Семинар (коллоквиум) 2
Тема – Современные дискуссии в области методологии гуманитарных наук Вопросы и задания 1. Основные направления модификации феноменолого – герменевтической программы во второй половине XX века. 2. «Прививка» аналитической философии к древу герменевтики (К.О. Апель, Ю. Хабермас). 3. Когнитивный подход в методологии гуманитарных наук. 4. Социологический подход в современной методологии гуманитарных наук (неомарксизм, П. Бурдье): методологические аспекты. 5. Постпозитивистская программа и гуманитарные науки: отказ от нормативных критериев научности 6. Принцип «критической проверки» и его онтологическая подоплека 7. Поструктуралистские идеи в современной методологии гуманитарных наук Письменное задание 1. Подготовить сравнительную таблицу основных аспектов коммуникативности в социально – гуманитарных науках
2. Подготовить сравнительную таблицу диалектика веры и сомнения как «форм жизни» (Л.Витгенштейн) в допонятийных структурах социально – гуманитарного знания
3. Подготовить сравнительную таблицу основных исследовательских программ в социально – гуманитарных науках
Контрольные вопросы 1. Эволюция аналитической программы, ее современное состояние и основные оппоненты 2. Фаллибилизм и возможность точного знания 3. Идея диалого и действенно – исторического сознания Х.Г. Гадамера 4. Поступок и ценность по Сартру: проблемы коммуникации в обществе 5. Знак в интерпретации Ч. Пирса и идея трансформации в философии К.О. Апеля 6. Проблема врожденности языковых структур и понятие «языковой инстинкт» 7. Критика традиционных методов гуманитарных наук: психологизма и историзма. Принцип «критической проверки». Литература Основная Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч. в 7-ми т. Т. 5. М., 1996 Валлерштейн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге XXI века. Новые направления исследования. М., 1998 Гадамер Х. Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988 Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10 Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002 Социальное знание и социальные изменения. Отв. Ред. В.Г.Федотова. М., 2001 Степин В.С. Научное знание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10 Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992 Дополнительная Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. Розов Н.С. Философия и теория истории. М. 2002 Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001 Маннгейм К. Очерки социологии знания. Теория познания - Мировоззрение - Историзм. М. 1998 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998 Семинар (коллоквиум) 3 Тема – Философия образования: новое видение социальной практики Вопросы и задания 1. Понятия: «образование», «воспитание», «пайдейя», «философия образования» 2. Философия образования: как новая межпредметная сфера знания как новое социальное исследование 3. Идеалы и ценности образования в истории философии: генезис проблематики 4. Учение об отчуждении духа и концепция образования у Гегеля. Проблемы признания и социальной идентичности. Традиция как разум: напряженность между универсальным и частно – индивидуальным 5. Антропология И.Канта и учение о способностях человека. Учение о познании. Учение о морали. Политическая теория. Телеология и эстетика. 6. Педагогические идеи в традиции русской мысли XI - начала XX вв. («панморализм» Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого). 7. «Философия образования» В.В. Розанова 8. Индивидуальная культура личности и образование. Самообразование: условия и возможности его развития. 9. Образование с позиций культуры управления: менеджмент качества как новая парадигма в образовании. Письменное задание 1. Подготовить сравнительную таблицу понимания категорий «образование» и «воспитание» в истории философской мысли
2. Подготовить сравнительную таблицу понимания категории «философия образования» в отечественной и зарубежной проблематике
Контрольные вопросы 1. Образование как социальное исследование, способ приобретения знаний, производство смысла и понимания 2. Новые требования к системе образования, связанные с переходом от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу 3. Принцип «открытого общества» в управлении системой образования 4.Педагогическая антропология: проблематика целостности формирования личности воспитанника 5. Философия образования: многопарадигмальность педагогического знания 6. Синергетический подход в исследовании образования и его практик. Литература Основная Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики – М., 1993 Ильин Г.Л. Философия образования – М., 2002 Гершунский Б.С. Философия образования – М., 1998 Образование в конце ХХ века (материалы “круглого стола”) // Вопросы философии № 9, 1992 Философия образования: состояние, проблемы и перспективы (материалы заочного “круглого стола”) // Вопросы философии № 11, 1995 Российская наука и молодежь (материалы “круглого стола” // Вопросы философии № 11, 2004) Философия образования // Педагогика № 4, 1995 О проблеме образования в современной России. Материалы круглого стола, посвященного поликультурному образованию // Полигнозис, 2002, № 2. Кучуради И. ПАIDЕА как субъективное условие разумного существования прав человека // Вопросы философии, 1999, № 8 Артемов В.М. Свобода в системе приоритетных ценностей современного образования // Философия и общество, 1998 № 5 Карпов А.О. Принципы научного образования // Вопросы философии, 2004, № 11 Дополнительная История педагогики / Под ред. М.Ф.Шабаевой. М., 1981 Коджаспирова Г.М. История и философия образования в таблицах и схемах – М, 1998 Философия образования – Сб. МГУ под ред. А.Н. Кочергина – М., 1996 Долженко О.В. Очерки по философии образования – М., 1995 Антология педагогической мысли: В 3 т. Т.2. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании / Сост. Н.Н.Кузьмин.- М., 1989 Юлина Н.С. Философия для детей // Вопросы философии, 1993, № 9 Поддьяков А.Н. Философия образования: проблемы противодействия // Вопросы философии, 1999, № 8 Мищенко А. И. Педагогический процесс как целостное явление. - М., 1993
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (447)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |