Современные подходы в специальном образовании 8 страница
В последние десятилетия сложился принцип коррекционно-раавивтощего обучения? который предполагает слияние коррек-ционной работы с учебным, процессом. В учебных планах всех типов специальных школ, кроме базового в школьного компонента, выделяются коррекционные блоки предметов. Это может быть развитие слухового восприятия, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка, логопедические занятия и др. Современные авторы нередко представляют коррекцию как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности, а реабилитацию как своего рода итог всех коррекционно-педагогических усилий, \у Основные направления коррекционной работы:
• коррекция сенсорики (деятельность анализаторов); . ■ 96
• коррекция моторики (физическое развитие);
• коррекция познавательных функций (мышление, память, речь и др.);
• коррекция эмоционально-волевой сферы;
• коррекция личности.
■--Средства коррекции условно можно разделить на традиционные и нетрадиционные (альтернативные). Наиболее распространенные (традиционные) —это игра, учеба, труд, внеклассная работа, общественно-полезная деятельность, режим, лечебно-профилактические мероприятия (сбалансированное питание, витаминизация, закаливание, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение) и др. При этих средствах коррекция в основном достигается косвенным образом.
В последнее время приобретают популярность такие средства коррекции, как сенсорный и психомоторный тренинг, леготека (лего — игры конструктивного содержания), ароматерапия, ип-потерапия (от греч. слова «шлю» — лошадь), арттерапия, музы-котерапия и др, Мощным средством коррекции и стимуляции психической активности остается создание ситуации выбора и поиск выхода из нее.
Присутствие во многих названиях слова «терапия» подчеркивает лечебный, но не медикаментозный эффект. В современной отечественной практике перечисленные средства выступают как нетрадиционные. Очень важно при выборе средств коррекции делать опору на социально значимое содержание материала. При этом, подчеркивает Н. М. Назарова, целесообразно учитывать взаимосвязь норм индивидуального уровня и норм социокультурной жизни. Специальное образование приобщает детей с отклонениями к многообразным нормам, выработанным в процессе исторического развития общества,, но эти нормы в каждом ребенке индивидуализируются, становятся конкретными нормами индивидуального поведения.
■ Большинство традиционных средств имеет широкое значение и предполагает коррекцию личности в целом. Альтернативные средства, как правило, направлены на развитие и коррекцию отдельных функций и применяются в комплексе с другими мероприятиями. Практические работники специальных школ не раз отмечали более высокую результативность на контрольных работах учащихся, которые перед уроком умылись холодной водой (на 25 % выше по сравнению с «неумытыми»). Некоторые ученые, конечно же, не бесспорно, видят будущее общей и спе-
4 Зак. 2280 , 97
4
циальной педагогики в развитии телепатии. -Подмечено, что суггестопедия (внушение) дает лучшие результаты в специальных учреждениях, особенно для детей с интеллектуальной недостаточностью, чем в обычных заведениях. '.'
Значение ранней коррекции в формировании и развитии личности ребенка с' дизонтогенезом огромнее Чём раньше-будет начата коррекционная работа, тем с меньшими затруднениями будет идти двигательное, речевое и интеллектуальное развитие. Осознанию роли раннего вмешательства помогает гипотеза Никитиных НУВЭРС (необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей), тесно связанная с понятием «сензитивный период».
Оказание ранней комплексной помощи позволяет более эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии ребенка группы риска, тем самым смягчить вторичные отклонения. В результате коррекции в раннем возрасте до 30 % детей к 6 месяцам достигают показателей нормы, у 90 % детей наблюдается стойкий положительный эффект. Это помогает сократить число детей, которые по достижений школьного возраста будут нуждаться в специальном образований в условиях специализированных учреждений. Своевременная Помощь и коррекция дают исключительную возможность «сгладить» недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценную жизнь ребенка.
