Задание 11. Методика изучения особенностей логического мышления
Цель исследования: определить уровень развития логического мышления.
Инструкция: «Вам предлагается 18 логических задач, каждая из которых имеет две посылки. Время решения задач – 5 минут». По истечение 5 минут дается команда: «Стоп! Решение прекратить!». Стимульный материал
1. А больше Б в 9 раз 2. А меньше Б в 10 раз Б меньше В в 4 разаБ больше В в 6 раз В ? А А ? В
3. А больше Б в 3 раза 4. А больше Б в 4 раза Б меньше В в 6 разБ меньше В в 3 раза В ? А В ? А
5. А меньше Б в 3 раза 6. А больше Б в 9 раз Б больше В в 7 разБ меньше В в 12 раз А ? В В ? А
7. А больше Б в 6 раз 8. А меньше Б в 3 раза Б больше В в 7 разБ больше В в 5 раз А ? В В ? А
9. А меньше Б в 10 раз 10. А меньше Б в 2 раза Б больше В в 3 разаБ больше В в 8 раз В ? А А ? В
11. А меньше Б в 3 раза 12. А больше Б в 2 раза Б больше В в 4 разаБ меньше В в 5 раз В ? А А ? В
13. А меньше Б в 5 раз 14. А меньше Б в 5 раз Б больше В в 6 разБ больше В в 2 раза В ? А А ? В
15. А больше Б в 4 раза 16. А меньше Б в 3 раза Б меньше В в 3 разаБ больше В в 2 раза В ? А А ? В
17. А больше Б в 4 раза 18. А больше В в 3 раза Б меньше В в 7 разБ меньше В в 5 раз В ? А А ? В Обработка результатов Обработка производится с помощью ключа (табл. 6) с готовыми ответами. В ходе обработки результатов подсчитывается количество правильно решенных испытуемым задач. Таблица 6 Ключ
Анализ результатов
Уровень развития логического мышления определяется по количеству правильно решенных задач. 16–18 решенных задач свидетельствуют об очень высоком уровне логического мышления, 13-15 – высоком; 10-12 – среднем, 7-9 – низком. Если решено 6 и менее задач, то логичность мышления оценивается как очень низкая. Развитию логического мышления у студентов способствуют такие дисциплины как высшая математика и логика, преподаваемые в вузах. Логическое мышление помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира, составляет основу способностей человека и обеспечивает успешное овладение им различных видов деятельности.
Задание 12. Методика изучения аналитичности мышления
Цель исследования: оценить аналитический аспект мышления. Инструкция: «Вам предъявляется 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы – 5 минут».
Числовые ряды:
1) 24 21 19 18 15 13 – – 7 2) 1 4 9 16 – 49 64 81 100 3) 16 17 15 18 14 19 – – 4) 1 3 6 8 16 18 – – 76 78 5) 7 16 19 5 21 16 9 – 4 6) 2 4 8 10 20 22 – – 92 94 7) 24 22 19 15 – – Обработка и анализ результатов
Обработка результатов производится с помощью ключа. Оценивается количество правильно написанных чисел. Норма взрослого человека – 3 и выше. Ключ
1) 12 9 5) 13 2) 25 36 6) 44 46 3) 13 20 7) 10 4 4) 36 38
Хорошее аналитическое мышление необходимо специалистам различных профессий, в первую очередь операторских, а также сферы «человек – техника».
Задание 13. Методика изучения понимания Сложных логических отношений
Цель исследования: изучение способности студентов устанавливать абстрактные связи.
Инструкция: «Перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Вы должны определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации ) пару слов из образца. Указать номер аналогичного образца, например, «День – ночь» (4), так как эта пара аналогична паре «Свет – темнота». Время выполнения задания – три минуты». Образец: 1. Овца – стадо 2. Малина – ягода 3. Море – океан 4. Свет – темнота 5. Отравление – смерть 6. Враг – неприятель Материал 1. Испуг – бегство 2. Физика – наука 3. Правильно–верно 4. Грядка – огород 5. Пара – два 6. Слово – фраза 7. Бодрый – вялый 8. Свобода – воля 9. Страна – город 10. Похвала – брань 11. Месть – поджог 12. Десять – число 13. Плакать – реветь 14. Глава – роман 15. Покой – движение 16. Смелость – геройство 17. Прохлада – мороз 18. Обман – недоверие 19. Пение – искусство 20. Тумбочка – шкаф
Обработка результатов
Определив отношение между словами в паре, экспериментатор сверяет полученные результаты с ключом. Уровень развития понятийного мышления определяется по количеству ошибок, допущенных испытуемым. 0 – очень высокий уровень 1 – высокий 2 – хорошая норма 3-4 – средняя норма 5-6 – низкая норма 7 и более – ниже среднего Таблица 7 Ключ
Анализ результатов Очень высокий уровень развития логически понятийного мышления свидетельствует о том, что испытуемый безошибочно «улавливает» логику понятий в рассуждениях. Высокий уровень показывает, что испытуемый умеет логически четко выражать свои мысли в понятиях. Показатель «2 ошибки» является хорошей нормой большинства людей, однако могут допускаться неточности в использовании понятий. Испытуемые, имеющие среднюю норму, могут допускать ошибки, неточность в использовании понятий. Низкая норма свидетельствует о том, что человек неточно выражает свои мысли и неверно понимает чужие сложные рассуждения.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (917)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |