Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Запоминания отвлеченных понятий



2016-01-02 603 Обсуждений (0)
Запоминания отвлеченных понятий 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель исследования: определить объем памяти студентов

на отвлеченные понятия методом пиктограмм

Инструкция: «Я буду читать вам 30 слов и словосочетаний. Слушайте их внимательно и, чтобы лучше запомнить, зарисуйте каждое в соответствующей клеточке бланка. Писать слова, буквы и цифры в клеточках не разрешается. Когда будут прочитаны и зарисованы все 20 слов, переверните лист, чтобы не видеть свои рисунки. После паузы, я скажу «Пишите!». Тогда вы перевернете бланк на лицевую сторону и в каждой клеточке запишите те понятия, которые в соответствии с рисунком запомнили. Приготовьтесь слушать, рисовать и запоминать!».

 

Обработка и анализ результатов

 

Показателем объема памяти на отвлеченные понятия и словосочетания является количество правильно воспроизведенных слов. Для анализа процесса опосредованного запоминания используются и правильно, и ошибочно воспроизведенные слова.

В ходе анализа важно показать целесообразность зарисовок как средств для запоминания материала. Использование зарисовок для запоминания абстрактного материала возможно при развитом мышлении.

Испытуемые с преобладающим абстрактным мышлением рисуют символы: знаки, точки, линии и т.д. Те, у кого преобладает образное мышление, рисуют что–либо конкретное: людей, цветы, деревья и т.д.

Вывод: для успешности запоминания материала необходимо использовать вспомогательные средства – смысловые связи и рисунки.

Слова для запоминани:

 

1. Веселый праздник 11. Любовь

2. Радость 12. Глухая старуха

3. Гнев 13. Мысль

4. Богатство 14. Теплый ветер

5. Тяжелая работа 15. Справедливость

6. Хороший руководитель 16. Энергичность

7. Ядовитый вопрос 17. Легкость речи

8. Быстрый человек 18. Скорость

9. Сила воли 19. Власть

10. Печаль 20. Дар предвидения

Мышление. Воображение

 

Мышление – категория психического отражения предметов и явлений действительности в обобщенном и опосредованном виде. Мышление выполняет высшую познавательную деятельность. С помощью мышления осуществляются процессы целеобразования, программирование действия, регулирование его выполнения и контроль.

В основе структуры мышления лежат логические операции.

Анализ – это разложение предмета мышления на составные части.

Синтез – это соединение отдельных элементов мышления в одно целое.

Сравнение– это установление между предметами сходства или различия, равенства или неравенства и т.п.

Абстракция – это мысленное отвлечение от второстепенных, неглавных в данный момент сторон, свойств или связей предмета.

Обобщение – это объединение многих предметов по какому–то общему признаку.

Конкретизация – это движение мысли от общего к частному.

Систематизация – это расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому-то признаку.

Выделяют следующие формы мышления.

Понятие – это отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений.

Суждение – это установление связей между понятиями о предметах и явлениях или между их свойствами и признаками.

Умозаключение – это выведение нового суждения из уже известных. Они могут быть дедуктивными (выведение частного суждения из более общего положения) или индуктивными ( выведение общего суждения на основе частных).

Виды мышления выделяют по разным основаниям. По форме – наглядно–действенное, наглядно–образное и абстрактно–логическое. По характеру решаемых задач – теоретическое, практическое. По степени развернутости – дискурсивное и интуитивное. По степени новизны и оригинальности – репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное (творческое).

Для активизации мышления используют не только традиционные (самоорганизация, осознание приемов умственного труда и т.д.), но и специальные формы организации мыслительного процесса, такие как «мозговой штурм», синектика, метод фокальных объектов, метод морфологического анализа и др.

Решение проблемы включает последовательные фазы: подготовку, созревание решения, вдохновение, оценку и проверку найденного решения.

Представление – это психи­ческий познавательный процесс воссоздания (воспроизведе­ния) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

Различают следующие виды представлений.

1. По ведущему анализатору: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, двигательные и др.

2. По степени обобщенности: единичные представления – это представле­ния, основанные на восприятии одного определенного пред­мета; общие представления – представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.

 

Воображение – это создание новых образов и представлений, конструировании свойств предметов, явлений и отношений на основе предшествующего опыта. Воображение тесно связано с мышлением. Как форма отражения действительности оно выполняет функции программирования и прогнозирования деятельности.

Воображение может быть активным и пассивным, воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение – это процесс создания нового образа по описанию, схеме, чертежу или рисунку.

Творческое воображение – это процесс самостоятельного создания образов таких предметов и явлений, которых еще нет в действительности.

Любая творческая деятельность, представляющая собой самостоятельное создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом, основана на воображении.

Представления и воображение по степени яркости, полноты и достоверности бывают четкими, красочными и даже объемными, либо смутными, размытыми, мало конкретными. Наличие представлений и воображения – это то, что отличает человека от других представителей животного мира. Только человек начинает деятельность с представления ожидаемого результата труда. Без воображения, без мечты, без фантазии жизнь была бы очень скучной и примитивной, не было бы искусства, развития техники, совершенствования орудий производства.

В разделе представлено несколько методик исследования мышления и воображения.

 

 



2016-01-02 603 Обсуждений (0)
Запоминания отвлеченных понятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Запоминания отвлеченных понятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (603)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)