Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


От общинности «Mipa» к соборности Церкви



2016-01-05 540 Обсуждений (0)
От общинности «Mipa» к соборности Церкви 0.00 из 5.00 0 оценок




Важнейшей частью теоретического наследия славянофилов является, конечно же, не апология крестьянской общины, присут­ствующая в трудах Хомякова 40-х годов, но его учение о соборно­сти, развитое философом уже в 50-е годы, когда в известной степени сгладилась острота славянофильских дискуссий. Следует подчерк­нуть, что это богословское по своей сути учение имело своим источ­ником важные социально-философские идеи мыслителя, развитые им в предшествующий период, т. е. в 40-е годы.

Главным принципом социальной философии Хомякова являлась идея общения, призванная объяснить свойства как общества в целом, так и отдельного человека. «...Общение слова, мысли, чувства,— пишет философ, — есть не только дело великой важности, но едва ли не лучшее достояние человека на земле».48 Общение трактуется Хомяковым как деятельность человека, в которой проявляется не одна какая-либо сторона его личности, но в которой со-участвуют все его душевные способности: «Общение, — пишет философ, — заключа­ется не в простом размене понятий, не в... размене услуг, не в сухом уважении к чужому праву... но в живом размене не понятий одних, но чувств, в общении воли, в разделении не только горя, но и радости жизненной».49

С одной стороны, общение есть необходимоеусловие форми­рования и развития, точнее говоря, самогосуществования челове­ческой личности: «Животворные способности разума, — пишет Хомяков, — живут и крепнут только в дружеском общении мысля­щих существ... отрешенный от жизненного общения единичный ум

"Хомяков А. С. По поводу статьи И. В. Киреевского «О характере просве­щения Европы и о его отношении к просвещению России» // Благова Т. И. Родона­чальники славянофильства... С. 198. — Далее ссылки на это произведение даются в тексте главы.

49 Хомяков А. С. Полн. собр. соч. М., 1900. Т. 1. С. 98. — Далее ссылки на это издание даются в тексте главы: первая цифра в скобках означает номер тома, вто­рая — страницы.


Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX я

бессилен и бесплоден... только от общения жизненного может он получить силу и плодотворное развитие» (1, 88). С другой стороны общение между личностями естьконституирующий принцип целостности общественного организма: «В обществе здоровом и цельном, — пишет в связи с этим Хомяков, — всякое движение мысли есть уже деятельность: лица, связанные между собою живою орга­ническою цепью, невольно и постоянно действуют друг на друга; но для этого нужно, чтобы между ними была органическая связь. Раз­рушьте ее, и живое целое обратится в прах, и люди-пылинки стали чужды друг другу...» (с. 191).

Человек, в представлении философа, естьсущество социаль­ное, которое «достигает своей нравственной цели только в обще­стве, где силы каждого принадлежат всем и силы всех каждому» (1994,1,470). По мысли Хомякова, человек должен преодолеть «мерт­венное одиночество эгоистического существования»: «Отделенная личность есть совершенное бессилие и внутренний непримиренный разлад... надобно, чтобы жизнь каждого была в полном согласии с жизнью всех... люди должны быть связаны со всем остальным организмом общества узами свободной и разумной любви» (1, 152). В поисках гармонии между личностью и обществом, освобождаю­щей социальный мир как от крайностей индивидуализма, так и от крайностей коллективизма, Хомяков призывает человека «принести в жертву самолюбие своей личности», что и позволит ему «проник­нуть в тайну жизни общей и соединиться с нею живым органиче­ским соединением» (1, 161, 174). В таком смирении эгоизма— путь к обретению человеком нравственной цельности. Таким образом, соци­альная философия Хомякова в этот период может быть охарактери­зована как преимущественно«социоцентристская» (С. С. Хоружий), отдающаяприоритет обществу над личностью.

Общество, понимаемое каквсеединство, — совершенное со­единение лиц, которое само также может быть рассмотрено какцельная личность и какединый организм, противопоставляется Хомяко­вым «мертвому», атомизированному обществу, члены которого свя­заны друг с другом внешними, формальными связями и участвуют в нем «внешней» стороной своей личности. Такой форме социаль­ности философ даже отказывает в праве называться обществом, это — «случайное скопление человеческих единиц, связанных или сбитых в одно целое внешними и случайными действователями», «числительное скопление бессвязных личностей» (1, 56).


СЛАВЯНОФИЛЬСТВО: И. В. КИРЕЕВСКИЙ, А. С. ХОМЯКОВ

Глава 6

Различия междуорганическим, «живым», и «мертвым» об­ществом раскрываются Хомяковым через характерные для славянофиль­ства оппозиции. Так, органическое общество предстает как«истинное братство», члены которого связаны узами взаимной любви, в про­тивоположность внешнему объединению людей в общество посред­ством«условного договора». «Внутренней правде» — главному принципу регулирования правовых отношений между людьми в орга­ническом обществе — Хомяков противопоставляет«внешнюю правду» «мертвого» общества, которая «довольствуется освящением и охранением условных и случайных отношений между людьми» (с. 201). Внутренняя правда предстает как «признанная самим чело­векомнравственная обязанность», существо внешней — вовнешнем же принуждении. Единство органического общества достигается благодаря общемусогласию и единодушию, единство внешнего обще­ства— благодаряформальному численномубольшинству (1, 161). Различным образом понимается и свобода. Для органического обще­ства характерна«положительная свобода», примирение свободы каждого с единством целого, для его противоположности —«отрица­тельная свобода», проявляющаяся в бунте и разномыслии. Именно таким«мертвенным» обществом предстает для Хомяковаобще­ство Запада. С ним полностью согласен и Киреевский: «На Западе все отношения общественные основаны на условии... Вне условия нет отношений правильных, но является произвол, который в пра­вительственном классе называется самовластием, в управляемом — свободою. Но и в том, и в другом случае этот произвол доказывает не развитие внутренней жизни, а развитие внешней, формальной... Поэтому общественный договор не есть изобретение энциклопеди­стов, но действительный идеал, к которому стремились без сознания, а теперь стремятся с сознанием все Западные общества, под влиянием рационального элемента, перевесившего элемент христианский».50

Историческим примером такого органического общества являлась Для Хомякова, как, впрочем, и других славянофилов,крестьянская община — «лучшая форма общежительности» (1994, 1,517). Хомя­ков убежден в уникальности этой формы социального общения, не­известной на Западе: «Мыслители западные вертятся в безысход­ном кругу, потому только что идея общины им недоступна. Они не могут идти никак дальше ассоциации...» (1, 50). Если общественные

50 Киреевский И. В. Поли. собр. соч. М., 1861. Т. 1. С. 195-196.


Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ

союзы на Западе основаны на договоре и подчинены формальности римского права, то община — традиционная для России форма орга­низации сельского населения — «на естественном и нравственном братстве и внутренней правде». Благодаря общинному быту в России «развились общежительные добродетели... которым... ничего равного не представляла еще история мира». К таким добродетелям Хомяков относит «благородное смирение, кротость, соединенная с крепостью духа, неистощимое терпение, способность к самопожертвованию правда на общем суде... твердость семейных уз и верность преда­нию...» (с. 231-232). Итак, крестьянская община, отношения в которой регулируются не юридическими формами, но внутренней, нравствен­ной правдой, являлась для славянофиловсоциальным идеалом. «Славянская сельская община, русский мир... лучший, святейший остаток народной старины, которому должна была бы подражать и завидовать вся остальная Европа»,— утверждает Хомяков (3, 117).

Однако понятие соборности, впоследствии развитое Хомяко­вым, не относится ни к общине, ни к любому другому исторически конкретному обществу, в котором начала соборности не могут иметь совершенного воплощения, но относится исключительно к Церкви. Однако уже и на этом этапе философ полемизирует с Киреевским, полагавшим, что «христианское учение выражалось в чистоте и пол­ноте во всем объеме общественного и частного быта древнерусского». По мнению Хомякова, «не было ни одного народа, ни одной земли, ни одного государства в мире, которому такую похвалу можно бы было приписать хотя приблизительно» (с. 209).

Учение о соборности Церкви было развито Хомяковым в его богословских трудах 50-х годов и является своего рода дополнени­ем разработанной Киреевским концепции верующего разума. Для Хомякова это была новая попытка разрешить проблемугармониза­ции отношений между личностью и социальным целым, а также определить условия приобщения человека к божественной истине. Как уже отмечалось, концепция соборности не имела своей целью объяснить бытие общества вообще или какого-либо исторически конкретного общественного союза, но призвана была показать су­щественные черты Церкви как онтологического единства верующих. Вместе с тем, важно подчеркнуть, что соборность в понимании Хо­мякова не есть некий недостижимый человеком идеал,соборность — есть реальный опыт жизни человека в Церкви,способ со-бытия всех верующих во Христа.




2016-01-05 540 Обсуждений (0)
От общинности «Mipa» к соборности Церкви 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: От общинности «Mipa» к соборности Церкви

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (540)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)