Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 10. Право международной безопасности



2019-11-13 1490 Обсуждений (0)
Раздел 10. Право международной безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Методические рекомендации по освоению темы

 

При изучении данной темы важно помнить, что право международной безопасности обеспечивает поддержание современного международного правопорядка и основывается на принципах международного права. Но вместе с тем в обеспечении международной безопасности задействованы и политические инструменты. В силу этого движение международного сообщества в сторону укрепления международного мира и безопасности можно назвать поступательным, основанным на многих взаимных уступках. Со стороны даже может показаться, что оно настолько неспешно, что и назвать какие-либо достижения, значительно изменившие мир, нельзя. Но это не так. Особенностью развития права международной безопасности и является принятие постепенных ограничений. Однако порой происходит и обратный процесс – в ответ на поведение других держав государства снимают с себя обязательства (например, отношения РФ – США по исполнению договоров по ПРО и СНВ-2).

Современная международная безопасность базируется на всеобъемлющей концепции и носит универсальный характер, а не затрагивает интересы только небольшого числа государств. Но, пожалуй, самым главным в концепции всеобъемлющей безопасности является изменившийся подход к угрозам и выдвижение на первое место в качестве цели безопасности не интересов конкретного государства или группы государств, а интересов человека. При изучении концепции всеобъемлющей безопасности очень важно понять значение «человеческого измерения» и новые подходы к пониманию поведения государства, нарушающего международный мир и безопасность.

В праве международной безопасности есть два важных направления развития международных отношений и международного регулирования – разоружение и укрепление коллективной безопасности.

В первом направлении реализация концепции всеобъемлющей безопасности идет в соответствии с программами частичного разоружения. Это разоружение носит взаимообусловленный характер. Наибольшую проблему для современного мира составляет ядерное оружие, поскольку государства не готовы полностью отказаться от него, хотя и согласны с тем, что это оружие относится к оружию массового поражения и не может быть использовано. Ядерные потенциалы государств играют важную политическую роль.

Однако не меньшее значение имеет и разоружение в отношении так называемых обычных средств вооружений. Здесь важно увидеть связь права международной безопасности с международным гуманитарным правом, с одной стороны, а, с другой, понять различия в предмете регулирования. Право международной безопасности, в первую очередь, ставит своей целью уменьшение количества вооружений и постепенный отказ от некоторых видов. Международное гуманитарное право стремится сделать использование оружия более гуманным.

Коллективная безопасность, в первую очередь, делает подконтрольным применение силы государствами, а, кроме того, позволяет перевести возможные вооруженные противостояния в политическую плоскость и применять при разрешении споров мирные средства. При изучении этой части права международной безопасности важно понимать, что региональные организации коллективной безопасности должны дополнять деятельность Совета Безопасности ООН, но не противостоять ему. Организации коллективной безопасности также способствуют реализации принципа равной безопасности, поскольку обеспечивают одинаковой вооруженной защитой даже те государства, которые не имеют достаточных средств. Не следует воспринимать современные организации коллективной безопасности как противостоящие друг другу военные союзы. Можно рекомендовать изучить уставы региональных организаций коллективной безопасности и выявить основные направления их деятельности и влияние этой деятельности на поддержание безопасности во всем мире.

 

План семинарского занятия

 

1. Понятие международной безопасности. Всеобъемлющий подход к международной безопасности.

2. Правовое регулирование разоружения и сокращения вооружений.

3. Коллективная безопасность. Международные организации коллективной безопасности.

 

Основные термины

 

Безъядерная зона, демилитаризация, кол­лективная безопасность, концепция всеобъемлющей безопасности, международная безопасность, разоружение, человеческое изме­рение международной безопасности.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Что такое международная безопасность?

2. В чем состоят особенности концепции всеобъемлющей безопасности?

3. На каких специальных принципах основана международная безопасность?

4. Какими средствами поддерживается международная безопасность?

5. Что такое разоружение? Какие направления и программы разоружения можно выделить?

6. Какие меры в области ликвидации оружия массового поражения предусматривает международное право?

7. В чем состоит проблема ядерного разоружения? Какие меры в этой области предусматривает международное право?

8. Какие меры в области ракетного разоружения применяются?

9. Что представляет собой сокращение стратегических вооружений на современном этапе?

10. Что такое коллективная безопасность?

11. В чем состоит особенность универсальной системы коллективной безопасности? Какова при этом роль Совета Безопасности ООН?

12. Какие региональные системы коллективной безопасности существуют?

13. В чем состоят основные направления деятельности НАТО? Какова структура этой организации?

14. Как строятся взаимоотношения России с НАТО?

15. Какова роль ОБСЕ в обеспечении региональной безопасности?

16. Каковы основные направления деятельности ОДКБ?

17. Какова роль России в обеспечении безопасности на постсоветском пространстве?

 

Рекомендованная литература

 

Устав Организации Объединенных Наций // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 1. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в
космическом пространстве и под водой 1963 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 2. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 2. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 2. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического оружия и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 2. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 13 января 1993 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 2. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 2. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г. (Договор Тлателолко) // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 2. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Договор о безъядерной зоне южной части Тихого океана 1985 г. (Договор Раратонга) // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 2. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 2. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе 1975 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 1. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Парижская хартия для новой Европы 1990 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 1. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Пражский документ о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ 1992 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 1. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Декларация Будапешской встречи на высшем уровне 1994 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 2. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Хартия европейской безопасности 1999 г. // Независимая газета. 1999. 23 нояб.

Североатлантический договор 1949 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 2. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Римская декларация сессии Совета НАТО о мире и сотрудничестве 1991 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 2. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Договор о коллективной безопасности 1992 г. // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1993. №5. С. 9-11.

Соглашение об утверждении Положения о Совете коллективной безопасности 1992 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2. М.: БЕК, 1996.

Соглашение о системе противовоздушной обороны 1992 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2. М.: БЕК, 1996.

Соглашение о Группах военных наблюдателей и Коллективных Силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств 1992 г. // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1992. № 1.

Концепция коллективной безопасности государств — участников Договора о коллективной безопасности 1995 г. // Бюл. междунар. договоров. 1995. № 10.

Соглашение о статусе формирований сил и средств систем коллективной безопасности 2000 г. // Бюл. междунар. договоров. 2002. № 5.

Устав Организации Договора о коллективной безопасности // www.dkb.gov.ru

Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. с Протоколом 1974 г.// Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 2. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 2. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Договор между СССР и США об ограничении стратегических наступа­тельных вооружений 1979 г. с Протоколом 1979 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 2. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегиче­ских наступательных вооружений 1991 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 2. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Аме­рики о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступатель­ных вооружений 1993 г. // Рос. газета. 1993. 5 янв.

Декларация об укреплении международной безопасности 1970 г.// Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 2. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Определение агрессии. Резолюция, принятая 29-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 14 ноября 1974 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 2. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Декларация об установлении фактов ООН в области поддержания международного мира и безопасности 1991 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2. М.: БЕК, 1996.

Декларация о совершенствовании сотрудничества между Организацией Объединенных Наций и региональными соглашениями или органами в облас­ти поддержания международного мира и безопасности 1994 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 2. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Декларация по случаю пятидесятой годовщины ООН 1995 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 2. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г. // Рос. газета. 1995. 30 июня.

Алешин, В. В. Понятие и противоправность наемничества / В.В. Алешин // Москов. журн. междунар. права. 1998. № 3.

Батршин, Р. Р. Санкции Совета Безопасности ООН и проблемы их применения /Р. Р. Батршин //Российская юстиция. 2005. № 4.

Бордюжа, Н. Н. 15 лет Договора о коллективной безопасности /Н. Н. Бордюжа // Юридический мир. 2007. № 5.

Всеобъемлющая система международной безопасности и международное право /Академия наук СССР. Институт государства и права. Научный совет "Закономерности развития государства, управления и права" ; Ред. кол.: В. С. Верещетин (отв. ред.) и др. М.,1987.

Всеобъемлющая международная безопасность: Международно-правовые принципы и нормы: Справочник /Авт. кол.: Э. Т. Агаев, Т. Г. Аласания, Б. М. Ашавский и др.; Отв. ред. Б. М. Клименко; Дипломатическая академия МИД. - справ. изд. - М. :Междунар. отношения, 1990.

Додонова, С. В. Совет Безопасности ООН и укрепление системы коллективной безопасности /С. В. Додонова //Международное право. 2005. № 3 (23).

Золотухин, Г.А. Правовые источники участия вооруженных сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира в Содружестве независимых государств / Г.А. Золотухин // Москов. журн. междунар. права. 2000. № 2.

Малинин, С.А. Правовые вопросы Договора о нераспространении ядерного оружия / С.А. Малинин // Правоведение. 1969. № 1.

Малинин, С.А. Человеческое измерение как обязательный компонент всеобъемлющего подхода к международной безопасности / С.А. Малинин // Правоведение. 1994. № 3.

Международная безопасность и разоружение. М.: Наука, 1994.

Мохаммад Тахир. Правовые проблемы коллективной безопасности /Мохаммад Тахир; Санкт-Петербургский государственный университет. науч. изд. СПб. :Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2004.

Пряхин, В.Ф. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и проблемы Центральной Азии / В.Ф. Пряхин // Москов. журн. междунар. права. 2000. № 2.

Рахманов, А.Р. Международно-правовые аспекты всеобъемлющей безопасности / А.Р. Рахманов // Государство и право. 2003. № 2.

Романов, В. П. Стратегическая стабильность на рубеже веков и ее договорно-правовое обеспечение / В.П. Романов // Москов. журн. междунар. права. 1999. № 3.

Тузмухамедов, Б. Р. К вопросу об упреждении силой /Б. Р. Тузмухамедов //Московский журнал международного права. 2006. № 1.

Тузмухамедов, Б. Р. Некоторые правовые проблемы операций по поддержанию мира / Б.Р. Тузмухамедов // Москов. журн. междунар. права. 1999. № 1.

Тузмухамедов, Б. Р. Правовые основы проведения операций по поддержанию мира в содружестве независимых государств / Б.Р. Тузмухамедов // Москов. журн. междунар. права. 2000. № 2.

Тузмухамедов, Б. Р. Российское законодательство об участии в операциях по поддержанию мира: Нормы и практика применения /Б. Р. Тузмухамедов //Государство и право. 2006. № 6.

 

Задания

 

Задание 1.

 

Определите угрозы международной безопасности в соответствии с концепцией всеобъемлющей безопасности. Какое место в этой концепции занимает «человеческое измерение» и что это означает?

 

Задание 2.

 

Сформулируйте аргументированную позицию по следующей проблеме: «Ядерное оружие – средство поддержания международной безопасности или угроза?».

 

Задание 3.

 

Перечислите основные достижения международного права в области разоружения. Можно ли сделать вывод о том, что программы частичного разоружения приводят не к сокращению военных потенциалов, а к совершенствованию вооружений? Как совершенствование вооружений согласуется с принципом разоружения?

 

Задачи

 

Задача 1.

 

С исчезновением Организации Варшавского договора Организация Североатлантического договора оказалась перед выбором новых целей деятельности. Может ли НАТО стать универсальной организацией международной безопасности? Может ли быть расширена деятельность НАТО путем включения в ее компетенцию элементов сотрудничества в борьбе с преступностью (терроризм, производство и распространение наркотиков и т.д.)?

 

Задача 2.

 

В 2006 году КНДР заявила о проведении испытаний ядерного оружия – подземного ядерного взрыва. Некоторые государства скептически отнеслись к этому заявлению, поскольку посчитали, что у КНДР нет такой возможности. Тем не менее, в районе предполагаемых испытаний действительно были зафиксированы подземные толчки, возможно вызванные ядерным взрывом. Международное сообщество осудило действия КНДР. Ряд государств ввели санкции в отношении нее.

Представляет ли деятельность КНДР угрозу международной безопасности? Могут ли государства применять санкции в отношении КНДР? Что в данном случае может предпринять Совет Безопасности ООН?

 

Задача 3.

 

Президент Боливии Эво Моралес неоднократно выступал в поддержку культивирования коки на территории государства. Листья коки служат сырьем для производства кокаина, значительная часть которого распространяется на территории США. Правительство США неоднократно призывало Боливию прекратить поддержку выращивания населением этого растения. В свою очередь боливийские власти обращали внимание на то, что листья коки пригодны не только для производства наркотика, но и матэ, вина, сладостей и других пищевых продуктов. Кроме того, выращивание коки является условием выживания для индейцев – коренных народов Боливии. Каждая семья в Боливии может возделывать коку на плантации не более 1,6 га. В 2006 году президент Боливии заявил о начале промышленной обработки коки.

Создает ли Боливия угрозу международной безопасности? Что в данной ситуации может предпринять международное сообщество?

 

Задача 4.

 

Узбекистан (участник ОДКБ) высказался за использование коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона для подавления внутренних мятежей в государствах-участниках.

Создают ли гражданские волнения или начало гражданской войны в государстве угрозу международной безопасности? Можно ли использовать в борьбе с оппозиционными силами объединенные контингенты государств-участников организаций коллективной безопасности? Можно ли это осуществить при отсутствии просьбы государства, где вспыхнул мятеж?

 

Задача 5.

 

На территории европейского государства Б прошли выборы главы государства. Наблюдатели ОБСЕ, присутствовавшие на выборах, сделали заключение о нарушении ряда гарантий демократических выборов, в результате чего поставили в своих выводах под сомнение легитимность их результатов. По этой причине ряд государств призвали к повторному проведению выборов в государстве Б. С приходом к власти нового президента в государстве Б начались репрессии в отношении представителей оппозиции. Некоторые из ее представителей были осуждены за различные преступления. Другие же просто исчезли. Их близкие связывали эти исчезновения с действиями спецслужб государства Б. Также произошло ограничение ряда прав – свободы слова, свободы мирных собраний. ОБСЕ заявила о нарушении в государстве Б фундаментальных прав человека.

Создает ли государство Б угрозу международному миру и безопасности? Что в данной ситуации может предпринять ОБСЕ? Могут ли быть использованы вооруженные силы против государства Б?

 

 




2019-11-13 1490 Обсуждений (0)
Раздел 10. Право международной безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 10. Право международной безопасности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1490)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)