Ощущение. Восприятие. Внимание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
И.А. Сергеева
ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ Учебное пособие Иркутск 2010
УДК 159.9(075) ББК 88.3я7 С 81 Сергеева, И. А.
С 81 Практикум по психологии: учеб. пособие /И.А. Сергеева. – Иркутск ИрГУПС, 2010. – 126 с.
Рецензенты: доктор философских наук, профессор А.Е. Кащаев (ИрГУПС); Кандидат биологических наук, доцент К.В. Варыханова (ИрГТУ)
Учебное пособие содержит диагностические материалы, позволяющие осуществлять исследование психических процессов и свойств личности. Целевое назначение пособия – закрепление и углубление теоретических знаний студентов по психологии. Кроме того, данное пособие может в той или иной мере способствовать решению задач профориентации студентов с учетом их личных возможностей. Пособие предназначено для студентов вузов, изучающих психологию. Оно может быть также использовано преподавателями, ведущими курс «Психология и педагогика».
Библиогр.: 6 назв. Ил.1, табл. 31.
УДК 159.9(075) ББК 88.3я7
ã Сергеева И. А. ã Иркутский государственный университет путей сообщения, 2010 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 1.1. Ощущение. Восприятие. Внимание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7 Задание 1. Методика изучения роли ощущений в познавательной деятельности человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Задание 2. Методика изучения восприятия пространства . . . . . . . . 10 Задание 3. Методика изучения восприятия времени . . . . . . . . . . . . 10 Задание 4. Методика изучения объема внимания . . . . . . . . . . . . . . . 11 Задание 5. Методика изучения переключение внимания . . . . . . . . . 12 Задание 6. Методика изучения устойчивости внимания . . . . . . . . . .13 1.2. Память . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15 Задание 7. Методика изучения объема кратковременной памяти . . 16 Задание 8. Методика изучения непроизвольного запоминания. . .. 17 Задание 9. Методика изучения опосредованного запоминания конкретных понятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18 Задание 10. Методика изучения опосредованного запоминания отвлеченных понятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18 1.3. Мышление. Воображение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 Задание 11. Методика изучения особенностей логического мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 Задание 12. Методика изучения аналитичности мышления . . . . . .. 23 Задание 13. Методика изучения понимания сложных логических отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 Задание 14. Методика изучения творческого воображения . . . . . . .26 2. ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ.. . . . . . . . . . . . . . . . 28 2.1. Эмоции и чувства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 Задание 15. Методика изучения эмоционального состояния . . . . . 29 Задание 16. Методика «Самооценка психических состояний» . . . .31 Задание 17. Методика «Шкала одиночества». . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33 Задание 18. Методика изучения реактивной и личностной тревожности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 2.2. Воля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37 Задание 19. Методика изучения уровня субъективного контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 Задание 20. Методика изучения степени развития силы воли. . . . . 42 3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 3.1. Личность. . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45 Задание 21. Методика изучения направленности личности. . . . . .. .46 Задание 22. Методика изучения направленности на вид инженерной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52 Задание 23. Методика изучения самооценки личности. . . . . . . . . . . 54 Задание 24. Методика изучения уровня притязаний. . . . . . . . . . . .. .57 Задание 25. Методика изучения потребности в достижении . . . . . . 59 Задание 26. Методика изучения мотивации обучения в вузе . . . . . 61 3.2. Темперамент. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .63 Задание 27. Методика изучения экстраверсии, интроверсии и нейротизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64 Задание 28. Методика изучения свойств темперамента. . . . . . . . . . .69 3.3. Характер. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 Задание 29. Методика изучения черт характера . . . . . . . . . . . . . . . ..75 Задание 30. Методика изучения акцентуаций характера. . . . . . . . . .84 3.4. Способности. . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 Задание 31. Методика изучения умственных способностей. . . . . . .91 Задание 32. Методика изучения коммуникативных и организаторских способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .99 4. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .104 4.1. Межличностные отношения в группе. . . . . . . . . . . . . . . . . . 104 Задание 33. Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 Задание 34. Методика изучения нормативных предпочтений в группе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 106 Задание 35. Методика изучения предпочитаемой формы социального поведения в конфликтных ситуациях. . . . . . . . . . . . . 109 Задание 36. Методика изучения предпочитаемого стиля руководства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 Задание 37. Методика изучения доминирующего стиля межличностных отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117 Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
«Всем людям свойственно познавать самих себя и мыслить» Гераклит
Введение «Психологический практикум» издается второй раз. В 1999 г. вышло два самостоятельных издания практикума – «Индивидуальные проявления и особенности личности» и «Познавательные процессы». Как показал десятилетний опыт его использования в учебном процессе, он стал весьма популярным среди студентов. Возрос интерес студентов не только к изучению психологии как науки, но и к исследованию собственной личности. Данное учебное пособие переработано и дополнено рядом методик. В частности, включены тесты, позволяющие исследовать мотивационную сферу личности, особенности черт характера и межличностных отношений. Cтруктура пособия в основном повторяет тематику лекционных занятий и состоит из следующих разделов: 1. Познавательные процессы; 2. Эмоционально-волевые процессы; 3. Индивидуальные проявления и особенности личности; 4. Межличностные отношения. Каждый раздел предваряется основными теоретическими сведениями об исследуемых психических функциях или свойствах личности. Тестовые задания построены практически по единой схеме: назначение методики, цель исследования, алгоритм обработки, анализ результатов. Необходимо отметить, что все предлагаемые методики валидны и надежны. Они позволяют как индивидуально, так и в условиях учебной группы определить необходимые психологические характеристики. Полученные данные помогут студентам оставить собственный психологический портрет, который включает: темперамент, характер, способности, особенности мышления, направленность, самооценку, уровень притязаний, эмоциональность, уровень реактивной и личностной тревожности, волевые качества, коммуникативные способности, особенности познавательной сферы и межличностных отношений.
