Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сравнительная характеристика синтетических и натуральных волокон, используемых для изготовления зубных щеток



2016-01-02 1070 Обсуждений (0)
Сравнительная характеристика синтетических и натуральных волокон, используемых для изготовления зубных щеток 0.00 из 5.00 0 оценок




Вид сравнения Синтетическое волокно Натуральное волокно
1.Поверхность Гладкая полированная, беспористая С заусенцами, пористая
2.Срединный канал Отсутствует возможность задержки микроорганизмов Присутствует возможность задержки микроорганизмов
3.Состояние кончика волокна Закруглен, отполирован Не закруглен, расслаивается
4.Дезинфекция Возможна физическая и химическая обработка Сложности, имеется возможность сохранения микроорганизмов

 

Жесткость зубной щетки определяется составом волокон, диаметром и длиной щетинок, а также их количеством в пучке. Наиболее эффективны зубные щетки средней степени жесткости, т.к. их щетина является более гибкой, что позволяет ей проникать в межзубные промежутки, фиссуры и качественнее очищать десневую бороздку. Мягкие зубные щетки предназначаются для очистки молочных зубов, а также их рекомендуется использовать пациентам с воспалительными заболеваниями пародонта и слизистой оболочки полости рта. Жесткую щетину следует применять пациентам, у которых наблюдается тенденция к повышенному образованию минерализованных и неминерализованных зубных отложений.

Очищающая эффективность зубной щетки оптимальна, если размер головки позволяет охватить 2 – 3 зуба. При этом, длина рабочей части зубной щетки для детей младшего возраста (1 год – 6 лет) должна быть равна 18мм, для детей старшего возраста (7 лет и старше) – 22мм, для подростков (от 9 лет) – 23 – 24мм, а для взрослых – 23 – 30мм.

Как и мануальные, электрические зубные щетки делятся на:

- гигиенические

- профилактические.

Противопоказаниями к чистке зубов электрощетками являются:

· подвижность зубов III степени

· гипертрофический гингивит

· стоматит

· хирургические вмешательства на пародонте, особенно с использованием мембран

· операции, в т.ч. онкологические в полости рта

Правила использования зубной щетки:

1. тщательно вымыть руки

2. прополоскать рот водой

3. промыть зубную щетку водой с мылом

4. нанести зубную пасту (от небольшой капли до средней полоски)

5. правильно почистить зубы

6. прополоскать рот водой (не тщательно)

7. промыть зубную щетку, намылить ее и оставить стоять в стакане.

 

Зубную щетку необходимо заменять, как только появятся признаки ее износа (выпадение щетинок, их разволокнение, деформация, укорочение, потеря формы). Такая щетка теряет свою упругость, и очищающие ее свойства снижаются. Срок службы зубной щетки — 1—4 мес. Он зависит от качества щетины. Зубную щетку из натуральной щетины следует заменять в среднем 1 раз в 3—4 мес, из искусственного волокна — 1 раз в 1—2 мес.

Зубные порошки хорошо очищают все поверхности зубов от мягкого зубного налета, удаляют налет курильщика и идеально полируют эмаль зубов. Они значительно дешевле зубных паст. Однако в настоящее время ими пользуются значительно реже, т.к. по своим абразивным качествам они агрессивны в отношении твердых тканей зуба и десны, а дезодорирующие и освежающие их свойства проявляются только в начале пользования. Они являются чисто гигиеническим, а не лечебно-профилактическим средством.

Зубной порошок представляет собой смесь абразивных материалов с отдушками. Абразивные материалы являются основными компонентами зубных порошков (98 – 99%). В качестве абразивных материалов применяются:

· химически осажденный мел

· аэросил

· углекислый магний и другие

ароматические вещества обычно составляют 1 – 2% от общего состава зубного порошка и вводятся в его состав для придания ему освежающего действия и приятного вкуса. В качестве отдушек применяют ментол и разнообразные масла:

· анисовое

· гвоздичное

· эвкалиптовое и другие

Зубные пасты можно подразделить на три основные группы:

· индивидуальные – предназначенные для индивидуального использования в бытовых условиях;

· специальные – обладающие выраженными лечебными свойствами и относящиеся к парафармацевтической продукции;

· профессиональныепредназначенные для профессионального использования в условиях стоматологического лечебного учреждения.

К комбинированным зубным пастам относятся те пасты, в состав которых входят два или более лечебно-профилактических компонента, направленных на лечение и профилактику одного и того же вида патологии.

К комплексными зубным пастам относят те пасты, в которые входит один и более лечебно-профилактический компонент, но при этом действующих на различные виды патологии.

Назначением зубной пасты является выполнение гигиенических процедур в полости рта путем очищения зубов, десен, межзубных промежутков, языка от остатков пищи, мягкого зубного налета, слизи, а также удаления зубной бляшки.

Зубные пасты выпускаются в виде пасты, геля, крема, пасты-ополаскивателя, жидкой зубной пасты.

В целом зубные пасты представляют собой многокомпонентную сложную систему, в состав которой входят:

· вода (растворитель – 1 – 5%)

· абразивные вещества

· связующие вещества

· пенообразующие вещества

· антисептики-консерванты

· отдушки

· вкусовые добавки

· красители

кроме того, в состав многих паст входят антимикробные вещества типа хлоргексидина, который уничтожает неспецифические микрофлору зубного налета, снижая ее количество в полости рта. В состав зубных паст также входят различные противовоспалительные вещества, в основном, растительного происхождения.

С помощью абразивных веществ достигается очищение и полирование поверхностей зубов (мел, фосфаты кальция, соединения кремния и др.). абразивные компоненты составляют до 40% объема зубной пасты.

Зубные пасты имеют различную степень абразивности:

· низкую и очень низкую (зубные пасты, используемые при повышенной чувствительности эмали зубов – Sensitive);

· среднюю (большинство выпускаемых зубных паст);

· высокую (зубные пасты для курильщиков - Smokers).

Увлажняющие вещества (увлажнители) являются одним из важных компонентов зубной пасты, препятствующими испарению воды и способствующими сохранению однородности пасты, что обеспечивает легкое ее выдавливание из тубы. К ним относятся многоатомные спирты, в частности, глицерин, полиэтиленгликоль.

Связующие вещества используются дляпридания зубной пасте однородной консистенции. От общего объема содержимого они обычно составляют 1-5%. Задачей связующих веществ является удержание воедино всех компонентов зубной пасты. Для данных целей применяют гидроколлоиды.

Пенообразующие вещества (детергенты) составляют 1-2%. В состав зубной пасты входят пенообразующие, в частности , поверхностно-активные вещества (ПАВ). Их роль а очищении заключается в том, что поверхностно активные вещества обволакивают ткани зуба и мягкий зубной налет, разделяя и отделяя их друг от друга.

Антисептики-консерванты предназначены для оказания бактериостатического действия. Консерванты в составе зубных паст препятствуют развитию микрофлоры в процессе хранения паст, транспортировки и их использования. В качестве стабилизирующих консервантов в большинстве зубных паст используют натрия бензоат, пропилпарабен, метилпарабен, параформальдегид.

Отдушки и вкусовые наполнители являются важными компонентами зубных паст, поддерживающими их органолептические свойства. Они делают пасту приятной на вкус, запах и цвет. С данной целью применяют ментол, анис, мяту перечную, мяту колосовую, эвкалипт, кориандр (не более 1,5%).

Вещества, обеспечивающие вкусовые качества – сахарозаменители (сорбит, ксилит, сахарин) способны ингибировать процесс роста и размножения кариесогенных бактерий.

Вода является одним из основных компонентов зубной пасты, связывающим в единое все ингредиенты. Обычно она составляет 20 – 30%. Для зубных паст применяют дистиллированную, ионизированную воду и т.п.

В целом все зубные пасты можно разделить на лечебно-профилактические и гигиенические.

Лечебно-профилактические вещества – это те компоненты, которые гигиеническую пасту позволяют сделать лечебно-профилактической, обеспечивая ей данные свойства.

Таким образом, в зависимости от состава лечебно-профилактических веществ, зубные пасты условно подразделяют на :

· противокариозные

· противовоспалительные

· снижающие чувствительность зубов

· препятствующие отложению или кальцификации зубного налета

· при ксеростомии ( нарушении слюноотделения)

· отбеливающие

Наиболее массовое лечебно-профилактическое средство представляют противокариозные зубные пасты. Они способствуют укреплению минеральных тканей зуюа и предупреждают образование зубного налета. Это возможно достигнуть путем введения в состав зубных паст противокариозных добавок – соединений фтора и кальция. Такие зубные пасты делятся на фторидсодержащие и кальций-фосфат содержащие.

Фторидсодержащие пасты благодаря фториду обладают способностью повышать резистентность зубных тканей путем химического превращения гидроксиапатита эмали в гидрофторапатит, который очень резистентен к растворению эмали кислотами.

На сегодняшний день в качестве фтористых соединений в составе зубных паст используются:

· натрия фторид

· натрия монофторфосфат

· аминофториды

Фторид натрия является незаменимым компонентом зубных паст. Он безвкусен, не окрашивает пелликулу, образует слой фторида, легко смываемого и выводимого из полости рта. Оптимальная концентрация в зубных пастах натрия фторида – 0,243%.

Натрия монофторфосфат первоначально сочетался с большим количеством абразивов. Безвкусный, не окрашивает пелликулу, и совместим с чистящими веществами. Однако, по некоторым сведения, он не образует в достаточной мере слой фторида кальция и довольно быстро выводится из полости рта. Оптимальная концентрация натрия монофторфосфата – 0,88%.

Аминофториды являются соединениями, в которых гидрофобная бикарбанатная цепочка имеет связь с гидрофильными аминами жирной кислоты, растворимой в воде. Аминофториды, благодаря своей поверхностной активности, образуют на поверхности зубов тонкую пленку – депо фторида.

В России хорошие фторидсодержащие зубные пасты выпускаются в Санкт-Петербурге («Невская Косметика») – «Невский жемчуг-фтор», «Невскийжумчуг-тотал», «Детский жемчуг», в Москве («Свобода») – «Каримед», «Комильфо».

Среди импортных зубных паст популярностью пользуются следующие кариесопрофилактические пасты: «Pepsodent», «Macleans», «Fluorodent».

Обычно в кальций-фосфат содержащие пасты вводятся одно- и двузамещенные фосфаты калия и натрия, соли фосфорной кислоты, макро- и микроэлементы, способные перестроить химический состав твердых тканей зуба.

Противовоспалительные зубные пасты

В состав таких паст входят биологически активные добавки: антисептики, лекарственные травы, витамины, ферменты, соли. Эти пасты показаны при гингивите, при воспалительных и воспалительно-дистрофических заболеваниях тканей пародонта и слизистой оболочки полости рта, а также для профилактики данных заболеваний.

В последнее время противовоспалительные зубные пасты стали широко использоваться и к таким пастам можно отнести: «Пародонтол», «Лесной бальзам», «Parodontax».

В состав зубных паст, применяемых для снижения чувствительности твердых тканей зубов, входят биологически активные ингредиенты такие, как цитрат калия, цитрат натрия, нитрат калия, гидроксиапатит, алюминия лактат.

Основными представителями на стоматологическом рынке являются: «Sensodyne F», «Sensodyne C», «Lacalut Sensitive», «Sensitive original».

Для уменьшения зубного налета и снижения роста зубного камня в зубные пасты наиболее часто добавляют следующие компоненты: цитрат цинка, растворимые пирофосфаты калия и натрия, являющиеся ингибиторами роста кристаллов, замедляющих преобразование аморфного кальция в кристаллические формы.

К зубным пастам, препятствующим образованию зубного камня относятся: «Macleans», «Pomorin», «Denivit».

При развитии ксеростомии или уменьшении слюноотделения обязательным является применение зубных паст со слабо пенообразующими свойствами и с добавлением различных ферментов (лизоцим, лактопероксидаза и др.) – «Biotene», «Zendium».

 

4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

 

· Учебно-методическая литература.

· Наглядные пособия: таблицы, схемы, муляжи, тренажёры, плакаты, слайды.

5. Практическая работа:

- Название практической работы:профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

заполнение карты пациента.

- Цель работы:научиться проводить профилактический осмотр.

- Методика выполнения работы:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска.

Порядок выполнения работы: опрос с выяснением качественного состава пищи,

профилактический осмотр, заполнение карты обследования.

Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.

 

6. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1. Строение зубных рядов.

2. Кариес-основное стоматологическое заболевание.

3. Факторы, способствующие развитию кариеса.

4. Клиническое течение кариеса.

7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

1. Основные средства гигиены полости рта.

2. Классификация и состав зубных паст.

3. Классификация зубных щеток.

4. Как подобрать зубную щетку в зависимости от возраста и состояния полости рта пациента?

5. Состав зубного порошка.

 

8. Хронокарта учебного занятия:

Этапы занятия Время
1. Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние 5 минут
2. Проверка домашнего задания, опрос 35 минут
3. Объяснение нового материала. 35 минут
4. Самостоятельная работа студентов: прием пациентов, заполнение истории болезни. 65 минут
5. Обобщение занятия, задание на дом. 5 минут

9. Самостоятельная работа студентов:

1. Записать классификацию зубных паст.

2. Описать состав зубных паст.

3. Написать классификацию зубных щеток.

4. Зарисовать зубную щетку и описать ее строение.

5.Тестовые задания.

10. Перечень учебной литературы к занятию:

1. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. Москва, 2003 год

2. Муравянникова Ж.Г. Стоматологические заболевания и их профилактика.

3. Максимовский М.Ю., Сагина О.В. Основы профилактики стоматологических заболеваний.

4. Арутюнов С.Д. Профилактика кариеса.

5. Скорикова Л.А., Волков В.А., Лапина Н.П., Баженова Н.В., Еричев И.В. Пропедевтика стоматологических заболеваний. Краснодар, 2005 год

6. Максимовский М.Ю. Терапевтическая стоматология. Москва, 2002 год.

 

ЗАНЯТИЕ №6

1. Тема занятия:

«Индивидуальная гигиена полости рта. Методы чистки зубов. Практическое освоение стандартного метода чистки зубов. Контролируемая чистка зубов. Практическое освоение методики проведения контролируемой чистки зубов. Особенности обучения чистке зубов детей различного возраста. Особенности индивидуальной гигиены полости рта при различных стоматологических заболеваниях и лечебных мероприятиях».

 

2. Цель занятия:

Студент должен знать:

1. Методы чистки зубов ( стандартный, Чартера, Фонеса и др.)

2. Что такое контролируемая чистка зубов и как она проводится?

3. Особенности чистки зубов в детском возрасте.

4. Особенности чистки зубов при различных стоматологических заболеваниях.

 

 

Студент должен уметь:

1. Проводить стоматологический осмотр.

2. Обучить пациента стандартному методу чистки зубов.

3. Проводить контролируемую чистку зубов.

 

Студент должен ознакомиться:

- с методами чистки зубов ( стандартный, Чартнера, Фонеса и др.),

- с методикой контролируемой чистки зубов,

- с особенностями обучения чистке зубов детей различного возраста,

- с особенностями индивидуальной гигиены полости рта при различных стоматологических заболеваниях и лечебных мероприятиях.

 

3. Содержание обучения:

 

Методы чистки зубов.

