дисциплинирова(н,нн)а. Непосредстве(н,нн)о ею была организова(н,нн)а книжная выставка.
Задание 104. Спишите, раскрывая скобки и объясняя орфограммы. Восьмигран(н,нн)ик, варе(н,нн)ик, гости(н,нн)ица, гриве(н,нн)ик, дровя(н,нн)ик, дружи(н,нн)ик, имени(н,нн)ик, коре(н,нн)ик, листвен(н,нн)ица, моше(н,нн)ик, мали(н,нн)ик, нефтя(н,нн)ик, подли(н,нн)ик, подоко(н,нн)ик, покло(н,нн)ик, путешестве(н,нн)ик, родстве(н,нн)ик, ряби(н,нн)ик, сезо(н,нн)ик, совреме(н,нн)ик, соплеме(н,нн)ик, стра(н,нн)ик, труже(н,нн)ик. Задание 105. Определите частеречную принадлежность слов с пропущенными буквами. Выпишите их, вставляя Н и НН и объясняя орфограммы.
1. Пульсирующее пламя вырвалось на том берегу озера, огне(н,нн)ые вихри сбили бруствер, взвились рикошетом в озарё(н,нн)ое ракетами небо, впиваясь в звёздную высоту (Бонд.). 2. Люди упали на огневой, прижимаясь разгорячё(н,нн)ыми телами к холодной земле, – мертве(н,нн)ый свет трасс бушевал над ними (Бонд.). 3. Звёздная, неестестве(н,нн)о тихая ночь влилась в накуре(н,нн)ый блиндаж (Бонд.). 4. Всё небо было расчерче(н,нн)о прожекторами. Автомобили, велосипеды и пешеходы – всё было перемеша(н,нн)о (Инб.). 5. Зва(н,нн)ый да жела(н,нн)ый гость мил хозяину, а нежда(н,нн)ый да жела(н,нн)ый – вдвое (Посл.). 6. И кажется, что эта улыбка так же таинстве(н,нн)а, как и вся жизнь природы (Сер.). 7. К чёрной туче, которой заслоне(н,нн)ы восток и юг, книзу мало-помалу присоединяются тучки поменьше (Леск.). 8. Вверху блещет сухая орешина, вся золочё(н,нн)ая светом (Леск.). 9. Каждое слово гайдаровской прозы было настолько взвеше(н,нн)о, что было как бы единстве(н,нн)ым для выражения и потому, естестве(н,нн)о, оставалось в памяти (Пауст.). 10. Дважды ране(н,нн)ый, контуже(н,нн)ый, он неоднократно спасал жизнь своему седоку (Фурм.). 11. Ветер, настоя(н,нн)ый на полевых травах, едва приметно колеблет молодую поросль (Сер.). Задание 106. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы.
1. Можно было п…думать что вся оп…рация была зате...(н,нн)а чтобы убедит(?)ся в м…стерстве старых юв…лиров (Наг.). 2. Много наговор...(н,нн)о да мало перевар...(н,нн)о (Посл.). 3. Выше ра…пустив глубоко выреза(н,нн)ые хвосты кружат вн…мательные к…ршуны (Биан.). 4. Судьба Мастера и Маргариты определ...(н,нн)а (Булг.). 5. Обещ...(н,нн)ого три года ждут (Посл.). 6. Всё ра…хищ...(н,нн)о преда(н,нн)о прода(н,нн)о чёрной смерти м…лькало крыло всё голодной тоской изглода(н,нн)о (от)чего(же) нам стало светло? (Ахм.). 7. Её родители (с)нова разб..гатев решили зажить в строгом ру(с,сс)ком вкусе как(то) сопряж...(н,нн)ом со славянской вязью с открытками изобр…жающ…ми пр…г…рюнившихся боярышен(?) с л…киров...(н,нн)ыми шк…тулками на которых красочно вы(ж,жж)...(н,нн)а тройка или (жар)птица где бывали такие пр…восходные ф…тографии старых усаде… и ф…рфора (Наб.). Задание 107. Найдите ошибки в предложениях, взятых из периодической печати, запишите в исправленном виде.
1. Учиться было просто не выносимо. 2. Ухабы перед въездом засыпаны, вездесущий бурьян, обступивший площадку с разбитым когда-то, в годы, когда ни одна машина из-за грязи с полей пройти не могла, тяжёлыми «кировцами» асфальтом, нещадно выкошен. 3. Обгоняя зелёный «Енисей», заглохший посреди дороги, отправляемся за председательским «УАЗом» по пыльной, взбитой гружёными хлебом автомобилями, грунтовке. 4. И лишь не успевшее огрубеть низкоторчащее жнивьё, да огромные копны не отлежавшейся соломы напоминают о том, что здесь только что прошли комбайны. 5. Читатель, возможно, возмутится, мол, зачем в одну кучу собрал корреспондент облезлые стены, небелённые потолки, отсутствие стержней для ручек и низкую заработную плату. 6. Трое несовершеннолетних детей под давлением матери, её завышенной оценки способностей оставили школу.
Задание 108. Прочитайте текст. Какова роль прилагательных и причастий в создании комического эффекта рассказа? Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Допишите рассказ. Р...портёр Шмурыгин выш…л из р…дакции в крайне угн…тё(н,нн)ом сост…янии духа. Удручала его проборка да(н,нн)ая р...дактором за дост…вление (не)свежего м…териала. Последнюю остроту р...дактора он находил даже пошлой. «Если Вы думаете что всякая дич(?) должна быть (не)свежей то глубоко ошиба…тесь. Тем более что Ваши утки большей частью домороще(н,нн)ые2...» ...Потом он стал мечтать: «Хоть бы на самоубийство какое самое п…ршивое наск…чить...» И (в)след за этой мыслью р...портёр вздрогнул буд(то) пронзё(н,нн)ый эл...ктрической искрой. Он увид…л себя на пусты(н,нн)ом берегу через (Ф,ф)онтанку куда завели его сладос(?)ные грёзы о (не)сбыточном и увид...л не только себя но и другого человека свес...вш...гося через пе(р,рр)ила моста и якобы любовавш...гося гаснувш…м з…катом. ...У него (н…) на минуту (не)явилось мысли уд…ржать предпол…гаемого утопле(н,нн)ика от самоубийства. Человек в нём спал бе…пробудно3. Проснулся р...портёр настойч…вый любопытный хладн...кровный. И он как ворон у падал... стал кружит(?)ся около моста. Молодой человек (н…)замечал (н…)чего что делалось вокруг него. Репортёр ясно вид...л как он стоя всё в той же позе суд…рожно ц…плялся пальцами за в...рхушку пери(л,лл) что-то борм…тал про себя и см…трел на пл…скавш....юся под ним влагу. Подойдя к пери(л,лл)ам и то(же) облокотясь на них Шмурыгин стал бе(з,зз)аботно смотреть (в)даль4. Потом пок…сился на соседа и (не)пр…нуждё(н,нн)о сказал ... (А. Аверченко)
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2218)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |