Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Бюджетная линия потребителя. Кривые безразличия. Равновесие потребителя



2016-01-05 666 Обсуждений (0)
Бюджетная линия потребителя. Кривые безразличия. Равновесие потребителя 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Ценность товара на рынке для покупателя - понятие субъективное, так как основано на его личных вкусах и предпочтениях, однако потребительский выбор всегда зависит от следующих факторов:

- ограниченного запаса благ, которым располагает общество;

- уровня насыщения потребности к моменту выбора;

- стремления людей получить от потребления максимальную пользу.

 

Чтобы выбрать на рынке товар, покупатель должен измерить его предельную полезность и сравнить с другими. В процессе развития теории маржинализма возникло два направления -кардиналистов и ординалистов, - каждое из которых по-своему объясняло этот механизм.

 

Кардиналисты искали абсолютное выражение шкалы измерения предельной полезности, а ординалисты - относительное. Они ввели единицу полезности - ютиль,которая, по существу, определялась в баллах и была субъективной оценкой предпочтений. Соотношение предельной полезности, выраженное в ютилях, с рыночной ценой дало более реальное измерение - взвешенную предельную полезность

где М11 - взвешенная предельная полезность; М11 - предельная полезность блага; Р- рыночная цена блага, товара, услуги.

Сравнение взвешенных предельных полезностей различных благ - критерий выбора потребителей у кардиналистов и выражается он в предпочтении для потребления благ с большей предельной полезностью до тех пор, пока оно не сравняется с остальными. Подобное сравнение называется правилом максимизации общей полезности и означает оптимальность распределения дохода потребителя в целях наиболее полного удовлетворения его потребностей:

где М11- предельная полезность блага; Р- рыночная цена товара.

Ординалисты нашли метод соизмерения не отдельных полезностей, а целых групп, наборов полезностей. При выказывании предпочтений к наборам благ люди исходят из здравого смысла, который можно формализовать в виде следующих аксиом потребительского поведения:

1) аксиома полной упорядоченности - позволяет покупателю определиться в порядке предпочтений (если значения наборов товаров одинаково, то покупателю безразлично, какой из них потреблять);

2) аксиома транзитивности - дает возможность соотнести между собой предпочтения: если один набор предпочтительнее другого, а тот, в свою очередь, предпочтительнее третьего, то первый набор обязательно предпочтительнее третьего;

3) аксиома ненасыщения - гласит, что потребитель всегда предпочтет набор с большим количеством благ;

4) аксиома независимости потребителя - предполагает, что степень удовлетворения потребностей человека не зависит от потребления других людей.

Перечисленные аксиомы позволяют в математической форме описать действия потребителей как предсказуемые и последовательные.

Кривая безразличия и бюджетное ограничение.

Систему потребительских предпочтений можно представить в виде графиков. Впервые это сделал английский экономист Ф. Эджуорт в 1881 г., построив кривые безразличия.

 

Кривая безразличия - геометрическое место точек, показывающее совокупность наборов товаров, обладающих равной полезностью для потребителя. Каждая точка на кривой безразличия - это особая комбинация двух таких товаров (рис. 12.2).

а, Ь,с,с1- различные наборы товаров А BU- кривая безразличия

Если у потребителя будут меняться предпочтения, то возникнут новые кривые безразличия. Совокупность кривых безразличия, помещенных на одном графике, принято называть картой безразличия (рис. 12.3).

Характер наклона кривых безразличия выражает пропорцию, в которой потребитель готов заменить один товар в наборе на другой при сохранении его общей полезности.

Предельная норма замещения - это максимальное количество товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу товара. Предельную норму замещения можно выразить математически (12.5) и графически (рис. 12.4).

где MRSVV - предельная норма замещения; Хи Y- товары.

Рис. 12.3. Карта безразличия:

U, Uv U2 - кривые безразличия

Рис. 12.4. Предельная норма замещения:

а,b,с - наборы товаров

Предпочтения не полностью объясняют поведение потребителей, так как на индивидуальный выбор влияет покупательная способность потребителей, зависящая в свою очередь от бюджета потребителя и уровня цен.

Черта покупательной способности, ограничивающая потребительский выбор на рынке, называется бюджетной линией.

Она строится путем попеременного отложения на осях графика максимального количества товара, которое можно приобрести при условии полного расхода бюджета



2016-01-05 666 Обсуждений (0)
Бюджетная линия потребителя. Кривые безразличия. Равновесие потребителя 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Бюджетная линия потребителя. Кривые безразличия. Равновесие потребителя

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (666)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)