По данным экспериментальных педагогических исследований сотрудников НИИ коррекционной педагогики РАО, 25 % детей с глубокими нарушениями слуха, квалифицирующиеся по первичному нарушению* Как глухие или слабослышащие 4-й степени, пройдя раннюю комплексную коррекцию, поступают в массовую школу и успешно там обучаются, живут И воспитываются в кругу слышащих людей. Уровень общего и речевого их'развития соответствует или близок возрастной, норме. 50 % глухих детей, прошедших раннюю коррекцию,'к семилетнему возрасту способны поступать в школу дл$'слабослышащих, так как их общее и речевое развитие оказывается близким или равным уровню развития детей с менее глубокими нарушениями слуха. У 27 % воспитанников дома ребенка с функциональными и органическими поражениями центральной нервной системы удается, благодаря ранней помощи, нормализовать ход и темп психического развития настолько, что он становится близким или равным возрастной норме. Для 82 % детей с изначально тяжелым
лоогнозом могут стать доступными образовательные маршрут, SSS» Для детей;С0 значительно менее глубокими на- ^™ психического развития. Успешности <^W£ способствует составление специальных коррекционных карт раз вития в которых учитывается соответствие фактического и пси хического возраста ребенка. «омтпгТОМеиМ Во многих странах мира получила широкое *™&™»£" система педагогического патронажа ^^^cSlnnony- О до 3 лет). Это движение зародилось в 1970 году в США и иолу ™ название Potage (Потэдж) в честь местечка в штате Вискои- сищгде впервые началось педагогическое обслуживание на дому
столь юных детей. „п„™дапрйкпю-
В основе системы Потэдж лежит признание №^йм» чевыми фигурами в развитии собственных детей, вера в их по енциалГные'возможности быть наилучшими уч^р своего ребенка в раннем возрасте. Как это делается? Квалифи дированный педагог один раз в неделю посещает ^^Тш7 ляет программу педагогическое деятельности-родителей, на 7 Z дстоящих дней, обучает их всем основным »*«££»£ зывает, как организовывать наблюдения, фиксировать резуль тГы в специальных печатных формах. Он контролирует выполнение ранее предложенного плана работы, <*«™™£»^ вескими пособиями и развивающими нп^ЦИЧ" центра Потэдж, организованной по принципу работы библиотек. По всем направлениям развития ребенка c03*aHHj^™f* ные каталоги из цветных фотографий игрушек с кратки,с описа кием их коррекционно-развивающего назначен^ Дети из се_ мрй взятых на учет, 1-2 раза в неделю могут посещать игро вые;лТщадкГвсамомцентре.На каждого ребенка заводнении-яивиду™ная карта развития, в которой отражается уровень ^ГровГности действий в различных областях: физическое развитие, социальное, координация «глаз - рука», игра, речь. В отдельных случаях предпринятая в рамках системы Потэдж
ный результат, во всех остальных отмечается значительный про
Результаты зарубежных и отечественных научных исследований практический опыт (лаборатория Института коррекционной педагогики РАО, Е. А. Стребелева; Институт раннего вмеша-ГьсГа Москва, Ю. А. Разенкова; Программа реабилитации младенцев, г. Санкт-Петербург; Центр раннего вмешательства,
*& ""!"' """" !"! "" ! """"
|ишшш1!ШШШ11111Ш1ШШ11Ш!Ш111Ш1!!М1ШШШ
1|11111И111ИШМ1И11Ш111Ш
;1Ш1Ш1ШШШ1ШШШШШ№
i If it КОЛаев и др.) со всей очевидностью показывают, что раннее имииление и ранняя комплексная коррекция отклонений в раз-ЩИтии с первых дней жизни позволяет предупредить появление дальнейших нарушений вторичной и третичной природы, екор-рйгировать уже выявленные недостатки и в результате значи-ЬНО снизить степень социальной недостаточности детей-инва-ИКДов и детей "с отклонениями, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, • ИПени интеграции в общество. В связи с этим получает распространение новая форма коррекционной работы с детьми раннего Ювраста — коррекционно-консультативное занятие.
Согласно современным взглядам, ребенок с дизонтогенезом рассматривается как системно развивающийся индивидуум, имеющий свою субъективно выраженную направленность и формы внешнего и внутреннего реагирования на изменяющуюся социальную среду. При этом процесс продуктивного взаимодействия ребенка и взрослого — это динамический мотивообразующий процесс для обоих участников общения.
Принципиально значимыми положениями в программе кор-рекционно-развивающего обучения и воспитания являются следующие:
• принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
» анализ социальной ситуации развития ребенка и его се мьи; - -
• включение родителей и лиц, их заменяющих, в коррек- ционно-педагогический процесс;
• расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием;
• формирование и коррекция высших психических функций в процессе специальных занятий с детьми;
• реализация личностно ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы;
• активизация эмоционального реагирования и эмоциональных проявлений и использование их для развития практической деятельности, общения детей и формирования адекватного поведения;
• расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми;
• определение базовых достижений в каждом возрастном
периоде. Веализация принципа коррекционной направленности деятельности в специальном учреждении возможна при следующих педагогических условиях:
1. Целостное воздействие педагогического процесса на личность ребенка.
2. Адаптация средств педагогического процесса к особенностям познавательной деятельности и направленность этих средств на максимально возможную мобилизацию способностей учащихся на овладение элементами социальной культуры в неадаптированном виде.
3. Ориентация на формирование высших психических функций с акцентом на их осознанность и произвольность.
4. Опора на предметно-практическую деятельность учащихся с обеспечением ее интеллектуализации и. вербализации на уровне внешней и внутренней речи. "
5. Использование специальных коррекциоиных приемов в процессе обучения.
6. Выполнение учащимися заданий, соответствующих по уровню трудности зоне их ближайшего развития..
7. Специальноорганизованный процесс познания ребенком своих слабых и сильных сторон.
Таким образом, коррекция достигается посредством адаптации содержания обучения к особенностям познавательной деятельности учащихся, учета актуального уровня и зоны ближайшего развития, использования наглядности, порой доводимой до очевидности, замедленности процесса обучения, повторения и тренировочных упражнений, структурной простоты материала, индивидуального подхода.
В качестве основы интегративной психологической коррекции Н. Я. Семаго и М. М. Семаго предлагают коррекционные программы, которые в методологическом плане базируются на следующих теоретических положениях:
• принцип «замещающего» развития как основа интегра тивной коррекционной работы;
в значимость последовательности прохождения этапов и сроков нормативного психомоторного, речевого и эмоционального развития ребенка;
• определяющая роль базовых предпосылок, в том числе
:■::■;'
piilKllii
mi I Ирин hi
jliil: I; jiiiim
i
ШМШИП!
99999�5
'» "||,||||!Ш,1:„1
Шш1111 llll!lll"lll|ll|l||[l[l I"ЧИНИМ1'!!' [HNIiHii't", illi'lliim1 I■ 'Шипи i' Li............... nimmiiHHiWHnw.. и..» пространственно-временных представлений, в становлении высших психических функций; • • использование законов и закономерностей развития и со-вершенствования--двигательных произвольных актов; • учет актуального уровня психоречевого и эмоционально-волевого развития'ребенка в интёгративном понимании; • учет ведущего типа мотивации деятельности и еформи-рованности базальных уровней эмоциональной регуляции деятельности ребенка; • поэтапность в формировании новых Видов деятельности. К практическим задачам, решаемым в рамках предлагаемых программ психологической коррекции, можно отнести следую щие: ; • формирование произвольных компонентов деятельности ребенка; " '• • формирование схемы собственного тела и соматогнозиса; • формирование пространственных представлений; • становление вербального анализа и вербально-логического мышления; • работа над расширением словарного запаса и общей осведомленности ребенка; • • закрепление навыков самостоятельной творческой работы; • формирование адекватных механизмов эмоциональной регуляции деятельности и процессов межличностного обще ния в соответствии с актуальным уровневым строением эмо ционально-аффективной сферы. Как мы видим, коррекционно-реабилитационная направленность деятельности в работе с детьми, имеющими психофизические нарушения, представляет собой достаточно сложную систему связей и отношений на разных уровнях: физиологическом, педагогическом, психологическом и социальном. Вопросы и задания 1. Установите взаимосвязь между понятиями «коррекция » и « компенсация*. 2. Приведите примеры внутри- и межсистемной компенсации, иллюстрации закона «превращения минуса дефекта в плюс компенсации». 3. Охарактеризуйте традиционные и нетрадиционные средства коррекции. В чем их существенное различие? 4. Подготовьте реферативные сообщения об известных коррекционных системах. 5. Определите педагогические и психологические условия коррекци- онной направленности учебно-воспитательного процесса, .... , Литература для самообразования Блум Ф., Лейзерсон А„ Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988. Вассерман Л, И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихоло-гической диагностики. СПб., 1997. Григорьева Л. П. Проблема компенсации нарушений перцептивно-когнитивного развития детей (экспериментально-теоретический аспект) // Дефектология. 1999. № 2. Гуровец, Г. В., Ленок Я. Я. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике // Дефектология. 1996. № 2. Лубовский В. И. Основные проблемы ранней диагностики И ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. 1994. № 1. Проект Программы создания единой государственной системы-раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии // Дефектология. 2000. № 6, Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000, № 1. Семаго Н. Я„ Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000. Фишман Н.А. Интегративная деятельность мозга в норме и патологии. М..: Педагогика, 1989. ; •" ''''""'," 2.2, Коррекция сенсорики с Имеющий уши, да услышит! Имеющий глаза, да увидит! Из Библии Цель процесса коррекции сенсорики состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий мир во всем богатстве его красок, запахов, звуков, помочь ему овладеть множеством практических действий, которые пригодятся в повседневной жизни. Сенсорное развитие — это развитие BpcnpH^TgjLSJfeSEMSE0" вание предстадленийо внешних свойствах предмета. К. Д. У лиш ений неоднократно подчеркивал мысль о том, что дитя мыслит -103 ПРИПИШИ "иржчиши, звуками, образами. Вот почему так важно для станов-цеиия полноценной личности дарить детям богатство впечатлений, избегать сенсорного голода и депривации (обедненности) чувств. Известный швейцарский педагог И. Г. Песталоцци, выдвинувший идею саморазвития, писал, что глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить, рука — хватать..., но нельзя оставлять без помощи усилия, делаемые природой для развития: «час рождения ребенка — есть первый час его обучения». В раннем развитии эмоционально-чувственного опыта ребенка можно условно выделить три периода: первый — внутриутробный, второй — доречевой (первый год жизни) и третий — речевой. Беременным женщинам, для того чтобы выносить и родить здорового ребенка, мудрые люди советуют любоваться прекрасным пейзажем, ежедневно хотя бы один раз взглянуть на красивое полотно художника, послушать приятную музыку, понюхать цветок, прочитать мудрое изречение. Как правило, новорожденные в первые месяцы жизни имеют те же «эстетические вкусы», что и' их матери, затем они начинают постепенно автономизироваться. Примерно 87 % информации поступает в мозг через зритель ные рецепторы, 9 % — через слуховые, 4 % — через другие ор ганы, чувств. .,..'"". Сенсорпоештцттие — это последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Понятие «сенсорная культура» как результат усвоения общепринятых представлений о цвете, форме и других свойствах предметов было введено Марией Монтесеори. Опирается на усвоение сенсорных эталонов, которые выделены для всех пяти органов чувств (эталон = образец = мерка, термин введен А. В. Запорожцем). Усвоение сенсорного эталона — это далеко не только пра-вильное его называние, но и использование вкачестве мерки для оценки свойств; других^федметов, т. е. допускается его знание в тических действиях. Формирование сенсорных эталонов может осуществляться по трем основным стратегиям. -.'•■■ I. Организация поиска эталона, идентичного заданному образцу. Ребенок ищет нужный элемент в системе эталонов по образцу, находящемуся в поле зрения (или в пределах досягаемости). Педагог учит .ребенка двигаться по системе сенсорных эталонов, представленных в ряду или матрице. 2. Организация поиска эталона по представлению (мнемичес-кому образу). Педагог показывает ребенку образец, просит его запомнить, а затем, убирает из поля зрения. От ребенка требуется найти заданный эталон, опираясь на мнемический образ. 3. Формирование устойчивой связи между эталоном и словом. Подготовительный этап — называние объектов и их свойств. Затем организуется поиск эталона по его названию, по словесному описанию. (--■ • Этапы формирования различных сенсорных представлений. 1. Привлечение внимания к признаку предмета (цвет, форма, звук и т. д.). 2. Соотнесение признака с сенсорным эталоном. 3. Соединение полученного представления со словом. 4. Формирование образа восприятия признака. Выделение его в окружающей обстановке. 5. Включение сформированного образа в детскую деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование и т. п.). ' Сенсорные действия разнообразны и многочисленны. Это рас сматривание, ощупывание, выстукивание, обнюхивание, прока тывание и т. п. Крайне важно, чтобы в дошкольном возрасте и первые годы школьного обучения были сформированы основные перцептивные действия. Детей следует обучать узнавать объек ты по особым характеристикам, так называемым сигнальным меткам, по отдельным признакам, в различных положениях и ситуациях. Одновременно с развитием перцептивных действий формируются и основные умственные операции: анализ объек тов, сравнение (по форме, размеру, величине, цвету) — обнару жение одинаковых свойств у разных объектов и нахождение раз ных качеств у родственных объектов, формирование обобщенных способов обследования посредством перцептивных действий (уви дел, услышал, потрогал, попробовал — узнал). Обследование предметов выступает как один из основных методов сенсорного воспитания. . Различают два типа сенсорных расстройств: 1. Элементарные сенсорные расстройства, отражающие нарушения различных видов ощущений (светоощущение, цветоощущение, ощущение высоты, громкости, длительности звука и др.). 2. Сложные гностические расстройства, отражающие нарушения разных видов восприятия (восприятие формы предмета, символов, пространственных отношений, звуков речи и т. д.). Первый тип расстройств связан с поражением периферичес- кого и подкорковых уровней анализаторной системы. Второй обусловлен, прежде всего, поражением корковых полей. Гности ческие расстройства носят 'название агнозий: В зависимости от пораженного анализатора различают зрительные, слуховые и тактильные агнозии. Сенсорные дисфункции часто связаны со стереогностическим восприятием. Оценка их состояния может иметь важные последствия для дальнейшего образования ребен ка, поскольку они определяют способность детей к познанию окружающего. Как показывают многие исследования, сохранные органы чувств у детей с нарушениями анализаторов не всегда используются самостоятельно для познания окружающего мира. 50—60 % условно нормально развивающихся дошкольников нуждаются в стимуляции сенсорного развития. В связи с этим огромное значение приобретает проведение сенсорного и психо моторного тренинга, а также использование полисенсорного под хода,. *— когда опираются на максимально возможное количест во анализаторов при знакомстве с новым объектом или явлени ем. •" ••'..-■ -"■ . Сенсорный тренинг предназначен для развития активности восприятия и воображения. Это комплекс игр, направленных на стимуляцию зрительного, слухового, тактильного, обонятельно го, вкусового, кинестетического анализаторов. Тренинг включает дидактические манипулятивные игры и проблемные ситуации творческого характера.. " - • Психомоторный тренинг рассчитан на интенсивную стимуляцию мышечной системы и двигательную ловкость пальцев, развитие аналитико-синтетической деятельности при имитации графического узора, элементов письма, рисунка. Это комплекс игр и упражнений, который включает в себя пальчиковую и артикуляционную гимнастику, перекладывание, нанизывание, раскатывание, обведение, штриховку, наматывание, вязание и др. Сенсорные способности и двигательные навыки могут колебаться в зависимости от условий и ситуации. Так, зрение может быть наилучшим в определенных секторах или на конкретном расстоянии от глаза, слух обостренным в определенном диапа-зонечаетоты, осязание может быть лучше на щеке, чем на руке. Сенсорика выполняет три главных функции: 1) стимуляцию психической активности; 2) релаксацию, снятие напряженности, стресса; 3) создание основы для развития высших психических процессов. На протяжении всей жизни наш мозг нуждается в стимуля- ции. Бели эта потребность не удовлетворяется нормальным, ес тественным путем посредством зрительных, слуховых, тактиль ных, обонятельных' и вкусовых ощущений, то вступает в силу другой источник — через гнев, агрессию, самоагрессию, т. е. от мечается вызывающее.поведение. Стимуляция посредством низ ших ощущений (без участия интеллекта), — очень важный спо соб расслабления, появления наслаждения, удовольствия, удов летворения. Для психологической разгрузки очень полезным бывает достижение состояния «безмыслия».. -■ В процессе коррекционного обучения крайне необходимо организовать познание своих потребностей, умение, выбирать раздражители, вырабатывать привязанности, воздействовать на восприятие— «Я знаю, чего я хочу и чего мне не хочется»; «Если будет шумно, то я заткну себе уши, приглушу музыку, радио, телевизор и т. п.»; «Если будет темно, я могу зажечь свет»; «Если будет холодно, надену свитер» и т. д. В процессе сенсорного развития и воспитания все большее распространение приобретает направление Snoezelen — создание и обустройство специальных сенсорных комнат, которые играют как стимулирующую, таю и расслабляющую роль. Snoezelen (от голл. осознание жизни, стимуляция красотой) — это целая стратегия, слагаемая из множества педагогических и клинических проявлений, которая стартовала 20 лет назад в Нидерландах, а сейчас успешно реализуется по всему миру, и во всех языках используется имённр этот термин. Данная стратегия эффективна для клиентов всех возрастов различных нозологических групп. В последние десятилетия во всех передовых странах прочное место в коррекционной работе завоевала сенсорная интеграция, метод американки Джин Айрис (Jean Ayres, 1923-—1988), направленный на стимуляцию работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств. Если полисенсорный подход условно можно рассматривать как развитие органов чувств в статике, то этот метод — динамический: зрительные, слуховые, тактильные ощущения и представления возникают в процессе движения, когда ребенок раскачивается на качелях или в гамаке, лазает по канату или гимнастической стенке, катается на роликах или скейтборде. При этом перед ним ставится определенная цель: собрать разбросанные предметы в одну (две) корзины или найти буквы, необходимые для составления заданного слова, которые распределены по всей