Личностной тревожности
(Методика Спилбергера– Ханина)
Цель исследования: определить уровень реактивной и личностной тревожности.
Инструкция 1: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и выберите соответствующий ответ в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет. Ответы: «Нет, это не так – 1 балл», «пожалуй, так – 2 балла», «верно – 3 балла», «совершенно верно – 4 балла».
Утверждения: 1. Я спокоен. 2. Мне ничто не угрожает. 3. Я нахожусь в напряжении. 4. Я испытываю сожаление. 5. Я чувствую себя свободно. 6. Я расстроен. 7. Меня волнуют возможные неудачи. 8. Я чувствую себя отдохнувшим. 9. Я встревожен. 10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения. 11. Я уверен в себе. 12. Я нервничаю. 13. Я не нахожу себе места. 14. Я взвинчен. 15. Я не чувствую скованности, напряженности. 16. Я доволен. 17. Я озабочен. 18. Я слишком возбужден и мне не по себе. 19. Мне радостно. 20. Мне приятно.
Инструкция 2: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и выберите соответствующий ответ в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов здесь нет. Ответы: «Почти никогда» – 1 балл, «Иногда» – 2 балла, «Часто» – 3 балла, «Почти всегда» – 4 балла».
Утверждения:
21. Я испытываю удовольствие. 22. Я очень быстро устаю. 23. Я легко могу заплакать. 24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие. 25. Нередко я проигрываю из–за того, что недостаточно быстро принимаю решения. 26. Обычно я чувствую себя бодрым. 27. Я спокоен, хладнокровен и собран. 28. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня. 29. Я слишком переживаю из–за пустяков. 30. Я вполне счастлив. 31. Я принимаю все слишком близко к сердцу. 32. Мне не хватает уверенности в себе. 33. Обычно я чувствую себя в безопасности. 34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей. 35. У меня бывает хандра. 36. Я доволен. 37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня. 38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть. 39. Я уравновешенный человек. 40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.
Обработка результатов Задачей обработки результатов является получение показателей реактивной и личностной тревожности. Показатель реактивной тревожности (РТ) высчитывают по формуле РТ=1–2+35, где 1– сумма полученных испытуемым цифр по пунктам шкалы: 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; а 2 – сумма остальных полученных цифр, т.е. пунктов: 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20. Показатель личностной тревожности (ЛТ) определяется по другой формуле: ЛТ=3–4+35, где 3– сумма полученных цифр по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; а 4– сумма остальных зачеркнутых цифр, т.е. цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39. Анализ результатов Реактивная, или ситуативная, тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, тревожностью. Если она велика, то у человека нарушается внимание, а иногда и тонкая координация движений. Личностная тревожность – это устойчивое состояние. Она характеризует склонность человека воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Определенный уровень тревожности – естественная особенность активной личности. Существует для каждого человека уровень «полезной тревоги». Оценить уровень тревоги с помощью показателей реактивной и личностной тревожности можно по единой шкале: до 30 – низкая тревожность; 31-45 – умеренная тревожность; 46 и более – высокая тревожность. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности могут означать, что у человека проявляется тревожность в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае нужно пересмотреть значимость данной ситуации, перенести свое внимание и акцентироваться на осмыслении деятельности. Кроме того, для формирования чувства уверенности в успехе можно использовать ряд психологических упражнений для саморегуляции. В отличие от высокой тревожности низкая, наоборот, требует внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Иногда низкие показатели теста могут скрывать за собой защитный психологический механизм вытеснения реальной тревожности. 2.2. Воля
Воля– это сознательное регулирование человеком своей деятельности и поведения. Воля – способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений. Благодаря волевой регуляции, человек способен осуществлять целенаправленную деятельность, концентрировать активность в необходимом направлении. Проявление воли у человека связано с преодолением внешних и внутренних препятствий. Выделяют такие волевые качества, как сила воли, настойчивость, выдержка, решительность, самообладание, ответственность и т.д. Волевые действия подразделяют на простые и сложные. При простом волевом действии переход мотива в само действие происходит почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует осознание мотивов, принятие решений, составление плана и т.д. Признаками волевого поведения являются: сознательный выбор цели, наличие трудностей, мобилизация усилии, направленность. На подготовительном этапе, исходя из потребностей личности, происходит осознание цели, определяется способ действий по преодолению трудностей, реализуется борьба мотивов и принимается конкретное решение. На этапе выполнения прилагаются усилия для исполнения принятого решения, для превращения осознанной цели в конкретный результат деятельности. На заключительном этапе осуществляется анализ полученных результатов деятельности, степень их соответствия планируемой цели. В зависимости от того, в какой мере человек осуществляет контроль над своим поведением и ответственностью, локализует причины в окружающей его среде, судьбе, обстоятельствах или ищет причины поведения и ответственности в самом себе, определяют его «локус контроля». Ниже представлены две методики – оценка уровня субъективного контроля и уровень развития силы воли.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (427)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |