Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Профессионально-психологический профиль специалиста



2015-12-15 1585 Обсуждений (0)
Профессионально-психологический профиль специалиста 0.00 из 5.00 0 оценок




Структурные составляющие Баллы Уровень выраженности
1. Социально-психологическая направленность 1.1. Основные потребности: • материальные • в безопасности • социальные (межличностные) • в признании • в самовыражении 1.2. Мотивация к успеху 1.3. Готовность к саморазвитию 2. Компетентность 2.1. Социально-управленческая компетентность 2.2. Социально-коммуникативная компетентность: • социально-коммуникативная адаптивность • стремление к согласию • нетерпимость к неопределенности • оптимизм • фрустрационная толерантность 3. Профессионально важные качества 3.1. Логическое мышление 3.2. Субъективный контроль: • интернальность • экстернальность 3.3. Эмпатия: • сопереживание • действенная эмпатия 3.4. Волевой самоконтроль: • настойчивость • самообладание 4.Профессионально значимые психофизиологические свойства 4.1. Типологические особенности: • интроверсия • амбоверсия • экстраверсия 4.2. Низкий уровень невротизации 5. Профессионально нежелательные качества 5.1. Ригидность 5.2. Агрессивность 5.3. Социальная фрустрированность    

Личностно ориентированная психодиагностика может быть важным инструментом сопровождения профессионального становления личности. Под пси­хологическим сопровождением понимают целост­ный непрерывный процесс изучения, развития и коррекции субъектов труда и жизни. Оно осуществ­ляется в рамках личностно ориентированных тех­нологий для наиболее полной реализации профес­сионально-психологического потенциала специа­листа, поддержания наивысшей продуктивности и проектирования альтернативных сценариев про­фессионального роста и карьеры.

Психологическое сопровождение профессиональ­ной жизни в организационном плане отражает техно­логии использования результатов психодиагностики в целях формирования, развития и коррекции соци­ально и профессионально важных характеристик специалиста.

Профессиональная психодиагностика рассматри­вается как разновидность личностно ориентирован­ной технологии психологического сопровождения профессионального роста и карьеры специалиста.

Основными направлениями этого сопровождения являются:

• моделирование профессиональной деятельно­сти и личности специалиста;

• структурирование профессионально важных параметров деятельности и личности в профессио­нально-психологическом профиле специалиста;

• повышение социально-психологической и профессиональной компетентности специалистов;

• проведение личностно ориентированной пси­ходиагностики;

• проведение семинаров-тренингов по развитию социально и профессионально важных качеств и коррекции профессионально-психологического профиля личности.

Таким образом, психодиагностика в сочетании с семинарами и психологическими тренингами явля­ется действенной личностно ориентированной тех­нологией развития и саморазвития личности, реали­зации и самоосуществления ее профессиональ­но-психологического потенциала.

Личностно ориентированные тренинги профессионального развития

Личностно ориентированный тренинг — это систе­ма воздействий, упражнений, направленных на фор­мирование, развитие и коррекцию профессионально важных характеристик специалиста. Особенностью этих тренингов является «формообразование» лич­ности, адекватное содержанию, требованиям про­фессиональной деятельности. Личностно ориенти­рованные тренинги предоставляют возможность ор­ганизации режима саморазвития и самокоррекции, самосовершенствования личности как непрерывного пролонгированного процесса.

Такое понимание термина «тренинг» связано с расширением диапазона целей, реализуемых при проведении занятий. Системы упражнений, приме­няемых в тренинге, направлены:

• на развитие познавательных процессов, свойств памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения, а также приемов по управлению ими как одной из составляющих самореализации;

• снятие эмоциональной напряженности, вызван­ной повышенной нагрузкой на нервную систему;

• пробуждением интереса и мотивации к самопо­знанию, основой которого является взаимодействие с другими людьми, и через это взаимодействие обра­щение к рефлексивному отражению своего «Я»;

• развитие коммуникативных способностей, способностей анализировать поведение других лю­дей, профессиональные ситуации общения и себя в них, адекватно воспринимать себя и окружающих.

Личностно ориентированный тренинг представ­ляет собой соединение ролевой игры и дискуссии с некоторыми элементами групповой психотерапии и предполагает применение различных подходов: пси­ходраматического, гештальттерапии, трансактного анализа, социального психоанализа, биографическо­го метода и др.

В качестве методологических концепций, лежа­щих в основе проведения профессиональных тре­нингов, можно выделить следующие:

• направление гуманистической психологии, основоположниками которого являются К. Роджерс и А. Маслоу; оно основано на постулате свободы и' бесконечных возможностей реализации потенциала каждой личности;

• теорию социального научения, основанную А. Бандурой, в которой рассматривается важность применения формируемых в процессе упражнений стереотипов социального поведения, имитации и присвоения новых моделей поведения в случае поло­жительного подкрепления;

• нейролингвистическое программирование, представляющее собой эффективную систему тех­ник, обеспечивающую воздействие на поведение в сфере межличностного общения, установление кон­такта на основе адекватного восприятия вербальной и невербальной информации о партнерах.

Основные функции тренингов:

• профилактика социально и профессионально нежелательных качеств, профессиональной стагна­ции и деструктивных изменений личности;

• повышение социально-профессиональной и психологической компетентности;

• развитие социально и профессионально важ­ных умений, качеств, способностей;

• коррекция профессионально-психологическо­го профиля личности;

• актуализация профессионально-психологиче­ского потенциала специалиста.

