И проспектированное профессиографирование
Профессиография — это технологии изучения, описания и проектирования профессий с учетом психофизиологических, психологических и социально-экономических требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к работнику. Результаты профессиографирования оформляются в профессиограмме, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья. Важной составляющей профессиограммы является психограмма — характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной сфер специалиста. Психограмма — психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией. Разработка профессиограмм ведется на основе следующих принципов: • комплексного подхода в изучении профессиональной деятельности; • целенаправленного составления профессиограммы, подчиненного достижению конкретной практической цели; • типизации и дифференциации профессиогра-фических характеристик, отражающих типовые и специфические признаки профессии; • реального отражения состояния профессии в конкретных социально-экономических условиях; • учета перспектив профессионального роста и карьеры; • надежности, предполагающей описание профессий в экстремальных и нестандартных условиях; • научности (профессиограмма должна разрабатываться на основе системного, личностного и дея-тельностного подходов)1. В зависимости от целей профессиографии проектируются различные профессиограммы. В профессио-ведческой литературе представлены информационные, диагностические, прогностические, методические профессиограммы2. Для предмета нашего изучения важное значение приобретают образовательно ориентированные и проспектированные профессиограммы. Рассмотрим их. Образовательно ориентированное профессиографи-рование. В основу данного вида профессиографирования положена идея о субъектности профессии: носитель профессии является подлинным субъектом деятельности и характеризуется рядом специфических признаков. Исследователи образовательно ориентированного профессиографирования определили его сущность и технологии проектирования профессиограмм1. Элементы профессиограммы выполнены в блоч-но-модульном варианте, что обеспечивает реализацию принципов гибкости, вариативности, технологичности и многоаспектности ее использования. Блочно-модульная структура позволяет наполнять профессиограмму необходимыми модулями профессиональной и социальной компетентности в зависимости от статуса образовательного учреждения, целей и задач профессионального образования, требуемого уровня квалификации. Блок «Паспорт профессии» включает краткие сведения о наименовании профессии и специальностей, кодификации, профессиональном направлении, назначении профессии и уровне профессионального образования. Блок «Основной объект (сфера) профессии» содержит сведения о типе профессии: «человек — природа», «человек — человек», «человек — техника», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ», о ведущих объектах профессии (значимых функциях и особенностях объектов профессии). Содержание этого блока является отправной точкой, основой, на которой базируется содержание всех остальных блоков профессиограммы. Блок «Ключевые ценности профессии» включает в себя сведения о совокупности значимых, ведущих профессиональных принципов личности, особых отношений к предмету профессии. Блок «Предметно-профессиональная компетентность» содержит характеристику профессиональной среды как полисистемного образования. Специалист должен иметь полное и системное представление о том, к какой сфере относится профессия, на какие основные объекты она направлена, что собой представляют эти объекты, какое значение имеет в этой сфере результат или продукт труда, в чем состоит результат труда, каково исходное состояние предмета, на который направлено воздействие с целью получения результата, каков характер воздействий, в каком порядке, какими средствами и в каких условиях они осуществляются. Поэтому в профессиограмме учитываются взаимосвязи результата труда, исходного предмета труда, средств производства и процесса производства. Блок «Социально-профессиональная компетенция» отражает следующие направления субъектности личности: • развитие мыслительного потенциала; • возможности саморегуляции и саморазвития личности; • направленность личности на «стратегию успеха»; • гибкость и мобильность личности в рыночных условиях. В профессиограмме предусматриваются и вопросы экологической, правовой и экономической культуры. Блок «Специальные психофизиологические требования» отражает требования к психофизиологическим особенностям работника, обусловленные профессией: медицинские противопоказания, требования к полу, возрасту, уровню развития анализаторов, санитарно-гигиенические требования. Каждый блок состоит из модулей, модуль — из модульных элементов, а последние — из модульных единиц. Модульные составляющие профессиограммы являются относительно самостоятельными организационно-содержательными единицами, соответствующими определенным компонентам профессиональной деятельности. Модульные составляющие профессиограммы имеют единую структуру. Любой модуль включает: • наименование модуля (модульного элемента или модульной единицы); • уровень профессиональной подготовки; • шифр; • параметры профессии (характеристики, содержательно раскрывающие описываемый компонент профессии); • степень овладения параметрами профессии (показатели, характеризующие подготовленность работника к выполнению профессии по описываемому компоненту); • критерии оценки достижений (признаки, по которым устанавливается уровень подготовленности специалиста). Профессиограмма имеет многофункциональное назначение и предназначена для научно обоснованного отбора содержания образования, разработки системы входного и итогового контроля качества подготовки выпускника и механизмов диагностики его профессиональной подготовленности, обеспечения мониторинга профессионального становления личности специалиста. Проспектированное профессиографирование.Данный вид профессиографирования отражает динамику профессионального развития специалиста и профессионала. Система профессионального образования в России основывается на образовательных стандартах. Международная организация труда рекомендует строить образование на основе профессиональных стандартов, которые отвечали бы потребностям молодежи и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей жизни и на всех уровнях квалификации и компетенции. Реализация этого положения обусловливает необходимость проспектированного профессиографирования. Основываясь на концепции профессионального становления личности, мы разработали модель проспекти-рованной профессиограммы. Ее назначение — проектирование профессионального роста специалиста, область применения — аттестация персонала, профконсульти-рование, оказание помощи службам занятости. Рассмотрим основные положения этого типа профессиографии. Существенная особенность данного подхода заключается в проектировании профессиограммы, отражающей динамику изменения ведущей деятельности и личности на разных стадиях профессионального становления: оптации, профессионального образования (подготовки), профадаптации, первичной и вторичной профессионализации и мастерства. На каждой стадии приводятся следующие структурные составляющие деятельности: • конкретные виды деятельности, направляемые стратегическими целями и мотивами; • профессиональные действия, направляемые тактическими целями; • способы осуществления действий в конкретных условиях и оценка их результативности. Эти структурные компоненты деятельности являются основой для выделения профессиональных функций специалиста: мотивирующей, целевых и операционных. Реализация профессиональных функций приводит к развитию основных подструктур личности специалиста: профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионально важных качеств и психофизиологических свойств. Приведем схему проспектированной профессиограммы. 1. Паспорт профессии: • тип профессии и ее отраслевая принадлежность; • уровень образования и ступени (категории) квалификации; • смежные специальности и профессии; • социально-профессиональные ограничения. 2. Подготовка кадров: • форма и уровни профессионального образования и подготовки кадров; • уровень получаемой квалификации; • перспективы профессионального роста и карьеры. 3. Характеристика ведущей деятельности на каждой стадии профессионального становления: • функции; • конкретные виды деятельности; • типовые профессиональные задачи; • профессиональные умения. 4. Проспектированная психограмма на каждой стадии профессионального становления: • ведущая деятельность; • основные подструктуры субъекта деятельности: - профессиональная направленность; профессиональная компетентность; — профессионально важные качества (ключевые квалификации); — профессионально значимые психофизиологические свойства; • психологическая характеристика каждой подструктуры личности. 5. Санитарно-гигиенические условия труда: • режим труда; • нервно-психическая напряженность; • сенсомоторная и перцептивная сферы; • медицинские противопоказания. Области применения рассмотренных профессиограмм: профконсультация и профориентация, профотбор и профподбор, аттестация и проектирование карьеры, образование и повышение квалификации. Профессиография является действенным средством обобщения исследований деятельности и субъекта труда для решения широкого круга практико-ориентированных задач психологии профессионального образования. Образовательно ориентированная профессиография может быть использована в следующих областях деятельности: • определение содержания профессионального образования и разработка образовательно-программной документации; • проектирование технологий профессионального обучения, воспитания и развития обучаемых, определение оптимальной организации учебно-производственной среды, конструирование технико-технологических и информационных средств обучения и контроля его результатов, а также отбора и разработки методов диагностики профессиональной подготовленности; • осуществление профессионального консультирования и профотбора оптантов; • аттестация профессионально-педагогических работников образовательных учреждений, лицензирование и сертификация учебных программ; • проектирование новых учебных профессий, специальностей и специализаций. Проспектированное профессиографирование целесообразно использовать при проектировании непрерывного профессионального образования, определении содержания и технологии повышения квалификации и переквалификации. Проспектированные профессиограммы являются нормативной базой для осуществления мониторинга профессионального развития, разработки психологического сопровождения профессионального становления, роста и карьеры личности специалиста. Глава 4 Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (833)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |