Критика просветительской философии
Представления Неволина об историческом развитии права, обусловленном «духом народа», закономерно определили критику им рационалистической философии Просвещения, верившей в возможность переустройства общества на началах разума. Для ученого несомненно, что «новая теория имела ужаснейшим своим последствием Французскую революцию», в которой «дух вольности раскрылся со всей ужасающей его силой» (с. 310). «Дух разрушения», распространившийся из Франции по всей Европе, был «неудержим в его опустошительном разлитии» (с. 318). Главную причину «раскрывшегося в XVII и XVIII вв. политического образа мыслей» Неволин усматривает «в самом духе западноевропейских народов — сокровенном движителе тех самых явлений, среди которых и под влиянием которых раскрылись новые теории о праве и государстве» (с. 321). Ученый имеет здесь в виду индивидуалистический духзападной культуры. Он полагает, что главным понятием, господствовавшим в просветительской философии, было понятие «лица единичного». «Единичному лицу, — пишет Неволин, — придается здесь необыкновенная важность; свободный круг его деятельности расширяется, сколько возможно; далее, его благо и безопасность ставится средоточием и целью общественных Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX „ установлений. Внимание философии законодательства обращено не столько на обязанности, сколько на права человека. Для внешней деятельности принято правилом начало свободы» (с. 320). Неволин принципиально не согласен с данными положениями. Он полагает, что человек как нравственное существо «не может быть назван свободным от самой природы», так как когда мы говорим о правах и обязанностях человека, то мы находимся в области нравственности. «В нравственном смысле,— убежден Неволин,— то только может быть названо истинным достоянием человека, чего он достиг своим трудом, о чем он действительно знал и чего хотел. Итак, что принадлежит человеку от самой природы, независимо от всякого труда с его стороны, независимо от его сознания и воли, то не может иметь значения нравственного (выделено мною. — Е. Т.). В самом деле, если человек имеет по природе такую же свободу, какую всякий дикий зверь, то почему бы должна быть уважаема свобода одного и, напротив, не щадима свобода другого? Как существа только от природы свободные, они имеют равное право, или в равной мере не имеют права быть уважаемы и щадимы с их дикой свободой» (с. 321). Такой природной концепции свободы, не требующей от человека душевного участия в ее обретении. Неволин противопоставляет по сутихристианское понимание свободы: «В нравственном смысле для человека существует только одна истинная свобода: свобода от своих страстей, господство над ними, определение себя из себя самого к действию по началам нравственным. Но с такой свободой человек не рождается в мир; он может приобрести ее только большим трудом в течение продолжительного времени» (с. 322). Неволин не приемлет также идоговорной теории происхождения государства, исходящей их предположения оестественном состоянии человека. Критикуя произвольность философских представлений о естественном состоянии, которое каждый философ описывал так, как он представлял человеческую природу, ученый убежден в том, что человек не может «вести жизнь нравственную и достойную его человеческого существа вне государства». Вслед за Гегелем Неволин определяет государство как «известный порядок нравственной жизни, когда человек отказывается от своей единичной, естественной воли и живет по общему нравственному закону». Для мыслителя «выйти из этого порядка» равносильно отказу от нравственной жизни (с. 322). Соответственно, по мысли Неволина,государство не является ограничением свободы человека. «Вне государства, — пишет К. А. НЕВОЛИН мыслитель, — существует для человека одна дикая, естественная вольность. Государство не ограничивает только ее, но совершенно ее уничтожает. Взамен того оно дает человеку нравственное бытие в своих недрах, как в недрах нравственного общества, — возвышает человека над собственными его физическими влечениями и наклонностями, обращая всю его деятельность к нравственным целям, и тем дарует ему истинную нравственную свободу» (с. 322). Неволин не согласен также и с тем, что единственнойцелью государства признается исключительнобезопасность и счастье отдельных лиц. По его мнению, государство как «осуществленная нравственная идея» не исключает ни одной нравственной цели из числа своих целей. А потому те, кто делают государство средством для достижения своих целей частными лицами, забывают, что «единичное лицо в его отделении от нравственности (и от государства как воплощения нравственности. — Е. Г) не имеет никакого значения» (с. 322-323). Следуя гегелевской философии права Неволин делает вывод о том, что «человек как нравственное существо может существовать только в государстве и, следовательно, он должен жить в государстве», понимаемом как высший нравственный союз. Ученый рассматриваетжизнь в государстве как«священную обязанность»,к исполнению которой человека можно принудить, если бы «он вздумал жить в дикой вольности и не захотел по доброй воле вступить в этот порядок жизни» (с. 323). Еще одной «темной стороной философии законодательства» XVII-XVIII вв. является, по мнению Неволина,учение о народном суверенитете, имеющее своим следствием обоснование превосходствадемократии. В представлении ученого, демократия есть «об-раз правления самый простой, самый несовершенный, где частный произвол во всей его естественной грубости прямо и непосредственно возвышается на степень воли всеобщей». В государстве же, которое образовано «по твердым нравственным началам», нравственный закон необходимо имеет орган, которым он выражается и которым °н осуществляется, т. е. монарха. Такой орган, полагает Неволин, «выше всякого произвола, какой может быть свойствен частным ли-Цам, действуют ли они порознь или в совокупности». Обосновывая превосходство монархии, ученый подчеркивает, что «перед достоинством такого органа не может иметь значения никакой крик и шум ^порядочной толпы, которая бы захотела поставить свою частную Раздел УШ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX волю на место воли всеобщей, выражаемой предназначенным для нее органом» (с. 323). Вместе с тем Неволин убежден в том, что «происшествия сопровождавшие Французскую революцию, вскоре показали весь вред какой проистекает для частных лиц и государств, когда частное лицо отделяет себя от государства и даже возвышается над ним, когда связь поколений расторгается...». Итогом этого, по его мнению, стало то что постепенно «начало восстанавливаться уважение к действительному миру... как он образовался под влиянием христианства» (с. 388).
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (463)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |