Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политика обновления» во Вьетнаме и ее результаты



2016-01-05 2435 Обсуждений (0)
Политика обновления» во Вьетнаме и ее результаты 0.00 из 5.00 0 оценок




Политика обновления (по-вьетнамски «дой мой») включает в себя ряд преобразований в экономике и политике Вьетнама в 80-е – 90-е годы XX века. Она направлена на экономическую либерализацию, создание в стране "рыночного социализма" (при сохранении коммунистического правления), демократизацию общественной жизни и вывод страны из социально-экономического кризиса и внешней изоляции, интегрирования ее в мировое сообщество.

Переход к такому политическому курсу был законмерным и во многом вынужденным шагом. Причина его заключалась в том, что Вьетнам находилсь в глубоком социально-экономическском кризисе и централизованно-бюрократический механизм управления продемонстрировал свою полную неэффективность. Его дальнейшее сохранение обрекало бы страну на провал и отставание в темпах экономического развития от других стран Юго-Восточной Азии и мира. Для того, чтобы не допустить этого, КПВ вынуждена была перейти к иному курсу.

В рамках экзаменационного вопроса рассмотрены два периода политик «дой мой»: начальный период (1986-1990) и период всестороннего обновления (1991-2001).

Начальный этап (1986-1990).

Экономические реформы

§ Положение о государственном предприятии (март 1988)

§ Постановление о политике в отношении индивидуальных и частных предприятий в сфере промышленности, строительства и транспорта (март 1988)

§ Постановление об обновлении управления капитальным строительством (май 1988)

§ Постановление об обновлении механизма управления в сельском хозяйстве (апрель 1988)

Сфера финансов и торговли:

§ Ликвидация двухуровневой системы цен

§ Закон об иностранных инвестициях (1987)

Последствия преобразований:

§ Легализация частного предпринимательства

§ Кризис государственных предприятий

Результаты экономической политики:

§ Решение продовольственной проблемы

§ Удовлетворение спроса населения на товары повседневного спроса

§ Снижение инфляции.

Политические преобразования:

§ Курс на совершенствование однопартийной системы и внутреннее самоочищение

§ Самороспуск демократической и социалистической партий (1988)

Внешняя политика:

§ Ослабление международной изоляции Вьетнама

§ Нормализация двусторонних отношений с США и КНР

§ Налаживание отношений со странами, состоящими в ACEAH

§ Основной внешнеполитический партнер – СССР и страны социалистического содружества.

 

Период всестороннего обновления (1991-2001).

В 1991-м Вьетнам лишился своего главного донора партнера – СССР. Новое правительство нашей страны посчитало отношения с Вьетнамом «лишним грузом», что привело к сокращению объемов товарно-экономических связей и снижению уровня политических контактов.

В сложившейся ситуации руководство Вьетнама скорректировала некоторые принципы своего курса. В области внешних связей была провозглашена линия на развитие равноправных, дружеских отношений со всеми странами, предоставлены права прямого выхода за рубеж отдельным министерствам, предприятиям, провинциям.

Партийный съезд 1991-го подтвердил необходимость развития на путях рыночной экономики при сохранении социалистического ориентира общего движения страны. Этот курс нашел отражение в ряде документов, принятых в последующие годы.

Во-первых, Конституция 1992-го, в 14-й статье которой целью внешнеполитической деятельности вьетнамского государства провозглашалось расширение связей со всеми странами мира вне зависимости от их социального и политического строя).

Во-вторых, Закон о земле 1993-го, который давал право вьетнамскому гражданину распоряжаться полученным от государства наделом (земля по Конституции является собственностью всего государства) следующим образом. Он может его обменивать, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству, дарить.

Перемены в организации землепользования имели своим следствием положительное решение извечной для Вьетнама проблемы гарантированного обеспечения населения продовольствием. Ежегодно в 90-е годы прирост урожая составлял 1,2 млн. тонн. Вьетнам прочно занял одно из первых мест среди мировых экспортёров риса. Раскрепощение крестьян вело также к более рациональному использованию земельных угодий.

Правильно выбранный правящей партией стратегический курс, соответствующая правовая база, обновлённое руководство, расширение и диверсификация международных связей, политическая стабильность обусловили позитивные результаты социально-экономического развития Вьетнама в первой половине 90-х годов. Впервые за годы правления коммунистов в этой стране были выполнены показатели пятилетнего плана. Обменный курс донга на доллар в это пятилетие почти не изменился. В народном хозяйстве Вьетнама появились внутренние источники накопления. Увеличился также приток инвестиций из-за рубежа. К концу 1995 года Вьетнам подписал с иностранными вкладчиками контракты на сумму 18 млрд. долларов.

На съезде КПВ 1996-го Съезд констатировал, что выработка и реализация политики обновления в прошедшие годы были в основе своей правильными и в русле движения страны к социализму. Проанализировав успехи и просчёты последнего десятилетия, руководство КПВ сделало вывод о необходимости и возможности поднять Вьетнам на новую стадию развития. Была выдвинута задача индустриализации и модернизации страны, что предполагает превращение Вьетнама к 2020 году в промышленно развитую страну с современной материальной базой.

Во второй половине 90-х годов большое внимание стало уделяться развитию сельского хозяйства, реконструкции промышленности, совершенствованию налоговой системы. Увеличились государственные ассигнования на нужды села, например, на развитие ирригационных систем, особенно в дельте р. Меконг. В конце 1998 года в Закон земле был внесён ряд поправок, которые в значительной степени облегчили переход земельных участков от одного хозяина к другому, их передачу в залог, увеличили сроки пользования землёй.

Принятый в апреле 1995 года Закон о государственном предприятии предоставлял заводам самостоятельность в управлении финансами, распределении прибыли между сотрудниками. Рабочие таких предприятий участвуют в его управлении через общие собрания персонала, которые направляют пожелания в Совет управляющих.

Для поддержания стабильности финансовой системы вьетнамское государство ввело налог на добавленную стоимость, стало шире практиковать выпуск облигаций и займов. В эти годы происходит дальнейшее увеличение внутренних источников поступления в бюджет.

Курс на обновление оказался успешным, ибо модель мобилизационной экономики, выбранная КПВ, оказалась достаточно эффективной. Она позволила опереться на созидательные силы народа и мобилизовать все ресурсы общества для вывода страны из кризиса.

Немаловажным было и то, что Коммунистическая партия Вьетнама внимательно проанализировала опыт разных реформ, в том числе проводившихся в СССР и в Китае, и на этой основе выработала самостоятельный стратегический курс, соответствующий реальным особенностям Вьетнама. В его рамках, основное внимание было обращено на экономическую сферу, а обновление в политической сфере проводилось в той мере, в которой не подвергалась бы угрозе политическая стабильность, причем регулятором всего процесса обновления должно было остаться государство, а ядром всей системы власти - КПВ.

Выбор модели предопределил неравномерность проведения реформ. Наиболее существенные и глубокие перемены произошли прежде всего в сфере экономики, а также во внешнеполитическом курсе. В то же время процесс обновления политической сферы, несмотря на оживленные дискуссии в обществе на рубеже 80 - 90-х годов так и не вышел в целом за рамки борьбы с коррупцией и негативными явлениями, очищения партийных рядов и некоторого изменения роли партии в управлении экономикой и общественными процессами. По мере наращивания процесса обновления во Вьетнаме, экономические реформы развивались вширь и вглубь, в то время как процесс политической реформы несколько приостанавливался и стал носить осторожный характер.

 

Билет 35

35. Спорные территории в Южно-Китайском море и проблемы региональной безопасности.

