Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинар (коллоквиум) 8



2016-01-02 414 Обсуждений (0)
Семинар (коллоквиум) 8 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема – Онтологическая природа литературоведения: соотношение философско – методологической и исторической структур

Вопросы и задания

1. Онтологическая природа литературоведения:навыки междисциплинарного и интегрального исследований

2. Теоретическое мышление эпохи как исторический продукт: методология социогуманитарного познания

3. Исторический взгляд на искусство в сознании европейских философов и искусствоведов (Вико, Гердер, Винкельман, Шлегель, де Сталь и т.д.)

4. Влияние философских систем Канта, Шеллинга, Гегеля на актуализацию традиции философско – литературного синтеза

5. Общественно-исторического и научного значения народного творчества. Фольклор

6. Эстетическое и повседневность: от «опыта искусства» к эстетике повседневности в современной жизни

7. Эффект присутствия и эффект значения (Х. Гумбрехт)

8. Эстетическая дистанция и литературная коммуникация: понимание и интерпретация в концепции М. Бахтина

9. Ирония, игра и интерпретация (У. Эко, Э. Хирш, Р. Рорти и т.д.).

10. Концепция поэтического мышления М. Хайдеггера: образ, рациональность, «намек», метафора, понимание потаенного смысла

11. Литературная критика как парадигма социогуманитарных наук (Р. Бартр, Ю. Кристева)

Письменное задание

1. Подготовить сравнительную таблицу по концепциям поэтического мышления и стилистики современной философии

представители концепция поэтического мышления и стилистика философии
А. Бадью  
Ж. Делез  
Ж. Деррида  
М. Бланшо  
М. Фуко  
Ж. Бодрийар  
Л. Гольдман  
  и т.д.

2. Подготовить сравнительную таблицу о «национальном духе» как проявлении «бессознательно творящего духа» в реальной жизни его отображении в литературном творчестве

представители концепция проявлений «национального духа» в литературоведении
Шеллинг  
Я. Гримм  
Т. Бенфей  
Ф. Буслаев  
А.Н.Афанасьев  
О. Миллер  
А.А. Котляревский  
А.А. Потебня  
  и т.д.

 

Контрольные вопросы

1. Текст – удовольствие и текст – наслаждение (Р. Барт)

2. Рационализм и поэтическое мышление (Г. Башляр)

3. Интеллектуал как носитель критического дискурса (М. Фуко)

4. Фактуальное и функциональное повествование (Ж. Женет)

5. Биографический метод в литературоведении и науках о духе

6. Генетический аспект литературоведческого анализа (К. Ясперс, Э. Эриксон, А. Гидденс)

7. Культурно-историческая школа в России (Н.И. Стороженко, И.Н. Жданов, С.А.Венгеров, В.М. Истрин, А.А. Шахов и т.д.)

8. Литература как предмет изучения историософии (В.И.Герье, В.О.Ключевский, Н.И.Кареев и т.д.)

9. Философско - психологическая школа в литературоведении: теория восприятия художественных явлений (Э. Геннекен), роль творческой индивидуальности писателя (П. Лакомб)

10. Г.В. Плеханов: историко-материалистический (монистический) принцип исследования в литературе

Литература

Основная

Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т.1-2. М., 1963

Академические школы в русском литературоведении. М., 1975

Гудзий Н.К. Изучение русской литературы в Московском университете (Дооктябрьский период). М., 1958

Дашкевич Н.П.Постепенное развитие науки истории литератур и современные ее задачи // Университетские известия. Киев. 1877, № 10

Кареев Н.И. Что такое история литературы? (Несколько слов о литературе и задаче ее истории) // Филологические записки. Воронеж.1885

Крупчанов Л.М. Культурно-историческая школа в русском литературоведении. М., 1988

Курилов А.С. В.К.Тредиаковский и начало формирования в России историко - литературного мышления // Филологические науки. 1979. № 3

Лихачев Д.С. Текстология. Краткий очерк. Л., 1964

Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. Т.1-2. М., 1976

Овсянико - Куликовский Д.Н. Язык и искусство. СПб., 1895

Овсянико - Куликовский Д.Н. Вопросы психологии творчества. СПб., 1902

Плеханов Г.В. Искусство и общественная жизнь // Литература и эстетика. Т.1. М., 1958

Дополнительная

Русская наука о литературе в конце XIX - начале ХХ в. М., 1982

Русские писатели о литературном труде. Т.1-4. Л., 1955

Сиповский В.В. История литературы как науки. СПб. и М. 1911

Тэн И. Философия искусства. М., 1933

Тэн И. О методе критики и об истории литературы. СПб., 1896

Веселовский А.Н. Западное влияние в новой русской литературе. 5-е изд. М., 1916

Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968

Горький М. История русской литературы. М., 1939

Грифцов Б.А. Психология писателя. М., 1988

Гришунин А.Л. Психологическая школа // Литература в школе. 2001. № 4. С.19-21.

Евлахов А.М. Введение в философию художественного творчества. Опыт историко - литературной методологии. Т.Т-ТТТ. 1910-1917

 

Семинар (коллоквиум) 9

Тема – Философия и история культуры

Вопросы и задания

1. Классификация понятий: «культура», «цивилизация», «просвещение», «образование», «пайдейа», «самосознание», «понимание» и т.д.

2. Генезис термина «культурология» и его отличие от «философии культуры»

3. Понимание природы культуры в античной философии

4. Особенности интерпретации культуры в философии и теологии Средневековья. Система семи свободных искусств как основа образования

5. Гуманизм и диалогичность ренессансного мышления: антропоцентризм и поиск новых эстетических форм теоретического осмысления

6. Просвещение как первый проект модерна (культура - связующее начало цивилизации). Контр - просвещение и утверждение национальной культуры

7. Немецкая идеалистическая философия и понимание культуры как мира свободного целеполагания и объективации духа

- этика и философия И. Канта: человек в мире культуры

- анализ работы И.К. Аделунга «Опыт истории культуры человеческого рода» (1782). Пять признаков культуры

- концепция культуры Г. Гегеля: соотношение понятий «субъективный» (просвещение) и «объективный» (культура) дух

8. Образы философии культуры в середине XIX – первой половине ХХ вв.

- К. Маркс и историко-материалистическая концепция культуры

- Н.Я.Данилевский: идея культурно-исторических типов как морфологическая типология

- герменевтика Ф. Шлейермахера как метода понимания произведений культуры

-В. Дильтей: культура в системе наук о духе

-отказ евразийства от ценностной иерархии между культурами (Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий и т.д.)

-экзистенциалы бытия М.Хайдеггера: антиномичность культурного творчества

-структурализм как анализ коммуникативных систем и выявление структуры произведений культуры при их трансформации (Вяч. В. Иванов, Б.А.Успенский, Ю.М.Лотман и т.д.)

Письменное задание

1. Подготовить сравнительную таблицу онтологического единства мира культуры в контексте концептуальной поливариантности

линии сравнения культура как мир ценностей культура как дух и наука культура как символ (А. Белый, В. Оствальд, Л.Уайт и т.д.)
       

2. Подготовить сравнительную таблицу онтология философии культурологии в ХХI веке

линии сравнения элитарная массовая народная формирование дифференцирующихся субкультур
         

Контрольные вопросы

1. Точки зрения на предмет философии культуры Л.Г. Ионина, В.М. Межуева, Л.И. Михайловой, Б.С. Ерасова.

2. Понятия «социологического эквивалента культуры» и «культурологического эквивалента социума» (Г.В. Плеханов)

3. «Хаос» и «порядок» как новые социокультурные категории

4. Механизм культурной преемственности и культурного наследования

5. П.М. Бицилли философия культуры: различие между содержанием и понятием

6. Введение оппозиции «культура – ментальность» в петербургской школе И.М. Гревса (О.А. Добиаш - Рождественская, Г.П.Федотов, Л.П. Карсавин и т.д.)

7. Х. Ортега-и-Гассет: поэзия как адекватная форма самораскрытия бытия

8. М.Бубер: онтология со - бытия. Оппозиция трансцендентальной и диалогической философии

9.Постмодернизм и контркультура: культура как мнимая предметная конструкция

Литература

Основная

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979

Берлин И. Противники Просвещения – В кн.: Философия свободы. М., 2001

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.,1984

Культурология. ХХ век. М.,1995

Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодернизма. СПб.1998

Неретина С.С., Огурцов А.П. Время культуры. СПб., 2000

Тиллих П. Теология культуры. М.,1950

Христос и культура. Избранные труды Ричарда и Райнхольда Нибура. М.,1996

Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. // Избранное, М.,1993

Асоян А., Малафеев А. Открытие идеи культуры. Опыт русской культурологии середины Х1Х и начала ХХ веков. М., 2001

Берковский Н.Я. Философия немецкого романтизма. М.,1978

Бицилли П.М.Место Ренессанса в истории культуры. Спб.1996

Дополнительная

Библер В.С. На гранях логики культуры. М.,1997

Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм.- В кн.: Избранное. Дух и история. М.,1995

Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии, 1990, № 4

Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М. 1998

Михайлов Ф.Т. Избранное, М., 2001

Петров М.К. Язык, знак, культура. М.,1990

 



2016-01-02 414 Обсуждений (0)
Семинар (коллоквиум) 8 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинар (коллоквиум) 8

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (414)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)