Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификации методов исследования



2015-12-15 1628 Обсуждений (0)
Классификации методов исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Исследовательские методы — это способы особым образом организованной деятельности, направлен­ной на получение объективно нового знания об осо­бенностях, закономерностях и механизмах психики.

Методы психологии, направленные на получение субъективно новых знаний: фактов, оценок, показа­телей, признаков, значимых для оказания психоло­гической поддержки, консультирования, коррекции, стимулирования и мотивирования профессиональ­ного развития, — назовем прикладными, прагмати­ческими методами.

Методы исследования психологии профессио­нального образования основываются главным обра­зом на двух методологических принципах:

• субъективном, заключающемся в постижении профессионального становления на основе самопо­знания;

• объективном, предусматривающем изучение тех признаков профессионального становления, которые можно фиксировать различными исследовательскими средствами внешнего, стороннего познания психи­ческих явлений.

Существуют две формы использования методов ис­следования:

• лонгитюдное, или продольное, исследование; ,-

• проведение поперечных срезов.

Лонгитюдное исследование предполагает длитель­ное и регулярное изучение психических образований определенной группы людей или конкретного чело­века по одним и тем же параметрам.

Для срезового исследования характерно сравнение данных относительно разных групп испытуемых. При помощи поперечных срезов можно охватить большое число испытуемых и провести исследование в срав­нительно короткие сроки. При проведении срезовых исследований широко применяют опросные методы, тесты, эксперименты.

Лонгитюд позволяет изучить индивидуальный путь профессионального становления, установить взаимосвязь образования и психического развития, выявить сенситивные периоды развития познава­тельных способностей, определить психологические особенности возрастных и профессионально обу­словленных кризисов и др. Для лонгитюда характер­но использование методов самонаблюдения, психо­биографии, панельного исследования1.

Методы исследования, используемые в психоло­гии профессионального образования, имеют обще­психологическое происхождение и не являются спе­цифичными. Близость психологии профессионально­го образования к психологии развития, психологии труда, возрастной и педагогической психологии обу­словливает заимствование уже сложившихся методов. Использование методов в конкретном исследова­нии приводит к созданию исследовательских мето­дик. Методики существуют только в логике конкрет­ного исследования. Они определяются его целью, предметом и объектом.

Систематизация методов исследования психоло­гии профессионального образования, определение области их применения вызывают необходимость рассмотрения их классификации.

В психологии нет единой общепризнанной клас­сификации методов исследования. Чаще всего опи­сываются отдельные методы или перечни рекоменду­емых методов при решении конкретных проблем психологии.

Анализируя систему методов психологии, предло­женную С. Л. Рубинштейном, Б. Г. Ананьев предло­жил свою рабочую классификацию методов исследо­вания.

1. Методы, подчиненные организации и планиро­ванию исследования, он назвал организационными. К ним Б. Г. Ананьев отнес сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Их действенность определяется конечными результатами исследова­ния в виде концепций, новых средств обучения, управления, диагностики и т. д.

2. Ко второй группе методов Б. Г. Ананьев отнес эмпирические способы получения научных данных, накопления фактов. В эту группу он включил следую­щие методы: обсервационные (наблюдение и само­наблюдение); экспериментальные (лабораторный; полевой, или естественный; формирующий, или пси­холого-педагогический, эксперименты); психодиаг­ностические (тесты, анкеты, интервью и беседы); праксиметрические (изучение продуктов деятельно­сти, хронометрия, профессиография, оценка работы и т. д.); методы моделирования (математическое, кибер­нетическое моделирование и т. д.); биографические (анализ фактов, дат, событий жизненного пути чело­века, документации, свидетельств и т. д.).

3. Третью группу методов, по классификации Б.Г.Ананьева, составляют приемы обработки дан­ных. К ним относятся количественный (математико-статистический) анализ и качественный метод (дифференциация материала по типам, группам, ва­риантам).

4. В четвертую группу включены интерпретацион­ные методы: генетические и структурные (психогра-фия, составление психологических профилей, клас­сификация)1.

Принципиально иной подход к методам психоло­гии используется в учебном пособии «Введение в психологию». Не претендуя на классификацию мето­дов, один из авторов — Л. А. Карпенко — выделяет следующие группы методов психологии:

1) субъективные методы, к которым отнесено са­монаблюдение (интроспекция и ретроспекция);

2) объективные методы. К ним отнесены разные виды наблюдения; эксперименты: лабораторный, эк­спериментально-генетический (метод поперечных срезов, лонгитюдное исследование и формирующий эксперимент); экспериментально-патологический метод, или метод синдромного анализа; тестирова­ние. В эту же группу включены методы опроса (ин­тервью, опросники-анкеты, личностные опросники, проективные методы и метод отраженной субъектно-сти)2.

