Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинар (коллоквиум) 2



2016-01-02 447 Обсуждений (0)
Семинар (коллоквиум) 2 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема – Современные дискуссии в области методологии гуманитарных наук

Вопросы и задания

1. Основные направления модификации феноменолого – герменевтической программы во второй половине XX века.

2. «Прививка» аналитической философии к древу герменевтики (К.О. Апель, Ю. Хабермас).

3. Когнитивный подход в методологии гуманитарных наук.

4. Социологический подход в современной методологии гуманитарных наук (неомарксизм, П. Бурдье): методологические аспекты.

5. Постпозитивистская программа и гуманитарные науки: отказ от нормативных критериев научности

6. Принцип «критической проверки» и его онтологическая подоплека

7. Поструктуралистские идеи в современной методологии гуманитарных наук

Письменное задание

1. Подготовить сравнительную таблицу основных аспектов коммуникативности в социально – гуманитарных науках

объяснение понимание язык текст интерпритация
         

 

2. Подготовить сравнительную таблицу диалектика веры и сомнения как «форм жизни» (Л.Витгенштейн) в допонятийных структурах социально – гуманитарного знания

вера знание достоверность сомнение «укорененность веры»
         

 

3. Подготовить сравнительную таблицу основных исследовательских программ в социально – гуманитарных науках

линии сравнения натуралистическая антинатуралистическая
     

 

Контрольные вопросы

1. Эволюция аналитической программы, ее современное состояние и основные оппоненты

2. Фаллибилизм и возможность точного знания

3. Идея диалого и действенно – исторического сознания Х.Г. Гадамера

4. Поступок и ценность по Сартру: проблемы коммуникации в обществе

5. Знак в интерпретации Ч. Пирса и идея трансформации в философии К.О. Апеля

6. Проблема врожденности языковых структур и понятие «языковой инстинкт»

7. Критика традиционных методов гуманитарных наук: психологизма и историзма. Принцип «критической проверки».

Литература

Основная

Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч. в 7-ми т. Т. 5. М., 1996

Валлерштейн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге XXI века. Новые направления исследования. М., 1998

Гадамер Х. Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988

Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10

Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002

Социальное знание и социальные изменения. Отв. Ред. В.Г.Федотова. М., 2001

Степин В.С. Научное знание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10

Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992

Дополнительная

Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

Розов Н.С. Философия и теория истории. М. 2002

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001

Маннгейм К. Очерки социологии знания. Теория познания - Мировоззрение - Историзм. М. 1998

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998

Семинар (коллоквиум) 3

Тема – Философия образования: новое видение социальной практики

Вопросы и задания

1. Понятия: «образование», «воспитание», «пайдейя», «философия образования»

2. Философия образования: как новая межпредметная сфера знания как новое социальное

исследование

3. Идеалы и ценности образования в истории философии: генезис проблематики

4. Учение об отчуждении духа и концепция образования у Гегеля. Проблемы признания и социальной идентичности. Традиция как разум: напряженность между универсальным и частно – индивидуальным

5. Антропология И.Канта и учение о способностях человека. Учение о познании. Учение о морали. Политическая теория. Телеология и эстетика.

6. Педагогические идеи в традиции русской мысли XI - начала XX вв. («панморализм» Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого).

7. «Философия образования» В.В. Розанова

8. Индивидуальная культура личности и образование. Самообразование: условия и возможности его развития.

9. Образование с позиций культуры управления: менеджмент качества как новая парадигма в образовании.

Письменное задание

1. Подготовить сравнительную таблицу понимания категорий «образование» и «воспитание» в истории философской мысли

хронологический период категории «образование», «воспитание»
античная философия  
средневековая философия  
философия эпохи Возрождения  
философия Нового времени  
Новейшая философия  

 

2. Подготовить сравнительную таблицу понимания категории «философия образования» в отечественной и зарубежной проблематике

линии сравнения отечественная проблематика зарубежная проблематика
     
     

Контрольные вопросы

1. Образование как социальное исследование, способ приобретения знаний, производство смысла и понимания

2. Новые требования к системе образования, связанные с переходом от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу

3. Принцип «открытого общества» в управлении системой образования

4.Педагогическая антропология: проблематика целостности формирования личности воспитанника

5. Философия образования: многопарадигмальность педагогического знания

6. Синергетический подход в исследовании образования и его практик.

Литература

Основная

Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики – М., 1993

Ильин Г.Л. Философия образования – М., 2002

Гершунский Б.С. Философия образования – М., 1998

Образование в конце ХХ века (материалы “круглого стола”) // Вопросы философии № 9, 1992

Философия образования: состояние, проблемы и перспективы (материалы заочного “круглого стола”) // Вопросы философии № 11, 1995

Российская наука и молодежь (материалы “круглого стола” // Вопросы философии № 11, 2004)

Философия образования // Педагогика № 4, 1995

О проблеме образования в современной России. Материалы круглого стола, посвященного поликультурному образованию // Полигнозис, 2002, № 2.

Кучуради И. ПАIDЕА как субъективное условие разумного существования прав человека // Вопросы философии, 1999, № 8

Артемов В.М. Свобода в системе приоритетных ценностей современного образования // Философия и общество, 1998 № 5

Карпов А.О. Принципы научного образования // Вопросы философии, 2004, № 11

Дополнительная

История педагогики / Под ред. М.Ф.Шабаевой. М., 1981

Коджаспирова Г.М. История и философия образования в таблицах и схемах – М, 1998

Философия образования – Сб. МГУ под ред. А.Н. Кочергина – М., 1996

Долженко О.В. Очерки по философии образования – М., 1995

Антология педагогической мысли: В 3 т. Т.2. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании / Сост. Н.Н.Кузьмин.- М., 1989

Юлина Н.С. Философия для детей // Вопросы философии, 1993, № 9

Поддьяков А.Н. Философия образования: проблемы противодействия // Вопросы философии, 1999, № 8

Мищенко А. И. Педагогический процесс как целостное явление. - М., 1993

 



2016-01-02 447 Обсуждений (0)
Семинар (коллоквиум) 2 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинар (коллоквиум) 2

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (447)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)