Перед началом работы важно внимательно ознакомиться с рекомендациями по использованию тестовых заданий.
Рекомендации по использованию тестовых заданий (специалистами-смежниками) *
Cпециалисты-пользователи (инженеры, экономисты, социологи, преподаватели, врачи и пр.) обязаны: 1. Предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться именно ими; 2. Если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от психодиагностики вообще; 3. Пользователь, получающий доступ к психодиагностическим методикам, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны; 4. Пользователь следует всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам; он так же, как и психолог не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация; 5. Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут быть использованы специалистами–непсихологами. 6. Любой пользователь методик (тестов) содействует психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимает меры для предотвращения некорректного использования методик; 7. Пользователи, не являющиеся профессиональными психологами, могут осуществлять рационализаторскую и изобретательскую деятельность в области психодиагностики только с санкции аттестационной комиссии Общества психологов, удостоверяющей необходимый профессиональный уровень как самих разработок, так и их авторов.
____ *Буларчук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь–справочник по психологической диагностике /Л.Ф. Буларчук, С.М. Морозов – Киев: Наук. думка, 1989.–200 c.
«Умей понять психологические качества других людей,и тогда ты поймешь, что представляет собой их внутренний мир». Лопе де Вега I. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Ощущение. Восприятие. Внимание
Ощущение – это психическое отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущение – результат преобразования специфической энергии раздражителя в энергию нервных процессов. По модальности раздражителя выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные (кожные и осязательные). По месту расположения рецепторов ощущения делятся на экстерорецептивные, интерорецептивные, проприорецептивные. При измерении чувствительности важно учитывать следующие характеристики анализаторов: нижний порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение; верхний абсолютный порог – наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида; латентный период реакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. Кроме того, необходимо учитывать возможности адаптации (способность приспосабливаться к новым условиям), сенсибилизации – повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений и синестезии – возникновении под влиянием одного раздражителя ощущения, характерного для другого. К основным свойствам ощущения относят: интенсивность, качество и длительность ощущения. Восприятие – психический процесс целостного отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является результатом деятельности системы анализаторов. В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры: виды и свойства восприятия. Виды восприятия делятся на простые, сложные и специальные. К простым видам относятся восприятие цвета, величины и формы предметов. Сложные виды восприятия представляют собой сочетания простых видов. К специальным видам восприятия относятся восприятие времени, движения, пространства и восприятие человека. Выделяют следующие свойства восприятия. Предметность реализуется в том, что она не является механической суммой ощущений о свойствах и качествах объекта, а сразу отражает его предметно с учетом содержания, назначения, происхождения (человек, дом и т. д.). Осмысленность его связь с мышлением проявляется в том, что воспринимаемые предметы имеют для человека жизненный смысл (хорошие–плохие, полезные–вредные и т.д.). Целостность проявляется в том, что предмет отражается целостно даже тогда, когда некоторые из его свойств в данный момент не воспринимаются. Константность (постоянство) проявляется в уверенном восприятии предметов при разной освещенности, в разных ракурсах и масштабах. Апперцепция проявляется в его зависимости от прошлого опыта личности, от ее психических состояний, мотивов, потребностей и интересов. Иллюзии – это искаженное, ошибочное восприятие предметов из–за влияния фона, окружающей обстановки. При выполнении разнообразной деятельности человеку бывает трудно отличить ощущение от восприятия. Одно из заданий, приведенных в пособии позволяет установить различие этих процессов.
Вниманиепроявляется в направленности и сосредоточенности сознания на каком–либо объекте или деятельности при одновременном отвлечении от других. Ввнимание может быть внутренним и внешним, природным и социальным, непроизвольным, произвольным и послепроизвольным. К основным свойствам внимания относятся: концентрация, устойчивость, объем. распределение, переключение. Устойчивость внимания – это способность сохранять концен–трацию внимания длительное время. Концентрация внимания – это степень его сосредоточенности на главном в деятельности. Переключаемость внимания – это способность к попеременному выполнению нескольких видов деятельности. Распределение внимания – это способность к одновременному выполнению нескольких видов деятельности. Обьем внимания – это способность одновременно воспринимать большее или меньшее количество объектов. Благодаря вниманию, возможна избирательная активность психических процессов. Внимание как бы обеспечивает переход от простого отражения к собственно целенаправленной деятельности, осуществляя отбор значимой информации от незначительной, контролируя действие и его результат. Ниже представлены методики, позволяющие определить особенности ощущения, восприятия и внимания студентов.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (658)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |