Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обзорная «карта профессий»



2015-12-15 788 Обсуждений (0)
Обзорная «карта профессий» 0.00 из 5.00 0 оценок




Учебное заведе­ние, форма про­фессиональной подготовки Тип профессий (по главному предмету труда)
    П (живая приро­да) Т (техни­ка, не­живая природа) Ч (чело­век, со­общест­ва) (знако­вые сис­темы) X (худо­жест­венный образ)
Обучение непо­средственно на производстве, в профессиональ­но-техническом училище
Техникум, училище, профессиональ­ная школа
Институт, университет, I академия

Предложенная обзорная классификация профес­сий подразделяет весь мир профессий на 15 зон. Это значительно уменьшает неопределенность выбора при обдумывании профессиональных жизненных путей.

Зоны, расположенные в каком-либо одном столб­це (например, зоны 1,6,11 или 4, 9,14), соответствуют профессиям, которые родственны по предметной области, хотя и различаются по соотношению теоре­тической и практической подготовки. Так, напри­мер, мастер-животновод (1), зоотехник (6) и зооин-женер (11) явно более близки по предметной области труда, чем мастер-животновод (1), мастер по ремонту бытовой техники (2), проводник пассажирского ва­гона дальнего следования (3), наборщик (4), маляр по отделке зданий и помещений (5).

Но и признак необходимого образования тоже может быть важным для оптанта. К примеру, он не располагает возможностью долго учиться и вынужден думать о скорейшем обретении экономической само­стоятельности. Тогда он может выбрать для начала те профессии, которые не предполагают длительного те­оретического образования (верхняя из трех основных граф таблицы), но иметь в виду как перспективные запасные варианты (для профессионального роста) другие зоны в пределах избранного столбца («Пора­ботаю животноводом, потом выучусь на зоотехника или зооинженера»; «Поработаю проводником пасса­жирского вагона, а потом стану инженером путей со­общения по эксплуатации железных дорог или инже­нером-организатором дорожного движения»; «Пора­ботаю оператором ЭВМ, а потом буду учиться на про­граммиста-математика» и т. д.)1.

Профессиональное образование нуждается в классификации профессий, пригодной для подго­товки специалистов в учебных заведениях на основе учета потребностей экономики в профессиях и их распространенности. Такая работа ведется. В 1987 г. был утвержден очередной общесоюзный перечень профессий для подготовки рабочих в системе проф­техобразования. Общее число учебных профессий

было сокращено до 1193. Основным недостатком этого перечня была ориентация на профессии узко­операционного профиля.

В июне 1994 г. Министерство образования России утвердило федеральный стандарт начального про­фессионального образования1. В госстандарте опре­делен перечень учебных профессий и специально­стей. В основу классификации учебных профессий положены следующие принципы:

• систематизация перечня профессий в соответ­ствии с крупными отраслевыми комплексами;

• формирование профессий на основе общности технико-технологических параметров или трудовых функций;

• введение характеристики сложности профес­сий.

Введение госстандарта на перечень учебных про­фессий направлено на повышение качества подго­товки рабочих и служащих за счет регламентации учебно-программной документации, упорядочения системы контроля за результатами обучения, обеспе­чения единого образовательного пространства. Пе­речень призван также обеспечить эквивалентность профессионального образования внутри страны и за ее пределами для участия России в международном рынке труда.

Основной недостаток нового перечня профессий, как и предыдущих, заключается в том, что он состав­лен из числа реально существующих профессий. Со­став и содержание этих профессий стали результа­том развития экономики, техники, технологии, условий и организации труда. Речь же идет об учеб­ных профессиях. Они должны перекрывать содержание ныне действующих профессий, иметь экстра­функциональный компонент, ориентированный на перспективы развития профессий. А в отдельных случаях учебная профессия может объединять, ин­тегрировать несколько родственных специальностей и профессий. Это принципиально новые профессио­нально-педагогические образования. Их необходимо разработать, сконструировать. Формирование содер­жания и состава учебных профессий должно основы­ваться на учете трех факторов: технико-технологиче­ского, политехнического и личностного.

Рассмотрим влияние этих факторов на образова­ние учебных профессий.

В последние десятилетия кардинально обнови­лись техника и технология производства. Внедрение информационных технологий, гибких автоматизи­рованных производств, новых организационных форм труда существенно изменило требования к со­временному специалисту. Стали востребованы ра­ботники широкого профессионального профиля. Нечеткий рынок труда затрудняет прогнозирование профессиональной квалификации и требует боль­шей универсализации профессиональных функций специалистов.

Научно-технический прогресс сопровождается интеграцией различных видов деятельности. Наряду с этим происходят процессы образования комплек­сов видов деятельности на единой технико-техноло­гической основе. Обоснуем это положение.

Под техникой подразумевают орудия, инстру­менты труда и любые искусственные устройства, созданные человеком для преобразования окружа­ющей среды. Технология — более широкое поня­тие, она представляет собой сложную развивающу­юся систему искусственных устройств техники, производственных процессов и операций, ресурсных источников, подсистем социальных последст­вий, управления и др.1 Технологии интегрируют до­стижения науки и практики, определяют прогресс общества. Основанием дифференциации технологий могут стать обобщенные технологические действия, обладающие интегративным единством и отличите­льными особенностями. Все многообразие техноло­гий, характеризующихся единством технологических действий, может быть дифференцировано на следую­щие профессиональные профили:

• информационные технологии — получение, анализ и обработка информации;

• экологические технологии — поддержание оптимальной среды обитания;

• экономические технологии — предпринима­тельство и бизнес;

• производственные технологии — создание ма­териальных ценностей;

• аграрные, земледельческие технологии — выра­щивание культурных растений;

• социальные технологии2 — стабилизация и улучшение взаимодействия людей.

Виды технологий могут стать основаниями для формирования групп учебных профессий, которые правильнее было бы назвать профилями профессий. Такой подход позволит значительно сократить груп­пы профессий.

Основанием проектирования учебных профессий могли бы стать политехнические знания и умения. В производственной деятельности современного специалиста возрастает значение социально-технических, физико-технических, химических, биотех­нических, экономических, экологических и других видов знаний. К факторам, детерминирующим необ­ходимость профессионального политехнического образования, относятся:

• интеллектуализация труда и производства в це­лом за счет интеграции науки, техники и производства;

• усложнение техники и технологии за счет нау­коемких технических систем, электроники, пневмо-ники, хромотроники и др.;

• развитие технико-технологического базиса со­временного производства и перемена труда, что ведет к стиранию граней профессий и становлению интегративных способов деятельности, выходящих за рам­ки одной профессии;

• универсализация технических устройств на базе новейших технологий, повышающих многопрофиль-ность и многоцелевую совместимость орудий труда1.

Важным фактором, детерминирующим необхо­димость проектирования учебных профессий, явля­ется личностный. В последние годы существенно обогатилось понятие «квалификация». Помимо зна­ний, умений и навыков по конкретной специально­сти в квалификацию работника включаются профес­сионально важные качества личности, необходимые для широкого круга профессий.

К профессионально важным качествам относят­ся ответственность, надежность, коммуникатив­ность, способность к сотрудничеству, креативность, способность к самостоятельному принятию реше­ний и др. Всего выделено около 50 ключевых квали­фикаций. Продуктивное выполнение конкретной профессиональной деятельности требует, как пра­вило, реализации 5—7 профессионально важных ка­честв.

Три выделенных фактора: технологический, по­литехнический и личностный — могут стать основой проектирования личностно ориентированного со­держания каждого профиля.

При проектировании учебных профессий веду­щими могли бы стать следующие принципы:

• взаимосвязи педагогических технологий и со­временных производственных технологий;

• профессионального самоопределения лично­сти;

• прогностического отражения содержания про­фессий;

• интеграции личностно ориентированных тех­нологий обучения и производственных технологий в профессиональные профили.

Реализация этого подхода положительно скажет­ся на унификации учебных планов и программ, суще­ственно облегчит стандартизацию начального про­фессионального образования.



2015-12-15 788 Обсуждений (0)
Обзорная «карта профессий» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обзорная «карта профессий»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (788)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)