площади комнаты; составить упорядоченный ряд, нарисовать что-либо, подать звуковой сигнал. в условный момент. На основе этого метода можно создавать разные варианты увлекательных игр в достаточно интенсивном темпе движения, которые требуют от ребенка значительного зрительного и слухового внимания, высокой концентрации-и координации всех функций. Сенсорная интеграция особенно эффективна при гиперактивности, различных трудностях в обучении, она зарекомендовала себя как эффективное профилактическое средство дисграфий и подобных нарушений в-школьные годы обучения, находит применение в лечении неврологических и дементных больных преклонного возраста. В 1998 году Джин Айрис была удостоена звания Гранд-дамы эрготерапии. Вопросы.и. задания ■ 1. Какие функции выполняет сенсорика? 2. Разведите понятия «сенсорное развитие», «сенсорная культура», « сенсорное воспитание ». 3. Покажите все возможные пути осуществления полисенсорного подхода При формировании обобщающих понятий. 4. В чем состоит принципиальное отличие полисенсорного подхода от метода сенсорной интеграции? 5. Разработайте примерные задания и упражнения на основе метода сенсорной интеграции. , ' - 6. В чем состоит основная причина сенсорных дисфункций? 7. По специальным каталогам (ROMP А и др.) выделите оборудование для стимуляции зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической и других функций. Литература для самообразования Варэнава Т. В. Вщы карэкцыйнай работы з дзецьм1 малодшага узросту // Пачатковая школа. 1997. Ж№ 5, 6. Ветер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1988. Григорьева Л. П. Концепция диагностики аномального развития детей с сенсорными нарушениями // Дефектология. 1996. № 3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.," 2001. Медведева Е. А, и др. Артпедагогика и арттерапия в специальном образований. М., 2001. Новикова Л. А. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга. М., 1966. Эльнебю И. Право детей на развитие. Мн., 1997. Коррекция зрительного восприятия Познавательные возможности органа зрения: выделение в предмете формы, цвета, величины, материала, фактуры, конструкции, степени привлекательности и др.. Сенсорные эталоны в. зрительном восприятии для цвета представляют 7 красок спектра и их оттенки по светлоте (близость к белому) и насыщенности (степень чистоты); для формы — геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник; для величины — метрическая система мер. Основные задачи по развитию и коррекции зрительного восприятия; • формирование умения всматриваться; • распознавание и называние цвета, формы и т. д.; • сравнение и группировка по внешним признакам; • развитие визуального выборочного восприятия (интерпретация того, что мы видим, в том числе посредством понимания таких элементов, как сходство — различие, изображение —- фон, способность к визуальному дополнению части до целого). В качестве учебно-тренировочного материала используются образцы цветной бумаги, пластика, ткани, цветные дощечки, геометрический комод (набор плоскостных и объемных геометрических фигур), мозаика, цветной конструктор и прочее. Для коррекции зрительного восприятия применяются разрезные картинки, картинки предметов с ошибками в размерах, предъявление предметов в перевернутом виде, узнавание целого по фрагменту, складывание сборно-разборных игрушек, зрительно-двигательное моделирование формы (обведение по контуру, ощупывание с целью определения формы и размера). В последнее время распространение приобретает разглядывание в коррекцион-ных целях так называемых магических стереокартинок. Палитры цветов весьма уместно использовать для организации сенсорных пауз (1—3 мин) на всех занятиях, а не только во время специального тренинга. Для развития зрительного восприятия и логического мышления используется комплект геометрических фигур, разработанных на основе идеи венгерского психолога и математика Дьене-ша. Комплект состоит из четырех форм: круга, равностороннего треугольника, прямоугольника и квадрата; трех цветов: желто- ■ ''......... illilK I 3�0878340� го, голубого и красного; двух размеров::'маленьких и больших; двух видов толщины: тонких и толстых. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из трёх цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов» толщины. Для каждой из них в1 игровой форме можно находить соответствующий «этаж» и «подъезд* в «особом доме», где живут разные фигуры: желтые, толстые, маленькие, треугольной формы и пр. Наиболее типичные задания и упражнения: V-"' 1. Разложи ... (например, от самого темного до самого светлого). 2. Подбери по форме (цвету, величине ...) 8. Найди такой же по цвету, размеру и т. п.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (711)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |