Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КЕМБРИДЖСКАЯ И АМЕРИКАНСКАЯ ШКОЛЫ



2015-12-13 787 Обсуждений (0)
КЕМБРИДЖСКАЯ И АМЕРИКАНСКАЯ ШКОЛЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Кембриджскую школу возглавил Альфред Маршалл. Он пытался объединить идеи английских классиков и маржиналистов. Он критикует Рикардо и других классиков за игнорирование спроса, а австрийскую школу за невнимание к предложению. Маршалл завершил разделение предмета экономической теории на 2 самостоятельных предмета: микро и макроэкономику.

Движущей силой экономики Маршалл считал экономическую свободу и конкуренцию. Еще одним основным фактором экономики служат деньги, и не потому что деньги и материальное богатство представляют собой главную цель человеческой деятельности, а тем, что «в том мире, в котором мы живем, они служат единственным пригодным средством измерения мотивов человеческой деятельности в широком масштабе».

По Маршаллу издержки производства и предельная полезность - это совершенные равноправные факторы детерминации цены. Теория цены Маршалла является симбиозом трех теорий: издержек производства, предельной полезности, спроса и предложения.

Издержки производства Маршалл определял как усилия и жертвы, необходимые для изготовления данного товара. Он сводил их к отрицательным эмоциям у рабочих. Это связано с расходом их сил. Денежная цена издержек должна компенсировать эти отрицательные ощущения.

Маршалл большое значение дает фактору времени и принципиальному различаю времени в краткосрочном и долгосрочном периоде. Издержки зависят от изменения объема производства. В краткосрочном периоде издержки производства (цена предложения) возрастают, а в долгосрочном периоде доминирует закон повышенной отдачи.

С именем Маршалла связано понятие эластичности спроса. Посредством равновесной цены он осуществлял единый подход к анализу процессов протекающих в рыночной экономике.

Учеником Маршалла был Артур Сесил Пигу - создатель экономической теории благосостояния. Он считал благосостояние зависящим от национального дохода и равномерности его распределения. Он различает частный чистый продукт. Частная деятельность дает предпринимателю чистый продукт, а обществу это может приносить выгоды и издержки (ухудшение окружающей среды), поэтому необходимо государственное вмешательство. Где нет монополии - достаточен механизм налогов и субсидий. Правительство должно распределять перераспределение от богатых к бедным.

Американский ученый Джон Бейтс Кларк внес в маржиналистскую теорию свой вклад. По Кларку экономическая наука имеет два вида законов. Одни законы зависят от отношения человечества к природе и они вечны, универсальны, а другие - от отношений между людьми, которые исторически приходящие. К универсальным законам он относит закон предельной полезности, которую определяют не индивиды, а классы (группы покупателей). Цена товара равна сумме предельных полезностей, составляющей его элементы, при чем каждая предельная полезность относится к отдельному классу потребителей.

Кларк сформулировал закон убывающей, специфической производительности. Разделил экономическую теорию на статику и динамику и рассмотрел предпринимательский доход.

 

КЕЙНСИАНСТВО.

К середине 30-х годов 20 века несколько десятилетий развитие экономической теории шло под воздействием учения Джона Кейнса. Название первой книги - "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.).

Главная политико-экономическая установка учения Кейнса - это обоснование необходимости государственного регулирования хозяйственных процессов. Концепция Кейнса сложилась после мирового кризиса 1929-1933 гг. и отражала общее разочарование об эффективной саморегуляции рыночного хозяйства. До Кейнса сторонники различных экономических направлений (кроме Маркса) разделяли учение Сея, в соответствии с которым предложение порождает совокупный спрос, и общего перепроизводства, общего кризиса сбыта быть не может.

Кейнс отвергает закон рынков Сея. Он отмечает, что в рыночной экономике обмен осуществляется не по формуле товар на товар, а по формуле товар - деньги - товар, поэтому продавец может не стать покупателем, а вырученные от продажи деньги направлять на сбережения. Общий кризис сбыта вполне реален.

Кейнс обобщает, что объем национального дохода и его динамика непосредственно определяются не факторами предложения, а спросом. С проблемой спроса Кейнс связывает и проблему безработицы. До Кейнса, например, Томас Мальтус выводил безработицу из закона народонаселения. Маркс считал безработицу неизбежным следствием роста органического строения капитала. Пигу выделил 2 формы безработицы: фрикционную и добровольную.

Кейнс главной формой безработицы считал вынужденную, обусловленную состоянием спроса. Функция совокупного предложения определяется соотношением для общества издержек и занятости. Функция совокупного спроса отражает соотношение ожидаемых доходов предпринимателя в масштабах общества и занятости. Первая функция (AS) на протяжении относительного коротких периодов не меняется, а спрос весьма подвижен, поэтому динамика занятости зависит главным образом от функции (AD), определяющая доходы предпринимателей. Точка пересечения двух функций характеризует объем занятости, которую он называет точкой эффективного спроса. Эффективный спрос - это совокупный платежеспособный спрос, определяющий степень занятости, зависящей от ожидаемого уровня потребления и инвестиций (кейнсианский крест).

Личное потребление зависит от объема дохода. Темпы роста потребления ниже роста дохода. Кейнс называет основным психологическим законом падение доли потребления и повышение доли сбережения при росте дохода. Следствием этого является относительное снижение спроса на предметы потребления. Компенсацией такого снижения может служить увеличение инвестиционного спроса, иначе неизбежно сокращение занятости и падение темпов роста национального дохода.

Инвестиции в любую отрасль влекут за собой рост занятости, увеличение доходов и потребления не только в данной отрасли, но и в сопряженных с нею отраслях по технологический цепочке. Возникает эффект мультипликатора. Понятие мультипликатора еще до Кейнса ввел в теорию английский экономист Ричард Кан, который исследовал влияние роста инвестиций на занятость. Кейнс рассматривал мультипликатор дохода: (прирост дохода = прирост инвестиций - М). По Кейнсу главной проблемой следует считать превращение сберегаемой части дохода в инвестиции, если ожидаемая доходность инвестиций ниже нормы процента или равна ей, то инвестирование средств бессмысленно.

Процент по Кейнсу - это не цена сбережения, а цена, которую платят за отказ от ликвидности. Здесь вступает в силу следующий психологический закон - желание держать свои свободные средства в наиболее ликвидной форме, чтобы иметь возможность обратить их в удобный момент в выгодные инвестиции. Отказ от ликвидности воспринимается как жертва, требующая компенсации. Такой компенсацией служит процент, который выплачивает обладателю денежных средств, предоставляемых им взаймы.

Степень предпочтения ликвидности зависит от характера сделки, риска, спекулятивных соображений. Кроме того на норму процента влияет количество денег в обращении и инфляционный процесс.

Кейнс отрицает рыночное саморегулирование. Необходимо активное государственное вмешательство. Предлагаемые им меры направлены не на стимулирование производства, а не увеличение спроса. Выделяет два способа регулирования спроса:

1) через денежно-кредитную политику;

2) через бюджетную политику.

Денежно-кредитная политика направлена на стимулирование спроса через понижение нормы процента и воздействие на стремление к ликвидности. Однако решающее значение он передает бюджетной политике, суть которой - это организация инвестиций. Он не отрицает возможности государственного воздействия на потребительский спрос с помощью фискальной политики, которая должна обеспечить более равномерное распределение национального дохода. Увеличивая доходы более бедных слоев, эта политика бы способствовала росту эффективного спроса предметов потребления.

Кейнсианство разделилось на левое кейнсианство и неокейнсианство.

Левые кейнсианцы настаивают на социальные ориентации государственных расходов, об отказе от гипертрофии военных расходов на увеличении жилищного, дорожного строительства.

 

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

Данное направление возникло в конце XIX начале ХХ века (от слова institution - определенный порядок, принятый в обществе).

Институционализм возник в США и получил широкое распространение в первой четверти ХХ века. Его представителями являются американские экономисты Т. Веблен, У.Митчелл, Э. Богарт, Г. Минз, Дж. Гэлбрейт и другие.

Институционалисты изучали явления в их исторической последовательности.

Торстейн Веблен (1857 - 1929гг.). Ему принадлежит видная роль в развитии политической экономии в целом. Он первый обосновал несостоятельность экономического либерализма и выдвинул идею необходимости государственного контроля над хозяйственной деятельностью.

Т.Веблен положил начало новому методологическому приему - технологическому детерминизму, предсказав господство технократии в будущем обществе. Он противопоставлял бизнесменам инженерно-технических работников: производительные функции переходят к инженерам, а предприниматели заняты лишь финансовой деятельностью и не выполняют полезной работы. Основной целью инженеров является эффективная работа промышленности, а не прибыль, как для бизнесменов. Вся индустриальная система полностью зависит от технической интеллигенции. Для того, чтобы забастовка инженеров не парализовала экономику, необходимо осуществлять государственный контроль.

Джон Кеннет Гэлбрейт - американский экономист, доктор философии.

Трактуя современные развитые страны с рыночной экономикой как “новое индустриальное общество”, Гэлбрейт его главным составным элементом считает так называемую индустриальную систему капитала, под которой имеется ввиду та часть экономики, которая характеризуется наличием крупных корпораций. Это - первая, решающая черта “индустриального общества”.

Второй характерной экономической чертой “нового индустриального общества”, по Гелбрейту, выступает существенное усиление экономической активности государства.

Третья особенность экономики “индустриального общества” состоит в ее плановом характере.

Четвертой важной чертой “индустриального общества”, по Гэлбрейту, выступает процесс слияния “индустриальной системы”, мира крупных корпораций, с государством, осуществляющим значительную экономическую функцию.

Гэлбрейт различает два вида корпораций: предпринимательская и зрелая.

Предпринимательская корпорация типична для старого капитализма, руководствуется мотивами максимальной прибыли и находится во власти рынка.

Зрелая корпорация подчиняет рыночный механизм своим целям, сама устанавливает цены, стремясь не к увеличению прибыли, а к обеспечению автономии к достижению определенных социальных целей. Таким образом, зрелая корпорация устанавливает конкуренцию, стремится ликвидировать рынок как таковой и обеспечить плановое ведение хозяйства. По Гэлбрейту происходит переход от капитализма к индустриальному обществу в значительной мере с плановой экономикой. Однако корпорации нуждаются в регулирующей деятельности государства. Гэлбрейт призывает к установлению между ними более тесного взаимодействия.

Для Гэлбрейта, как и Веблена, характерен технико-экономический подход к развитию человеческого общества. По терминологии Гелбрейта власть находится в руках техноструктуры. Он утверждает, что специализированные знания и их координация стали решающим фактором экономического успеха.

По Гелбрейту, развитие современного производства ведет к размыванию пролетариата, к “депролетаризации” общества. Это связано с существенным снижением ручного труда и повышением доли сложного труда. В связи с этим увеличивается доля квалифицированных рабочих, техников, инженеров, работников сферы услуг и управления.

Он считал, что плановая экономика в социалистическом обществе развалится.

 



2015-12-13 787 Обсуждений (0)
КЕМБРИДЖСКАЯ И АМЕРИКАНСКАЯ ШКОЛЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КЕМБРИДЖСКАЯ И АМЕРИКАНСКАЯ ШКОЛЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (787)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)