Предложенная группировка методов исследования включает почти все используемые в психологии мето­ды. При их характеристике указываются ученые, кото­рые впервые применили эти методы. Обращается вни­мание на область применения методов. К сожалению, автор лишь перечисляет методы психологии, не пред­лагая сколько-нибудь приемлемой их классификации. А ведь для учебного пособия это важно.

Ж. Годфруа в своем учебнике по общей психоло­гии научные методы делит на две большие группы: описательные и экспериментальные3. К описательным он относит наблюдение, анкеты, тесты и методы статистической обработки. Группировка эксперимен­тальных методов не приведена. Очевидно, автор не ставил перед собой задачу систематизации методов исследования психологии.

В атласе по психологии, изданном в Германии1, методы группируют по основаниям систематическо­го наблюдения, постановки вопросов и опыта (экс­периментирования); соответственно, выделяют сле­дующие три группы методов:

1) обсервационные: измерение, самонаблюдение, внешнее (стороннее) наблюдение, включенное на­блюдение, групповое наблюдение и супервизорство;

2) опросные: беседа, описание, интервью, стандар­тизированный опрос, демоскопия2 и коакцион3;

3) экспериментальные: тестирование; поисковый, или пилотный, эксперимент; квазиэксперимент; проверочный эксперимент; полевой эксперимент.

Отсутствие строгой научной классификации объ­ясняется широким спектром методов психологии, подчиненных решению исследовательских проблем и практических задач различных отраслей психоло­гии.

А. Б. Орлов, анализируя методы возрастной и пе­дагогической психологии, в качестве основания классификации исследовательских методов предлагает избрать главную задачу, которую ставит перед собой ученый4. Эти задачи могут иметь четыре фор­мы, или разновидности: описать, измерить, объяс­нить и сформировать психическое образование (яв ление, процесс, механизм и т. п.). В соответствии с исследовательскими задачами А. Б. Орлов предлагает четыре класса методов: неэкспериментальные (клини­ческие), диагностические, экспериментальные и фор­мирующие.

Аналогичный подход к группировке методов пси­хологии наблюдается в прикладной психологии тру­да, промышленной и организационной психологии в Германии. Методы группируются в зависимости от следующих исследовательских задач: описания, объ­яснения, прогнозирования и контроля1.

На наш взгляд, этот подход представляется про­дуктивным для решения проблемы группировки ис­следовательских методов прикладных отраслей пси­хологии, одной из которых является психология про­фессий.

Какие же исследовательские задачи стоят перед психологией профессионального образования?

Первая — описание профессионального образования и развития личности в процессе непрерывного образо­вания, психологических особенностей и закономерно­стей профессионального обучения и воспитания. Для исследования этого процесса оправдано применение лонгитюдного метода, наблюдения, опросных методов (анкетирования, интервью), психобиографии, изуче­ние продуктов деятельности и др. Эти методы могут, быть отнесены к неэкспериментальным.

Вторая задача — измерение психологически значи­мых показателей, признаков учебно-профессиональ­ной деятельности и обучаемых. Решению этой иссле­довательской задачи служат тесты специальных спо­собностей, тесты достижений и обучаемости. Широ­ко применяются также разного рода опросники мо­тивации, учебно-профессиональных интересов, ценностных ориентации и профессионально-образова­тельных установок. Эта группа методов относится к классу психометрических.

Третья исследовательская задача — объяснение особенностей, закономерностей и механизмов про­фессионального образования. Основными методами решения этой задачи являются экспериментальные: лабораторный, моделирующий и естественный (по­левой) эксперименты.

Четвертая задача — формирование и отслеживание динамики развития психологических новообразова­ний (психофизиологических, познавательных и про­фессиональных свойств, качеств личности) в процес-, се обучения и воспитания. Эта задача решается с по­мощью генетических методов: формирующего экспе-' римента и мониторинговых исследований.

Особая группа методов направлена на количест­венную обработку исследовательских данных. К ним относятся методы математической обработки: дис­персионный, корреляционный, факторный анализ и др. (табл. 4).

Неэкспериментальные методы

Лонгитюдный метод — многократное системати­ческое изучение одних и тех же испытуемых (или групп) в процессе их развития. Лонгитюдные иссле­дования проводятся на протяжении нескольких лет с целью установления профессиональных изменений (развития, деформаций) личности в ходе профессио­нального образования.

Лонгитюдный метод оформился в психологии в 20-е гг. прошлого столетия и применялся в основном для изучения генезиса психики и научного обоснова­ния психологического прогноза в детской и возраст­ной психологии. В последующие годы стали использоваться длинные (проводимые в течение 20—30 лет) лонгитюды, в которых на больших группах испытуе­мых прослеживались изменения определенных пока­зателей психического развития.

Проведение лонгитюдного исследования предпо­лагает одновременное использование других мето­дов: наблюдения, опросов, тестирования, психогра-фии, праксиметрии и др.

Таблица 4



2015-12-15 1628 Обсуждений (0)
Классификации методов исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификации методов исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1628)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)