Одним из важнейших звеньев профилактики не только основных стоматологических заболеваний, но и всего организма в целом продолжает оставаться гигиена полости рта одновременно с общегигиеническими мероприятиями.

Применяя современные средства для удаления зубного налета, необходимо также учитывать и метод, с помощью которого это производиться. На данный момент известны различные методы удаления зубного налета, в связи с чем, врач-стоматолог должен рекомендовать пациенту наилучшую методику, благодаря которой будет получен хороший очищающий эффект, а также провести подробный инструктаж и демонстрацию выбранной методики.

Стандартный метод чистки зубов.

Зубной ряд условно делят на 6 сегментов: по два фронтальных(резцы и клыки), премоляры, моляры справа и слева. Очищение зубов и десен начинают с верхней челюсти справа с вестибулярной стороны моляров и продолжают чистку зубов до противоположной стороны, после чего очищают жевательную поверхность зубов и завершают чистку на небной поверхности зубов. В такой же последовательности производят чистку зубов нижней челюсти.

При очищении щечных и небных (язычных) поверхностей зубов верхней и нижней челюсти щетинки зубной щетки необходимо направлять под острым углом к поверхности зубов. При этом, «подметающими» движениями вниз – для верхней челюсти и вверх – для нижней челюсти зубной налет удаляется одновременно и с десен. После чего делают несколько горизонтальных возвратно-поступательных движений и заканчивают чистку зубов круговыми движениями, при этом давление на щетку прикладывают лишь тогда, когда она, проходя от десны, трет по зубу. После этого, встречный полукруг осуществляют без давления для возврата щетки в исходное положение. После чего, зубную щетку двигают на один сегмент вперед и всю последовательность движений повторяют. Очищение жевательных поверхностей премоляров и моляров обеих челюстей осуществляют с помощью щетинок щетки, перпендикулярно направленных к окклюзионной поверхности и глубоко проникающих в фиссуры и межзубные пространства. Таким образом, медленные вращательные движения головки зубной щетки чередуют с горизонтальными возвратно-поступательными движениями.

Осуществлять чистку зубов необходимо дважды в день: утром – после приема пищи и вечером – перед сном. Период чистки лучше отмечать по песочным часам. Очищение зубов должно длиться в среднем 3,5 – 4 мин. При этом, все поверхности зубов каждого из сегментов челюсти следует чистить не менее чем 10 парными движениями зубной щетки (всего 400 – 500 парных движений).

Метод Чартера(1922)

Головку зубной щетки необходимо установить под углом 45 градусов к оси зуба так, чтобы концы щетинок, касаясь наружной поверхности его коронки, были направлены в сторону режущего края. Осторожными движениями кончики щетинок проталкивают в межзубные пространства и в данном положении осуществляют вибрирующие движения. Таким образом, щетинки, контактируя с краевой десной, производят ее массаж. Этот метод является дополнительным терапевтическим мероприятием во время лечения воспалительных заболеваний тканей пародонта. Чистка зубов данным методом также показана с целью профилактики рецидивов после завершенного курса лечения.

Метод Стилмана(1933)

При данной методике щетинки зубной щетки устанавливают так, чтобы кончики щетинок находились частично на десне и частично на пришеечной части зуба, т.е. под углом 45 градусов. Щетинки надавливают на десневой край до видимой анемичности десны, при этом щеткой совершают слабые вращательные движения. Движения приостанавливают для восстановления кровотока в десне. Для очищения зубов во фронтальном участке полости рта, зубную щетку устанавливают вертикально, и техника чистки повторяется. В области каждого зуба эти движения рекомендуется повторять 4 – 5 раз.



2016-01-02 1070 Обсуждений (0)
Сравнительная характеристика синтетических и натуральных волокон, используемых для изготовления зубных щеток 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сравнительная характеристика синтетических и натуральных волокон, используемых для изготовления зубных щеток

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1070)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)