Задачи личностно ориентированных тренингов:

1) развитие мотивационно-потребностной сферы (тренинги профессионального роста, мотивации до­стижений, профессионального самоопределения);

2) повышение социально-профессионального статуса (тренинги формирования имиджа, статуса, развития позитивной «5»-концепции);

3) формирование отдельных видов профессио­нальной деятельности (тренинги общения, интел­лектуальных умений, креативности и др.);

4) регуляция эмоциональной сферы (аутотре­нинг, перцептивный тренинг, тренинги рефлексии эмоциональных состояний);

5) формирование операционально-технических компонентов профессиональной деятельности (тре нинги педагогической наблюдательности, рефлек­сии, сенсомоторной коррекции движений и др.);

6) развитие социально и профессионально важ­ных качеств, способностей специалистов (тренинги корпоративности, профессионального сотрудниче­ства, коммуникативности, профессионального твор­чества);

7) усиление потребности в психогигиене (тренинг процесса профессиональной идентификации, про­фессионального самосовершенствования).

В проектировании профессиональных тренингов приоритетная роль принадлежит совершенствова­нию личности специалиста, его профессиональных мотивов и ценностей, профессионального самосо­знания, экстрафункциональных способностей (клю­чевых квалификаций) и профессионально важных качеств. Наряду с технологиями развития этих интег­ральных характеристик специалиста в содержание профессиональных тренингов включаются также широко описанные в психологической литературе приемы изменения психических состояний человека:

• «разогрев», «размораживание» специалиста для снижения ненужной напряженности, преодоления личностного сопротивления изменениям;

• лабилизация — осознание человеком неадек­ватности своего поведения в определенных профес­сиональных ситуациях, неудовлетворенность преж­ними формами поведения, создание положительной мотивации к обучению, готовности к усвоению ново­го;

• подача приемов, техник нового профессиональ­ного поведения;

• «замораживание» — закрепление новых спосо­бов деятельности, интеграция их в личность1.

Все многообразие методов, приемов, техник, ис­пользуемых в тренингах, можно объединить в следу­ющие группы:

• дискуссионные методы (групповые дискуссии, тренинг ведения переговоров, партнерского обще­ния и т. д.);

• игровые методы (ролевые и деловые игры, пси­ходрама, трансактный анализ и т. д.);

• релаксационные методы (техники релаксации и медитации);

• интеллектуальные тренинги (тренинги рефлек­сии, креативности);

• сенситивные тренинги (тренировка межлич­ностной чувствительности, уверенности в себе и др.);

• психогимнастические упражнения. Качественное отличие этих психотехнологий от традиционных методов обучения (лекции, семина­ры, чтение литературы и т. п.) заключается в следую­щих принципах работы участников тренинга:

1) активности. Члены группы постоянно вовлека­ются в различные действия (принимают участие в ро­левых играх, групповых дискуссиях, наблюдают по специально разработанным схемам поведение участ­ников ролевой игры или групповой дискуссии, вы­полняют тематические упражнения, психогимнасти­ку и т. п.);

2) творческой позиции участников. В процессе за­нятий в группе постоянно создаются ситуации, в ко­торых участникам приходится самим решать пробле­мы, открывать уже известные психологии законо­мерности взаимодействия, общения людей;

3) объективизации поведения. Основным средст­вом объективизации поведения является обратная связь, т. е. сведения, которые человек получает от других участников группы относительно своего пове­дения;

4) оптимизации познавательных процессов в усло­виях общения. В условиях общения эффективность и динамика познавательных процессов отличаются от тех, которые характеризуют эти процессы в условиях изолированной деятельности;

5) партнерского общения. Партнерское общение характеризуется равенством психологических пози­ций участников, признанием ценности личности другого человека, принятием во внимание интересов собеседника и стремлением к сопереживанию1.

Проведение личностно ориентированных профес­сиональных тренингов предполагает хорошее знание профессии, социально-профессиональных и психо­логических характеристик личности специалиста.

Выбор типа тренинга зависит от цели работы с пер­соналом, профессиографической характеристики де­ятельности и личности специалистов, от их базового образования, ступени профессионализма. Исходные положения для проведения тренингов заключены в концепции профессионального становления лично­сти, которая позволяет определить основную страте­гическую линию работы с персоналом и разработать целостную программу развития профессио­нально-психологического потенциала специалистов.

Сценарии тренинговых занятий имеют единую мо­дель. В начале занятия дается предварительная инст­рукция, повторяющаяся дважды: подробно и в свер­нутом виде в форме короткого резюме. В инструк­ции оговариваются задание, условия его выполне­ния, время, отводимое на его выполнение. Ведущие тренинга управляют всем процессом его проведе­ния, подводят итоги, вместе с группой определяют лучших — победителей. При оценивании результатов учитываются временные, количественные и ка­чественные показатели: кто быстрее, кто лучше, ин­тереснее, увлекательнее, остроумнее, нестандарт­нее. Участники группы при разрешении ролевых си­туаций могут демонстрировать различное поведе­ние. Анализируя ролевое поведение в тренинговой группе, К. Рудестам выделяет роли, связанные с раз­решением групповой задачи, и роли, связанные с групповой поддержкой1. Первые больше ориентиро­ваны на деятельность, вторые — на поддержание поло­жительной эмоциональной атмосферы (табл. 22).

 

Таблица 22



2015-12-15 1585 Обсуждений (0)
Профессионально-психологический профиль специалиста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Профессионально-психологический профиль специалиста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1585)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)