Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинар (коллоквиум) 10



2016-01-02 515 Обсуждений (0)
Семинар (коллоквиум) 10 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема – Философские аспекты естествознания: глобальные проблемы

И общечеловеческие ценности

Вопросы и задания

1. Наука в культуре современной цивилизации: традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития

2. Философско – методологические обоснования возникновения научного знания и основные стадии исторической эволюции

- культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки (натурфилософия, логика, математика)

- развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах

-роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого

- онтологические и гносеологические позиции формирования научного знания в культурах запедноевропейского и восточного средневекового мира (сравнительная характеристика)

-развитие математики и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам, Лейбниц, Б. Спиноза и т.д.

-возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт и т.д.

- формирование науки как профессиональной деятельности c XVIII в. и по текущий период

4. Многообразие типов научного знания: эмпирический и теоретический уровни

5. Научная картина мира. Типы научной рациональности

6. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор

революционных преобразований в науке

7. «Синергетические» системы и новые стратегии научного поиска

8. Физические, химические, биологические формы движения материи

9. Понятия «вещество», «тело», «поле» в современной науке

Письменное задание

1. Подготовить сравнительную таблицу основных функций науки в жизни общества

линии сравнения наука как мировоззрение наука как производительная сила наука как социальная сила
       

 

2. Подготовить сравнительную таблицу рассмотрения проблем экологической этики в современной западной философии

представители проблемы экологической этики
Б. Калликот  
О. Леопольд  
Р. Аттфильд  
  и т.д.

Контрольные вопросы

1. Нанотехнологии как междисциплинарная область естественнонаучного знания

2. Химия и микроэлектроника

3. Нанотехнологиии и биотехнологии

4. Философский и естественнонаучный аспекты проблемы сущности жизни

5. Уровни организации материи. Механизм, физикализм, витализм, холизм

6. Место эволюционного учения в биологии

7. Теории происхождения жизни

Литература

Основная

Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ. и франц. М.: Прогресс, 1990

Малкей М. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998

Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М.: Наука, 1988

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996

Томас Кун. Структура научных революций. М.: Изд. АСТ, 2001

Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.,1985

Традиции и революции в развитии науки. М.: Наука, 1991

Философия и методология науки. Учебник для вузов. (Колл. авторов)/ Под ред. В.И. Купцова. М.: Аспект-Пресс, 1996

Дополнительная

Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХУ11-ХУШ вв.). М., 1987

Наука в культуре. М., 1998

Принципы историографии естествознания. ХХ век. /Отв. ред. И.С. Тимофеев. М., 2001

Современная философия науки. Хрестоматия. / Составитель А.А. Печенкин. М., 1996

Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000

Разум и экзистенция. Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999

Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988

Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987

Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М., 1990

Косарева Л.Н. Социакультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989

Семинар (коллоквиум) 11

Тема – Философские аспекты физической реальности

Вопросы и задания

1. Натурфилософские корни физики. Физика в системе естественных наук

2. Методологические подходы к изучению развития физики: картины мира, исследовательские программы, научные революции

3. Философский и методологический подходы к формированию учений доклассической физики

- картина мира по Аристотелю

- принципы средневековий физики

- идея системы мира по Р. Декарту, Г. Галилею, И. Ньютону

4. Становление экспериментального естествознания. Классическая методология построения физической теории

5. Пространство и время в классической физике

6. Кризис теоретической физики на рубеже XIX – XX вв. Теория электромагнитизма и понятие поля

7. Философия науки Максвелла

8. Материалистическая нтерпретация кризиса физики в философии Э. Маха

Письменное задание

1. Подготовить сравнительную таблицу накопление системы знаний об электричестве и магнетизме в 1820 -1830-е гг.

представители понимание проблем электричества и магнетизма
Дж. Генри  
М. Фарадей  
Э. Х. Ленц  
Б. С. Якоби и т.д.

 

2. Подготовить сравнительную таблицу понимания категории (закона) сохранения энергии как соотношения энергетической эквивалентности всех видов движения и взаимодействия

представители понимание проблем сохранения энергии
Дж. П. Джоуль  
Г. Гельмгольц  
Р. Майер  
  и т.д.

 

Контрольные вопросы

1. Парадоксы классической физики

2. Концепция «энергетизма» В. Оствальда

3. Закон сохранения энергии. Второе начало термодинамики

4. Концепция тепловой смерти Вселенной

5. Квантовая механика и теория относительности в системе неклассической науки

6. Структура пространства – времени в теории относительности

7. Информация и динамика. Информация на микро – и макроуровне. Информационные процессы

Литература

Основная

Ансельм А.И. Очерки развития физической теории в первой трети XX в. М.: Наука, 1986

Гинзбург В.Л. Какие проблемы физики и астрофизики представляются сейчас особенно важными и интересными? // Гинзбург В. Л. О физике и астрофизике: статьи и выступления. 3-е изд. М.: Бюро Квантум, 1995

Глестон С. Атом. Атомное ядро. Атомная энергия. Развитие представлений об атоме и атомной энергии. М.: ИЛ, 1961

Дорфман Я. Г. Всемирная история физики (с древнейших времён до конца XVIII в.). М.: Наука, 1974

Дорфман Я. Г. Всемирная история физики (с начала XIX до середины XX вв.). М.: Наука, 1979

Очерки развития основных физических идей / Ред. А. Т. Григорьян, Л. С. Полак. М.: АН СССР, 1959

Уиттекер Э. Т. История теорий эфира и электричества. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001

Физика XIX-XX вв. в общенаучном и социокультурном контекстах. Физика XIX в. / Ред. Л. С. Полак, В. П. Визгин. М.: Наука, 1995

Дополнительная

Дунская И. М. Возникновение квантовой электроники. М.: Наука, 1974

Каганов М. И., Френкель Я. И. Вехи истории физики твёрдого тела. М.: Знание, 1981

Кирсанов В. С. Научная революция XVII в. М.: Наука, 1987

Окунь Л. Б. Физика элементарных частиц. М.: Наука, 1988

Пайс А. Научная деятельность и жизнь Альберта Эйнштейна. М.: Наука, 1989

Физика Х1Х-ХХ вв. в общенаучном и социокультурном контекстах. Физика XX в. / Ред. Г. М. Идлис. М.: Янус-К, 1997

 



2016-01-02 515 Обсуждений (0)
Семинар (коллоквиум) 10 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинар (коллоквиум) 10

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (515)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)