Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственно-церковные отношения во время Великой Отечественной войны



2016-01-02 714 Обсуждений (0)
Государственно-церковные отношения во время Великой Отечественной войны 0.00 из 5.00 0 оценок




С начала войны из лагерей возвращаются священнослужители. К сентябрю 1943г. на свободу было выпущено 6 архиепископов и 5 епископов. Робко открываются храмы. Война заставляет власти открывать все больше и больше храмов. По данным Чумаченко, в стране к 1 сентября было открыто 9829 приходов. В октябре 1845 уже открыто 10358, в 46-мг. около 13 тысяч. Рост несомненный. Ставру и Алексеев называют войну вторым Крещением Руси.Война началась в день памяти русских святых, в земле Российской просиявших, а окончилась на Пасху

С самого начала Великой Отечественной войны РПЦ заняла патриотическую позицию. Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Старгородский), узнав о начале войны, сразу напечатал «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» и выступил с этим посланием в Елоховском кафедральном Соборе: «Фашиствующие разбойники, - писал митрополит Сергий, - напали на нашу Родину…Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона… Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им по плоти и вере… Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Не оставит она народа своего и теперь. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу». То был однозначный призыв главы Церкви к своей многомиллионной пастве проявить чувства патриотизма и в словах, и в делах. Воззвание рассылалось по епархиям и приходам, вызывая ответные патриотические чувства у миллионов верующих. В условиях военного времени отныне, практически за каждым богослужением, митрополит Сергий обращается к теме народной войны.

С первого дня войны во всех уцелевших и вновь возрождающихся храмах служились молебны о даровании победы русскому воинству. Прихожане молились о здравии своих близких, воюющих на фронте. Страшная война уносила миллионы жизней, и во всех церквах России отпевали «заочно» погибших, умерших от ран и болезней.

Государство в течение первых двух военных лет фактически заняло позицию невмешательства в церковную жизнь страны. В результате разрешались общецерковные сборы средств и внекультовая деятельность; не чинились препятствия массовым богослужениям и церемониям; расширялась издательская деятельность церквей; признавались де-факто религиозные центры, и им разрешалось устанавливать связи с зарубежными религиозными организациями. Гонения на Церковь с началом войны в целом прекратились. Впервые после двадцатилетнего перерыва в различных районах Советского Союза, хотя и без юридического оформления, но начали открываться церкви и молитвенные здания. Свернута была всякая публичная антирелигиозная пропаганда и прекращена деятельность Союза воинствующих безбожников.

Церковь, занявшая патриотическую позицию с начала боевых действий, оказалась в поле зрения советского правительства. На страницах официальной прессы появились публикации о патриотической деятельности Православной Церкви. В кинохронику, показываемую на фронте и в тылу, включались кадры церковных служб, обращения к бойцам Красной Армии духовенства, встречи верующих и духовенства с иконами солдат-освободителей, крестные ходы. Абсолютное большинство религиозных организаций в Советском Союзе заняли позицию осуждения в отношении тех служителей культа, которые осознанно перешли на сторону врага, добровольно стали орудием идеологической пропаганды, помогая насаждать «новый порядок» на оккупированной советской территории.

Внешнеполитическим фактором, проявившим себя уже в начальный период войны и влиявшим на поступки советской власти в отношении религии и церкви, являлся процесс формирования антифашистской коалиции - вопрос об открытии второго фронта. Однако Западные державы не спешили с какими–либо действиями. В дипломатическом арсенале Великобритании и США имелся целый ряд отговорок. В их числе было и указание на антирелигиозность советского режима. Элементом «информационной кампании» СССР стало издание литературы о религиозной жизни в стране. В 1943 г. была издана книга-альбом «Правда о религии в России», автором которой являлся сам Патриарший местоблюститель. В ней содержались материалы, изобличающие немцев в варварском отношении к Православной церкви и духовенству. Книга-альбом была предназначена для распространения в церковных кругах за границей, на территории, временно оккупированной немцами, а также и среди верующих в СССР. Издание этой книги сыграло существенную роль в изменении отношения населения стран Запада к внутренней политике Советского Союза. В годы войны авторитет СССР, несшего основную тяжесть в мировой войне, неизмеримо вырос во всех странах мира. Сочувствие к сражающемуся народу изменило в глазах мировой общественности и образ советского государства в целом. Отношения СССР и РПЦ продолжали развиваться в ключе сотрудничества. Но инициатива в нем целиком и полностью принадлежала государству. С весны 1942 г. власти начинают расширять рамки дозволенного по отношению к РЦ. Первым шагом в этом направлении стало разрешение в апреле 1942 г. на проведение пасхальных крестных ходов вокруг храмов. Также был снят ряд ограничений на внебогослужебную деятельность и на проведение массовых религиозных церемоний. Социалистическое государство искало опору в исконно русском патриотизме. Так, были введены ордена и медали в честь великих русских полководцев, в том числе и в честь Святого благоверного князя Александра Невского. Церковь использовала полученные от правящего режима послабления для восстановления своей нормальной жизни. Прежде всего, это выражалось в восстановлении епископата. В период с мая по октябрь 1942 г. были хиротонисаны вдовые протоиереи, постриженные в монашество. Следующим шагом Кремля навстречу Церкви можно считать разрешение Совнаркома на открытие Патриархией собственного счета в государственном банке. Связано это было с широкой развернутой Церковью деятельностью по сбору пожертвований на оборону страны. Церковь не могла перевести эти деньги в Госбанк, так как не имела в советском государстве статуса юридического лица. Поэтому Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Сергий 5 января 1943 г. обратился с телеграммой к Сталину, прося его разрешения на открытие Патриархией собственного банковского счета, куда могли бы переводиться средства, собранные верующими. Через месяц такое разрешение было получено. В своей телеграмме Сталин благодарит Церковь за труды. Таким образом, добившись открытия банковского счета, РПЦ получила урезанный статус юридического лица. Впервые за 26 лет правления большевиков Церковь получила право на существование. Причины такого шага со стороны государства лежали на поверхности и были связаны с ситуацией на фронте. Победа под Сталинградом, освобождение оккупированных территорий; государство столкнулось с возрожденной при оккупационных властях церковной жизнью и с открытым недоверием населения к вернувшимся Советам. Чтобы заручиться лояльностью местных жителей, Кремлю надо было продемонстрировать свою терпимость к Православной Церкви. Война заканчивалась, и Сталину предстояло налаживать отношения с западными державами в послевоенном мире, что было весьма непросто, так как нынешние союзники на деле являлись непримиримыми идеологическими врагами. Поэтому Сталин снова подключает к налаживанию международных отношений Церковь, рассчитывая, что через связи с зарубежными религиозными организациями она сможет отстаивать интересы советского государства перед Западом. 10 апреля 1945 года Патриарх Алексий был принят Сталиным. На встрече также присутствовал министр иностранных дел Молотов и глава Отдела внешних церковных сношений РПЦ митрополит Николай (Ярушевич). Сфера внешней деятельности Церкви стала предметом специального обсуждения.

Через два месяца после проведения Поместного Собора была перевернута еще одна страница церковной истории. В ночь с 8 на 9 мая в Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Война закончилась, начинался послевоенный период государственно-церковных отношений.

Суровые годы Великой Отечественной войны стали переломным этапом в отношениях Церкви и государства в ХХ веке. В этот период, после долгих лет гонений, поставивших Церковь на грань уничтожения, произошло радикальное изменение её положения, начался долгий и мучительный процесс возрождения.



2016-01-02 714 Обсуждений (0)
Государственно-церковные отношения во время Великой Отечественной войны 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственно-церковные отношения во время Великой Отечественной войны

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (714)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)