Происхождение общественных законов
«Положительное законодательство», действующее в определенном государстве, по мысли Неволина, состоит из двух частей: «Мы различаем во всяком законодательстве, — пишет ученый, — две составные части: часть, которая может быть познана непосредственно умом и сама по себе имеет обязательную силу, независимо от общественного постановления, — законы естественные; часть, которая познается не иначе, как из самого законодательства, действующего в государстве, и только потому имеет обязательную силу, что она установлена государством, — законы чисто положительные». При этом естественные законы рассматриваются Неволиным в качестве «всеобщей и необходимой стороны законодательства», положительные — в качестве «случайной и ограниченной»; естественные законы в их совокупности образуют, в представлении ученого,идею законодательства,
положительные — «служат ее проявлением» (с. 49).Естественные законы, как и любые законы, являются формой, в которой в качестве содержания заключены «вечные начала божественной правды». Естественные законы как идея законодательства иположительные законы каквоплощение этой идеи не могут, по мысли Неволина, существовать отдельно друг от друга: «В действительности, — утверждает ученый, — ни одна из поименованных частей не может существовать отдельно от другой... первая (как всеобщее) без второй (как особенного) есть голое понятие без полноты жизни; вторая (как особенное) без первой (как всеобщего) есть только хаотическое смешение разных случайностей без всякой внутренней связи, без твердого основания, без вечного и неизменяемого достоинства» (с. 49). Таким образом. Неволинпреодолевает классическийдуализм естественного и позитивного закона, характерный для естественно-правовой философии XVIII в. Воплощение идеи законодательства в положительных законах, во-первых, зависит «от особенного характера народа, степени его развития, исторических отношений к другим народам, вообще от действия причин временных и местных».Во-вторых, воплощение «общих неизменных начал правды» в законодательстве зависит от особенностей регулируемых отношений. Наконец,в-третьих, «вечные начала правды в государстве прилагаются еще к отдельным, единичным случаям жизни, чтобы данный случай получил окончательное решение» (с. 49). Общая идея законодательства, полагает Неволин, «при своем переходе в мир явлений необходимо подлежит всем условиям пространства и времени и представляется в таком же разнообразии законодательств, как разнообразно все существующее в пространстве и времени». Ее постепенное раскрытие в истории обусловливает различия в законодательстве различных народов. При этом, подчеркивает ученый, каждый народ при осуществлении идеи законодательства «имеет свое особое назначение; раскрывши одну ее сторо-"У, он передает свой труд другому счастливейшему. Целая идея законодательства осуществляется только в целой их совокупности» (с. 49-50). Происхождение законодательства, согласно Неволину, определяется«началом необходимости», действующим помимо воли и созна-чия людей, и«началом произвола», т. е. влиянием сознательно-волевой деятельности человека (с. 50). Подвлиянием Ш. Л. Монтескье Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ Неволин приходит к выводу о том, что происхождение и развитие законов обусловлены несколькими «видами необходимости» или факторами. 1. Необходимостьфизическая. — «Вещество, над образованием которого трудится законодатель, — поясняет свою мысль Неволин, _ составляет природа— природа человека и природа внешняя... Но имея дело с природой... люди необходимо должны сообразоваться с неизменными ее законами. В особенности большое влияние на дух и постепенное развитие законодательств имеют свойство племени... свойство земли... ее величина... положение относительно других стран, климат...». 2. Необходимостьнравственная. — «На сердце человека, _ убежден ученый, —напечатлены заповеди Божественные, и при всех своих действиях он стремится поставить себя в соответствие с их требованиями». 3. Необходимость национально-культурная. —«Существует,— полагает Неволин как сторонник исторической школы права, — необходимое отношение между всеми направлениями деятельности народной. Каждое из них имеет влияние на каждое другое. Таким образом, под влиянием особенной религии, наук, искусств, занятий и т. д. раскрывается и особенное законодательство». 4. Необходимостьисторическая. — «Жизнь каждого народа, — повторяет Неволин мысли Савиньи, — развивается в необходимом порядке; напрасно захотел бы кто-нибудь перешагнуть свое время. Настоящее состояние народа всегда находится в теснейшей связи с прошедшим; напрасно захотел бы кто-нибудь вдруг отказаться от всего своего прошедшего». 5. Необходимостьвсемирно-историческая. — «Каждый народ, — убежден ученый, — участвует своим особенным образом в осуществлении идеи человечества, имеет при этом деле свою особенную задачу, — он должен выполнить ее непременно». 6. Необходимостьлогическая. — «Как между всеми частями одного и того же узаконения... находится необходимое соотношение, так и между всеми частями законодательства находится подобное соответствие»,— полагает Неволин (с. 50-51). Различное соотношение «начал необходимости» и «начал произвола» в процессе исторического происхождения законодательства обусловливает различия в его формах и содержании. Образование права с точки зрения его«форм» рассматривается Неволиным в духеисторической школы. «Сначала законодательство
образуется посредством обычаев, путем бессознательной деятельности. У народов в первом возрасте их жизни разум бывает слаб и весьма беден понятиями», — воспроизводит Неволин мысли Савиньи. Затем «по мере успехов образованности разум начинает... воспринимать свои права, и люди более и более привыкают действовать с сознанием». Вместо обычаев «являются законы как непосредственные постановления власти общественной, хотя и обычаи не совсем теряют свою... силу». Вместе с тем вследствие специализации человеческой деятельности появляется особоесословие юристов, которые «возводя в сознание народа постановления, образовавшиеся путем обычая или путем закона, собирая и излагая их в порядке более или менее правильном, объясняя, дополняя их, исследуя их причины, указывая средства к их улучшению, участвуют в законодательстве теоретически и практически» (с. 52-53). С точки зрения «содержания» Неволин, очевидно под влиянием Гегеля, выделяетпять ступеней последовательногоразвития идеи законодательства: семейство, род, гражданское общество, государство, союз народов. «С каждой из этих ступеней, — полагает Неволин, — идея законодательства уясняется более и более, с каждой права и обязанности человека получают все более определенности и твердости». При этом в семейном и родовом обществах идея законодательства раскрывается преимущественно под влиянием «начала необходимости», «без особенного сознания в человеке»; в трех последующих — «при свете самосознания и посредством собственной деятельности человека» (с. 56). Отвергая договорную теорию происхождения государства, Неволин подчеркивает, что «чувство любви натуральной», присущее членамсемейного союза, «не порождено каким-нибудь предшествующим размышлением; напротив, оно существует как нечто данное от природы» (с. 58). С происхождениемродов начинается образование собственности (с. 60). Разрушение родового союза связано с тем, что его члены «делаются по отношению друг к другу нравственно-самостоятельными, особенными лицами». Следствием этого становится образованиегражданского общества, которое определяется Неволиным как «совокупность лиц самостоятельных, соединенных в одно общество для удовлетворения их частных потребностей общими силами» (с. 61). Затем гражданское общество переходит в го-^дарство. Индивидуальные цели каждого отдельного члена гражданского общества, полагает Неволин, являются «ограниченными, Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1 в конечными»; истинное основание их бытия, убежден ученый, составляет «цель нравственно-всеобщая, неограниченная, бесконечная». Соответственногосударство определяется Неволиным как «союз лиц, которые при своих особенных целях признают целью своей деятельности еще цель нравственно-всеобщую — совокупность всех высших целей человеческого духа». С одной стороны, поясняет он свою мысль, в государстве «все особенные цели получают обширнейшее развитие»; а с другой — «члены этого союза поставляют средоточием своей деятельности не свое особенное благо, но всеобщее благо, благо целого» (с. 63). Далее государство становится членом союза народов: «Во взаимных между собой отношениях каждое государство признает каждое другое самостоятельным и независимым, что и служит основанием их поведения по отношению друг к другу» (с. 65). Неволин подчеркивает, что «каждый высший или последующий союз заключает в себе и все низшие или предшествующие», точно так же, как и «каждое низшее общество содержит в себе и все высшие, по крайней мере, в зародыше, почему и заменяет их собой, доколе они не явятся, раскрывая в себе такие права и обязанности, которые могут принадлежать только высшим видам жизни общественной». Более того, полагает ученый, «хотя низшие виды общества по времени являются прежде высших, но внутренняя причина их бытия, заставляющая их непрерывно развиваться, заключается в последних, от которых только они и могут получить свое истинное, совершеннейшее образование» (с. 65). Таким образом, согласно Неволину,идея законодательства последовательнораскрывает себя в общественных союзах и достигает своегополного, совершенноговоплощения в государстве как члене союза народов. В духе гегелевской философии права Неволин пишет о том, что государства постепенно приближаются к такому состоянию, в котором бы «их бытие вполне соответствовало бы их понятию» (с. 65). В государстве «все высшие цели жизни человеческой получают для себя средоточие и по возможности полное удовлетворение, и притом необходимым и прочным образом». Соответственно верность человека союзу своего государства может быть названа «правдой по смыслу государства» (с. 45). Неволин как ученик и последователь Савиньи уделяет большое внимание раскрытиювзаимосвязи права и государства с «духом народа». «Принадлежа с самым рождением к этому нравственному
союзу (т. е. государству. — Е. Т.),— пишет ученый,— возрастая в нем, получая воспитание в его духе, будучи окружен им в своей жизни со всех сторон, человек исполняет его законы, как законы собственного своего существа, не давая в себе и места какому-нибудь сомнению о том, должны ли быть они исполняемы;общий духнарода живет в каждом из лиц этого народа и непосредственно дает направление всем их действиям; все они мыслят, чувствуют, действуют в духе своего народа (выделено мною. —Е. Т.)» (с. 47). Точно также и форма правления государства, по мысли Неволина, никогда не бывает произведением человеческого произвола, но развивается «по необходимости из самого характера и духа народа» (с. 64). Таким образом, делает вывод мыслитель, порядок жизни общественной, однажды возникший в виде семейного союза, непрерывно совершенствуется и «раскрывает идею добра во всех ее направлениях и ее существование делает необходимостью» (с. 40).
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (501)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |