Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ КАРИЕСА



2016-01-02 2254 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ КАРИЕСА 0.00 из 5.00 0 оценок




Здоровый образ жизни является основополагающим мероприятием, стоящим в центре всей работы по первичной профилактике кариеса. Он представляет собой «позитивное взаимодействие социальных и медицинских мер» (А.И. Рыбаков, Г.Н. Пахомов, А.В. Гранин, 1979).

«В здоровом образе жизни сосредоточена взаимосвязь этиотропной и патогенетической профилактики, так как он влияет одновременно как на уменьшение действия кариесогенных … факторов полости рта, так и на повышение резистентности (устойчивости) организма и зубов к действию неблагоприятных факторов» (В.Г. Сунцов, В.К. Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д. Вангер, 2001).

Этиотропная профилактика кариеса включает в себя ряд направлений:

1. Коррекция микробного гомеостаза полости рта.

2. Устранение продуктов жизнедеятельности микрофлоры – мягкого зубного налета.

3. Профессиональная гигиена полости рта.

4. Улучшение самоочищения полости рта.

Патогенетическое направление профилактики включает:

1. Флорпрофилактика.

2. Реминерализирующая терапия.

3. Эндогенная профилактика кариеса.

4. Герметизация фиссур зубов.

В.Г. Сунцов и др. (1992) включают в этиотропное и патогенетическое направления профилактики нормализацию и улучшение функции слюнных желез.

Здоровый образ жизни по отношению к органам и тканям полости рта включает в себя три основных раздела:

1) гигиеническое воспитание населения, осуществляемое путем проведения санитарно-просветительной работы, обучения и проведения гигиены полости рта;

2) рациональное питание;

3) устранение вредных привычек и факторов риска по отношению к органам и тканям полости рта, а также коррекция вредного влияния факторов окружающей среды.

Определенным образом воздействуя на эти факторы, можно снизить показатели распространенности и интенсивности кариеса зубов у всего населения в целом.

Наибольший эффект профилактики наблюдается при одновременном воздействии на все три фактора. На практике такой подход получил название «комплексная профилактика».

Схематично все профилактические мероприятия можно разделить на 4 группы:

– эндогенная безлекарственная профилактика кариеса зубов.

Подразумевается введение в организм пищи, богатой белками, аминокислотами, макро- и микроэлементами. Рекомендации по диете, кальций и фторсодержащим продуктам питания позволяют регулировать процесс прорезывания зубов и созревания эмали зуба;

– эндогенная лекарственная профилактика.

Подразумевает варианты лекарственной профилактики для беременных женщин, детей дошкольного и школьного возраста, взрослых. Наибольшую популярность имеют препараты кальция и фтора, видехол, витамины В1, В6, Д, рыбий жир, нуклеинат натрия, фитин и др., которые следует принимать внутрь, курсами, в зависимости от возраса и интенсивности кариеса зубов.

– экзогенная безлекарственная профилактика кариеса зубов.

Предполагает прежде всего интенсивное жевание жесткой пищи, тщательную личную гигиену полости рта с применением лечебно-профилакттических зубных паст, профессиональную гигиену, коррекцию рациона питания, рациональное протезирование (ортодонтическое и ортопедичское).

– экзогенная лекарственная профилактика кариеса зубов.

Предполагает местное применении различных реминералирующих средств в виде аппликаций на твердые ткани зубов, полосканий, ванночек или злектрофореза, втирания и т.д.

 

4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

- учебно-методическая литература,

- наглядные пособия: таблицы, схемы.

5. Практическая работа:

- Название практической работы:профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

заполнение карты пациента.

- Цель работы:научиться проводить профилактический осмотр.

- Методика выполнения работы:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска.

Порядок выполнения работы: опрос с выяснением качественного состава пищи,

профилактический осмотр, заполнение карты обследования.

Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.

 

6. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1. Организация стоматологической поликлиники.

2. Понятия асептики и антисептики.

3. Дезинфекция и стерилизация стоматологического инструментария.

4. В чем заключается санация полости рта?

7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

1. Цели и задачи профилактики стоматологических заболеваний.

2. Основные направления первичной профилактики стоматологических заболеваний.

3. Основные направления вторичной профилактики стоматологических заболеваний.

4. Основные направления третичной профилактики стоматологических заболеваний.

5. Санитарное просвещение, как метод профилактики стоматологических заболеваний.

8. Хронокарта учебного занятия:

Этапы занятия Время
1. Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние 5 минут
2. Проверка домашнего задания, опрос 35 минут
3. Объяснение нового материала. 35 минут
4. Самостоятельная работа студентов: прием пациентов, заполнение истории болезни. 65 минут
5. Обобщение занятия, задание на дом. 5 минут

9. Самостоятельная работа студентов:

-написать в рабочей тетради:

1. Первичная профилактика - это…

2. Вторичная профилактика – это…

3. Третичная профилактика – это…

4. Перечислить методы и средства санитарного просвещения стоматологических заболеваний.

5. Зарисовать стоматологические инструменты, используемые в гигиеническом кабинете.

 

10. Перечень учебной литературы к занятию:

1. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. Москва, 2003 год

2. Муравянникова Ж.Г. Стоматологические заболевания и их профилактика.

3. Максимовский М.Ю., Сагина О.В. Основы профилактики стоматологических заболеваний.

4. Арутюнов С.Д. Профилактика кариеса.

5. Скорикова Л.А., Волков В.А., Лапина Н.П., Баженова Н.В., Еричев И.В. Пропедевтика стоматологических заболеваний. Краснодар, 2005 год

6. Максимовский М.Ю. Терапевтическая стоматология. Москва, 2002 год

 

 

ЗАНЯТИЕ №2

1. Тема занятия:

«Организационные принципы внедрения стоматологической профилактики. Особенности организации профилактических мероприятий в отдельных коллективах. Методы осмотра ребенка. Сбор анамнеза. Методика наружного осмотра челюстно-лицевой области. Запись зубной формулы (графико-цифровая система, международная двухзначная система ВОЗ)».

2. Цель занятия:

Студент должен знать:

1. Организационные принципы внедрения стоматологической профилактики.

2. Особенности проведения профилактических мероприятий с учетом возрастных групп.

3. Последовательность сбора анамнеза.

4. Методы осмотра ребенка.

5. Запись зубную формулу.

 

 

Студент должен уметь:

1. Собрать анамнез стоматологического больного.

2. Провести осмотр и определить стоматологический статус ребенка.

3. Записать клиническую зубную формулу ВОЗ.

 

Студент должен ознакомиться:

- с основными организационными принципами внедрения стоматологической профилактики,

- с методами осмотра ребенка,

- с поэтапным сбором анамнеза,

- с методами наружного осмотра челюстно-лицевой области.

 

3. Содержание обучения:

Организация стоматологической профилактики зависит от масштаба, многообразия и сложности задач. Решение организационных проблем профилактики в стоматологии связано с мероприятиями по:

1) внедрению профилактики;

2) пропаганде здорового образа жизни, гигиеническому обучению и воспитанию населения;

3) совершенствованию питания, в первую очередь в детских учреждениях;

4) обеспечению средствами профилактики;

5) созданию материальной базы профилактики в стоматологических, детских учреждениях, на предприятиях;

6) координации и управлению различными ведомствами при проведении профилактики, а также контроля исполнения и учета;

7) созданию экономической и финансовой базы профилактики.

При организации мероприятий по внедрению профилактики в детских коллективах, предприятиях и учреждениях необходимы:

1) принятие различными ведомствами (народного образования, здравоохранения и др.) постановлений и решений об участии в реализации социальной части программы профилактики;

2) принятие органами здравоохранения и народного образования совместного решения по гигиеническому обучению и воспитанию детей в школах и детских учреждениях и мерах по внедрению в них комплексной системы профилактики;

3) издание областным (городским, районным) управлением здравоохранения приказа по внедрению профилактики в стоматологических учреждениях, предприятиях и организациях.

При организации обучения здоровому образу жизни, гигиенического обучения и воспитания следует:

1) привлечь средства радио, телевидения, кино, печати для санитарно-просветительной работы; 2) привлечь общественные организации (Ассоциация стоматологов и др.) к санитарно-просветительной и профилактической работе;

3) издать и тиражировать научно-популярные книги, брошюры, листовки, плакаты, диафильмы, диапозитивы;

4) внести коррективы в программы медицинского обучения студентов медицинских и педагогических институтов, учащихся педучилищ, курсов медицинских сестер для детских учреждений и школ по гигиеническому воспитанию населения, а также в программы усовершенствования учителей;

5) организовать семинары, лекции, беседы по профилактике для работников просвещения и здравоохранения;

6) включить в программы школ и детских дошкольных учреждений уроки здоровья по программе профилактики из расчета 4-8 ч в год.

При организации мероприятий по совершенствованию питания необходимы:

1) разработка и внедрение в работу столовых детских садов, школ и заготовочных столовых типовых меню, принятие других мер по уменьшению количества дней и приемов пищи, содержащей рафинированные углеводы, за счет их перераспределения в месячном (недельном) рационе, широкое внедрение в рацион твердых овощей и фруктов, других блюд для предотвращения развития жевательной лености и очищения полости рта от остатков сладкой пищи;

2) рекомендаций различным группам населения по диететике основных стоматологических заболеваний, рационализации и совершенствованию питания.

 

Обеспечение средствами профилактики включает в себя:

1) разработку рекомендаций по применению различных средств профилактики с учетом особенностей питьевой воды, питания, экологии региона;

2) изыскание средств как государственных, так и внебюджетных (от фирм, выпускающих профилактическую продукцию, благотворительных фондов и др.), получение скидок на цены при массовых закупках и др.;

3) привлечение спонсоров, региональных организаций для реализации программ профилактики стоматологических заболеваний.

При организации мероприятий по созданию материальной базы профилактики стоматологических заболеваний следует:

1) составить табель оснащения, чертежи, эскизы оборудования комнат гигиены полости рта в стоматологических, детских учреждениях и на предприятиях;

2) закупить необходимое оборудование (раковины, зеркала, мебель и др.) для их оснащения;

3) определить организации, которые могут оказать материальную помощь детским и стоматологическим учреждениям в оборудовании или переоборудовании помещений для профилактики;

4) выделить во вновь строящихся школах кабинеты здоровья, предназначенные для обучения детей здоровому образу жизни и гигиеническому воспитанию и обучению.

 



2016-01-02 2254 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ КАРИЕСА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ КАРИЕСА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)