Кратко о проблеме

Проблема Южно – китайского моря (ЮКМ) – ключевая проблема всей Восточной и Юго-Восточной Азии. Территориально оно расположено между полуостровом Индокитай, островами Калимантан и Тайвань. Хоть это море и небольшое, оно чрезвычайно богато рыбными ресурсами, полезными ископаемыми (нефть, газ, фосфаты), является главной водной артерией, обеспечивает развитие морского транспорта. Кроме того, по прогнозам некоторых ученых запасы нефти и газа на шельфе могут быть даже больше, чем на Ближнем Востоке.

Исходя из вышесказанного, выделяют две основные причины, влияющие на стратегическое значения ЮКМ:

- богатая ресурсная база

- осуществление морских коммуникаций как между странами, так и между отдельными регионами.

В настоящее время 6 государств и одна административная единица КНР – Тайвань борются за влияние в регионе ЮКМ. Правовой статус ни экономических зон, ни континентального шельфа так и не определён, что и вызывает противоречивые отношения между странами. Помимо экономических зон и шельфа, создают проблему и неразрешённые вопросы с островами в ЮКМ. Парасельский архипелаг, расположенный в северной части ЮКМ, представлен в основном подводными островами, поэтому вряд ли может быть пригоден для жизни. В южной же части ЮКМ расположен архипелаг Спратли, который состоит из более чем 150 островов, также непригоден для жизни. Тем не менее многие страны, в частности Китай и Вьетнам активно соперничают за право обладания этими островами, скорее всего потому что эти архипелаги могут быть прекрасными позициями для военных баз стран, соответственно, это даст возможность контролировать морские перевозки в ходе военных действий.

Всех стран не устраивает концепция разделения границ, предложенная Китаем, но они терпимы к вопросу о разделении экономических зон. Кроме того, они не согласны с предложенными границами 2009 г., поэтому каждая страна предлагают собственную границу, и эти границы часто накладываются друг на друга.

Вьетнам, например, менее терпим к этому вопросу и считает море всеобщим достоянием в отличие от Китая. Для Вьетнама самым важным является вопрос над Парасельскими островами и архипелагом Спратли, который остается неразрешенным с 1954 г. U- образная линия (линия предложенная КНР, где всё фактически всё море принадлежит им) их не беспокоит, так как вьетнамские ученые считают, что это лишь одностороннее решение КНР, не учитывающее нормы международного права. Различные исторические документы приводит и Вьетнам, в частности карту итальянского миссионера Маттео Ричи, которая подтверждает суверенитет на обоих архипелагах.

Заключение

Фактически, главное требование – реальные доказательства владения, рационального использования земель. Несмотря на это, все стороны продолжают настаивать на правильности именно своего решения, поэтому эта проблема так сложна.

Что касается вопроса с архипелагами, то в настоящее время даже существует таблица, где установлены права стран на те или другие острова, но это скорее лишь формальность для временного охлаждения осложнившихся отношений между странами.

36. Предпосылки и основное содержание революции Мэйдзи.

 

Бакумацу – общее название последних лет эпохи Эдо, когда закончился период правления сегуната Токугава. Между 1853 и 1867 Япония отказалась от своей изоляционистской внешней политики, происходит переход от феодального сегуната Токугава к правительству Мэйдзи. Основными идейно-политическими разногласиями в этот период были разногласия между про-имперскими националистами называемых и силами сёгуната.

 

Кризис сёгуната Токугава накануне реставрации Мэйдзи:

 

"Закрытие" страны консервировало наиболее застойные формы феодальных отношений и привело к отставанию Японии от европейских стран:

1. замедление роста экономики, первые кризисные явления

2. расшатывание феодальной системы

3. падение эффективности госуправления

4. безуспешные попытки реформ

5. сепаратизм феодалов

6. прибытие «черных кораблей» и открытие Японии – осознание японцами своей уязвимости перед вооруженными силами Запада

Состояние Японии середины-нач. второй половины XIX в.:

1. падение темпов производства

2. эксплуатация крестьян чиновниками и даймё (рост их недовольства, как следствие)

3. кризис политической системы

4. земля принадлежит сёгуну и князьям

5. страна не способна дать отпор странам Запада, заключены невыгодные договоры, усугубившие кризис (Канагавский договор, Ансэйские договоры с Россией, Голландией, Францией, Великобританией, США)

6. открытие Японии для неконтролируемой внешней торговли привело к еще большей экономической нестабильности, вырос уровень безработицы, резко увеличились цены на продукты питания.

К этой и без того печальной ситуации добавилась серия сильных землетрясений 1854–1860 гг.

В 1860-х годах увеличилось число крестьянских восстаний и городских беспорядков.

 

Война Босин 1868—1869 — гражданская война между сторонниками Сёгуната Токугава и проимператорскими силами в Японии. Закончилась поражением сил сёгуната, что привело к Реставрации Мэйдзи. Война стала следствием ряда социальных, экономических и политических неурядиц, которые постигли Японию в первой половине XIX века, что стало причиной падения популярности сёгунского правительства и роста сторонников реставрации прямого императорского правления.

 

В конце 1868 года резиденция Императора была перемещена из Киото в Токио. Лидеры княжеств Сацума, Тёсю и Тоса, которые сыграли ключевую роль в гражданской войне, заняли ключевые позиции в новом правительстве. Некоторые из бывших высокопоставленных чиновников сёгуната были впоследствии помилованы и инкорпорированы в Императорскую администрацию.

Реформы Мэйдзи:

Административная:

1. ликвидация ханов – создание префектур

2. даймё переселены в Токио, губернаторы во главе префектур

Правительственная(после недолгого периода экспериментов, остановились на системе трёх палат):

1. С 15 августа 1869 правительство делилось на три палаты: главную, левую и правую. Главная палата выполняла функции кабинета министров. В её состав входили большой государственный министр, левый и правый министры, и советники.

2. Левая палата была законодательным органом власти и совещательным органом при главной палате.

3. В состав правой палаты входили восемь министерств, которые руководствовались министрами и их заместителями.

4. Ключевые позиции у уже упомянутых выше лидерах Сацума, Тёсю и Тоса.

5. появляются первые партии: конституционно-либеральная и партия реформ и прогресса

Военная:

1. войска княжеств, состоявшие из самураев, были переподчинены военному министерству

3. всеобщая воинская обязанность (от 20 лет, освобождались главы семей и их наследники, чиновники, студенты, а также лица, которые уплатили откуп в 270 иен.)

Социальная:

1. два привилегированных сословия: титулованное и нетитулованное дворянство

2. равенство крестьян, купцов, ремесленников – «хэймин»

3. обязали взять фамилии (раньше не всем было дано)

4. отмена ограничений переездов и смены рода деятельности

4. Григорианский календарь

Экономическая:

1. отмена феодальной зависимости

2. ликвидация феодальной собственности на землю

3. свобода выбора возделываемых культур

4. земельно-налоговая реформа

5. развитие промышленности

 

В результате реставрации Япония «прыгнула» в Новое время. Была реорганизована армия. Начато строительство полноценного военного флота. Реформа государственного устройства, социальная и экономические реформы, а также отказ от самоизоляции создали благоприятные условия для развития Японии в конкурентоспособное, в том числе экономически, общество.

С одной стороны, Япония избежала риска попасть в полную политическую зависимость от европейских держав или США. С другой стороны, включившись в экономическую и политическую гонку с Европой, Япония ушла далеко вперед в сравнении с другими восточно-азиатскими государствами.

 

37. Япония на пути военных авантюр и борьба за «новый порядок» на Дальнем Востоке (1936-1941 гг)..

Японская агрессия на Дальнем Востоке готовилась по всем линиям: политической, экономической, идеологической. В конце 20-х — начале 30-х годов в правящих кругах Японии не было больших разногласий по вопросу об этапах осуществления обширной захватнической программы. Предполагалось, что на первом этапе сравнительно легко будет захвачен Северо-Восточный Китай.

 

 



2016-01-05 2435 Обсуждений (0)
Политика обновления» во Вьетнаме и ее результаты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политика обновления» во Вьетнаме и ее результаты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2435)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)