Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 3. Социально-экономическое развитие (аграрные отношения, городское хозяйство)



2016-01-05 814 Обсуждений (0)
Вопрос 3. Социально-экономическое развитие (аграрные отношения, городское хозяйство) 0.00 из 5.00 0 оценок




Прежде всего определите причины, обусловившие высокий уровень развития белорусского региона в ВКЛ: освоенные сельскохозяйственные угодья, пересечение торговых путей, развитые города, устойчивые связи с западноевропейскими странами. Подчеркните, что белорусские земли избежали монголо-татарского опустошения и в меньшей степени, чем прибалтийские, подверглись нападенияем крестоносцев.

Вспомните, что во второй половине XIII – первой половине XVI в. продолжалось формирование феодальных отношений. Основным средством производства и источником богатства была земля. Верховным землевладельцем считался великий князь. Обратите внимание, что земли делились на государственные (волости и хозяйственные дворы) и частные (земли светских и церковных имений).

Назовите пути формирования феодального землевладения: 1. Наделение великим князем землей за военную и государственную службу, пожалования земель церкви. 2. Наделение крупными феодалами землей своих вассалов за службу, пожертвования церкви. 3. Купля-продажа земли, залог с последующим отчуждением. Целесообразно отметить, что наделение землей не всегда означало ее передачу в полную собственность и имело несколько форм: «до воли», «до живота» и «на вечность». Охарактеризуйте каждую из них. Отметьте, что мелких землевладельцев называли шляхтой, крупных - князьями, магнатами, панами. В конце XVI в. землевладельцы были уравнены в правах, и все феодальное сословие стало называться шляхтой.

Далее остановитесь на процессе закрепощения крестьян. Изучая соотношение их повинностей в феодальном хозяйстве, раскройте содержание таких категорий крестьян, как тяглые, осадные, огородники и слуги. Отметьте, что по степени феодальной зависимости крестьяне делились на три категории: людей похожих, людей непохожих, челядь невольную. Разъясните эти термины.

Разберите основные этапы закрепощения крестьян. Юридически они были оформлены в пяти документах: Привилее Казимира (1447), первом Статуте ВКЛ (1529), «Уставе на волоки» (1557), втором и третьем Статутах ВКЛ (1566, 1588). Назовите правовые нормы о зависимости крестьян, зафиксированные в каждом из них.

Затем перейдите к анализу предпосылок, целей, механизма и результатов аграрной реформы 1557 г., начавшейся в соответствии с “Уставой на волоки”. Вспомните, другие названия этой реформы, известные вам. Охарактеризуйте основные предпосылки реформы: недостаток средств в государственной казне, рост материальных потребностей двора, «революция цен» в Европе. Отметьте, что целью реформы было повышение доходов казны. Достичь ее предполагалось с помощью точного учета государственных земель, которые делились на волоки, и совершенствования поземельных отношений.

Укажите размер волоки. Назовите соотношение панских и крестьянских волок, подумайте, зачем оно вводилось. Определите, какую систему взимания феодальной ренты внедрила реформа. Перечислите виды крестьянских наделов. Каким образом вводилась прогрессивная трехпольная система обработки земли? Сравните сроки реализации реформы на белорусских землях и подчеркните, что в одних волостях раздел на волоки прошел за два десятилетия (западная Беларусь), в других - только в начале XVII в. (Подвинье). Почему так произошло?

Аграрная реформа была обязательной для государственных земель, однако большинство светских и церковных феодалов провели ее в частных владениях. Возросшие повинности и ограничение личной свободы вызвали недовольство крестьян. Формами протеста стали жалобы, бегство, вооруженные выступления. Обобщив результаты, покажите, как реформа отразилась на развитии фольварочной системы и сельского хозяйства белорусских земель в целом. Какая форма землепользования стала преобладающей?

Соотнесите развитие товарно-денежных отношений с ростом ремесла, торговли, городов. Отметьте, что из 15 «лучших» городов ВКЛ, названных в 1444 г. в великокняжеской грамоте, 9 находились на этнической территории белорусов. Можно подчеркнуть тот факт, что в XV ст. вокруг крепостей, замков и хозяйственных дворов возникли местечки. Их особенностью был небольшой размер и наличие места, где регулярно проводились торги. Большинство городов и половина местечек принадлежала великому князю, остальные были частными владениями. Частной собственностью могли быть несколько городских кварталов – юридики.

Надо заметить, что к середине XVI в. горожане выделились в самостоятельный социальный слой, получивший название «мещане». Источниками пополнения городского населения, как правило, были крестьяне и жители соседних государств. Основными занятиями горожан были ремесло и торговля. Назовите наиболее распространенные ремесленные специальности. Расскажите о ремесленных цехах и купеческих гильдиях в белорусских городах, сравните их с западноевропейскими. Объясните значение терминов «цех» и «гильдия».

Подчеркните, что развитие экономических связей тормозилось натуральным характером крестьянского хозяйства. Более развитой была внешняя и транзитная торговля, в которую активно включались феодальные фольварки. Определите факторы, способствовавшие включению феодалов и горожан в торговые операции. Перечислите основные предметы экспорта и импорта. Вспомните, как в Беларуси называли торговые дороги между городами и местечками, деревнями.

Далее стоит обратить внимание на то, что централизация великокняжеской власти и развитие торговли способствовали развитию денежного обращения. С XIV в. наиболее распространенной монетой в ВКЛ стали серебряные пражские гроши. На смену безмонетному периоду пришел очередной этап, получивший название периода «пражского гроша». Именно от названия этой монеты происходит название денег в белорусском языке.

В 1492 г. в ВКЛ был создан единый эмиссионный центр – Виленский монетный двор (чеканили серебряные денарии, полугроши, солиды, гроши и т.д.) В 1569 г. Великое Княжество Литовское и Королевство Польское объединились в одно государство – Речь Посполитую, а 1580 г. была введена единая монетная система. Назовите ее основные денежные единицы. Поясните, как на основе получения ссуд у богатых феодалов и купцов и ростовщичества формировалась кредитная система.

Затем необходимо уделить внимание институту магдебургского права. Как уже отмечалось, города превращались в торгово-ремесленные центры. Горожане стремились выйти из-под юрисдикции великокняжеской или феодальной администрации, создать свою систему управления и судебно-административную власть по примеру немецкого города Магдебург. Запомните, что первым городом, получившим грамоту на самоуправление, стал Вильно – столица ВКЛ (1387). Какой город на территории Беларуси первым получил такое право и когда? Всего более 40 городов и местечек Беларуси получили магдебургское право. Расскажите о выборных органах самоуправления, о правах и привилегиях городов (самоуправление, налоговые льготы, судебный иммунитет, право владения землей, льготы в ремесленной и торговой деятельности, освобождение от воинской повинности, единый денежный налог). Определите экономический смысл магдебургского права.

Свяжите повышение экономической роли городов с ростом имущественной дифференциации горожан. Назовите их основные социальные группы. Подумайте, каким образом накопление богатств у отдельных лиц влияло на самоуправление городов. Чем вызывались конфликты между городскими жителями? Подытожьте изученный материал.

Занятие 2-е.



2016-01-05 814 Обсуждений (0)
Вопрос 3. Социально-экономическое развитие (аграрные отношения, городское хозяйство) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 3. Социально-экономическое развитие (аграрные отношения, городское хозяйство)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (814)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.03 сек.)