Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В Ремонстрации 26 мая 1642 г. также была заложена идея о том,



2019-08-13 982 Обсуждений (0)
В Ремонстрации 26 мая 1642 г. также была заложена идея о том, 0.00 из 5.00 0 оценок




что государственная измена является действием, посягающим не на короля как физическое лицо, а на короля как главу государства. Сама измена не является изменой, если она совершается против него как человека, а не против него как короля и если он имеет отношение к королевству и выступает в качестве лица,

которому вверено королевство, и при этом не выполняет этого долга».

Выработанная парламентскими идеологами новая трактовка государственной измены позволяла оппозиции избежать обвинений в совершении столь тяжкого преступления в случае начала ею военных действий против Карла I.

ð Война против него в свете данной трактовки легко представлялась войной за короля, войной в защиту института королевской власти.

Проблема обеспечения контроля над исполнительной властью:

Для идеологического обеспечения ведения оппозицией войны против Карла I одной этой идеи было недостаточно. Вести войну может лишь государственный орган, обладающий легитимными в глазах населения полномочиями издавать законодательные акты и приводить их в исполнение. В распоряжении оппозиции имелся парламент, но по конституции Англии он обладал законодательной властью не иначе, как вместе с королем: только король-в-парламенте мог издавать законы. Исполнительная же власть целиком находилась в распоряжении короля, который, опираясь на свою абсолютную прерогативу, формировал Тайный совет — правительство Англии и направлял его деятельность. Перед парламентской оппозицией, дерзнувшей вступить в войну с Карлом I, стояла

поэтому задача изменить английскую конституцию таким образом, чтобы

законодательная власть и контроль над исполнительной властью оказались в полном распоряжении одного парламента.

Правовые основания позиции:

Доктрина «двух тел короля» позволяла представить акты, принятые лордами и

общинами, полноценными законами даже тогда, когда король лично не присутствовал на парламентских заседаниях и не давал на их принятие своего согласия. В таких случаях подразумевалось, что парламент не остается без короля: отсутствуя в этом органе как физическое лицо, король присутствует в нем в качестве политического тела и соответственно сохраняется прежняя конструкция верховной власти, выступающая как король-в-парламенте.

Парламент является не только представительным и совещательным органом, но также высшим судом — High Court of Parliament. Суды же, хотя и действуют от имени короля, выносят законные решения, не спрашивая согласия Его Величества. (Об этом заявляла «Декларация или Ремонстрация лордов и общин» от 19 мая 1642г.)

Королевская коронационная клятва. По мнению парламентариев,

формула данной клятвы налагала на монарха обязанность одобрять все

принятые обеими палатами парламента законы, способствовавшие поддержанию мира и благополучия королевства, о чем заявляла Декларация 19 мая. Для подтверждения верности суждения они использовали латинский текст коронационной клятвы Генриха IV. Идеологи парламентской оппозиции переводили словосочетание «vulgus elegerit» как «people shall chose» (народ изберет) и толковали данную клятву в том смысле, что короли обязывались давать свое согласие на принятие народом, представленным в парламенте, всех будущих законов. Его Величество обратил внимание парламентариев на то, что словосочетание «vulgus elegerit» относится не только к термину «leges» (законы), но и к слову «consuetudines» (обычаи) и поэтому оно не может переводиться в будущем времени как «people shall chose». Кроме того, заметил Карл I, что передача вверенной им власть от них в руки других людей лишает его всей возможной власти для исполнения обязанностей, взятых им на себя своей клятвой, которая состоит в том, чтобы защищать их.

Также в его собственной клятве, не было и намека на то, что король брал на себя обязанность давать согласие на принятие парламентом тех или иных законов.

 Попытка обосновать идею верховенства парламента в законодательной сфере ссылкой на коронационные клятвы английских королей опиралась, таким образом, на весьма шаткие логические и юридические основания.

 Но отсутствие серьезных аргументов мало заботило в данном случае парламентскую оппозицию: для нее главным было произвести впечатление на население страны, чтобы привлечь на свою сторону в борьбе с королем как можно больше английских подданных.

С конца мая парламентская оппозиция стала проявлять особую активность в борьбе за контроль над исполнительную властью.

1 июня 1642 г. лорды и общины приняли «Девятнадцать предложени» Карлу I.

Главные предложения парламентской оппозиции Карлу I состояли в следующем:

1) одобрение кандидатур на должности в Тайном совете осуществляется парламентом;

2) обсуждение государственных дел исключительно в парламенте, а те из дел, которые относятся к ведению Тайного совета, обсуждать лишь с теми его членами, которые избраны на должности в нем с одобрения обеих палат парламента;

3) поручать воспитание королевских детей только лицам, одобренным обеими палатами парламента;

4) заключать браки королевских детей с иностранными монархами

или иными лицами за границей или дома только с согласия парламента;

5) привести в строгое исполнение без каких-либо исключений действующие законы против иезуитов, священников и папских диссидентов;

6) не принимать во внимание голоса папских лордов в Палате пэров до тех пор, пока они не перестанут быть папистами:

7) признать порядок распоряжения милицией, принятый лордами и общинами, пока этот вопрос не будет разрешен биллем; отозвать декларации и прокламации Его Величества, направленные против ординанса о милиции (см. ниже), который был издан лордами и общинами;

 8) обязать всех членов Тайного совета и судей «принести присягу по форме, одобренной и установленной актом парламента, в том, что они будут поддерживать Петицию о праве и некоторые статуты, изданные настоящим парламентом»;

9) установить порядок, по которому «все судьи и все должностные лица, назначенные с согласия обеих палат парламента, могут занимать свои места до тех пор, пока ведут себя хорошо» и др.

 

Общий смысл девятнадцати предложений лордов и общин Карлу I заключался в ограничении его абсолютной королевской прерогативы, осуществлявшейся единолично в качестве rex solus. Парламентарии предлагали Его Величеству передать назначение членов Тайного совета и судей, а также отстранение их от должности в совместное ведение короля и парламента. Кроме того, парламент претендовал и на контроль над церковью, возглавлявшейся со времен Генриха VIII единолично королем.

18 июня его величество, пребывавший в то время в Йорке, утвердил представленный ему вариант ответа.

Ответ Карла I на девятнадцать предложений лордов и общин являлся документом, который был по своему политическому значению значительно более весомым, чем эти предложения. С момента восстановления в 1660 г. монархии Стюартов и

вплоть до парламентских реформ 1832 и 1867 гг. описанная в нем конструкция верховной государственной власти официально признавалась в качестве идеологической и юридической основы английского государственного строя.

Десять из девятнадцати предложенных лордами и общинами мер Карл I назвал «написанными и напечатанными на языке, неизвестном ни ему, ни его народу».

Предложение лордов и общин решать государственные дела только в парламенте и нигде больше, а те из дел, которые относятся к ведению Тайного совета, обсуждать лишь с теми его членами, которые избраны на должности в нем с одобрения обеих палат парламента, Карл I отнес к такого рода требованиям, удовлетворение которых означает в действительности отречение от королевской власти как его самого, так и его приемников на троне. «Мы сохраним от нее только внешность, только картину, только символ короля».

Для придания королевскому ответу на парламентские предложения большей основательности его составители включили в него краткое описание характерной, по их мнению, для Английского королевства идеологической и юридической конструкции верховной государственной власти. В историко-правовой литературе данная конструкция именуется «классической теорией английской конституции» или доктриной «смешанного правления», «смешанной монархии». Утвердив ответ на девятнадцать предложений лордов и общин, Карл I фактически принял и эту доктрину.

Изложению «классической теории английской конституции» в ответе Карла I были предпосланы размышления о достоинствах и недостатках различных форм правления (монархия, аристократия, демократия), заимствованные из произведений античных

мыслителей (Аристотеля, Полибия и др.). Опираясь на эти размышления, король стремился провести идею о совершенстве существующего в Англии государственного строя, якобы соединяющего в себе одни только достоинства различных форм правления. Следовавшее за этим описание механизма осуществления государственной власти в Англии призвано было подчеркнуть смешанный характер английского правления, соответствовавший дореволюционной конституции Англии.

В ответе Карла I на девятнадцать предложений парламента суть «смешанного правления» представлялась в виде смешения королевской власти с волей лордов и общин. «В этом королевстве законы издаются совместно королем, Палатой пэров и Палатой общин, избранной народом, — всеми, обладающими свободными голосами и особенными привилегиями», — дословно говорилось в этом документе. Приняв доктрину «смешанного правления» в таком варианте, Карл I признал тем самым, что институт королевской власти не возвышается над другими корпорациями

(estates) в парламенте, а стоит в одном ряду с ними — как всего лишь одна

из трех корпораций.

Такая трактовка «смешанного правления» вполне устраивала парламентскую оппозицию.

ð Опираясь на нее, обе палаты парламента могли настаивать на непременном одобрении королем принятых ими законодательных актов, поскольку две корпорации (estates) имеют большинство над одной.

Ответ Карла I на девятнадцать предложений лордов и общин создавал, таким образом, идеологическую основу для компромисса между противоборствовавшими политическими группировками.

Но появился этот документ слишком поздно: ни король, ни вожди парламентской оппозиции уже не хотели тратить время и силы на согласование своих интересов. Развернув подготовку к военному столкновению, они не могли

ее прекратить и всеми помыслами своими были уже на поле боя. Стремление короля и вождей парламентской оппозиции решить политический конфликт между собой военным путем резко усилилось в конце июня 1642 г., когда обе противоборствующие стороны поняли, что в состоянии сформировать армии для ведения боевых действий. Гражданская война в Англии стала неизбежной.


 



2019-08-13 982 Обсуждений (0)
В Ремонстрации 26 мая 1642 г. также была заложена идея о том, 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В Ремонстрации 26 мая 1642 г. также была заложена идея о том,

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (982)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)