Задание 14. Методика изучения творческого воображения
Цель исследования: оценить особенности творческого воображения. Процедура исследования. Перед началом исследования каждый студент получает бланк с напечатанными на нем любыми тремя словами, например: море, горы, солнце. Инструкция: «Прочитайте слова, написанные на бланке и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу вам отводится 10 минут». В процессе исследования экспериментатор фиксирует время и по истечение 10 минут дает команду: «Стоп! Работу прекратить!».
Обработка и анализ результатов
Показателем творческого воображения являются величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение, а также сумма баллов за все придуманные предложения. Оценить эти показатели можно с помощью шкалы. Шкала
Если испытуемым составлены очень похожие друг на друга предложения с повторением темы, второе и все последующие предложения этого типа оцениваются половиной начального балла. Уровень творчества оценивается при помощи шкалы: 6 баллов – высокий уровень, оригинальность; 4-5 – средний; 1-2 – низкий. Испытуемый, набравший наибольшую сумму баллов, отличается высокой продуктивностью творческой деятельности. Творческое воображение предполагает создание образов, признаков, не имеющих аналогов. Точность и яркость образов зависят от знаний человека, умением извлекать их из памяти и связывать с задачей и исходными данными. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ
Эмоционально-волевые процессы осуществляют регулятивную функцию в управлении психикой, психофизиологическим состоянием познавательных процессов индивида, влияют на деятельность и общение. Эмоции и чувства
Эмоции – выражение субъективного отношения человека к предметам или явлениям окружающего мира в форме переживаний. Эмоции тесно связаны с потребностями. Значение эмоций для организма заключается в предупреждении о воздействии каких–либо факторов. Эмоции различаются по модальности, интенсивности, продолжительности, глубине воздействия на организм. Эмоции могут быть положительными (переживание приятного) и отрицательными (переживание неприятного), стеническимими (активизируют организм) и астеническимими (подавляют активность). К эмоциональным состояниям относят собственно эмоции, чувства, настроение, аффект, страсть, стрессы, фрустрации. Чувства –это переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, что его окружает. По направленности чувства делятся на моральные, интеллектуальные, эстетические и практические. Эмоции выполняют определенные функции. Сигнальная функция. Появление чувств или эмоций является своеобразным сигналом, свидетельством об отношении личности и организма к процессу деятельности, к другим людям, к действию раздражителей и т.д. Регулятивная функция. Хорошее настроение улучшает произво–дительность труда, а плохое – ухудшает. Выразительная функция. Внешние проявления чувств помогают оценить состояние человека, его отношение к ситуации. Познавательная функция. Известна роль любопытства, особенно в сочетании с действием необьяснённого запрета. Формы проявления эмоций могут быть различными. Настроение – это относительно слабое, но длительное эмоциональное переживание, отличающееся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих. Страсть – это сильное, длительное и устойчивое переживание с ярко выраженной направленностью на достижение цели. Аффект – это быстро возникающее переживание очень большой силы с коротким периодом протекания и возможной потерей контроля за собственными действиями и поступками. Аффект сопровождается также изменением жизнедеятельности организма. Стресс – это очень сильное и длительное эмоциональное состояние, вызываемое неожиданной напряженной (опасной) обстановкой и дезорганизующее целенаправленную деятельность. Отрицательные психические состояния, такие как тревожность, стрессы, фрустрации, влияют на эффективность деятельности, снижают работоспособность, надежность, результативность работы.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1557)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |