Методические рекомендации аспирантам по самостоятельной работе
При изучении курса целесообразно придерживаться следующей последовательности: 1. До посещения первой лекции: а) внимательно прочитать основные положения программы курса; б) подобрать необходимую литературу и ознакомиться с её содержанием. 2. После посещения лекции: а) углублено изучить основные положения темы программы по материалам лекции и рекомендуемым литературным источникам; б) дополнить конспект лекции краткими ответами на каждый контрольный вопрос к теме и при возможности выполнить задание для самостоятельной работы; в) составить список вопросов для выяснения во время аудиторных занятий; г) подготовиться к практическим занятиям. Самостоятельная работа аспирантов по заданию преподавателя должна быть спланирована и организована таким образом, чтобы дать возможность не только выполнять текущие учебные занятия, но и научиться работать самостоятельно. Контроль за самостоятельной работой аспирантом осуществляется преподавателем на практических занятиях. Самостоятельная работа представляет собой работу с материалами лекций, чтение книг (учебников), изучение дополнительной литературы с конспектированием материала. Такое чтение с конспектированием должно обязательно сопровождаться также выявлением и формулированием неясных вопросов, вопросов, выходящих за рамки темы (для последующего поиска ответа на них). Полезно записывать новые термины, идеи или цитаты (для последующего использования). Желательно проецировать изучаемый материал на свою повседневную или будущую профессиональную деятельность. В структуру самостоятельной работы входит 1. работа аспирантов на лекциях и над текстом лекции после нее, в частности, при подготовке к зачету; 2. подготовка к практическим занятиям (подбор литературы к определенной проблеме; работа над источниками; составление сообщения и пр.), 3. работа на практических занятиях, проведение которых ориентирует аспирантов на творческий поиск оптимального решения проблемы, развивает навыки самостоятельного мышления и умения убедительной аргументации собственной позиции. Аспирант должен проявить способность самостоятельно разобраться в работе и выработать свое отношение к ней, используя полученные в рамках данного курса навыки. Задания для самостоятельной работы аспирантов являются составной частью учебного процесса. Выполнение заданий способствует: ü закреплению и расширению полученных аспирантами знаний по изучаемым вопросам в рамках учебной дисциплины «История и философия науки» ü развитию навыков работы со и специальной литературой ü развитию навыков обобщения и систематизации информации; ü развитию навыков анализа глобальных проблем современности, выявления тенденций изменения различных социокультурных показателей. Самостоятельная работа приобщает аспирантов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем в сфере экономики и страхования, в частности. Задания для самостоятельной работы выполняются аспирантами во внеаудиторное время. Методические рекомендации аспирантам по подготовки к семинару (коллоквиуму) Семинар (коллоквиум) 1 Тема – Специфика и характерные черты формирования теория познания И методология науки Вопросы и задания 1. Наука как самостоятельный вид духовной деятельности. Основные периоды в развитии науки 2. Три грани науки: наука как знание, наука как вид деятельности, наука как социальный институт. 3. Связь теории познания и методологии науки: эмпирический и теоретический подходы. 4. Теория познания И.Канта. 5. Понятие субъекта и объекта познания в философии И.Г. Фихте. 6. Эволюционная эпистемология и методология науки 7. Природа внесубъективной научной деятельности (наука как объективная данность) 8. Жизнь как познавательный процесс (К. Лоренц): предзаданность структур познания Письменное задание 1. Подготовить сравнительную таблицу генезиса материалистического течения философской мысли и ее влияния на становление научной социокультурной традиции
2. Подготовить сравнительную таблицу понимания поля философской проблематики в позитивистской и постпозитивистской философии науки
Контрольные вопросы 1. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки 2. Позитивистская традиция в философии науки 3. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности 4. Функции науки в жизни общества 5. Структура эмпирического знания - эксперимент и наблюдение - случайные и систематические наблюдения 6. Структуры теоретического знании - первичные теоретические модели и закон -теоретические модели как элемент внутренней организации теории - гипотетико-дедуктивная концепция теоретических знаний - конструктивные методы 7. Перспективы научно-технического прогресса Литература Основная Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998 Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М.: Наука, 1988 Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983 Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996 Кун Т. Структура научных революций. М.: Изд. АСТ, 2001 Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.,1985 Дополнительная Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХУП-ХУШ вв.). М., 1987 Наука в культуре. М., 1998 Принципы историографии естествознания. ХХ век. / Отв. ред. И.С. Тимофеев М., 2001 Современная философия науки. Хрестоматия. / Составитель А.А. Печенкин М., 1996 Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000 Разум и экзистенция. Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999 Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988 Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987 Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М., 1990 Косарева Л.Н. Социакультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989 Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 2012 Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001 Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995 Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (878)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |