Семинар (коллоквиум) 8
Тема – Онтологическая природа литературоведения: соотношение философско – методологической и исторической структур Вопросы и задания 1. Онтологическая природа литературоведения:навыки междисциплинарного и интегрального исследований 2. Теоретическое мышление эпохи как исторический продукт: методология социогуманитарного познания 3. Исторический взгляд на искусство в сознании европейских философов и искусствоведов (Вико, Гердер, Винкельман, Шлегель, де Сталь и т.д.) 4. Влияние философских систем Канта, Шеллинга, Гегеля на актуализацию традиции философско – литературного синтеза 5. Общественно-исторического и научного значения народного творчества. Фольклор 6. Эстетическое и повседневность: от «опыта искусства» к эстетике повседневности в современной жизни 7. Эффект присутствия и эффект значения (Х. Гумбрехт) 8. Эстетическая дистанция и литературная коммуникация: понимание и интерпретация в концепции М. Бахтина 9. Ирония, игра и интерпретация (У. Эко, Э. Хирш, Р. Рорти и т.д.). 10. Концепция поэтического мышления М. Хайдеггера: образ, рациональность, «намек», метафора, понимание потаенного смысла 11. Литературная критика как парадигма социогуманитарных наук (Р. Бартр, Ю. Кристева) Письменное задание 1. Подготовить сравнительную таблицу по концепциям поэтического мышления и стилистики современной философии
2. Подготовить сравнительную таблицу о «национальном духе» как проявлении «бессознательно творящего духа» в реальной жизни его отображении в литературном творчестве
Контрольные вопросы 1. Текст – удовольствие и текст – наслаждение (Р. Барт) 2. Рационализм и поэтическое мышление (Г. Башляр) 3. Интеллектуал как носитель критического дискурса (М. Фуко) 4. Фактуальное и функциональное повествование (Ж. Женет) 5. Биографический метод в литературоведении и науках о духе 6. Генетический аспект литературоведческого анализа (К. Ясперс, Э. Эриксон, А. Гидденс) 7. Культурно-историческая школа в России (Н.И. Стороженко, И.Н. Жданов, С.А.Венгеров, В.М. Истрин, А.А. Шахов и т.д.) 8. Литература как предмет изучения историософии (В.И.Герье, В.О.Ключевский, Н.И.Кареев и т.д.) 9. Философско - психологическая школа в литературоведении: теория восприятия художественных явлений (Э. Геннекен), роль творческой индивидуальности писателя (П. Лакомб) 10. Г.В. Плеханов: историко-материалистический (монистический) принцип исследования в литературе Литература Основная Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т.1-2. М., 1963 Академические школы в русском литературоведении. М., 1975 Гудзий Н.К. Изучение русской литературы в Московском университете (Дооктябрьский период). М., 1958 Дашкевич Н.П.Постепенное развитие науки истории литератур и современные ее задачи // Университетские известия. Киев. 1877, № 10 Кареев Н.И. Что такое история литературы? (Несколько слов о литературе и задаче ее истории) // Филологические записки. Воронеж.1885 Крупчанов Л.М. Культурно-историческая школа в русском литературоведении. М., 1988 Курилов А.С. В.К.Тредиаковский и начало формирования в России историко - литературного мышления // Филологические науки. 1979. № 3 Лихачев Д.С. Текстология. Краткий очерк. Л., 1964 Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. Т.1-2. М., 1976 Овсянико - Куликовский Д.Н. Язык и искусство. СПб., 1895 Овсянико - Куликовский Д.Н. Вопросы психологии творчества. СПб., 1902 Плеханов Г.В. Искусство и общественная жизнь // Литература и эстетика. Т.1. М., 1958 Дополнительная Русская наука о литературе в конце XIX - начале ХХ в. М., 1982 Русские писатели о литературном труде. Т.1-4. Л., 1955 Сиповский В.В. История литературы как науки. СПб. и М. 1911 Тэн И. Философия искусства. М., 1933 Тэн И. О методе критики и об истории литературы. СПб., 1896 Веселовский А.Н. Западное влияние в новой русской литературе. 5-е изд. М., 1916 Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968 Горький М. История русской литературы. М., 1939 Грифцов Б.А. Психология писателя. М., 1988 Гришунин А.Л. Психологическая школа // Литература в школе. 2001. № 4. С.19-21. Евлахов А.М. Введение в философию художественного творчества. Опыт историко - литературной методологии. Т.Т-ТТТ. 1910-1917
Семинар (коллоквиум) 9 Тема – Философия и история культуры Вопросы и задания 1. Классификация понятий: «культура», «цивилизация», «просвещение», «образование», «пайдейа», «самосознание», «понимание» и т.д. 2. Генезис термина «культурология» и его отличие от «философии культуры» 3. Понимание природы культуры в античной философии 4. Особенности интерпретации культуры в философии и теологии Средневековья. Система семи свободных искусств как основа образования 5. Гуманизм и диалогичность ренессансного мышления: антропоцентризм и поиск новых эстетических форм теоретического осмысления 6. Просвещение как первый проект модерна (культура - связующее начало цивилизации). Контр - просвещение и утверждение национальной культуры 7. Немецкая идеалистическая философия и понимание культуры как мира свободного целеполагания и объективации духа - этика и философия И. Канта: человек в мире культуры - анализ работы И.К. Аделунга «Опыт истории культуры человеческого рода» (1782). Пять признаков культуры - концепция культуры Г. Гегеля: соотношение понятий «субъективный» (просвещение) и «объективный» (культура) дух 8. Образы философии культуры в середине XIX – первой половине ХХ вв. - К. Маркс и историко-материалистическая концепция культуры - Н.Я.Данилевский: идея культурно-исторических типов как морфологическая типология - герменевтика Ф. Шлейермахера как метода понимания произведений культуры -В. Дильтей: культура в системе наук о духе -отказ евразийства от ценностной иерархии между культурами (Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий и т.д.) -экзистенциалы бытия М.Хайдеггера: антиномичность культурного творчества -структурализм как анализ коммуникативных систем и выявление структуры произведений культуры при их трансформации (Вяч. В. Иванов, Б.А.Успенский, Ю.М.Лотман и т.д.) Письменное задание 1. Подготовить сравнительную таблицу онтологического единства мира культуры в контексте концептуальной поливариантности
2. Подготовить сравнительную таблицу онтология философии культурологии в ХХI веке
Контрольные вопросы 1. Точки зрения на предмет философии культуры Л.Г. Ионина, В.М. Межуева, Л.И. Михайловой, Б.С. Ерасова. 2. Понятия «социологического эквивалента культуры» и «культурологического эквивалента социума» (Г.В. Плеханов) 3. «Хаос» и «порядок» как новые социокультурные категории 4. Механизм культурной преемственности и культурного наследования 5. П.М. Бицилли философия культуры: различие между содержанием и понятием 6. Введение оппозиции «культура – ментальность» в петербургской школе И.М. Гревса (О.А. Добиаш - Рождественская, Г.П.Федотов, Л.П. Карсавин и т.д.) 7. Х. Ортега-и-Гассет: поэзия как адекватная форма самораскрытия бытия 8. М.Бубер: онтология со - бытия. Оппозиция трансцендентальной и диалогической философии 9.Постмодернизм и контркультура: культура как мнимая предметная конструкция Литература Основная Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979 Берлин И. Противники Просвещения – В кн.: Философия свободы. М., 2001 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.,1984 Культурология. ХХ век. М.,1995 Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодернизма. СПб.1998 Неретина С.С., Огурцов А.П. Время культуры. СПб., 2000 Тиллих П. Теология культуры. М.,1950 Христос и культура. Избранные труды Ричарда и Райнхольда Нибура. М.,1996 Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. // Избранное, М.,1993 Асоян А., Малафеев А. Открытие идеи культуры. Опыт русской культурологии середины Х1Х и начала ХХ веков. М., 2001 Берковский Н.Я. Философия немецкого романтизма. М.,1978 Бицилли П.М.Место Ренессанса в истории культуры. Спб.1996 Дополнительная Библер В.С. На гранях логики культуры. М.,1997 Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм.- В кн.: Избранное. Дух и история. М.,1995 Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии, 1990, № 4 Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М. 1998 Михайлов Ф.Т. Избранное, М., 2001 Петров М.К. Язык, знак, культура. М.,1990
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (414)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |