Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные угрозы ЭБ РФ в денежно-кредитной сфере



2019-10-11 1347 Обсуждений (0)
Основные угрозы ЭБ РФ в денежно-кредитной сфере 0.00 из 5.00 0 оценок




    В денежно-кредитной сфере в концентрированном виде проявляются опасности, угрозы и противоречия различного уровня и масштаба, коренным образом влияющие на состояние обеспечения национальной ЭБ России в целом и финансовой безопасности в частности.

    1. Основой эффективности (неэффективности) функционирования денежно-кредитной сферы выступают количественный и качественный механизмы формирования денег.

Основные индикаторы ЭБ России зависят от того, сколько денег функционирует в стране, как и где они создаются и каким образом взаимодействуют с иностранными валютами.

    Согласно определению Банка России, денежная масса (денежный агрегат М2) — сумма наличных денег (денежный агрегат М0) в обращении и безналичных средств нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций и физических лиц — резидентов РФ, на счетах до востребования и срочных счетах, открытых в банковской системе в валюте РФ.  

Дефицит денег в стране, по масштабу приближающийся к периоду начала 1990-х гг., - одна из основных причин депрессии российской экономики (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Механизм влияния падения денежной массы на финансовый и реальный сектора экономики

 

    Чем больше объем оборачивающейся на рынке денежной массы и чем ниже стоимость денег, тем быстрее растет экономика. Форма эмиссии денег определяет их качество и, в конечном счете, их количество.

Денежная эмиссия (лат. emissio — выпуск) — выпуск в обращение дополнительного количества денежных знаков, приводящих к росту денежной массы.

Типы эмиссии денег :

    1) эмиссия государством беспроцентных денег в виде казначейских билетов (бумажные деньги) - в современных денежно кредитных системах первый тип эмиссии практически отсутствует;

2) эмиссия банками кредитных денег под обеспечение активами в виде векселей, депозитов и других долговых обязательств частных физических и юридических лиц — осуществляется коммерческими банками в безналичной форме на величину имеющихся у них избыточных резервов, объем которых равен сумме их собственных и привлеченных средств за вычетом обязательных резервов. Последние формируются исходя из нормативов обязательных резервов, устанавливаемых центральными банками в процентном отношении к обязательствам коммерческих банков (по закону о ЦБ РФ эти нормативы не могут превышать 20%).

    3) эмиссия центральными банками национальных кредитных денег под обеспечение активами в виде долговых государственных обязательств правительств собственных стран (в первую очередь, облигаций министерств финансов или казначейств) - осуществляют развитые страны, когда основная (легальная) масса денег создается путем кредитования центральными банками своих правительств под залог государственных ценных бумаг. Попадая в биржевой оборот, эти ценные бумаги становятся своеобразной «товарной массой», которая обеспечивает основную массу эмитируемых национальных денег.

Этот способ для РФ решает сразу три проблемы:

    • увеличивается денежная база;

    • не создается давление на валютный рынок, и, наоборот, — при росте стоимости рублевых активов (и, соответственно, более высокой прибыльности от инвестиций в эти активы) значительная часть долларовых активов частных лиц и компаний (в том числе финансового сектора) будет переведена в рубли;

    • создается потенциал роста мультипликатора (а с ним и денежной массы), поскольку возрастают залоговые возможности владельцев номинированных в рублях активов, и наоборот — падение фондового рынка значительно снижает залоговые возможности и «рушит» денежную массу.

    Именно такую схему сейчас используют США — не случайно американские фондовые индексы ставят рекорд за рекордом.

4) эмиссия центральными банками национальных кредитных денег через формирование активов в виде резервов иностранной валюты.

     

    Известно, что совокупный запас денег в экономике больше денежной массы в обращении на величину необращающихся денежных средств, которые представляют собой резервы банковской системы.

Банк России может достоверно отслеживать только денежную базу, т.е. сумму обязательств ЦБ РФ, включающих наличные деньги в обращении, обязательные и избыточные резервы коммерческих банков. При этом напрямую Банк России способен контролировать лишь наличные деньги в обращении и обязательные резервы коммерческих банков.

Коммерческие банки выступают в качестве источника безналичных (или «банковских») денег, которые возникают при открытии вклада коммерческим банкам путем замещения наличных денег в обращении безналичными деньгами в форме депозитов, не увеличивающих объем денежной массы. Последняя возрастает по мере выдачи банками привлеченных денег в ссуды, что таким образом возвращает эти деньги в обращение.

Возможность коммерческого банка увеличивать денежную массу зависит от величины выданных кредитов, а эта величина, в свою очередь, определяется нормой резервирования наличных средств данным банкам.

Отношение итогового прироста денежной массы к исходному приросту денежной базы (ДБ) называется денежным мультипликатором. В результате в упрощенном виде денежная масса (ДМ):

ДМ = ДБ ∙ m,

где ДБ — денежная база;

m — денежный мультипликатор.

В табл. 4.2 приведены расчеты денежного мультипликатора России.

    Таблица 4.2

Расчет денежного мультипликатора России в 2002—2018 гг. (на 1 января года)

Год Денежный агрегат М2, млрд руб. Денежная база МВ, млрд руб, Денежный мультипли­катор (М2/МВ)
2002 1609,4 928,3 1,73
2003 2130,5 1232,6 1,73
2004 3205,2 1914,3 1,67
2005 4353,9 2380,3 1,83
2006 6032,1 2914,2 2,07
2007 6970,7 4122,4 2,18
2003 12 369,0 5513,3 2,33
2009 12 975,9 5578,7 2,33
2010 15 267,6 6467,3 2,36
2011 20 011,9 8190,3 2,44
2012 24 204,8 8644,1 2,80
2013 27 164,6 9852,8 2,76
2014 31 155,6 10 503,9 2,97
2015 31 615,7 11 332,0 2,79
2016 35 179,7 11 043,8 3,19
2017 38 418,0 11 882,7 3,23
2018 42 422,1 14 701,5 2,89

 

Таким образом, единственная достоверно известная ЦБ РФ составляющая денежной массы — наличные деньги, находящиеся на руках частного сектора.

Вторая составляющая денежной массы — банковские вклады — подвержена лишь косвенному контролю со стороны Банка России. В результате, несмотря на все установленные ЦБ РФ регулирующие нормативы с целью прямого и косвенного контроля системы коммерческих банков, последние могут осуществлять различного рода незаконные и полузаконные манипуляции с внешним размещением денег, что приводит к созданию теневой денежной массы, не учитываемой регулятором.

Согласно банковскому законодательству коммерческие банки при выдаче кредитов могут использовать только собственные и привлеченные денежные средства за вычетом обязательных резервов. Таким образом, безналичная эмиссия денег в России осуществляется по двум каналам путем проведения активных операций как ЦБ, так и коммерческих банков. Последние, аккумулировав на своих счетах свободные деньги клиентов, в дальнейшем размещают эти деньги путем выдачи их в виде кредитов населению, предприятиям и государству в безналичной форме.

Происходит трансформация долговых требований банков к заемщикам в средства платежа («монетизация кредита»), превращая этот процесс в механизм ввода дополнительных безналичных денежных ресурсов в обращение или эмиссию банками безналичных денег.

Объем такой эмиссии можно подсчитать, использую статистику Банка России. Так, на 1 января 2018 г. общая масса безналичных денег в стране составила 33 996,1 млрд руб. Объем наличных денег (М0) — 8446,0.

Однако агрегат М0 отражает не все наличные деньги, а только наличные деньги, обращающиеся вне банковской системы. Поэтому к агрегату М0 нужно добавить наличные деньги в обращении с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций, составивших на 1 января 2018 г. 1093,0 млрд руб. В результате общая сумма наличных денег на начало 2018 г. — 9539,0 млрд руб.

 Общий объем эмитированных Банком России денег представлен показателем «денежная база». На 1 января 2018 г. этот показатель был 14 701,5 млрд руб. Он состоит из суммы наличных (9539,0 млрд руб.) и безналичных денег («обязательства ЦБ перед коммерческими банками»). Последние можно рассчитать как разницу между денежной базой и наличными деньгами, которая составляет 5162,5 млрд руб. Путем вычета из общей массы безналичных денег в стране (33 996,1 млрд руб.), массы безналичных денег, эмитированных Банком России (5162,5 млрд руб.), получим величину безналичных денег, созданных коммерческими банками — 28 833,

Таким образом, на 1 января 2018 г. величина безналичных денег, созданных (эмитированных) коммерческими банками составила 84,8% всей безналичной денежной массы, обращающейся в экономике России, или 67,9% всей наличной и безналичной денежной массы, представляющей агрегат М2 (42 442,1 млрд руб.).

Частная эмиссия денег не соответствует ст. 75 Конституции РФ, согласно которой денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ, а эмиссия других денег в РФ не допускаются. Как уже отмечалось, в законе о ЦБ РФ это положение Конституции РФ Банк России «отформатировал», признав свою монополию только на эмиссию наличных денег.

Однако коммерческим банкам подобного вида эмиссии оказалось недостаточно и они стали фальсифицировать свои балансы, эмитируя в экономику огромные массы фактически фальшивых безналичных денег, создающих благоприятную почву для развития теневой, в том числе и криминальной, экономики. Это создало реальную угрозу финансовой безопасности страны. Поэтому продолжающиеся чистки ЦБ банковской системы от нарушающих законодательство коммерческих банков являются крайне необходимым для ЭБ страны процессом. В то же время эти чистки имеют и существенные негативные последствия, приводящие к массовым банкротствам предприятий. Прежде всего малого и среднего бизнеса, а также огромным затратам бюджета на оздоровление банковской системы.

Так, за период с середины 2013 по 2016 г. из банковской системы выбыл каждый третий банк. На бумаге у 308 банков, лишившихся за разные прегрешения лицензии в 2013—2016 гг., согласно последней перед отзывом лицензии отчетности в ЦБ имелись активы на 2,89 трлн руб. — на 311 млрд руб. больше обязательств. На самом деле в тех 70% из них, что уже признаны банкротами, временные администрации обнаружили суммарную дыру почти в 1,4 трлн руб., следует из данных регулятора. Размер выплаченного страхового покрытия по частным вкладам не раскрывается [36] .

 

2. Вторая угроза в денежно-кредитной сфере РФ – вероятность отключения России от международной межбанковской системы SWIFT.

SWIFT— международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей. Данная система позволяет финансовым учреждениям во всем мире отправлять и получать информацию о финансовых операциях в безопасной, стандартизированной и надежной форме.

Основано в 1973; соучредителями выступили 248 банков из 19 стран. Штаб-квартира SWIFT находится в Бельгии. SWIFT является кооперативным обществом, созданным по бельгийскому законодательству, принадлежит его членам. По состоянию на 2015 год, членами SWIFT являются более 11 тыс. финансовых организаций в более чем 200 странах мира, в том числе около 1000 корпораций. Средний оборот более 30 млн сообщений в день.

После событий 11 сентября 2001 ЦРУ, ФБР и Министерство финансов США получили доступ к финансовой информации сети SWIFT с целью отслеживания возможных финансовых транзакций террористов. От SWIFT были отключены такие страны, как Иран и КНДР.

На случай отключения России от международной межбанковской системы Банк России, начиная с декабря 2014 года, предоставляет кредитным организациям свою систему передачи финансовых сообщений (СПФС) в формате SWIFT о внутрироссийских операциях. По итогам 2017 года доля внутреннего трафика (передачи финансовых сообщений между российскими организациями) составила 78 % от общего количества сообщений, отправляемых российскими пользователями SWIFT.

Банк России надеется обезопасить банки от возможных проблем в случае отключения от системы международных расчётов SWIFT. ЕС в сентябре 2014 года и в январе 2015призвал к новым ограничительным мерам в отношении России, в том числе к отключению России от системы SWIFT.

8 октября 2015 года Китай запустил свою систему межбанковских платежей, Cross-Border Interbank Payment System (CIPS).

В июне 2019 года первая транзакция прошла в новой платежной системе Instrument in Support of Trade Exchanges (INSTEX). Штаб-квартира системы находится в Париже. Система создана в январе 2019 года для торговли европейских стран с подсанкционным Ираном мимо американских санкций против этой страны.

3. Санкционное давление на экономикупроявляется в технологических и финансовых рисках.

Самые сильные риски – технологические, т.е. ограничение доступа России к технологиям.

 Наша зависимость от импорта в начале санкций в 2014 года составляла 80-100% оборудования, инструмента, особо сложных материалов и технологий (данные Минпромторга, планы импортозамещения)[37].

Сегодня глубокая зависимость от импорта сохраняется. Строительно-дорожная и коммунальная техника - импорт 75% внутреннего рынка. Станкоинструментальное производство – около 70%. В нефтегазовом машиностроении импорт примерно 50%. В арктических технологиях нефтегазовой отрасли – 80%. В машиностроении для пищевой промышленности импорт — 80% российского рынка (по данным на 2017 год). Не менее 80% гражданской радиоэлектроники поставляется по импорту (Росстат, доклады Минпромторга).

В некоторых, например, в сельскохозяйственном машиностроении доля импорта сократилась до 40%, в тяжелом машиностроении – примерно до 30%.

Но многое из отечественной продукции производим на импортном оборудовании и из импортных материалов.

Например, в 2018 г. в РФ произведено 1,8 млн штук средств автотранспорта (в том числе, легковых авто). А кузовов — 0,26 млн штук, двигателей внутреннего сгорания — 0,36 млн штук (Росстат). Долю импорта легко определить.

Доля импортных компонентов в самолетах «Суперджет» по отчету корпорации «Гражданские самолеты Сухого» за второй квартал 2018 года — 68%.

Очень сильна зависимость от закупок за границей исходных материалов в фармацевтике, в сельском хозяйстве, поскольку это область высоких технологий. По ряду позиций импорт составляет до 90-100% российского рынка, как в электронике.

За год мы производим интегральных электронных схем около миллиарда штук. Малайзия — 27 миллиардов, Малайзия – восьмая в мире по их экспорту, уступает лидирующему Тайваню в 4,5 раза.

Станков разных видов производим по 20-100 штук в месяц. За 2018 год произвели на всю Россию металлорежущих станков: сверлильных – 276 штук, расточных – 31, фрезерных – 237 , резьбонарезных – 23, токарных – 1231, в том числе с числовым программным управлением – 554 штуки. Заточных, шлифовальных – 1073 штуки, механических ножниц – 554, обрабатывающих центров – 304. (Данные Росстата, ЕМИСС). Это для большой экономики России несколько процентов потребности.

Новые оборудование и технологии можно закупать в Китае. В 2013-2018 годах доля Китая во внешнеторговом обороте России увеличилась с 8-9% до 15-16%, а доля ЕС упала с 50% до 42-43%. С Китаем торговля устроена так же, как с Западом: от нас сырье, к нам – оборудование, технологии, электроника, ширпотреб.

Китай входит в тройку крупнейших торговых партнеров США и находится с этой страной в стратегическом диалоге. Санкции влияют сейчас на каждую трансграничную сделку. Любая крупная компания, торгующая с Россией, имеет в то же время связи с США и ЕС. Это значит – у нее реальные риски расследований, штрафов, потерь, запретов на рынках, более крупных, чем Россия.

Вторые по силе риски санкций – финансовые.

Цель санкций – ограничить доступ России к глобальным рынкам капитала.

Ухудшилась международная инвестиционная позиция России.

 К концу 2018 года в целом по России вложения в иностранные активы и золото были на $370 млрд больше того, что мы получили из-за границы. Эта так называемая «чистая инвестиционная позиция страны» на самом деле, потери. Она выросла в 3 раза в сравнении с 2013 годом (данные Банка России). Ее экономический смысл — в три раза больше денег прошло мимо российских предприятий, мимо рабочих мест.

Капитал из России вывозят: погашают кредиты, полученные за границей. Крупные западные компании уводят от нас свой бизнес, извлекают ранее вложенные инвестиции. Внешний долг банков и предприятий в конце 2013 года – $652 млрд, а в 2018-м – $398 млрд, на 39% меньше.

Это плохо, т.к. стране нужны деньги для роста. При этом свои деньги в виде излишка капитала, заработанного на экспорте сырья, каждый год вывозим за рубеж.

И, наоборот, получаем все меньше инвестиций в любой форме – кредиты, облигации, акции. К концу 2018 года накопленный запас всех видов инвестиций, полученных Россией из-за рубежа, стал меньше почти на 30% в сравнении с 2013-м. Упал на $75 млрд. И продолжает падать.

$1,9 млрд прямых ⁠иностранных ⁠инвестиций (ПИИ) России удалось ⁠привлечь по итогам 2018 года. ⁠Это антирекорд последних ⁠11 лет. Показатель оказался ниже результатов предшествующего ⁠2017 года в 14 раз. Все ⁠последние годы власти систематически уничтожали репутацию России как рынка новых возможностей, не без труда завоеванную в 2000-е. По оценкам NordeaBank, с 2005-го по 2013 год среднеквартальный приток ПИИ в РФ составлял $10,5 млрд, а с 2014-го по 2018-й – всего лишь $4,5 млрд.

0 (ноль) –IPO было проведено российскими компаниями в 2018 году. Такой результат свидетельствует как минимум о двух вещах. Первая: многие инвесторы опасаются вкладываться в российские компании и российский рынок, риски работы на котором давно перевешивают потенциальные выгоды.

 

Отвратительный инвестклимат, всепроникающая коррупция, засилье государства в экономике, силовые методы в решении коммерческих споров, курс на изоляцию и многолетнее санкционное противостояние с Западом, в которое оказалась втянута страна, – по отдельности или вместе такие вещи вынуждают даже самых оптимистичных из иностранных инвесторов преисполниться скепсисом[38].

Минфин ищет новые способы вернуть в Россию деньги, которые российский бизнес оставляет за рубежом. Ведомство предлагает изменить правила применения налоговых льгот и обновить критерии признания человека налоговым резидентом России.

Минфин хочет изменить правила применения налоговых льгот при трансграничных операциях, чтобы стимулировать бизнес возвращать деньги в Россию. Кроме того, ведомство предлагает обновить критерии признания человека налоговым резидентом России — сократить минимальный срок, который он должен провести в России в течение года, с 183 до 90 дней и ввести новый критерий — центр жизненных интересов (наличие в стране недвижимости, работы и семьи).

 Свои предложения Минфин изложил в проекте «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020–2022 годы».

С 2015 года при выплате дохода за границу российские резиденты не могут использовать пониженные ставки налоговых соглашений, если капитал получает промежуточная компания, которая не способна ими распоряжаться. Сейчас такой схемы придерживаются большинство холдингов. Например, через Кипр они переводят деньги транзитом в другие юрисдикции. В итоге средства оседают в офшорах. В таких случаях налог с дивидендов составляет 5%, а с процентов по займам – 0%. Если техническая компания признает, что не является фактическим получателем дохода, право на льготы по цепочке переходит к следующему получателю денег. В случае с резидентом России налоги удерживаются, как если бы операция проходила без «прослоек», то есть по ставке в 13% или 0% при выплате дохода компании и по 13% – человеку. Однако на счете технической компании деньги могут находиться сколько угодно.

Последнее обстоятельство не устраивает министерство финансов. Оно предлагает применять льготную ставку, только если деньги окажутся у российского резидента в течение 180 дней после их зачисления на счет промежуточной компании[39].

Еще одно направление санкционного удараограничить поставки сырья из России. В первую очередь, топлива в Европейский союз. (Зависимость ЕС от российского газа очень высока). Запрещают участие в проектах, инвестиции, поставки технологий, препятствуют прокладке новых трубопроводов из России.

Чтобы российская экономика вышла на годовые темпы роста хотя бы в 4-5%, необходимо государство развития, экономика стимулов вместо «экономики наказаний», когда каждый инструмент государства направлен на рост, модернизацию, повышение благосостояния и продолжительности жизни:

- рост доступности кредита, снижение ставки до 3,5-5%,

- сильные налоговые стимулы роста и модернизации,

- сокращение избыточного налогового бремени,

- гильотина для административных издержек,

- ослабленный рубль,

- максимум стимулов для прямых иностранных инвестиций,

- ускоренная амортизация.

Все эти известные рецепты позволили 15-20 странам совершить чудо сверхбыстрого роста.



2019-10-11 1347 Обсуждений (0)
Основные угрозы ЭБ РФ в денежно-кредитной сфере 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные угрозы ЭБ РФ в денежно-кредитной сфере

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1347)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)