Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические основы профессиографии



2015-12-15 2128 Обсуждений (0)
Психологические основы профессиографии 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные понятия

Исходным концептуальным понятием профессиоведения является понятие «профессия». Трактовок данного понятия в профессиоведческой литературе много. Прежде всего, это занятие, требующее специ­альной подготовки, которое человек практикует ре­гулярно и которое служит ему источником средств к существованию. Далее, профессия объединяет группу людей, занимающихся однотипной деятель­ностью, внутри которой устанавливаются опреде­ленные связи и нормы поведения. Профессия вы­ступает как особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных об­щим видом деятельности и профессиональным со­знанием. По определению Б. Шоу, профессия — это заговор специалистов против непосвященных. Не­сколько определений приводит в своих работах Е. А. Климов. Наиболее полным является следую­щее: «Профессия — это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разде­ления труда область приложения физических и ду­ховных сил человека, дающая ему возможность полу­чать взамен затраченного труда необходимые средст­ва его существования и развития»1. Уточняя это объ­емное определение, Е. А. Климов характеризует про­фессию как общность, деятельность, область прояв­ления личности и как исторически развивающуюся систему. Приведем еще одно его определение: «С точки зрения общества, профессия — это система профессиональных задач, форм и видов профессио­нальной деятельности, профессиональных особен­ностей личности, могущих обеспечить удовлетворе­ние потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта»2. Более уз­кое определение профессии, с точки зрения конкрет­ного человека, приводит В. Г. Макушин: профессия это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к су­ществованию1.

Обобщение имеющихся трактовок позволяет дать следующее определение. Профессия (лат. professio) — это исторически возникшие формы трудовой деяте­льности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профес­сионально важные качества.

В англоязычной среде различают понятия «про­фессия» {profession) и «занятие» {occupation). Термин «профессия» применяется лишь к небольшому кругу высокостатусных видов профессиональной деятель­ности. Все другие виды деятельности относятся к специальностям или видам работы, занятий.

В отечественном профессиоведении разводят по­нятия «профессия» и «специальность». Профессия — понятие более широкое, чем специальность, ее отли­чительными признаками, помимо профессиональ­ной компетентности, являются также социаль­но-профессиональная компетенция, профессиональ­ная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия — врач, специальности — терапевт, педи­атр, окулист, уролог и др.; профессия — инженер, специальности — конструктор, технолог, металлург и др.; профессия — слесарь, специальности — сантех­ник, электрослесарь, слесарь-инструментальщик и др.

Специальность — это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определен­ного вида деятельности в рамках той или иной про­фессии. Таким образом, специальность — один из ви­дов профессиональной деятельности внутри профес­сии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение об­щих результатов специфическими средствами.

В истории развития цивилизации разделение тру­да на профессиональные виды деятельности наблю­дается уже до нашей эры в Египте, Древней Греции, Римской империи и других развитых государствах. Существенная дифференциация труда произошла в эпоху промышленной революции. Последующий на­учно-технический прогресс привел к значительному обновлению и увеличению номенклатуры профес­сий. В официальном справочнике США в 1965 г. в ал­фавитном порядке были приведены характеристики 21 741 профессии и около 40 000 специальностей. В Международный стандарт классификации про­фессий в 1988 г. было занесено 9 333 профессии. Еди­ный тарифно-квалификационный справочник объе­диняет около 7 000 профессий и специальностей. Эти специальные документы отражают профессиональ­ную ситуацию, сложившуюся ко времени их состав­ления. Опубликованные же справочники в момент выхода их в свет уже нуждаются в корректировке, т. к. мир профессий весьма динамичен. Постоянно воз­никают новые профессии, содержание труда дейст­вующих профессий обновляется, отмирают профес­сии низкоквалифицированного труда, появляются совмещенные и интегрированные профессии и спе­циальности.

По многим профессиям и специальностям подго­товка осуществляется на предприятиях и в учрежде­ниях подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Для подготовки по наиболее массовым профессиям, требующим высокой определенной квалификации, существует система начального, среднего и высшего профессионального образова­ния. Для этой системы базовым является понятие «учебная профессия».

