Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 13. Международное гуманитарное право



2019-11-13 924 Обсуждений (0)
Раздел 13. Международное гуманитарное право 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Методические рекомендации по освоению темы

 

При изучении международного гуманитарного права важно понять, его отличие от международного регулирования прав человека. Во-первых, эти нормы различаются по времени действия. Во-вторых, они имеют разные цели правового регулирования. В-третьих, различные источники.

Основу международного гуманитарного права составляют нормы, закрепленные в Гаагских и Женевских конвенциях. Пожалуй, можно особо выделить именно Женевские конвенции 1949 года, где нашел воплощение принцип гуманизации войны. Поэтому освоение темы без изучения Женевских конвенций 1949 года и протоколов к ним не возможно.

Одной из проблем современного гуманитарного права является понятие войны (вооруженного конфликта). Когда речь идет о противостоянии нескольких государств – это не вызывает сомнений. Но остается не ясным вопрос, когда применение силы внутри государства (например, для борьбы с вооруженной оппозицией) становится внутренним вооруженным конфликтом, в котором есть воюющие стороны. Признание такого конфликта в качестве подпадающего под регулирование международным гуманитарным правом наталкивается на ряд политических возражений со стороны государств.

Кроме того, значительно изменился характер применения международных вооруженных сил по решению Совета Безопасности ООН. Если ранее эти силы можно было назвать миротворческими, то события в Ираке и Афганистане позволяют говорить о том, что в настоящее время они выступают в качестве самостоятельной воюющей стороны. Подобное использование международных вооруженных сил ставить новые проблемы перед международным гуманитарным правом.

Гуманизация войны достигается в международном гуманитарном праве различные способами. Наиболее значимые – ограничение воюющих в выборе средств и методов ведения войны и наличие гарантированного международными договорами статуса для разных категорий участников и жертв вооруженных конфликтов.

При изучении средств ведения войны, важно четко представлять, что означает запрет, а что означает ограничение использования того или иного вида оружия. Также важно понять, что означают критерии допустимости оружия. Однако практика показывает, что дальнейшее ограничение в выборе вооружений идет только по пути конвенционного запрета. Более того, совершенствование оружия, к сожалению, не всегда происходит с учетом критериев международного гуманитарного права.

В вооруженном конфликте лица, отнесенные к той или иной категории, имеют разный статус. Важно видеть отличия комбатантов от некомбатантов, а также особое положение наемников. Мирные жители, пользующиеся защитой международного права, не должны вмешиваться в ход вооруженного конфликта.

Мирное гражданское население не случайно пользуется особой защитой международного права. Во время любого вооруженного конфликта, даже если в ходе него исполняются все международные обязательства, мирное население страдает. Появляются беженцы, после окончания войны многие территории оказываются непригодны для проживания. Не меньшее значение во время войны имеет и охрана имущества мирного населения, а также культурных ценностей. К сожалению, предложенный международным правом механизм защиты культурных ценностей во время войны нельзя признать совершенным.

Современное гуманитарное право, возможно, не было бы таковым, если бы не деятельность одной из международных неправительственных организаций – Международного Комитета Красного Креста. Изучение международного гуманитарного права предполагает ознакомление и со статусом этой организации. В отличие от многих неправительственных организаций, МККК имеет особый статус, его лица и имущество пользуются неприкосновенностью, а его символика стала международной и находится под охраной. Можно рекомендовать узнать больше о деятельности МККК в современном мире, посетив сайт этой организации (www.icrc.org).

Одной из главных проблем современного гуманитарного права является поиск способов обеспечения его эффективности. Возможно, изучающие сами могут предложить новые способы.

 

План семинарского занятия

 

1. Международно-правовые ограничения средств и методов ведения вооруженных конфликтов.

2. Статус участников вооруженного конфликта, режим военного плена.

3. Защита раненых, больных, гражданского населения и гражданских объектов.

4. Деятельность международных организаций по реализации международного гуманитарного права.

 

Основные термины

Аннексия, блокада, вероломство, война, вооруженный конфликт международного характера, вооруженный конфликт немеждународного характера, доброволец, законы и обычаи войны, интернирование, капитуляция, комбатант, наемник, нейтралитет, некомбатант, партизаны, перемирие, право Гааги, право Женевы, разведчик, реквизиция, оккупация, театр войны, ультиматум, шпион.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое международное гуманитарное право как отрасль современного международного права?

2. Что такое «право Гааги» и «право Женевы»?

3. На каких принципах основывается международное гуманитарное право?

4. Какое определение можно дать вооруженному конфликту? На какие виды можно разделить вооруженные конфликты?

5. Что означает правомерное начало войны?

6. Каковы основные юридические последствия начала международного вооруженного конфликта?

7. Что такое театр войны и театр военных действий?

8. Какие основные виды прекращения военных действий существуют?

9. Какие критерии допустимости средств ведения войны выработало международное право? Какие виды из незапрещенных для использования вооружений не соответствуют этим критериям?

10. Какие виды вооружений запрещено использовать и почему?

11. Какие виды вооружений ограничены в использовании? В чем состоят эти ограничения?

12. Какие методы ведения вооруженных конфликтов запрещено использовать?

13. Каковы признаки комбатантов? Кого относят к комбатантам и некомбатантам?

14. В чем состоит режим военного плена?

15. В чем отличие статуса наемников от добровольцев?

16. Каковы обязанности воюющих стороны по отношению к мирному населению? Что такое режим оккупации?

17. В чем состоит статус раненых и больных?

18. Какой статус предоставлен международным правом Международному Комитету Красного Креста?

19. Каковы обязанности воюющих сторон в отношении гражданских объектов и культурных ценностей?

20. Какие международные договоры предусматривают защиту культурных ценностей? Какие средства они предлагают использовать?

 

Рекомендованная литература

 

III конвенция об открытии военных действий 1907 года // СПС «Консультант-Плюс».

IV конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года // СПС «Консультант-Плюс».

V конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 года // СПС «Консультант-Плюс».

VI конвенция о положении неприятельских торговых судов при начале военных действий 1907 года // СПС «Консультант-Плюс».

VII конвенция об обращении торговых судов в суда военные 1907 года // СПС «Консультант-Плюс».

VIII конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин 1907 года // СПС «Консультант-Плюс».

IX конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны 1907 года // СПС «Консультант-Плюс».

Х конвенция о применении к морской войне начал женевской конвенции 1907 года // СПС «Консультант-Плюс».

XI конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне 1907 года // СПС «Консультант-Плюс».

XIII конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны 1907 года // СПС «Консультант-Плюс».

Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года // Действующее международное право: в 3 т. / сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 2. - М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С

Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на окружающую природную среду 1976 года // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIV. М., 1980.

Конвенция ООН о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия 1980 года // Ведомости Верховного Совета СССР. 1984. № 3.

Конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 года // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 2. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 года // Бюлл. междунар. договоров. 1998. № 4.

Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении 1997 года // СПС «Консультант-Плюс».

Статут Международного уголовного суда 1998 года // СПС «Консультант-Плюс».

Соглашение между государствами-участниками Содружества Независимых Государств в отношении химического оружия от 15.05.1992 г. // Бюлл. междунар. договоров. 2000. № 7.

Соглашение о совместных мерах по предупреждению и предотвращению блокады от 24.09.1993 г. // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1993. № 4.

Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов от 24.09.1993 г. // Действующее международное право: в 3 т. / сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997.

Приказ Минобороны РФ от 8.08.2001 г. № 360 «О мерах по соблюдению норм международного гуманитарного права в Вооруженных Силах РФ» // СПС «Консультант-Плюс».

Наставление по международному гуманитарному праву для вооруженных сил Российской Федерации: утв. Приказом Минобороны РФ от 8.08.2001 г. № 360 // СПС «Консультант-Плюс».

Алешин, В. В. Правовое регулирование вооруженного конфликта не международного характера / В.В. Алешин // Москов. журн. междунар. права. 1998. № 2.

Алешин, В. В. Режим военного плена / В.В. Алешин // Москов. журн. междунар. права. 1999. № 2.

Батырь, В.А. Международно-правовая регламентация применения средств ведения вооруженной борьбы в международных вооруженных конфликтах / В.А. Батырь //Государство и право. 2001. № 10.

Бухмин, С.В. Некоторые проблемы применения международно-правовых норм в случае вооруженного конфликта немеждународного характера / С.В. Бухмин // Российский ежегодник международного права. 2001. Специальный выпуск. С-Пб.: Социально-коммерческая фирма «Россия – Нева», 2002.

Буше-Сольнье, Ф. Практический словарь гуманитарного права / Ф. Буше-Сольнье. М.: МККК, 2004.

Гассер, Х.-П. Международное гуманитарное право /             Х.‑П. Гассер. М.: МККК, 1994.

Григорьев, А. Г. Международное право в период вооруженных конфликтов / А.Г. Григорьев. М.: Воениздат, 1992.

Давид, Э. Принципы права вооруженных конфликтов: Курс лекций юридического факультета Открытого Брюссельского университета / Э. Давид. М.: МККК, 2000.

Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним. М.: МККК, 2001.

Калугин, В.Ю. Пресечение нарушений в механизме имплементации международного гуманитарного права / В.Ю. Калугин. Минск: Тесей, 2004.

Котляров, И.И. Международное гуманитарное право / И.И. Котляров. М.: Издательство «Юрлитинформ», 2003.

Котляров, И.И. Международное право и вооруженные конфликты. Монография. /И.И. Котляров. М.: Московский университет МВД России, 2003.

Кукушкина, А. В. Действие норм международного права в период вооруженных конфликтов / А.В. Кукушкина // Государство и право. 1994. № 1.

Малинин, С.А. Некоторые дискуссионные вопросы международного гуманитарного права вооруженных конфликтов / С.А. Малинин // Российский ежегодник международного права. Специальный выпуск. СПб, 2001.

Пикте, Ж. Развитие и принципы Международного гуманитарного права: Курс, прочитанный в июле 1982 г. Жаном Пикте в Страсбургском университете в рамках информационной сессии, организованной Международным институтом прав человека / Ж. Пикте. М.: МККК, 1993.

Пустогаров, В. В. Международное гуманитарное право / В.В. Пустогаров. - М.: Институт государства и права РАН, 1997.

Саунина, Е. В. Сфера действия правовых ограничений при ведении боевых действий немеждународного характера / Е.В. Саунина //Москов. журн. междунар. права. 1999. № 3.

Смыслов, Б.А. Имплементация норм международного гуманитарного права в военное законодательство РФ и в систему военного образования / Б.А. Смыслов // Российский ежегодник международного права. 2001. Специальный выпуск. С-Пб.: Социально-коммерческая фирма «Россия – Нева», 2002.

Трибунский, А. В. Защита гражданского населения во время вооруженных конфликтов / А.В. Трибунский // Москов. журн. междунар. права. 1998. №1.

Тузмухамедов, Б. Имплементация международного гуманитарного права в Российской Федерации / Б. Тузмухамедов // Международный журнал Красного Креста 2003: сб. статей. М.: МККК, 2004.

Тузмухамедов, Б. Р. Контртеррористическая операция на Северном Кавказе и международное гуманитарное право: Подходы к проблеме /Б. Р. Тузмухамедов //Российский ежегодник международного права, 2000. Специальный выпуск. - СПб.: СКФ «Россия–Нева», 2000.

Тузмухамедов, Б.Р. Применимость международного гуманитарного права в условиях военных операций ООН в пользу мира / Б.Р. Тузмухамедов // Российский ежегодник международного права. 2001. Специальный выпуск. С-Пб.: Социально-коммерческая фирма «Россия – Нева», 2002.

Хасан, М. Защита медицинского персонала в условиях вооруженных конфликтов / М. Хасан // Москов. журн. междунар. права. 1999. № 3.

 

Задания

 

Задание 1.

 

Подготовьте обоснование необходимости универсального запрета использования следующих видов оружия:

- противопехотные мины;

- кассетные боеприпасы.

 

Задание 2.

 

Охарактеризуйте международно-правовой статус Международного Комитета Красного Креста. Занимает ли МККК то же положение, что и остальные неправительственные международные организации? Можно ли назвать МККК межправительственной организацией?

 

Задание 3.

 

Выявите основные причины неэффективности международного гуманитарного права. Какие мероприятия следует провести на международном и внутригосударственном уровне для повышения его эффективности?

 

 

Задачи

 

Задача 1.

 

В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН на территории Ирака началась военная операция. Контингент вооруженных сил, состоящий из военнослужащих различных государств, вошел на территорию Ирака и встретил сопротивление правительственных войск. На их стороне в вооруженное столкновение вступили также и мирные жители. В результате на территории Ирака до сих пор происходят вооруженные столкновения.

Можно ли сделать вывод о наличии на территории Ирака вооруженного конфликта? К какому виду его можно отнести? Могут ли международные вооруженные силы на территории Ирака иметь статус воюющей стороны? Применяются ли в данной ситуации Женевские конвенции 1949 года?

 

Задача 2.

 

В 2004 году в средствах массовой информации были распространены материалы о пытках в отношении иракских военнослужащих, помещенных в тюрьму «Абу-Грейб» под Багдадом. В пытках обвинялись американские и британские военнослужащие.

Может ли данная ситуация стать предметом разбирательства в Международном уголовном суде?

 

Задача 3.

 

В 1999 году РФ начала на территории Чечни контртеррористическую операцию. На территорию республики были стянуты вооруженные силы. Они вступили в столкновение с незаконными вооруженными формированиями, рассматривавшимися правительством Республики Ичкерия как собственные вооруженные силы. Первоначально руководство операцией осуществляла ФСБ. В средствах массовой информации эти события получили название «Вторая чеченская кампания», т.е. воспринимались по сути как вооруженный конфликт.

Можно ли квалифицировать контртеррористическую операцию в Чечне как внутренний вооруженный конфликт? Как следует воспринимать использование российскими государственными деятелями в высказываниях по поводу этой операции термина «война»? Применяется ли к этой операции международное гуманитарное право? Могут ли быть привлечены члены неправительственных вооруженных формирований в Чечне к ответственности за сопротивление российским вооруженным силам в ходе этой операции?

 

Задача 4.

 

На территорию государства А вторглись войска государства Б. Местное население оказало сопротивление этим войскам. Стихийно возникло народное ополчение, в которое вошли мужчины и женщины – граждане государства А. Лидеры государства А неоднократно обращались к населению с призывами вступать в ополчение всем, кто может держать в руках оружие. В результате среди ополченцев оказались 14-летние подростки, которые воевали наравне со взрослыми. После окончания вооруженного конфликта государство Б обвинило государство А в нарушении Женевских конвенций 1949 года. В частности в том, что государство привлекало в качестве комбатантов несовершеннолетних.

Существуют ли возрастные ограничения на участие в вооруженном конфликте? Может ли мирное население оказывать сопротивление оккупационным войскам? Нарушены ли в данном случае нормы международного гуманитарного права?

 

Задача 5.

 

На территории одного из африканских государств иногда возникают столкновения правительственных войск с вооруженными силами оппозиции. Боевики вооруженной оппозиции нападают на военные базы, заводы, захватывают в заложники как военнослужащих, так и мирных жителей, в том числе иностранцев. В качестве условий освобождения заложников они всегда выдвигают политические требования.

Происходит ли на территории этого государства вооруженный конфликт? Имеет ли оппозиция статус воюющей стороны? Связана ли она нормами международного гуманитарного права?

 

Задача 6.

 

Во время внутреннего вооруженного конфликта в государстве А командование одной из воюющих сторон приняло решение об эвакуации картинной галереи, собрание экспонатов которой имеет большую художественную и историческую ценность для народа этого государства. Операцию по эвакуации была поручена генералу Р. Он вместе с отрядом вооруженных людей вывез картины на территорию государства В, где не идет война и спрятал в одном из населенных пунктов.. По окончании войны генерал Р. вернулся и забрал картины, однако был задержан при попытке вывезти их с таможенной территории государства В. Картины были конфискованы. Правительство государства А обратилось к государству В с требованием передать картины, но получило отказ.

Регулирует ли международное гуманитарное право охрану культурных ценностей? Какие международные договоры в данном случае можно применить? Правомерны ли действия воюющей стороны и генерала Р.? Правомерно ли требование государства А? Должно ли государство В вернуть картины?

 

Задача 7.

 

На территории государства В располагался вооруженный контингент государства А в составе 2 тыс. человек. После смены правительства в государстве А было принято решение расформировать зарубежный контингент, а военнослужащих уволить. Государство В предложило военнослужащим этого контингента поступить на службу в вооруженные силы этого государства. Было создано специальное подразделение в составе 1,5 тыс. человек, которое стало именоваться Гвардией Президента. С военнослужащими Гвардии были заключены пятилетние контракты, в которых с учетом их образования и опыта было назначено более высокое содержание по сравнению с остальными военнослужащими вооруженных сил государства В. Ни один из гвардейцев не получил гражданства государства В, поскольку после окончания контрактов они собирались вернуться в государство А. На территории государства В начался внутренний вооруженный конфликт. На стороне правительственных войск вступила в конфликт и Гвардия Президента. Оппозиция назвала их наемниками и потребовала от них выйти из конфликта под угрозой привлечения к международной уголовной ответственности.

Что такое наемничество? Являются ли военнослужащие Гвардии Президента наемниками? Могут ли они быть привлечены в международной уголовной ответственности? Если государства А и В ратифицировали Статут Международного уголовного суда, может ли это дело быть рассмотрено им?

 

 




2019-11-13 924 Обсуждений (0)
Раздел 13. Международное гуманитарное право 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 13. Международное гуманитарное право

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (924)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)