Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этап – Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности



2016-01-05 1021 Обсуждений (0)
Этап – Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности 0.00 из 5.00 0 оценок




В основе коммерциализации объектов интеллектуальной собственности лежит заключение лицензионных соглашений.

Лицензионное соглашение – это соглашение о долговременном научно-техническом сотрудничестве конкурентов – тех, кто создает и владеет интеллектуальной собственностью, и теми, кто не владеет этой интеллектуальной собственностью и кому эта интеллектуальная собственность необходима для обеспечения достижения собственных целей. Заключение лицензионного соглашения осуществляется в тех случаях, когда:

• доход от продажи лицензии превосходит издержки по контролю использования лицензии;

• доход от продажи лицензии превосходит размер упущенной выгоды при отказе от монополии на передаваемую технологию на данном рынке.

Лицензионное соглашение – это документ разрешающий использовать в коммерческих целях:

• Конструктивные разработки;

• Технологические разработки;

• Методы;

• Модели;

• Программные средства.

Лицензионное соглашение определяет Право на использование объектов интеллектуальной собственности, и передается от лицензиара лицензиату на основе взаимного лицензионного соглашения.

Лицензия имеет следующие разновидности:

• Лицензия полная;

• Лицензия исключительная;

• Лицензия простая.

Лицензия полная лицензиара полностью лишает прав самостоятельного использования объекта лицензии и выдачи аналогичных лицензий другим лицам, а лицензиату разрешается использовать объект лицензии монопольно на условиях и в течение срока действия.

Лицензия исключительная лицензиара частично лишает прав самостоятельного использования объекта лицензии и выдачи аналогичных лицензий другим лицам, а лицензиату разрешается использовать объект лицензии монопольно, но только на определенной территории на условиях и в течение срока действия.

Лицензия простая лицензиара не лишает прав самостоятельного использования объекта лицензии и выдачи аналогичных лицензий другим лицам, лицензиату разрешается использовать объект лицензии на условиях и в течение срока действия.

Основные понятия лицензионного соглашения:

• Роялти – основа для определения всех других видов платежей по лицензии.

• Цена лицензии – баланс интересов лицензиара и лицензиата.

Основные показатели лицензионного соглашения:

• База роялти (цена единицы или всей продукции по лицензии; объем продукции, изготовленной с применением способа; при широком ассортименте продукции стоимость определенного сырья; прибыль).

• Ставка роялти (типовая для данной отрасли или для других лицензий того же лицензиара и (или) лицензиата).

• Срок лицензии (определяется сроком морального старения объекта лицензии, не может быть больше срока действия патента или меньше, чем характерный срок освоения производства в данной отрасли).

Минимальные роялти должны покрыть расходы лицензиара на оформление и поддержание в силе прав интеллектуальной собственности, затраты на проведение предварительных переговоров по заключению лицензионной сделки, расходы лицензиара на осуществление обязанностей по лицензионному соглашению (обучение, техническая помощь, поставка узлов и деталей, сырья). Принимаются во внимание затраты лицензиара на НИОКР и освоение производства продукции по патенту.

Максимальные роялти определяются на основе оценки затрат лицензиата на реализацию наилучшей альтернативы приобретению лицензии (проведение НИОКР, приобретение лицензии, отказ от приобретения).

Территория действия лицензионного соглашения определяется соглашением - определенная территория, на которой предоставляется право производства и сбыта лицензионной продукции.

Виды лицензионных платежей

• Периодические платежи (процентные отчисления) в течение срока действия лицензионного соглашения – Роялти.

• Фиксированные платежи, производимые единовременно или в рассрочку – Паушальные платежи.

• Комбинированные (смешанные) платежи – Роялти в сочетании с паушальными платежами.

Передача ноу-хау -это предоставление беспатентной лицензии.

Основные отличия передачи ноу-хау состоят в следующем:

• большой риск, связанный с раскрытием конфиденциального существа ноу-хау до заключения контракта и утечкой ноу-хау от получателя третьим лицам после заключения контракта;

• необратимый характер передачи ноу-хау;

• постоянно присутствующий временной фактор;

• неопределенность периода сохранения конфиденциальности ноу-хау.

Способы платежей:

• наличные (паушальные платежи и роялти или их комбинация);

• встречные поставки товаров или оказание услуг;

• смешанная форма (наличные, бартер, услуги).

Соглашения о неразглашении тайны могут применяться для защиты идей, информации, данных, концепций, не оформленных в виде защищенного объекта интеллектуальной собственности.

Основными способами коммерциализации интеллектуальной собственности являются - инжиниринг, промышленная кооперация, передача технологий в рамках совместных предприятий, техническая помощь, франшиза, лизинг.

Инжиниринг- это совокупность проектных и практических работ, относящихся к инженерно-технической области и необходимых для осуществления проекта. Примером таких услуг являются:

· консультативные услуги, связанные с интеллектуальными услугами при проектировании объектов, разработкой планов проведения и контроля работ;

· технологические услуги, связанные с предоставлением заказчику новых технологий;

· строительные услуги, связанные с поставкой и монтажом технологического оборудования, строительством технологических линий и производств «под ключ».

Основные методы инжиниринга:

Обычный - консультирование при подготовке планов и технических условий проекта, получении предложений от подрядчиков и поставщиков и при осуществлении проекта, когда консультанту предоставляется право выступать в качестве полномочного представителя заказчика.

Внутрифирменный - использование собственного персонала заказчика. Он осуществляет руководство проектом, общее проектирование и иногда даже строительство. Роль консультантов ограничивается содействием по конкретным аспектам проекта, по которым персонал заказчика недостаточно квалифицирован или не имеет опыта.

Руководство проектом.

Проект «под ключ».

Промышленная кооперация -это форма коммерциализации технологий, когда обеспечивается интенсивный технологический обмен.

При коммерциализации технологий в форме промышленной кооперации заключаются соглашения о производственной кооперации, в рамках которых помимо прямых или взаимных поставок (продаж и закупок) продукции или оказания услуг между сторонами создается длительная общность интересов, направленных на получение дополнительной взаимной выгоды. Кооперационные соглашения заключаются по следующим причинам:

• получение или разделение технических знаний;

• поиск лучших условий для производства и использования трудовых ресурсов;

• увеличение серийности и специализации производства;

• поиск новых рынков сбыта;

• уменьшение производственных издержек и т.п.

Передача технологий в рамках Совместных предприятий -осуществляется тогда, когда заинтересованные партнеры из разных стран объединяют усилия, знания и опыт в производстве новой для данного рынка продукции с разделением совместного риска.

Техническая помощь - это технические услуги и помощь, которые оформляются двумя способами:

• Техническая помощь является главным предметом соглашения.

• Техническая помощь включается разделом в соглашение о передаче технологии или поставках оборудования.

Особенность соглашений о предоставлении технической помощи состоит в том, что:

• Объект контракта – «неосязаемый» товар – технические услуги, выполнение исследований, обучение и подготовка кадров.

• Наличие элементов инжиниринговых услуг, подрядных работ, контрактов на аренду приборов и инструментов.

В соглашение включаются:

• положение о неразглашении полученных в процессе обучения конфиденциальных сведений;

• вопросы бытового устройства инструкторов и обучающихся;

• транспортные расходы, обязательства по страхованию и услуги переводчиков за счет принимающей стороны;

• меры по содействию обеих сторон друг другу в получении виз и разрешений на работу для стажеров и инструкторов.

Формы вознаграждения за различные виды обучения оговариваются в контракте или включаются в лицензионное соглашение о передаче технологии. Отдельные виды обучения осуществляются безвозмездно (например, командированный лицензиаром или поставщиком технологии специалист по монтажу и наладке оборудования обучает местных рабочих и мастеров).

Франшиза -это мобильная и гибкая форма передачи технологий. Преимущества франшизы для разных участников процесса состоят в следующем:

• для франшизора (предоставляющего франшизу) - быстрое внедрение на новом рынке без значительных инвестиций

• для франшизата (получателя франшизы) - начало нового вида деловой активности с меньшей опасностью неудачи и провала, благодаря поддержке со стороны франшизора, включающей передачу определенных навыков, приемов и услуг, а также оказание помощи и обучение персонала;

• для потребителя - расширение выбора товаров и услуг на местном рынке, соответствующее (часто гарантированное) фирменное качество, конкурентные цены.

Привлекательность франшизы как формы коммерциализации новых технологий состоит в том, что франшиза обеспечивает пробную эксплуатацию рынка, помогает определить реальную емкость рынка и потребности рынка. При этом такая форма коммерциализации не создает необходимости в больших капитальных затратах. По результатам франшизы можно провести обоснование дальнейшей экспансии технологии на рынке, сделать вывод о целесообразности организации производства с применением инновационной технологии.

Следующий за франшизой этап сотрудничества – сделка по передаче технологии, например, закупка лицензии на производство и сбыт аналогичного товара на местном или региональном рынке.

Лизинг -специфика лизинга применительно к коммерциализации новых технологий состоит в следующем:

• аренда прав и технологии;

• опасность риска, связанного с нарушением прав третьих лиц. В большинстве лизинговых сделок патентные риски являются ответственностью арендодателя, если в контракте нет «патентной оговорки», регламентирующей взаимоотношения сторон в случае предъявления арендатору патентных претензий и исков от патентовладельца или исключительного лицензиата;

• арендатор имеет право использовать переданное ему ноу-хау по окончании срока аренды оборудования и технологии, если в контракте нет соответствующей оговорки;

• возможен лизинг лицензий: арендодатель покупает право использования патента на определенный срок и на определенной территории с правом предоставления сублицензии и по лизинговому контракту передает это право в аренду арендатору. То есть купленная лизинговой компанией лицензия передается арендатору в форме своеобразной сублицензии. Такие соглашения могут заключаться в пакете с лизинговым контрактом на технологическое оборудование и самостоятельно.

При определении стоимости объектов интеллектуальной собственности анализируются его научно-технические, коммерческие и правовые характеристики, цели, условия и результаты использования, полученные посредством маркетинговых и патентных исследований. В связи с большим количеством факторов, вовлеченных в оценку объектов интеллектуальной собственности, применяют различные методы оценки, которые зависят не только от самого объекта интеллектуальной собственности, но и от стратегии его использования в дальнейшем.

Выделяют три подхода к оценке объектов интеллектуальной собственности:

Затратный подход – совокупность методов оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки – сумма затрат на создание технологии, аналогичной оцениваемой технологии, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, или сумма затрат на создание технологии, идентичной оцениваемой технологии, с применением идентичных НИОКР, материалов и технологий.

Сравнительный (или рыночный) подход – совокупность методов оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности, основанных на сравнении технологии с аналогичными технологиями, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними. Таким образом, основной метод при применении этого подхода – метод сравнения продаж объектов интеллектуальной собственности.

Доходный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта интеллектуальной собственности, основанных на определении ожидаемых доходов от технологии для конкретного лица при заданных инвестиционных целях.

 

 



2016-01-05 1021 Обсуждений (0)
Этап – Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этап – Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1021)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)