Профессионально-психологический профиль специалиста
Личностно ориентированная психодиагностика может быть важным инструментом сопровождения профессионального становления личности. Под психологическим сопровождением понимают целостный непрерывный процесс изучения, развития и коррекции субъектов труда и жизни. Оно осуществляется в рамках личностно ориентированных технологий для наиболее полной реализации профессионально-психологического потенциала специалиста, поддержания наивысшей продуктивности и проектирования альтернативных сценариев профессионального роста и карьеры. Психологическое сопровождение профессиональной жизни в организационном плане отражает технологии использования результатов психодиагностики в целях формирования, развития и коррекции социально и профессионально важных характеристик специалиста. Профессиональная психодиагностика рассматривается как разновидность личностно ориентированной технологии психологического сопровождения профессионального роста и карьеры специалиста. Основными направлениями этого сопровождения являются: • моделирование профессиональной деятельности и личности специалиста; • структурирование профессионально важных параметров деятельности и личности в профессионально-психологическом профиле специалиста; • повышение социально-психологической и профессиональной компетентности специалистов; • проведение личностно ориентированной психодиагностики; • проведение семинаров-тренингов по развитию социально и профессионально важных качеств и коррекции профессионально-психологического профиля личности. Таким образом, психодиагностика в сочетании с семинарами и психологическими тренингами является действенной личностно ориентированной технологией развития и саморазвития личности, реализации и самоосуществления ее профессионально-психологического потенциала. Личностно ориентированные тренинги профессионального развития Личностно ориентированный тренинг — это система воздействий, упражнений, направленных на формирование, развитие и коррекцию профессионально важных характеристик специалиста. Особенностью этих тренингов является «формообразование» личности, адекватное содержанию, требованиям профессиональной деятельности. Личностно ориентированные тренинги предоставляют возможность организации режима саморазвития и самокоррекции, самосовершенствования личности как непрерывного пролонгированного процесса. Такое понимание термина «тренинг» связано с расширением диапазона целей, реализуемых при проведении занятий. Системы упражнений, применяемых в тренинге, направлены: • на развитие познавательных процессов, свойств памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения, а также приемов по управлению ими как одной из составляющих самореализации; • снятие эмоциональной напряженности, вызванной повышенной нагрузкой на нервную систему; • пробуждением интереса и мотивации к самопознанию, основой которого является взаимодействие с другими людьми, и через это взаимодействие обращение к рефлексивному отражению своего «Я»; • развитие коммуникативных способностей, способностей анализировать поведение других людей, профессиональные ситуации общения и себя в них, адекватно воспринимать себя и окружающих. Личностно ориентированный тренинг представляет собой соединение ролевой игры и дискуссии с некоторыми элементами групповой психотерапии и предполагает применение различных подходов: психодраматического, гештальттерапии, трансактного анализа, социального психоанализа, биографического метода и др. В качестве методологических концепций, лежащих в основе проведения профессиональных тренингов, можно выделить следующие: • направление гуманистической психологии, основоположниками которого являются К. Роджерс и А. Маслоу; оно основано на постулате свободы и' бесконечных возможностей реализации потенциала каждой личности; • теорию социального научения, основанную А. Бандурой, в которой рассматривается важность применения формируемых в процессе упражнений стереотипов социального поведения, имитации и присвоения новых моделей поведения в случае положительного подкрепления; • нейролингвистическое программирование, представляющее собой эффективную систему техник, обеспечивающую воздействие на поведение в сфере межличностного общения, установление контакта на основе адекватного восприятия вербальной и невербальной информации о партнерах. Основные функции тренингов: • профилактика социально и профессионально нежелательных качеств, профессиональной стагнации и деструктивных изменений личности; • повышение социально-профессиональной и психологической компетентности; • развитие социально и профессионально важных умений, качеств, способностей; • коррекция профессионально-психологического профиля личности; • актуализация профессионально-психологического потенциала специалиста. Задачи личностно ориентированных тренингов: 1) развитие мотивационно-потребностной сферы (тренинги профессионального роста, мотивации достижений, профессионального самоопределения); 2) повышение социально-профессионального статуса (тренинги формирования имиджа, статуса, развития позитивной «5»-концепции); 3) формирование отдельных видов профессиональной деятельности (тренинги общения, интеллектуальных умений, креативности и др.); 4) регуляция эмоциональной сферы (аутотренинг, перцептивный тренинг, тренинги рефлексии эмоциональных состояний); 5) формирование операционально-технических компонентов профессиональной деятельности (тре нинги педагогической наблюдательности, рефлексии, сенсомоторной коррекции движений и др.); 6) развитие социально и профессионально важных качеств, способностей специалистов (тренинги корпоративности, профессионального сотрудничества, коммуникативности, профессионального творчества); 7) усиление потребности в психогигиене (тренинг процесса профессиональной идентификации, профессионального самосовершенствования). В проектировании профессиональных тренингов приоритетная роль принадлежит совершенствованию личности специалиста, его профессиональных мотивов и ценностей, профессионального самосознания, экстрафункциональных способностей (ключевых квалификаций) и профессионально важных качеств. Наряду с технологиями развития этих интегральных характеристик специалиста в содержание профессиональных тренингов включаются также широко описанные в психологической литературе приемы изменения психических состояний человека: • «разогрев», «размораживание» специалиста для снижения ненужной напряженности, преодоления личностного сопротивления изменениям; • лабилизация — осознание человеком неадекватности своего поведения в определенных профессиональных ситуациях, неудовлетворенность прежними формами поведения, создание положительной мотивации к обучению, готовности к усвоению нового; • подача приемов, техник нового профессионального поведения; • «замораживание» — закрепление новых способов деятельности, интеграция их в личность1. Все многообразие методов, приемов, техник, используемых в тренингах, можно объединить в следующие группы: • дискуссионные методы (групповые дискуссии, тренинг ведения переговоров, партнерского общения и т. д.); • игровые методы (ролевые и деловые игры, психодрама, трансактный анализ и т. д.); • релаксационные методы (техники релаксации и медитации); • интеллектуальные тренинги (тренинги рефлексии, креативности); • сенситивные тренинги (тренировка межличностной чувствительности, уверенности в себе и др.); • психогимнастические упражнения. Качественное отличие этих психотехнологий от традиционных методов обучения (лекции, семинары, чтение литературы и т. п.) заключается в следующих принципах работы участников тренинга: 1) активности. Члены группы постоянно вовлекаются в различные действия (принимают участие в ролевых играх, групповых дискуссиях, наблюдают по специально разработанным схемам поведение участников ролевой игры или групповой дискуссии, выполняют тематические упражнения, психогимнастику и т. п.); 2) творческой позиции участников. В процессе занятий в группе постоянно создаются ситуации, в которых участникам приходится самим решать проблемы, открывать уже известные психологии закономерности взаимодействия, общения людей; 3) объективизации поведения. Основным средством объективизации поведения является обратная связь, т. е. сведения, которые человек получает от других участников группы относительно своего поведения; 4) оптимизации познавательных процессов в условиях общения. В условиях общения эффективность и динамика познавательных процессов отличаются от тех, которые характеризуют эти процессы в условиях изолированной деятельности; 5) партнерского общения. Партнерское общение характеризуется равенством психологических позиций участников, признанием ценности личности другого человека, принятием во внимание интересов собеседника и стремлением к сопереживанию1. Проведение личностно ориентированных профессиональных тренингов предполагает хорошее знание профессии, социально-профессиональных и психологических характеристик личности специалиста. Выбор типа тренинга зависит от цели работы с персоналом, профессиографической характеристики деятельности и личности специалистов, от их базового образования, ступени профессионализма. Исходные положения для проведения тренингов заключены в концепции профессионального становления личности, которая позволяет определить основную стратегическую линию работы с персоналом и разработать целостную программу развития профессионально-психологического потенциала специалистов. Сценарии тренинговых занятий имеют единую модель. В начале занятия дается предварительная инструкция, повторяющаяся дважды: подробно и в свернутом виде в форме короткого резюме. В инструкции оговариваются задание, условия его выполнения, время, отводимое на его выполнение. Ведущие тренинга управляют всем процессом его проведения, подводят итоги, вместе с группой определяют лучших — победителей. При оценивании результатов учитываются временные, количественные и качественные показатели: кто быстрее, кто лучше, интереснее, увлекательнее, остроумнее, нестандартнее. Участники группы при разрешении ролевых ситуаций могут демонстрировать различное поведение. Анализируя ролевое поведение в тренинговой группе, К. Рудестам выделяет роли, связанные с разрешением групповой задачи, и роли, связанные с групповой поддержкой1. Первые больше ориентированы на деятельность, вторые — на поддержание положительной эмоциональной атмосферы (табл. 22).
Таблица 22
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1585)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |