Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Информационные технологии в Республике Беларусь: правовые           реалии и перспективы



2019-05-24 320 Обсуждений (0)
Информационные технологии в Республике Беларусь: правовые           реалии и перспективы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Вторая половина ушедшего столетия и наступивший XXI век были ознаменованы подлинным прорывом в области высоких технологий. Многие из тех вещей, которые еще полвека назад казались несбыточной мечтой, на сегодняшний день прочно вошли в обычную жизнь граждан.

В последнее десятилетие ХХ века информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Многие развитые и развивающиеся страны в полной мере осознали те колоссальные преимущества, которые несет с собой развитие и распространение ИКТ. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что движение к информационному обществу – это путь в будущее человеческой цивилизации.

В Конституции Республики Беларусь закреплено, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (ст. 2). Это означает необходимость учета тенденций мирового развития во имя создания такого правового порядка, при котором постоянно улучшалась политическая, экономическая, духовная, социальная жизнь людей. Достижения прогресса следует поставить на службу обществу и в правовой сфере. Их использование в данной сфере может придать гражданам новый импульс в реализации их прав и свобод, усилить существующие гарантии, сделать многие права и свободы более доступными, а значит, сделать общественную и личную жизнь людей более комфортной. Именно посредством ИКТ государство может значительно расширить сферу своих услуг гражданам, оказываемых в правовой сфере.

В настоящее время в республике реализуется достаточно широкий комплекс работ, направленных на развитие и широкое применение ИКТ в различных сферах деятельности и отраслях (государственном и местном управлении, материальном производстве, здравоохранении, культуре, науке, социальной сфере и т.д. ). Начата реализация проектов по созданию сетевой инфраструктуры государственных органов в целях обеспечения автоматизированного информационного взаимодействия между ними на базе формирования единого национального информационного ресурса, выхода в глобальные международные информационные сети. Определен перечень информационных ресурсов, имеющих государственное значение, осуществляется их государственная регистрация. Выполняются научно-исследовательские работы и разработки по созданию передовых информационных технологий и программного обеспечения, защиты информации в рамках соответствующих государственных научно-технических программ.

Свой путь в информационное общество Республика Беларусь определила, приняв в декабре 2002 г. комплексную национальную программу «Электронная Беларусь», на содержании которой мы остановимся ниже. А прежде отметим, что уже к настоящему времени в стране сделана основательная работа по внедрению информатизационных технологий.

Реальным свидетельством является созданная на основе внедрения современных информационных технологий в правовую сферу в соответствии с актами, принятыми Президентом Республики Беларусь государственная система правовой информации (ГСПИ), которая гарантирует каждому человеку возможность реализации своего неотъемлемого права на получение полной, достоверной, официальной правовой информации.

Государственная система правовой информации, лишенная ведомственной зависимости, постоянно совершенствуется и организационно включает в себя Национальный центр правовой информации (НЦПИ) (центральное государственное научно-практическое учреждение в области правовой информатизации), региональные центры правовой информации (филиалы НЦПИ), публичные центры правовой информации при общедоступных библиотеках, а также другие государственные и негосударственные структуры, работающие в этой сфере при координирующей роли НЦПИ.

ГСПИ нацелена на создание и обеспечение доступа к государственным информационно-правовым ресурсам, и включает в себя прежде всего Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь как электронную систему учета правовых актов и их официальное полное издание, а также эталонный банк данных правовой информации, являющийся по сути Сводом законодательства Республики Беларусь в электронном виде и имеющий статус информационно-правового ресурса государственного значения.

Таким образом, в стране создана практически не имеющая аналогов в СНГ государственная система управления правовым ресурсом, которая позволила сформировать и постоянно поддерживать в актуальном состоянии единый официальный и полный государственный нормативно-правовой информационный ресурс.

Необходимо отметить, что существующая инфраструктура ГСПИ может быть задействована и при проведении выборов Президента Республики Беларусь, особенно это касается возможностей Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь (уже есть положительный опыт, полученный на выборах Президента Республики Беларусь, состоявшихся в 2001 году, когда на сайте НЦПИ был создан раздел, единственный в стране в интерактивном режиме отражавший итоги голосования и на котором на двух языках была размещена полная информация о законодательстве о выборах и кандидатах в депутаты).

Несмотря на отдельные существенные результаты, процессы правовой информатизации до сих пор не всегда являются системно-комплексными, каждый государственный орган или организация формируют правовые ресурсы в соответствии со своими возможностями и потребностями. Как следствие этого – затруднена системная интеграция всех открытых информационно-правовых ресурсов государства, отсутствует возможность полноценного информационного обмена в рамках единого информационно-правового пространства. В этой связи особое значение приобретает проект Государственной программы правовой информатизации – правового блока «Электронной Беларуси», создаваемой в целях формирования и дальнейшего совершенствования единого информационно-правового пространства, государственной системы правовой информатизации Республики Беларусь и как одного из направлений развития государственной правовой системы в условиях формирования информационного общества.

В настоящее время в стране действует ряд нормативных правовых актов, нацеленных на эффективное использование информационных технологий. Среди них закон «Об информатизации», Указ Президента Республики Беларусь от 30.06.1997 № 338 (в ред. от 20.07.1998) «О создании Национального центра правовой информации Республики Беларусь», Указ Президента Республики Беларусь от 16.12.2002 № 609 «О национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь и о внесении изменений и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. № 524», Указ Президента Республики Беларусь от 01.02.1998 № 565 (в ред. от 08.09.2004) «О порядке распространения правовой информации в Республике Беларусь», Указ Президента Республики Беларусь от 30.10.1998 № 524 (в ред. от 16.12.2002) «О мерах по совершенствованию государственной системы правовой информации». При этом обратим внимание, что работа по совершенствованию правовой базы и информационных технологий проводится постоянно. Так, в соответствии с инициативой Главы государства и по поручению Администрации Президента Республики Беларусь в середине 2005 г. создан специализированный банк данных правовой информации, содержащий нормативные правовые акты нашей страны в сфере бизнеса, внешнеэкономической деятельности и инвестиционной политики (БД БИЗНЕС).

БД БИЗНЕС разработан Национальным центром правовой информации при участии Министерства иностранных дел, Министерства экономики, Министерства юстиции, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и предназначен, в первую очередь, для белорусских и иностранных предпринимателей, инвесторов и других физических и юридических лиц, заинтересованных в ведении бизнеса, осуществлении внешнеэкономической, инвестиционной и иных видов хозяйственной деятельности на территории Республики Беларусь.

В состав БД БИЗНЕС включены более 100 нормативных правовых актов, сгруппированных по тематическим разделам, обзор законодательства Республики Беларусь о правовых основах ведения бизнеса, а также подборка соответствующих ссылок на информационные ресурсы сети Интернет.

Банк данных размещен на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь в режиме свободного доступа (http://www.pravo.by/win/other_legacts.asp). В ближайшее время этот банк данных будет издан на компакт-диске.

До конца текущего года Национальным центром правовой информации Республики Беларусь планируется создать англоязычную версию указанного банка данных.

Однако основным, комплексным документом в указанной области знаний является Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003–2005 гг. и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь», утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь 27.12.2002 № 1819. Потребность в ее принятии обусловлена тем, что указанные работы до настоящего времени практически не имели общего целенаправленного характера и осуществлялись разрозненно, без необходимого взаимодействия и координации на государственном уровне что, безусловно, отражается на эффективности выполняемых работ. Ее принятие – свидетельство осознания того, что достижения информатизации будут значительно выше, если создать интегральную программу развития информатизации в Беларуси, объединяющую усилия министерств и других республиканских органов государственного управления, негосударственного сектора экономики, научных и образовательных организаций. В 2000 году была сделана попытка разработки такой программы. Проект программы был рассмотрен на заседании межведомственной комиссии по вопросам информатизации в Республике Беларусь, доработан с учетом ее замечаний, однако Советом Министров Республики Беларусь не был утвержден в силу его недостаточной целенаправленности и комплексности.

Недостаточное развитие использования ИКТ усугублялось также рядом негативных факторов, к которым относятся:

несовершенство нормативной правовой базы информатизации, разрабатывавшейся без учета современных возможностей ИКТ;

отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынка товаров и услуг:

неготовность ряда государственных органов к применению эффективных технологий управления на базе ИКТ:

высоким уровнем монополизации сетей связи, создающим барьеры на пути их использования и приводящей к перекосам в тарифной политике,

недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИКТ. На устранение отмеченных негативных моментов и факторов и направлена Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь» (далее Программа), которая разработана во исполнение поручения Президента Республики Беларусь от 27 мая 2002 г. № 09/540-20 коллективом специалистов различных организаций и учреждений республики под руководством Национальной академии наук Беларуси.

Программа имеет межотраслевой характер, базируется на основных положениях Концепции государственной политики в области информатизации.

При подготовке Программы учтен опыт ряда иностранных государств по формированию аналогичных программ (Российская Федерация, Польша, Индия и другие).

Основной целью Программы является формирование в республике единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу, обеспечивающего создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного и местного управления, обеспечения прав на свободный поиск, передачу, распространение информации о состоянии экономического и социального развития общества.

Это должно быть обеспечено за счет создания общегосударственной информационной системы, предназначенной для сбора, обработки и накопления информации об основных элементах социально-экономических и политических процессов в обществе и формирования соответствующего национального информационного ресурса.

Программа предполагает поэтапную реализацию. На первом этапе (2003 год) были сформированы предпосылки для реализации проектов Программы. Это предполагало проведение анализа нормативной правовой базы в целях выявления ключевых проблем, препятствующих широкому внедрению ИКТ, анализ эффективности расходования средств республиканского бюджета на информатизацию, проведение полного учета государственных информационных ресурсов, анализ зарубежного опыта реализации подобных программ.

В ходе первого этапа следовало сформировать системы мониторинга действующих в республике государственных программ в различных отраслях экономики и сферах деятельности, государственных научно-технических программ по решению наиболее значимых народнохозяйственных, экологических и социальных проблем в части координации их работ. Задачи первого этапа решены.

На втором этапе (2004–2005 годы) планировалось реализовать проекты, обеспечивающие взаимодействие между автоматизированными информационными сетями государственных органов, создать основу единой информационной инфраструктуры для государственных органов, сформировать единый национальный информационный ресурс, являющийся предпосылками для создания «электронного Правительства».

На третьем этапе (2006–2010 годы) завершатся работы по созданию общегосударственной автоматизированной информационной системы, будет сформирована единая информационная и телекоммуникационная инфраструктура, обеспечено внедрение системы электронной торговли для государственных нужд на республиканском уровне, стандартизированного электронного документооборота и систем обеспечения национальной безопасности.

Конечным результатом реализации Программы станет создание общегосударственной информационной системы, в рамках которой будет сформирован единый порядок сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации (информационный процесс) усовершенствованной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и единого) национального информационного ресурса. Это обеспечит кардинальное ускорение процессов) информационного обмена в экономике и обществе в целом, повышение эффективности государственного и местного управления, создания принципиально новых возможностей для мониторинга процессов в экономике и обществе и принятия своевременных решений по регулированию этих процессов.

Использование ИКТ при осуществлении работы государственных органов позволит сократить издержки на управление, в том числе за счет высвобождения части технического персонала этих органов. Долю электронного документооборота в общем объеме документооборота в этих органах предполагается довести до 60 процентов внутри их и до 40 процентов – во внешнем (межведомственном) документообороте.

Развитие и совершенствование законодательной базы существенным образом повысит стимулы для точного и полного соблюдения всех правовых норм, регламентирующих деятельность в сфере ИКТ, в результате чего сократится доля теневого рынка программного обеспечения, что позволит повысить доходы в этой области и увеличить налоговые поступления в бюджет.

Предполагается, что за счет реализации Программы рост экспорта ИКТ составит до 5–10 процентов ежегодно.

Создание системы электронной торговли позволит сэкономить от 20 до 40 процентов соответствующих финансовых средств, направленных на подготовку и проведение торгов и организацию закупок.

Реализация Программы создаст необходимые условия для приведения стандартов республики в сфере ИКТ в соответствие с мировой системой стандартов, будет способствовать расширению присутствия Республики Беларусь в сети Интернет.

Расширится число пользователей сети Интернет и объемы получаемых с ее помощью услуг. Ожидается, что это расширение позволит снизить тарифы на использование сети Интернет к 2005 году на 30 процентов, а к 2010 году – более чем вдвое.

Говоря о соприкосновении современных высоких технологий с деятельностью Конституционного Суда Республики Беларусь, хотел бы отметить несколько базовых направлений, по которым оно осуществляется.

Во-первых, это организационно-техническое обеспечение функционирования Суда с применением современных достижений науки и техники. Потребность в быстром и своевременном обмене информации внутри организации вызвала необходимость обеспечения абсолютного большинства сотрудников компьютерами, а также соединения их в высокоскоростную локальную сеть с возможностями постоянного общения. На сегодняшний день Конституционный Суд Республики Беларусь оборудован достаточными техническими средствами для оперативной передачи текстовой информации, получения консультаций по интересующим вопросам судьями и специалистами, использования всевозможных справочных источников на электронных носителях. Оперативному взаимодействию способствует комплектование сотрудников средствами мобильной связи, которая обеспечивается в Республике Беларусь благодаря наличию трех операторов, которые предоставляют услуги в форматах GSM, NMT и CDMA 2000. В ближайшее время заявлено о выходе на рынок четвертого оператора, который будет стопроцентно государственным и в качестве своей задачи на перспективу ставит обеспечение самых широких социальных слоев белорусского общества доступной и недорогой мобильной связью. Анализ законодательства в Конституционном Суде Республики Беларусь проводится с помощью электронных баз данных правовой информации, содержащих весь спектр нормативных правовых актов: от актов местного уровня до общереспубликанских. На сегодняшний день в Конституционном Суде используются две подобные базы - «Эталон» (база данных правовой информации, созданная Национальным центром правовой информации Республики Беларусь) и «Консультант плюс», продукт компании ООО «Юрспектр».

Следующим направлением, связанным с использованием новых технологий в деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, следует отметить информационно-обменную функцию, которая имеет первостепенное значение в ходе подготовки материалов дел к рассмотрению, а также для анализа практики судопроизводства органов конституционного контроля. Просветительско-информационная деятельность Конституционного Суда позволяет любому лицу, в том числе международным и иностранным организациям, интересующимся проблемами конституционного контроля, получить оперативную информацию о Конституционном Суде на постоянно обновляемом специальном сайте в сети Интернет. Там собрана практически вся информация об институте конституционного контроля в Республике Беларусь, включая сведения о создании Суда, его компетенции, составе (с биографиями судей), размещены тексты решений Суда за все годы его деятельности. Имеется также рубрика, содержащая оперативную информацию о поездках, значимых встречах судей и работников, конференциях, семинарах и других форумах, на которых присутствовали представители Суда, иные важные сведения. Немаловажен и тот факт, что все материалы на сайте публикуются как на русском, так и на английском языке, что многократно расширяет объем заинтересованных читателей.

Идет постоянный обмен полезной информацией в рамках Венецианского форума. За последний год служащими связи подготовлены ответы на запросы из более чем десяти государств по самым разнообразным сферам юриспруденции. В свою очередь мы благодарны нашим коллегам из конституционных судов Европы за своевременную и очень важную информацию, которую мы получаем на наши запросы при подготовке дел к слушанию.

Одним из интересных с точки зрения непосредственного соприкосновения новых технологий и прецедентной практики Конституционного Суда Республики Беларусь являются решения Суда, где он опирается на последние достижения науки при формулировании своей правовой позиции. Такие примеры уже есть. Так, в Заключении от 25 октября 2004 г. «О соответствии Конституции и законодательным актам Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, постановлений Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 8 мая 2001 г. № 62 «О порядке уплаты налога на доходы иностранных юридических лиц, получающих доходы от операций с ценными бумагами из источников в Республике Беларусь» и от 25 мая 2001 г. № 72 «Об утверждении Инструкции о налогообложении «других доходов» иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство» впервые появилось упоминание о размещении стороной по делу неточной информации на своем официальном сайте, что повлекло наступление неблагоприятных последствий для другой стороны. Исследовав практику, Конституционный Суд отметил, что ситуацию с применением конкретных размеров ставок налога значительно усугубило то обстоятельство, что на официальных сайтах ряда государственных органов, ответственных за проведение экономической и налоговой политики, а также в официальном печатном издании «Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» (2004. № 3. С. 106, 110), которые рассчитаны на налогоплательщиков, содержалась информация не только о ставках налога на доходы банков, небанковских кредитно-финансовых учреждений, страховых и перестраховочных организаций, но и была специально выделена позиция об уплате налога на доходы конкретного субъекта - иностранного юридического лица, не осуществляющего деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, в более низком, чем было установлено, размере. Впервые в своей практике Конституционный Суд в мотивировочной части не только сослался на информационный ресурс, расположенный в глобальной сети, но и счел размещение сведений на нем значимым по делу, а значит представляющим важность для принятия окончательного решения.

Другим интересным примером «пересечения» новых технологий с практикой Конституционного Суда стало Заключение от 27 сентября 2002 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь части второй статьи 6 Закона «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь», пункта 13 Правил оформления документов на выезд за границу гражданам Республики Беларусь, подпункта 25.1 пункта 25 Инструкции о порядке оформления паспорта гражданина Республики Беларусь для выезда за границу в части установления пятилетнего срока действия обязательной отметки в паспорте гражданина Республики Беларусь, временно выезжающего за границу». Конституционный Суд, признав, что действующий в Республике Беларусь общегражданский паспорт соответствует установленным требованиям и является согласно закону действительным для выезда из Республики Беларусь во все страны мира, вместе с тем указал, что в настоящее время в Республике Беларусь отсутствует надлежащая, технически укомплектованная компьютерная база данных лиц, имеющих ограничение в реализации своего права на свободный выезд (лица, осужденные, совершившие преступления, находящиеся в розыске и др.), которая должна присутствовать на всех пограничных переходах республики, и предложил соответствующим органам провести в разумные сроки работу по созданию указанной базы данных. В этой связи интересна и общемировая тенденция ужесточения требований к документам, удостоверяющих личность. Террористические акты 11 сентября коренным образом изменили подходы к обеспечению безопасности в абсолютном большинстве развитых государств. Результатом стали новые повышенные требования к паспортам, включающие наличие новой информации (дактилоскопию, сканирование сетчатки глаза и т.д.). Эта тенденция возможно приведет к введению новых стандартов для национальных паспортов в Республике Беларусь. К сожалению, несмотря на то, что у нас есть специалисты в области информационных технологий, пока Республика Беларусь не имеет возможности на всех пограничных переходах создать единую систему учета лиц, ограниченных в своем праве выезда за рубеж (белорусские специалисты внедрили ее в Казахстане). По этой причине Совет Министров Республики Беларусь поставил вопрос об изменении сроков реализации Заключения Конституционного Суда Республики Беларусь от 27 сентября 2002 г.

Проанализировав ход исполнения Заключения от 27 сентября 2002 г., Конституционный Суд отметил, что Советом Министров и иными уполномоченными государственными органами принимались определенные меры по его реализации. В частности, с учетом срока исполнения Заключения от 27 сентября 2002 г. пятилетний срок действия отметки в паспорте для временного выезда из Республики Беларусь Советом Министров 8 октября 2003 г. изменен на срок от одного года до пяти лет и в зависимости от срока действия отметки в паспорте установлены дифференцированные размеры взимания государственной пошлины. Продолжалась работа по созданию АСПК, и количество пунктов пропуска, оборудованных такой системой, увеличилось с 5 в 2002 году до 24 в 2005 году (всего действует 59 пунктов пропуска). В судебном заседании установлено, что оперативный контроль в отношении лиц, имеющих в соответствии с законодательством ограничения их права на выезд за границу, осуществляется как в пунктах пропуска, оборудованных АСПК, так и в пунктах пропуска, где АСПК отсутствует.

Конституционный Суд отметил, что Заключение от 27 сентября 2002 г. принималось в период, когда в Республике Беларусь реализовывались государственные программы, предусматривающие создание АСПК, в частности Государственная программа по усилению борьбы с преступностью на 2001–2003 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2001 г. № 266, и Комплексная программа развития приграничной инфраструктуры Республики Беларусь, одобренная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 1999 г. № 515. В период 2002–2005 годов реализовывались соответствующие программы в рамках Союзного государства Беларуси и России, в числе задач которых также предусматривалось развитие связи и оснащение пунктов пропуска техническими средствами пограничного контроля. Кроме того, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2004 г. № 1397 была утверждена Государственная программа создания совместной интегрированной телекоммуникационной сети Государственного таможенного комитета и Государственного комитета пограничных войск на 2004 – 2006 годы.

Устанавливая в Заключении от 27 сентября 2002 г. более чем трехлетний срок его исполнения, Конституционный Суд максимально учел доводы участников судебного заседания и исходил из того, что в указанный период уполномоченные государственные органы были обязаны исполнить данное Заключение в рамках государственных программ, предусматривающих введение АСПК в пунктах пропуска. При этом Конституционный Суд обращает внимание на то, что законопослушные граждане Республики Беларусь при проставлении отметки в паспорте после принятия Заключения от 27 сентября 2002 г. ориентировались на установленные в нем сроки (то есть до 31 декабря 2005 г.), а также сроки, предусмотренные соответствующими программами, считая, что уполномоченные государственные органы примут все необходимые меры. Тем более, что с учетом сроков исполнения Заключения от 27 сентября 2002 г. Правительство уже в октябре 2003 г. вместо пятилетнего срока действия отметки в паспорте установило дифференцированный срок – от одного года до пяти лет.

Однако, как следует из материалов, представленных Конституционному Суду, государственные органы, уполномоченные на решение указанных вопросов, не приняли в полном объеме необходимых мер по исполнению Заключения от 27 сентября 2002 г. и не завершили работы по созданию такой системы учета, применение которой позволило бы использовать общегражданский паспорт в качестве документа для выезда из Республики Беларусь без проставления отметки, не изыскивались для этого и дополнительные источники финансирования.

Исходя из необходимости защиты государственных и личных интересов и с учетом обращения Совета Министров Республики Беларусь, поддержанного Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь – инициатором возбуждения в 2002 году производства по делу о проверке конституционности соответствующих нормативных правовых актов, Конституционный Суд решил продлить срок исполнения Заключения Конституционного Суда Республики Беларусь от 27 сентября 2002 г. до создания соответствующей системы учета лиц, которые правомерно ограничены в выезде из Республики Беларусь и въезде в Республику Беларусь, имея при этом в виду, что именно органы, подведомственные Совету Министров Республики Беларусь, в силу требований статей 2, 30, 59 и других статей Конституции Республики Беларусь ответственны перед гражданами Республики Беларусь за скорейшее обеспечение в полном объеме конституционного права на свободу передвижения.

Использование информационных технологий способно коренным образом повлиять на отношения государства и человека, содействовать расширению прав и свобод. В политической сфере использование ИКТ для голосования, обсуждения проектов нормативных актов, рассмотрения обращений граждан, их консультирования. Полагаем, что акты должны публиковаться не только в тех газетах, которые определены в качестве официальных изданий, но и в электронном банке данных правовых актов либо на веб-сайте. Своевременным было бы решение о том, что законодательные акты вступают в силу при условии их опубликования в электронном виде.

Использование информационных технологий позволит дебюрократизировать многие отношения. Например, в свое время в Конституционный Суд обратились граждане, имеющие право на льготы, которые вынуждены это право подтверждать, получая соответствующие справки в различных организациях.

Конечно, человек не должен стать рабом технологий. Ведь ИКТ могут «выхолостить» все живое, превратив процесс человеческого общения, столкновения человеческого разума и эмоций в простой акт нажатия на кнопку компьютера.

Защита базы данных приобретает первостепенное значение. Должна быть ответственность хранителя за несанкционированное вторжение посторонних лиц к закрытой информации. Умение же хакеров «взламывать» базу данных мы видим на примере последнего скандала, разразившегося в США, когда посторонние лица получили доступ к электронным счетам сотен тысяч людей.

Потенциал информационных технологий велик. Уже сейчас по опыту других стран можно было бы из использовать для предупреждений правонарушений. Конечно, еще трудно представить, что для обеспечения контроля за местонахождением детей могут использоваться соответствующие чипы, однако их можно использовать для нахождения угнанных автомобилей.

В перспективе, возможно, и отдельные административные дела, например, в области нарушения правил дорожного движения, будут рассматриваться на основе разработанной компьютерной программы. В этом случае меньше было бы злоупотреблений. Конечно, у гражданина, не согласного с «холодным» расчетом машины, должно быть право на обращение с жалобой к судье.

Подводя итог сказанному, хочется заметить, что новые технологии, приходящие в нашу жизнь, порою коренным образом меняют представления людей о многих вещах и тем самым вынуждают юристов-практиков и, как следствие, судебные органы изменять подходы к решению новых правовых проблем с учетом реалий современности и передовых научных разработок.

 



2019-05-24 320 Обсуждений (0)
Информационные технологии в Республике Беларусь: правовые           реалии и перспективы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Информационные технологии в Республике Беларусь: правовые           реалии и перспективы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (320)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)