Семинар (коллоквиум) 10
Тема – Философские аспекты естествознания: глобальные проблемы И общечеловеческие ценности Вопросы и задания 1. Наука в культуре современной цивилизации: традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития 2. Философско – методологические обоснования возникновения научного знания и основные стадии исторической эволюции - культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки (натурфилософия, логика, математика) - развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах -роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого - онтологические и гносеологические позиции формирования научного знания в культурах запедноевропейского и восточного средневекового мира (сравнительная характеристика) -развитие математики и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам, Лейбниц, Б. Спиноза и т.д. -возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт и т.д. - формирование науки как профессиональной деятельности c XVIII в. и по текущий период 4. Многообразие типов научного знания: эмпирический и теоретический уровни 5. Научная картина мира. Типы научной рациональности 6. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке 7. «Синергетические» системы и новые стратегии научного поиска 8. Физические, химические, биологические формы движения материи 9. Понятия «вещество», «тело», «поле» в современной науке Письменное задание 1. Подготовить сравнительную таблицу основных функций науки в жизни общества
2. Подготовить сравнительную таблицу рассмотрения проблем экологической этики в современной западной философии
Контрольные вопросы 1. Нанотехнологии как междисциплинарная область естественнонаучного знания 2. Химия и микроэлектроника 3. Нанотехнологиии и биотехнологии 4. Философский и естественнонаучный аспекты проблемы сущности жизни 5. Уровни организации материи. Механизм, физикализм, витализм, холизм 6. Место эволюционного учения в биологии 7. Теории происхождения жизни Литература Основная Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990 Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ. и франц. М.: Прогресс, 1990 Малкей М. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983 Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998 Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М.: Наука, 1988 Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996 Томас Кун. Структура научных революций. М.: Изд. АСТ, 2001 Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.,1985 Традиции и революции в развитии науки. М.: Наука, 1991 Философия и методология науки. Учебник для вузов. (Колл. авторов)/ Под ред. В.И. Купцова. М.: Аспект-Пресс, 1996 Дополнительная Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983 Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХУ11-ХУШ вв.). М., 1987 Наука в культуре. М., 1998 Принципы историографии естествознания. ХХ век. /Отв. ред. И.С. Тимофеев. М., 2001 Современная философия науки. Хрестоматия. / Составитель А.А. Печенкин. М., 1996 Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000 Разум и экзистенция. Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999 Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988 Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987 Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М., 1990 Косарева Л.Н. Социакультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989 Семинар (коллоквиум) 11 Тема – Философские аспекты физической реальности Вопросы и задания 1. Натурфилософские корни физики. Физика в системе естественных наук 2. Методологические подходы к изучению развития физики: картины мира, исследовательские программы, научные революции 3. Философский и методологический подходы к формированию учений доклассической физики - картина мира по Аристотелю - принципы средневековий физики - идея системы мира по Р. Декарту, Г. Галилею, И. Ньютону 4. Становление экспериментального естествознания. Классическая методология построения физической теории 5. Пространство и время в классической физике 6. Кризис теоретической физики на рубеже XIX – XX вв. Теория электромагнитизма и понятие поля 7. Философия науки Максвелла 8. Материалистическая нтерпретация кризиса физики в философии Э. Маха Письменное задание 1. Подготовить сравнительную таблицу накопление системы знаний об электричестве и магнетизме в 1820 -1830-е гг.
2. Подготовить сравнительную таблицу понимания категории (закона) сохранения энергии как соотношения энергетической эквивалентности всех видов движения и взаимодействия
Контрольные вопросы 1. Парадоксы классической физики 2. Концепция «энергетизма» В. Оствальда 3. Закон сохранения энергии. Второе начало термодинамики 4. Концепция тепловой смерти Вселенной 5. Квантовая механика и теория относительности в системе неклассической науки 6. Структура пространства – времени в теории относительности 7. Информация и динамика. Информация на микро – и макроуровне. Информационные процессы Литература Основная Ансельм А.И. Очерки развития физической теории в первой трети XX в. М.: Наука, 1986 Гинзбург В.Л. Какие проблемы физики и астрофизики представляются сейчас особенно важными и интересными? // Гинзбург В. Л. О физике и астрофизике: статьи и выступления. 3-е изд. М.: Бюро Квантум, 1995 Глестон С. Атом. Атомное ядро. Атомная энергия. Развитие представлений об атоме и атомной энергии. М.: ИЛ, 1961 Дорфман Я. Г. Всемирная история физики (с древнейших времён до конца XVIII в.). М.: Наука, 1974 Дорфман Я. Г. Всемирная история физики (с начала XIX до середины XX вв.). М.: Наука, 1979 Очерки развития основных физических идей / Ред. А. Т. Григорьян, Л. С. Полак. М.: АН СССР, 1959 Уиттекер Э. Т. История теорий эфира и электричества. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001 Физика XIX-XX вв. в общенаучном и социокультурном контекстах. Физика XIX в. / Ред. Л. С. Полак, В. П. Визгин. М.: Наука, 1995 Дополнительная Дунская И. М. Возникновение квантовой электроники. М.: Наука, 1974 Каганов М. И., Френкель Я. И. Вехи истории физики твёрдого тела. М.: Знание, 1981 Кирсанов В. С. Научная революция XVII в. М.: Наука, 1987 Окунь Л. Б. Физика элементарных частиц. М.: Наука, 1988 Пайс А. Научная деятельность и жизнь Альберта Эйнштейна. М.: Наука, 1989 Физика Х1Х-ХХ вв. в общенаучном и социокультурном контекстах. Физика XX в. / Ред. Г. М. Идлис. М.: Янус-К, 1997
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (515)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |