Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внешний долг корпоративного сектора экономики



2019-10-11 380 Обсуждений (0)
Внешний долг корпоративного сектора экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




 Последние годы тенденция роста внешнего корпоративного долга России сменилась на тенденцию к его уменьшению. С 2014 года — периода введения санкционных мер в отношении ряда российских компаний — такие обязательства существенно снизились – на 188 млрд долл. США, или на 30% (рис. 3.4).

Рис. 3.4.Объем внешнего корпоративного долга в иностранной валюте

 

В структуре общих долгов нефтегазовых компаний России доминируют валютные долги (рис. 3.5)

К сравнительно простым, так называемым стандартным, методам управления государственным долгом относятся следующие:

    • рефинансирование долга — выпуск новых облигационных займов и привлечение кредитов в целях погашения и обслуживания действующих долговых обязательств;

    • пролонгация (отсрочка) долга — перенесение сроков погашения и обслуживания действующих долговых обязательств;

    • конверсия долга — обмен долговых обязательств в целях погашения долга, в результате чего изменяется размер дохода, выплачиваемого кредитору;

 

Рис.3.5. Доля валютного долга в структуре долга нефтегазовых компаний

Источник: данные отчетности компаний по МСФО

 

    • консолидация долга — объединение нескольких ранее выпущенных займов в одном новом займе;

    • аннулирование долга — отказ от выполнения долговых обязательств полностью или частично;

    • реструктуризация (новация) долга — основанное на соглашении прекращение долговых обязательств с заменой их новыми долговыми обязательствами с другими условиями погашения и обслуживания.

К нестандартным методам управления государственным долгом, получившим широкое применение в мировой практике, относятся: выкуп долга, обмен долга («своповые» операции).

Как стандартные, так и нестандартные методы управления долговыми обязательствами обладают определенными достоинствами и недостатками для заемщика (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Достоинства и недостатки методов управления государственным долгом

Метод Достоинства для заемщика

Недостатки для заемщика

Стандартные методы

Рефинансиро­вание Замещение бюджетных источ­ников погашения и обслужива­ние долга на новые заимство­вания

Накопление долга;

образование пиковых долговых платежей;

рост долговой нагрузки на бюджет

Пролонгация (отсрочка) Экономия бюджетных средств

Накопление долга;

образование пиковых долговых платежей;

рост долговой нагрузки на бюджет

Конверсия Обеспечение замещения долга менее обременитель­ными видами обязательств; повышение доверия к надежности заемщика со сто­роны кредитора в случае увели­чения процентного дохода

Уменьшение доверия

к долговым обязательствам заемщика со стороны кре­дитора в случае снижения процентного дохода;

возможность потери части государственной соб­ственности

Консолидация Равномерное распределение долговой нагрузки на бюджет

Замещение бюджетных источников погашения и обслуживания долга на новые заимствования

Унификация Изменение доходности и сроков погашения долга; равномерное распределение долговой нагрузки на бюджет

Экономия бюджетных средств

Аннулирование Экономия бюджетных средств

Обеспечение замещения долга менее обременитель­ными видами обязательств;

повышение доверия к надежности заемщика

со стороны кредитора в слу­чае увеличения процент­ного дохода;

    * возможность привлече­ния в экономику существен­ных инвестиций  
Реструктуризация Повышение возможности выполнения долговых обяза­тельств; возможность частичного списания (сокращения) долга Удорожание стоимости обслуживания долговых обязательств  

Нестандартные методы

 
Выкуп Сокращение долга; увеличение емкости и лик­видности рынка; снижение рисков и эконо­мия на расходах на выплату процентов Увеличение издержек в слу­чае выкупа долга по цепе, превышающей номиналь­ную стоимость  

 

Одна из главных угроз финансовой безопасности России — рост ее совокупного внешнего долга. С 1990 г. главным драйвером роста внешнего долга было государство.

Внешний долг России – это облигации, номинированные, как правило, в иностранной валюте, хотя у России есть несколько выпусков бондов, рассчитанных на иностранных покупателей, но при этом выпускались они в рублях.

Покупают такие облигации в основном инвесторы – нерезиденты.

Однако Палата представителей США приняла в июне 2019 г. поправку к оборонному бюджету на 2020 год, в который включила запрет для американцев проводить какие-либо сделки с российским госдолгом.

Структура внешнего долга российских государственных компаний относительно прозрачна, так как основная его часть — публичный долг в форме облигаций и официально публикуемых данных о полученных этими компаниями кредитах.

Так, в среднем 3/4 внешней задолженности государственного небанковского сектора приходится всего на четыре компании: «Газпром», «Роснефть», «Транснефть» и РЖД.

В отличие от государственного корпоративного сектора, внешняя задолженность частного сектора сильно запутана и неоднозначна, что связано с крайней непрозрачностью внутрикорпоративных финансовых потоков, поступающих из иностранных (в основном офшорных) юрисдикций.

По расчетам специалистов по внешнекорпоративным долгам, почти 60% общей внешней задолженности частного сектора привлечено от компаний, связанных с акционерами российских компаний, т.е. это долги «самим себе», «…эти кредиты не полностью представляют реальные деньги, привлеченные в Россию. Значительная часть этого долга (как минимум его рублевая часть) могла быть создана искусственно, в том числе для целей налоговой оптимизации квазидивидендных выплат»[32]. Статья 269 НК РФ разрешает относить на расходы процентные платежи по привлеченным кредитам в рублях.

Таким образом, большая доля зарубежной задолженности нефинансового сектора фиктивна, поскольку реально привлекается не для целей инвестирования, а для целей налоговой оптимизации. В результате получаемые акционерами компаний дивиденды выступают в форме выплаты процентов по кредитам и уменьшают налогооблагаемую прибыль в России. А иностранные займы в рублях позволяют еще и экономить на налогах.

Несмотря на то что на 1 июля 2019 года объем долга РФ составил $482,4 млрд, а с начала года он увеличился на 6,1%, или на $27,7 млрд., она в то же время списала накопившиеся перед ней в 2000—2017 гг. долги зарубежных стран в размере 141,75 млрд долл., (табл. 3.4).

    Таблица 3.4

Наиболее крупные списания долгов Россией зарубежным странам в 2000—2017 гг., млрд долл.

Год списания Сумма списания, млрд долл. Государство
2000 9,53 Вьетнам

2001

3,8 Эфиопия
0,6 Замбия

2003

11,1 Монголия
056 Лаос

2004

054 Никарагуа
9,65 Ирак

2005

9,78 Сирия
1,1 Эфиопия
2,2 Группа африканских стран
2006 4.7 Алжир

2007

11,1 Афганистан
11,3 Группа Африканских стран
2003 12 Ирак

2003

12 Ирак
4,5 Ливия

2010

0,89 Афганистан
0,18 Монголия
2012 11 Каир
20В 0,5 Киргизия
2014 35,2 Куба
2015 058 Мадагаскар

2016

0,17 Монголия
0,87 Узбекистан
2017 0,2 Киргизия
Итого 141,75  

 



2019-10-11 380 Обсуждений (0)
Внешний долг корпоративного сектора экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Внешний долг корпоративного сектора экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (380)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)