Проектирование личностно ориентированных технологий
Профессионально обусловленные структуры деятельности и личности являются психологической основой конструирования личностно ориентированных технологий профессионального развития специалиста. Эта процедура включает следующие этапы. 1. Целеполагание, формулирование задач профессионального развития личности специалиста. В качестве задач могут выступать: • актуализация профессионально-психологического потенциала личности; • стимулирование и мотивирование профессионального роста, карьеры; • повышение социально-профессиональной компетентности; • диагностика и коррекция профессионально-психологического профиля специалиста; • развитие профессионально важных качеств и ключевых квалификаций; • формирование социально-профессиональных и интеллектуальных умений; • освоение компетентных технологий профессионального поведения; • развитие позитивной профессиональной «Я»-концепции и проектирование сценариев профессионального развития; • преодоление деструктивного развития личности специалиста: кризисов, стагнации, деформаций. 2. Определение содержания профессионально развивающего учебного материала и составление программы. В зависимости от задач личностно ориентированного образования его содержанием могут стать социально-психологические, правовые, экономические, управленческие, профессиональные и специальные знания и умения. Самым важным на этом этапе является включение в учебный материал субъективного опыта обучаемых, а также субъективно значимых ситуаций и задач. Для определения субъективной составляющей учебного материала оправданы такие методические приемы: • диагностика готовности обучаемых к нововведениям, инновационной деятельности; • рефлексия уровня своего профессионального развития; • составление психобиографии своего профессионального становления; • заполнение карты индивидуального стиля деятельности; • определение психологических барьеров и трудностей в профессиональной жизни; • заполнение карты самооценки профессиональных способностей. Результатом этого этапа становится программа повышения профессионально-психологической компетентности, ориентированная на субъективный опыт обучаемых. 3. Определение состава активных форм и методов взаимодействия педагогов-психологов с обучаемыми. Все многообразие форм и методов взаимодействия можно свести к четырем группам, каждая из которых ориентирована на развитие и обогащение подструктур личности специалиста: 1. Технологии обогащения социально-профессиональной направленности специалистов: • знакомство с ситуационными нововведениями в социально-профессиональной области деятельности; • интерпретация авторской концепции педагогов-психологов; • рефлексивно-инновационный практикум; • тренинг поощрения и похвалы; • формирование имиджа специалиста. 2. Технологии повышения социально-профессиональной компетентности: • диалогические лекции по инновационным проблемам; • тренинг диадического взаимодействия; • групповые дискуссии; • психолого-педагогические консилиумы; • организационно-деятельностные игры; • профессионально-психологические мастерские; • тренинг аргументации; • тренинги интеллектуальных умений; • тренинг ведения переговоров и разрешения конфликтов; • тренинг делового общения. 3. Технологии развития профессионально важных качеств: • тренинги личностного роста; • тренинги ключевых квалификаций: рефлексии, корпоративности, креативности, коммуникативности и др.; • тренинги самопознания и общения; • тренинг партнерского общения. 4. Технологии развития профессионально значимых психофизиологических свойств: • тренинги внимания и наблюдательности; • тренинг глазомера; • тренинг координации движений; • тренинг снятия психологического напряжения. Профессиональное развитие специалиста реализуется посредством комплекса личностно ориентированных технологий. Как выше уже было отмечено, к ним относятся целеполагание, проектирование содержания учебного материала, разработка средств диагностики, применение разнообразных развивающих психотехник, организация учебно-пространственной среды, мониторинг профессионального развития. Комплексный подход к профессиональному развитию специалиста отражается в технологической карте. Ее обобщенная структура представлена в табл. В зависимости от целевой установки профессии, должностных обязанностей, квалификации и стажа работы проектируется личностно ориентированная карта профессионального развития. Исходными данными для ее проектирования являются должностные инструкции, профессиограммы, профессионально-квалификационцые характеристики, а также компетенция1 специалистов. Таблица 20 Технологическая карта профессионального развития личности
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1224)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |