Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обновленческий раскол в РПЦ



2016-01-02 631 Обсуждений (0)
Обновленческий раскол в РПЦ 0.00 из 5.00 0 оценок




В 20-е г. РПЦ страдала не только от государственного давления, но и от внутрицерковных нестроений, которые вылились в многочисленные расколы. Наиболее угрожающим, опасным для Церкви был раскол «слева», получивший название «обновленчества». У его истоков стояла модернистская группировка духовенства, которая впервые проявила себя еще в 1905 г. как «группа 32-х». В программу этого радикально-реформаторского движения в Церкви входили требования, которые шли вразрез с канонами. Например: перевод богослужения с древнеславянского на современный русский язык, введение принципа брачности епископата, неприятие идеи восстановления Патриаршества. Среди обновленцев было немало деятелей христианско-социалистического толка. В глазах обновленцев социализм сам по себе был высшей, самодовлеющей общественной целью и ценностью. По-видимому, эти соображения толкнули их на сотрудничество с властями. С другой стороны, советские власти, стремясь подорвать Церковь изнутри, всячески поддерживали обновленческий раскол. Одним из идейных вдохновителей и лидеров раскола, известным еще с дореволюционных времен радикалом от Церкви был епископ Антонин (Грановский), уже в 1907 г. заявивший в проповеди о том, что самодержавие есть исчадие сатаны. Чрезвычайно сложной фигурой был Александр Введенский — на первых порах духовный, а затем и официальный лидер «обновленчества»: человек идейно и морально неустойчивый, в политике — циник, он вместе с тем был блестящим оратором, в каком-то смысле даже борцом за веру и уж определенно человеком глубоко верующим. Обновленцы активизировали свои действия в 1922 г., когда власти поместили под домашний арест Патриарха Тихона, обвинив его в подстрекательстве к беспорядкам при изъятии церковных ценностей. В тот момент Церковь была фактически лишена высшего руководства. Воспользовавшись этим, группа обновленческого духовенства во главе с А. Введенским самовольно объявила о создании нового органа церковной власти - Высшего Церковного управления. Какое-то время дела обновленцев, что называется, шли в гору. В отношении общественного авторитета их "звездным часом", пожалуй, стало присоединение к ним митрополита Владимирского Сергия (Страгородского) и появление в печати 16 июня 1922 г. заявления трех иерархов («меморандум трех»). Маститые иерархи - митрополит Владимирский Сергий (Страгородский), архиепископы Нижегородский Евдоким (Мещерский) и Костромской Серафим (Мещеряков) - признали обновленческое Высшее Церковное Управление "единственной канонической церковной властью". Примеру видных архиереев последовала примерно половина русского епископата. Одни, будучи в состоянии растерянности, другие - подогреваемые честолюбием, третьи - надеясь ввести обновленческое движение в русло церковной законности и возглавить Высшее Церковное Управление.

Если в Петрограде живоцерковники быстро одолели тихоновцев, то в глухих местах дело обстояло иначе. В сельских местностях духовенство не желало принимать женатое духовенство. В социальном плане батюшки выступали против соединения теории классовой борьбы с учением Христа. Кто такие обновленцы в социальном плане? Это христиане-социалисты, которых сейчас немало на Западе. Но с Поместным собором так скоро дело не получилось. 6 августа 1922г. открылся Всероссийский съезд белого духовенства «Живой церкви», который постановил созвать Поместный собор в первой половине 1923г., узаконить белый епископат, второбрачие. Последнее возмутило монаха Антонина Грановского. Он был изгнан со съезда за это. Так произошел раскол в расколе. 24 августа Антонин создал в Москве «Союз церковного возрождения». А вот фракции обновленческого движения: Союз церковного возрождения. Его программа. Союз выступал против тотального реформизма «Живой церкви», высказываясь за сохранение монашества и черного епископата. Этот союз ограничился реформой богослужения: открытый алтарь, отсутствие иконостаса, перенесение иконостаса на середину храма. Чтение тайных молитв вслух и общенародное пение, хор лишний, сокращение колокольного звона. Антонин был за свободу литургического творчества. Но против изменения совершительных обрядов таинств.

В журнале «Живая церковь» печатались постоянно статьи с нападками на монашество, для них монастыри- гнезда бездельников. Протоиерей Евгений Белков основал Союз религозно-трудовых коммун, по примеру древних христиан. С приходом к власти большевиков большинство монастырей было закрыто. Но монастыри некоторые перелицевались, подавали заявление, что монастырь больше не существует, мы теперь трудовая коммуна. Их стали регистрировать. Монахи трудились, молились. Белков создает союз таких коммун. Это было до 1930г. Власть все поняла и коммуны прикрыли. В обновленчестве начинаются склоки, прямо базарные разборки, кто более обновленец, кто более православный. Антонин сказал: «Обновленчество - асенезационная бочка РПЦ. Ко времени собора 1923г. не осталось ни одного пьяницы, ни одного пошляка, который бы не пролез в церковное управление и не покрыл бы себя титулом или митрой. Вся Сибирь покрылась сетью архиепископов, наскочивших на архиерейские кафедры, прямо из пьяных дьячков». Для захвата церковного управления на местах Высшее Церковное Управление направило по епархиям уполномоченных, вменив им в обязанность «изгнание монахов, то есть архиереев из архиерейских домов» и захват православных храмов. Обвиняя архиереев в контрреволюционности, уполномоченные домогались их высылки из епархий. Раскольники добились устранения видных иерархов и среди них митрополитов Новгородского Арсения (Стадницкого), Казанского Кирилла (Смирнова), Ярославского Агафангела. Половина епископов и клириков, большая часть мирян не дрогнули перед натиском церковных авантюристов. Благочестивый народ в массе своей не пошел за раскольниками. Храмы, захваченные ими, стояли пустыми, а в православных приходах, сохранивших верность Патриарху было тесно. Большинство верующих оттолкнуло «обновленчество», явное заигрывание его лидеров с безбожной властью, их озлобленное, ненавидящее отношение к Патриарху Тихону, которого они старались лишить сана и звания, а лжемитрополит Антонин домогался его смертной казни. В результате разрушительных действий раскольников церковное управление оказалось обезглавленным, архиереи изгнаны с кафедр, большинство храмов захвачено обновленцами, духовенство и церковный народ повержен в смятение.



2016-01-02 631 Обсуждений (0)
Обновленческий раскол в РПЦ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обновленческий раскол в РПЦ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (631)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)