Учебная профессия — это уровень квалификации, отражающий объем и качество знаний, умений и спо­собностей, необходимых для дальнейшего освоения и выполнения видов деятельности в данном, конк­ретном профессиональном поле.

Понятие «профессиография» включает процесс изучения, психологическую характеристику и проек­тирование профессии. При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудо­вого процесса: субъекта труда, предмета, задач, ору­дий и условий труда.

Одним из основополагающих принципов профес-сиографирования стал принцип дифференцирован­ного подхода к изучению профессиональной деятель­ности. Сущность этого принципа — подчинение профессиографирования решению конкретных практических задач. Например, для целей профкон-сультации и профотбора нужно выделять те про­фессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых по их профессио­нальной пригодности. Для определения уровня ква­лификации большое значение приобретает характе­ристика трудовых функций, профессиональных зна­ний, умений и навыков. Для профессионального об­разования важное значение имеет характеристика видов деятельности, состав типовых производствен­ных задач, перечень необходимых знаний, умений, навыков, качеств и свойств специалиста.

Очевидно, что профессиональное образование невозможно вести по всем профессиям, да и условия, средства, содержание, уровни сложности различных видов профессиональной деятельности сильно отли­чаются. Нужен научно обоснованный отбор учебных профессий по определенным признакам, критериям, их классификация и установление ступеней квали­фикации. Результатом должен стать перечень учеб­ных профессий, на основе которого определяются формы подготовки специалистов. Это может быть краткосрочная подготовка на предприятиях, обуче­ние в профессиональных школах или вузах.

На перечень учебных профессий влияет также распространенность профессий, противопоказания работ с тяжелыми и вредными условиями труда, а также возрастные ограничения.

Составление перечня учебных профессий для профессионального образования всегда будет актуа­льным. И конечно, этот перечень должен иметь науч­но обоснованную группировку и быть немногочис­ленным.

Психологические классификации профессий

Как уже было отмечено, мир профессий огромен и насчитывает чуть более 20 тыс. профессий и около 40 тыс. специальностей. Упорядочение этого много­образия возможно по различным критериям.

Изучение литературы позволило остановиться на критериях, максимально учитывающих соответствие личности и профессии, так называемую профессио­нальную пригодность. При этом согласовываются востребованные профессией психологические струк­туры личности. По этим критериям можно также осу­ществлять профессиональный отбор из числа лиц, которые будут более успешно выполнять конкретную деятельность. Такой подход прослеживается у многих психологов труда (С. М. Богословский, 1911; Ц. Munsterberg, 1913; Л. Huth, 1961; Е. Вогпетапп, 1967; С. L. Thornton, 1969; И. П. Титова, 1970; В. В. Чебыше-ва, 1971; В. Г. Лоос, 1974). В современных классифи­кациях эти критерии уже не используются и ссылка на них — дань истории психологии труда.

Важной проблемой классификации профессий были и остаются методы сбора данных, характеризу­ющих профессию. К ним относятся наблюдение, са­мостоятельное выполнение деятельности (трудовой метод), опрос работников, наблюдаемый опрос на рабочих местах и др.

Широкое распространение за рубежом получили классификации профессий на основе учета интере­сов, способностей личности и свойств темперамента. Рассмотрим примеры таких классификаций профес­сий, базирующихся на представлении о структуре личности.

Прежде всего необходимо выделить классифика­цию профессий Дж. Холланда, разработанную в 1966 г. Ее достоинством является обоснованная пси­хологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. Дж. Холланд исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность де­ятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, от­ношения, мотивы.

На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориента­ции — Дж. Холланд выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и тра­диции), предпринимательский и художественный. Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду: реалистический тип -на создание материальных вещей, обслуживание тех­нологических процессов и технических устройств, интеллектуальный — на умственный труд, социаль­ный — на взаимодействие с социальной средой, кон­венциональный — на четко структурированную дея­тельность, предпринимательский — на руководство , людьми и бизнес, художественный — на творчество. j Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, , возможные достижения и карьера.

Дж. Холланд предложил шкалу приспособленности различных типов личности к разным профессио­нальным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозна­чает один из 6 типов личности и среды (рис. 4). Эта модель позволяет оценить совместимость личности с определенной профессиональной средой. Степень совместимости типа личности с профессиональной

Рис. 4.Модель Дж. Холланда для определения совместимости личности и среды:

Р - реалистический тип; И — интеллектуальный;

С - социальный; К - конвенциональный; П - предпринимательский; X - художественный

 

средой обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами1.

Согласно этой модели, например, наиболее со­вместимы с художественным типом1 личности такие типы среды, как интеллектуальный и социальный, а наименее — конвенциональный. Все возможные взаимосвязи представлены в табл. 18.

 

Таблица 18

Связь типа личности и типа профессиональной среды (поДж. Хо'лланду)

 

Типличности Тип профессиональной среды
Р И С к п X
Реалистический (Р) + + + + - -
Интеллектуальный (И) + + + - - +
Социальный (С)   - + + - + +
Конвенциональный (К) +   - + + + __
Предпринимательский (П) - __ + + + + _
Художественный (X) - + +   - + +

 

Примечание. В таблице приняты следующие условные обо­значения:

+ + тип личности очень хорошо приспособлен к окружающей среде; + тип личности хорошо приспособлен;

- тип личности недостаточно приспособлен;

- - тип личности совершенно не приспособлен к окружающей среде.

 

Суть теории Дж. Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, удовлетво­ренность трудом зависят в первую очередь от соответ­ствия типа личности типу профессиональной среды, которая создается людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением. Работники одной профессии обу­словливают и определенную профессиональную сре­ду, адекватную одному из шести выделенных типов личности.

Для установления типов личности Дж. Холланд разработал методики диагностик, позволяющие определить профессиональные предпочтения и ин­тересы. По результатам диагностики выделяют три рекомендуемые профессиональные среды. На пер­вом месте стоит среда, наиболее отчетливо отражаю­щая тип личности, на втором и третьем местах — ме­нее значимые профессиональные среды, позволяю­щие личности подобрать себе резервные профессии.

В отечественной психологии наибольшую извест­ность получила классификация профессий, разрабо­танная Е. А. Климовым1.

В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:

1. Человек живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животны­ми организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

2. Человек — техника (и неживая природа) (Т). Ра­ботники имеют дело с неживыми, техническими объек­тами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-меха­ник, инженер-механик, электрослесарь, инженер-элек­трик, техник-технолог общественного питания.

3. Человек человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.

4. Человек — знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы — вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, про­граммист, чертежник-картограф, математик, редак­тор издательства, языковед.

5. Человек художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действитель­ности — вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, худож­ник-реставратор, настройщик музыкальных инстру­ментов, концертный исполнитель, артист балета, ак­тер драматического театра1.

Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:

1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. «гнозис» — знание). Примеры в типе «человек — природа»: контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая; в типе «человек — техника»: пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диа­гност сельскохозяйственной техники; в типе «чело­век — человек»: судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог; в типе «человек — знаковая система»: корректор типографии, контро­лер полуфабрикатов и готовой продукции в полигра­фии, бухгалтер-ревизор; в типе «человек — художест­венный образ»: искусствовед, музыковед, театровед.

2. Преобразующие профессии (П). Примеры в типе «человек — природа»: мастер-плодоовощевод, мас­тер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрож­жей, агроном по защите растений, зооинженер; в типе «человек — техника»: слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана; в типе «человек — человек»: учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод; в типе «че­ловек — знаковая система»: чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер; в типе «че­ловек — художественный образ»: цветовод-декора­тор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

3. Изыскательские профессии (И). Примеры в типе «человек — природа»: летчик-наблюдатель рыбного хо­зяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, био­лог-исследователь; в типе «человек — техника»: рас­кройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-кон­структор; в типе «человек — человек»: воспитатель, ор­ганизатор производства, организатор торговли; в типе «человек — знаковая система»: программист, матема­тик; в типе «человек — художественный образ»: худож­ник по проектированию интерьера, композитор.

По признаку основных средств трудав рамках каждо­го класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

1. Профессии ручного труда (Р). Примеры в классе гностических профессий: лаборант химико-бактерио­логического анализа, контролер слесарных и станоч­ных работ, фельдшер-лаборант; в классе преобразую­щих профессий: ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец. В классе изыска­тельских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, на­пример, карандаш и бумага в руках конструктора.

2. Профессии машинно-ручного труда (М). Маши­ны с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэ­тому типичными профессиями для этого подразделе­ния классификации являются машинист экскавато­ра, токарь, водитель автомобиля.

3. Профессии, связанные с применением автомати- ' Зцрованнъсс и автоматических систем (А): оператор йдкубационных цехов, оператор станков с програм­мным управлением, оператор магнитной записи. 4. Профессии, связанные с преобладанием функцио-у налъных средств труда (Ф). Здесь имеются в виду пси-f хологические средства труда — разного рода мыслен-: ные эталоны (например, у акробата — мысленный об­разец последовательности действий, у дирижера — образные эталоны и т. д.).

По условиям труда Е. А. Климов делит профессии на четыре группы:

1. Работа в условиях микроклимата, близких к бы­товым, «комнатным» (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.

2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспек­тор Госавтоинспекции.

3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т. п. (н): антенщик-мачтовик, водо­лаз, машинист горного комбайна, пожарный.

4. Работа в условиях повышенной моральной от­ветственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

Выделенные четыре группы являются не взаимо­исключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различе­ния профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными.

Используя условные обозначения, можно дать об­зорную «карту» мира профессий, а также составить примерную формулу определенной профессии: эта формула может быть отнесена и к реальной профес­сии, и к профессии-мечте.

Обзорная схема классификации («карта» мира профессий) может выглядеть так:

 

«Моя профессия»

Группы профессий

Отделы профессий

Классы профессий

Типы профессий

 

Формула «моей профессии», или профессии-меч­ты, может состоять в простейшем варианте из четы­рех позиций, на которых расположены литеры, обо­значающие соответственно: 1) тип, 2) класс, 3) отдел, 4) группу профессий. (Важно не путать порядок по­зиций: так, литера П («природа») в первой позиции означает тип профессий «человек - природа», а во второй позиции — класс преобразующих профессий.) Рассмотрим пример: ученику хотелось бы подо­брать себе профессию, предполагающую работу с символическими объектами, связанную с преобразо­ванием знаков, символов и использованием автома­тической техники; условия труда хотелось бы видеть приближающимися к бытовым. Тогда формула про­фессии будет такой: ЗПАб. Теперь можно поискать, какие профессии ближе всего к этой формуле: опера­тор вычислительных машин, оператор фотонабор­ных автоматов, телеграфист и т. д.

В заключение еще раз подчеркнем, что приведен­ная классификация предназначена для профориен-тационной работы.

Для профессионального просвещения молодежи, информационного обеспечения профессионального самоопределения на начальных его этапах Е. А. Кли­мов предлагает более простую, чем изложенная выше, классификацию, учитывающую только два ряда при­знаков: типы профессий и основные уровни необходимого образования. Последнее обстоятельство, быть может, более существенно в ситуации выбора профес­сии, чем знание о тонкостях познавательной активно­сти профессионалов, соотношениях гнозиса и прак-сиса в их работе, внутренних и внешних средств труда. Этот упрощенный вариант классификации может быть представлен в виде табл. 19. Столбцы таблицы соответствуют рассмотренным нами ранее типам про­фессий, а строки — условно выделяемым трем уров­ням необходимого профессионального образования.

 

Таблица 19



2015-12-15 2128 Обсуждений (0)
Психологические основы профессиографии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологические основы профессиографии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2128)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)